Как стартап внедрил корпоративный мессенджер для общения между сотрудниками
А когда у компании появились первые клиенты — перенес туда всю внешнюю коммуникацию. Рассказываем в кейсе HPC-Park.
Знакомимся с HPC-Park
Ребята с 2019 года занимаются решениями для высокопроизводительных вычислений (HPC). IaaS-платформа для работы с искусственным интеллектом (машинное обучение нейронных сетей), HPC кластеры, ИТ-интеграция и вообще все, что связано с суперкомпьютерами и большими данными – это к ним. Ниже объяснили, почему компания вообще делает то, что делает:
Получилось успешно – платформу сделали своими силами и в 2021 году выкатили релизную версию. По сути, ребята предоставляют контейнеры с популярными фреймворками для машинного обучения: PyTorch, TensorFlow с передовыми ускорителями вычислений. Интересный факт – аппаратная часть платформы заняла 22 место в рейтинге суперкомпьютеров СНГ.
Почему решили устанавливать корпоративный мессенджер
Когда компания два года назад выбирала корпоративный продукт, в приоритете была внутренняя коммуникация. На рынок в то время стартап еще не вышел и с клиентами не общался. Поэтому в первую очередь закрывали задачу взаимодействия сотрудников.
Что было важно в начале проекта:
1. Перейти на одну платформу вместо зоопарка сервисов.
До перехода на чисто корпоративный продукт сотрудники совещались в Zoom и общались в чатах WhatsApp или Telegram. Zoom всем нравился, и компания оформила подписку. В переписке же единого стандарта не было – сотрудники пользовались всеми мессенджерами, к которым привыкли в жизни.
Одна платформа = все чаты собраны в одном месте, а не разбросаны по разным мессенджерам.
2. Убедиться в том, что информация не утечет.
С самого начала работа стартапа предполагает коммерческую тайну. Поэтому очевидно в чатах циркулирует чувствительная информация: технические детали продуктов, финансовые показатели, внутренняя дорожная карта и т.д.
В консьюмерских мессенджерах все это попадает на сервера самого мессенджера. Это небезопасно. А еще сложно контролировать, куда уходят важные документы.
Корпоративный мессенджер = хранение информации на собственных серверах компании, политики доступа к документам и администрирование сотрудников.
3. Не мудрить и выбрать мессенджер, похожий на привычные сервисы.
Чем больше корпоративная платформа похожа на WhatsApp или Telegram, тем меньше времени сотрудники адаптируются. Компания выбирала мессенджер с набором функций, как в лучших потребительских приложениях.
Почему выбрали именно eXpress
В первую очередь потому, что мессенджер закрывает задачи коммуникации. Внутри есть чаты, звонки и видеоконференции, как в Zoom. UX/UI максимально приближен к WhatsApp и Telegram – сотрудникам компании не пришлось переучиваться и читать километр мануалов.
Вторым по важности вопросом была информационная безопасность и защита данных компании.
Что предложил eXpress:
- Установка платформы на собственных серверах компании. Информация всегда под контролем.
- Все криптоплюшки: end-to-end шифрование, защищенный контейнер приложения. Сообщения и медиа зашифрованы, посторонний человек не может их прочитать или посмотреть.
- Контроль доступа пользователей к определенным файлам. Если сотрудник не бухгалтер и не топ-менеджер, скачать или просмотреть отчет он не сможет.
- Запрет на сохранение и экспорт данных в сторонние приложения. Если документ конфиденциальный, скачать или направить его в другое приложение невозможно.
- Режим повышенной конфиденциальности – аналог знакомых секретных чатов.
А еще компании два года назад понравилась бот-платформа eXpress. Через ботов сотрудники согласовывали документы, настраивали переброску уведомлений из почты в мессенджер и решали десятки других задач.
Что изменилось, когда компания вышла на рынок
После того, как на протяжении года мессенджер использовали только для общения внутри, стартап начал активно контактировать с клиентами. Появилась новая задача – коммуникация с внешними пользователями.
Тогда внешнее общение перенесли в eXpress. Как так вышло:
- Часть заказчиков уже использовала мессенджер. Не нужно было танцевать с бубном, чтобы вести клиента от пресейла до технической поддержки готового проекта.
- Некоторым заказчикам HPC-Park устанавливал платформу самостоятельно. Навыки сотрудников позволяли. И мы тоже 😉
- Единицы использовали мессенджер на публичном контуре. Разворачивать eXpress в планы не входило, но установить приложение и зарегистрироваться заказчик не отказывался.
Общаться между разными организациями получилось благодаря Федерации eXpress – единой сети корпоративных серверов. Дополнительные инструменты внедрять не потребовалось, а вся коммуникация проходила в одной корпоративной платформе.
Планы на будущее
Сейчас eXpress перешел в лигу супераппов. Поэтому впереди задачи интеграции с корпоративными системами и разработка встроенных приложений Smart Apps под задачи HPC-Park.
Например:
- Интеграция с Service Desk для технической поддержки клиента 24/7.
- Интеграция с системой электронного документооборота. Чат-боты уступают место более современным товарищам.
- Работа над мессенджинговой частью. Когда писали статью, уже выпустили треды. В процессе реакции, статусы пользователей и куча других плюшек.
