{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Выбираем решение для клиентской поддержки

Практически в любом проекте есть необходимость поддержки клиентов. В зависимости от вашей бизнес-модели, клиентами могут быть как конечные пользователи продукта (b2c), так и ваши партнеры (b2b), через которых вы занимаетесь распространением. Также с ростом компании становится актуальным процесс поддержки внутренних клиентов.

Есть несколько способов организации клиентской поддержки. В зависимости от стадии проекта (идея/mvp/масштабирование) у каждого способа есть свои плюсы и свои минусы. Давайте разберемся.

1. Делаем ручками

Создаем чат в whatsapp/telegram, добавляем в него клиентов и администратора. Клиенты пишут вопросы к обсуждению в чат, а заявки администратору в личку. Пока клиентов столько, что может справляться 1 администратор это вполне рабочий вариант. На этой стадии даже вредно что-то разрабатывать, т.к. вам еще не до конца могут быть понятны процессы поддержки. В таком варианте полезным будет еще отдельный информационный канал в режиме "только чтение" для акцентов на важной информации, т.к. в чатах информационные сообщения легко теряются.

С ростом количества клиентов начнутся теряться сообщения, а также 1 администратор уже перестанет справляться. И если предприниматели в первые X лет только мечтают об отпуске, то администраторы точно захотят отдыхать 2 раза в год. Таким образом появится 2й или даже 3-4-5й администратор.

В этот момент пора начинать автоматизировать первое решение.

2. Собрать MVP без разработки (nocode)

Подключаем whatsapp/telegram к сервису совместной работы (wazzup24, chat2desk, teletype, pact и т.п.). Тем самым получаем возможность нескольким менеджерам работать со всеми обращениями клиентов из единого аккаунта. Появляется возможность подстраховать на время отпуска или организовать посменный график работы и т.п.

Для удобства можно использовать nocode-коннектор (zaiper, albato и т.п.) и выгружать информацию по клиентам и диалогам в гугл-таблицу или airtables. Таким образом без разработки можно организовать простую CRM по работе с клиентскими обращениями, достроив необходимые данные в новых колонках гугл-таблиц или airtables. Также через коннекторы можно организовать автоматические уведомления клиентам по e-mail или в мессенджерах в зависимости от смены статусов по заявкам, например.

3. Готовое решение

3.1. Облачное решение

В настоящий момент на рынке есть готовое облачное решение практически для любой задачи/ниши. Поддержка клиентов - не исключение. Этот вариант будет выгоден, если у вас нет компетенций для организации nocode-решения для себя. Основной минус данного варианта - отсутствие гибкости.

3.2. Коробка и возможные доработки

Для поддержки клиентов есть несколько хороших готовых "коробочных" решений. Для их установки и поддержки понадобится технический специалист, но формат коробочного решения подразумевает, что у вас появляется гибкость. Вы можете скрыть неиспользуемые поля в формах, сделать акценты на более важных для вас элементах интерфейса, доработать логику продукта.

4. Разработать ПО на заказ

Это самый гибкий вариант. На длинном треке, кстати не самый дорогой (если у вас большое количество клиентов и администраторов поддержки). В первый год запуска - стоимость разработки конечно будет в разы превышать стоимость готовых облачных или коробочных решений.

Важно отметить, что в этом варианте вы можете создать пользовательский интерфейс мечты. Это улучшит удовлетворенность от продукта текущих клиентов и добавит преимуществ для вашего отдела продаж.

Приведу рекомендации, которые помогут вам провести разработку на заказ быстро и недорого:

  • Разделите проект на блоки и запускайтесь поэтапно. Чем меньше будет функций в каждом релизе - тем лучше.
  • Сейчас дизайнеры создали большое количество дизайн-систем. Используя готовую дизайн-системы вы в разы ускорите работу над интерфейсом.
  • Распределите задачи между специалистами (проектирование, дизайн, frontend, backend) и начинайте все этапы параллельно.
  • Упрощайте, упрощайте, а потом еще раз упрощайте. Чем меньше в решении будет дополнительных фич, тем лучше.
  • Выбирайте общепризнанные фреймворки для разработки. Это позволит новым разработчикам подключаться к проекту максимально быстро, а также предоставит вам широкий выбор исполнителей/команд.

Также стоит отметить, что готовые коробочные решения бывает труднее доработать, чем сделать свой продукт. Особенно коробки, которые разрабатываются 5+ лет. Начинает их делать один разработчик, потом подключается второй, третий и начинается хаос в коде. А теперь представьте, что все это нужно прочитать, понять и доработать так, чтобы ничего не поломалось.

Как же определиться с выбором?