В общем, еще много всего интересного. Работаем дальше.
Молодцы, и спасибо что поделились.
Мы в своей внутренней компании используем mattermost. Похож на slack , и цепляется через доменную учетку и Gitlаb
Спасибо за обратную связь
Расскажите, если не секрет, давно развернули маттермост? И какие функции/особенности для вашей команды ключевые?
Год назад админы развернули вместо местного spark (аська как две капли).
Вероятно мы юзаем не весь патенциал, но:
Групповые чаты по проектам.
Каналы по направлению деятельности.
Обмен файлами.
Упоминания юзеров и ветки разговора.
Отщелк на корпоративную почту в случае долгого не прочтения.
Вставка кода и сразу его корректирование и обсуждение.
Отбивка на почту в случае игнора и работа с кодом прямо внутри мессенджера – это круто. Спасибо, что поделились 🤝
Хм, а не проще ли просто Телегой пользоваться?
Проще, если нет заморочек с безопасностью.
А так ребятам нужен был мессенджер на своём сервере. Но бесплатную и клевую телегу на свой сервер не запилишь.
Ну и ни компании, ни клиентам не улыбалась перспектива вливать коммерческую тайну в public мессенджер. Писали об этом в статье.
К слову о безопасности : с телегой таких проблем вообще нет, данные не утекают, особенно если пользоваться секретными чатами
Да, секретные чаты классные. Но тележенька все равно остается паблик мессенджером, на свой сервер его поставить нельзя. Для компаний, у которых высокие требования к безопасности, это барьер.
Круто!
Спасибо :) мы стараемся
А считали экономическую выгоду после разработки и внедрения?
Ребята с нами не делились своими расчетами. Поэтому, если они смогут поделиться информацией, отпишутся в комментариях сами :)
На данном этапе считать экономическую выгоду рано. Сравнение можно было бы провести с аналогичным функционалом, но его не было в формате "из одного окна". Скорее можно говорить:
сняли с себя головняк по безопасности + добавился ВКС (можем не продлевать лицензию Zoom);
получили единую платформу (а не просто мессенджер) на внутренние и внешние коммуникации (а их много т.к. облачная платформа с доступностью 24х7 - это и продажи и сервис);
зафиксировали опыт внедрения и теперь сами интегрируем eXpress (расшили портфель услуг);
и было верно написано в статье - впереди еще много всего интересного :)
Ну если "головняк" экономически не обоснован, то теперь станет "головняком" для других отделов )))). Я к тому что наверное все-равно прикидывали затраты на разработку, внедрение и поддержку с тем, какие бюджеты уходили на оплату смежных решений?
зачем придумывать колесо, если уже есть телеграм, или в вашем мессенджере должно быть что-то максимально крутое, что будет вас выделять.
Телега крутая, только на свои сервера не встает. Для ребят в кейсе это был один из важных факторов.
Вписать в инфраструктуру мессенджер с паблик серверами – задача та еще. И за нее не берутся крупные компании или команды, у которых есть жесткие требования к безопасности.
Ну а по скорости и количеству функций телега очевидный лидер, тут и спорить нечего :)
У нас внедряют этот express. Выяснилось, что он поддерживает только 30 участников в видео-звонке. Вот это прям смешно и должно быть строчкой №1 в описании мессенджера.
Приветствуем! 30 участников – рекомендованное, но не пороговое значение :)
Фактически в конференции/звонке может быть 50 и более человек. Пруфы приложили. Ну и сейчас как раз работаем над увеличением лимита до 100+ человек.
Не понял про документы. Если мне документ прислали, значит права есть, как я Эксель-таблицу посмотрю в мессенджере?
Все верно, если вам отправили документ, а вы его получили, то права доступа есть. В eXpress посмотреть эксель-таблицу и посмотреть, что там на разных вкладках, можно.
Прикрепили скрин для наглядности :)
Это везде так, странно это особо подчеркивать. "Наш автомобиль может ездить вперед и назад". Про чужие сервера тоже странный тезис - вот Salesforce будет ковыряться в документах какой-то там конторы
про этот чат еще не слышал)
Ну что ж, тогда рады знакомству :)
Экспресс ваш - помойка)
Это объективная оценка пользователя.
Не грузятся картинки, не прогружаются чаты на мобайле.
Звонок через раз работает. Звонки это вообще отдельная боль.
Привет! Грустно, что так получилось, но постараемся помочь.
Все описанные проблемы (долгая прогрузка чатов/фото и звонки) связаны с неполадками на конкретном корпоративном сервере. Будет здорово, если вы расскажете, на каком сервере зарегистрированы. Мы передадим все в поддержку, они починят.
1. вопрос простой и логичный
вы можете перенести всю предидущую переписку и базу
на новую платформу ?
вот и все ) а разговоров то было ... )
На вопрос отвечаем: нет. Это технические особенности платформы. Думаем, как сделать перенос данных из других мессенджеров :)
Задача конкретно в этом кейсе была другая: перейти из WhatsApp и Telegram в корпоративный мессенджер. Окей, из вацапа в тележеньку переписку мы переливаем. А дальше что? Какой корпоративный мессенджер тянет из телеги все чаты? Если знаете, поделитесь :)