Если вы на стадии mvp или раньше - я бы посоветовал выбирать между 1м или 2м решением. Готовые решения будут опасны для вас, т.к. вы можете упустить ключевые метрики/процессы по взаимодействию с клиентами, доверившись готовому продукту. А заказная разработка будет слишком дорога.

Если вы на стадии масштабирования - то нужно смотреть какую роль продукт будет играть в вашем бизнесе. Если у вас франшиза или ЦА клиентов требовательна к интерфейсу и сервисным функциям - однозначно заказная разработка.

Если вы организуете поддержку внутренних клиентов или партнеров, то я бы выбирал между готовыми облачными или коробочными решениями.

Спасибо, что дочитали. 😎

Больше пользы - в моем ТГ-канале про разработку цифровых продуктов, маркетинг и продажи в стартапах, а также работу фаундера с командой и самим собой. Т.к. большинство ограничений - в нашей же голове. 🧐

0
34 комментария
Написать комментарий...
Не очень хороший человек

А вы точно доктор? (с)

Без примеров форматов и видов поддержек применительно к каким-либо сферам деятельности тема не раскрыта совершенно.

Примерно так:
- у нас очень богатое меню, есть первое, второе и третье?
- Что на первое и второе?
- У нас есть первое и второе.
- Так что на первое и второе?
- Различные блюда. Что вам?

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Спасибо за комментарий.
Все так, цель публикации - верхнеуровнево познакомить с вариантами реализации систем клиентской поддержки, если уходить в глубину - то на каждый из способов нужен отдельный пост, или даже не один

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

"Верхнеуровнево" это синоним "ничегонепонятно"? Тогда у вас получилось)

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

В комментариях запрос на конкретику, доработаю в следующей публикации конкретные кейсы на примере одной из индустрий.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Читая положительные отзывы под этой статьей меня гложат смутные подозрения, что уже налажен сервис позитивных откликов на публикации и он востребован.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Как и дизлайков / отрицательных, думаю

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Сервис отрицательных отзывов возможно быстрее прогорит, это как надо досадить конкурентам, что бы они вложились в эту тему.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Гусев

актуально, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Рад, что в тему

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Перевозчиков

Считаю, «Зверополис» вообще неисчерпаемый источник обложек, особенно этот ленивец :) Тоже брал его себе для статьи https://vc.ru/services/417205

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Да, этот ленивец быстро стал популярным :-)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Ovcharenko

Хорошая статья. Пишите еще!
Хотелось бы еще конкретных примеров и кейсов.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Спасибо, на кейсы прямо запрос формируется.
Оформлю в следующих публикациях.

Ответить
Развернуть ветку
Daria Starkova

Иллюстрации класс) тема разложена по полочкам, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Савищенко

Классная статья!

Ой у нас как раз был кейс с Skillfactory там прямо блок был про автоматизацию работы поддержки и клиентского сервиса.

https://vc.ru/services/486779-sdelat-komandu-i-processy-effektivnee-vopreki-turbulentnosti-opyt-skillfactory

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Отличное дополнение, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Nikolaev

Прежде чем выбирать решение, следует определиться с очертаниями самого процесса поддержки. Сколько линий, какие каналы общения, какова воронка по линиям, механизмы коммуникации между линиями и т.д. И даже требования по срокам решений влияют на процесс а следовательно и на решение.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Все так, очень многое зависит от индустрии. Попробую в следующей публикации дать кейс для конкретного индустриального домена.

Ответить
Развернуть ветку
Relocode

Актуальная тема. Ждём продолжения

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Спасибо.
Да, есть идея по-подробнее раскрыть один из вариантов.

Ответить
Развернуть ветку
О Де Колоныч

Если будет также структурированно - то это будет шикарно. Ждём.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Постараюсь :-)

Ответить
Развернуть ветку
Julia ZM

Спасибо за статью, очень актуально для меня и понятно и просто написано

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Рад, что актуально. Если в процессе внедрения поддержки будут вопросы - пишите в ЛС, постараюсь помочь найти лучшее решение.

Ответить
Развернуть ветку
Red Birb

Полезно, взял на вооружение!

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Соколов

Лайк за зоотопию

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Это Зверополис. Кто угодно может быть кем угодно.
Т.е. спасибо )

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Храброва

очень полезная статья, актуально 🔥🔥🔥

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Спасибо, рад актуальности.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Петров

Она аж зарегалась от вашей статьи, ну не чудо ли )

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кузьмин

А есть решение, заточенное для помогающих профессий - коуч/психолог?

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фролов
Автор

Я бы посоветовал crm любую и интеграцию с мессенджерами. Это будет достаточно для старта - а там по ходу разберетесь.

Все очень сильно зависит от ваших процессов.

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда