А нужна ли вам громоздкая CRM?
Навеяно комментариями к статье
Собственно, у меня вопрос к владельцам бизнеса – а нужна ли вам CRM с глубокой интеграцией и трекающая каждый чих менеджера по продажам, маркетолога и даже грузчика?
Вопрос, конечно же, направлен к малому бизнесу. У крупного свои заморочки и вряд ли они пользуются сторонними решениями вместо разработки собственных.
Для примера возьмем простенький интернет-магазин востребованных товаров, делающий 30 продаж в день. Чтобы эффективно вести дела, необходимо знать: что есть на складе, что было продано, когда и кому, плюс формировать разного рода документацию (чеки, накладные, договора и еще кучу важной, но ненужной чепухи).
Конечно же можно сделать все на красивой платформе с интеграцией с системами учета, потратив на это всю прибыль за год и еще тратя на поддержку половину прибыли каждый месяц.
Но я предлагаю посмотреть на это с другой стороны – со стороны максимального упрощения вместо усложнения. Причем, все придумано до нас.
1. Excel. Старый добрый эксель. Можно считать его пережитком прошлого, а можно использовать пару скриптов, провести несколько вечеров в углубленной настройке и отлично использовать для этих 30 продаж. К его преимуществам можно отнести простоту использования, целую кучу информации в свободном доступе о преобразовании таблицы в мощный учет дел и экономичность (купили один раз лицензию, настроили и дальше упомянутому выше менеджеру нужно только менять 2-3 строки). Вот пример ведения учета с формированием нужной документации для печати:
Конечно, теряется контроль над сотрудниками, но только отчасти. Но вернемся к изначальному вопросу – а нужен ли он?
2. Окей, допустим у вас целых 2 менеджера по продажам, и они работают в разных городах (хотя зачем при таком обороте, как в нашем примере – непонятно). Становится несколько неудобно синхронизировать данные. Что же можно использовать в таких случаях? Конечно же второй пережиток прошлого – Google spreadsheets. Тут уже и удобство доступа, и возможности пошире благодаря неплохому API. Если погуглить, можно даже найти как организовать сквозную аналитику с передачей данных в Google Analytics и любые другие системы анализа. Хотя известный всем (надеюсь) onesheetcrm не только достаточен для наших целей, но даже избыточен. И, что интересно, по-прежнему бесплатен.
3. Предположим, что красивых графиков, диаграмм и прочих прелестей вам мало. Нужен еще микроменеджмент, как завещали на курсах хорошего руководителя, полный флоу от первого контакта до закрытия сделки и прочие вещи, которые любят маркетологи (хотя, если у вас 30 продаж в день, то маркетолога либо нет, либо он ходит на работу только за зарплатой). Гуглим несколько минут и натыкаемся на ntile crm или других табличников. Суть та же – простой интерфейс, одна основная страница и кучка полей для заполнения. Тут уже и менеджеру по продажам есть чем заняться и можно быть уверенным, что он не пойдет на перекур, а будет активно вбивать данные, и аналитика на любой вкус и цвет присутствует. И все это доступно в шаблоне «из коробки». И, опять же, для такого маленького магазина будет достаточно бесплатного тарифного плана.
4. Если вы все еще уверены, что вам нужна целая платформа с глубокой интеграцией и целым магазином дополнительных решений – наймите себе маркетолога такого же уровня, как у этой платформы, перестаньте делать по 30 продаж в день и переходите на нее. Тут вопросов нет.
В общем и целом, я веду к тому, что часто бизнесы вкладывают огромные деньги в ненужную мишуру «потому что это повысит продажи», вместо того, чтобы уделить внимание удобству сотрудников, сэкономить денег и потратить их на оптимизацию бизнес-процессов (что действительно повысит продажи).
Всем добра, частых продаж, удобных CRM и хороших маркетологов! :)
Внедрять CRM или нет, такого вопроса не должно стоять. Либо внедряете и развиваетесь, либо миритесь с тем, что обязательно будут сливаться лиды на ровном месте и настроение менеджера будет ключем к успеху или не успеху.
Если готовы доверить результаты бизнеса настроению вашему менеджеру, или менеджерам, то CRM не нужна.
Безусловно
Я лишь рассматривал варианты более целевых и менее громоздких систем :)
А как же вариант написать под собственные нужды? В большинстве случаев 90% функций из готовых решений не нужно и создать простенькую свою можно за пару недель. По большому счету нужна база клиентов, со стеной записей и составлением задач по каждому. Это все просто ведь
А если в штате нет программиста, который может это сделать, как м бюджета не него, но есть здравомыслящие люди, которые могут составить в описанных в статье инструментах то самое свое, что нужно. И займет это не пару недель, а пару дней.
Вот о таких вариантах я и говорю, в общем-то
Ну в целом да. Правда тут не нужен большой бюджет, а если никакого нет, то что это за бизнес такой?)) вряд ли ему срм поможет уже!
для создания бюджет конечно не нужен. но так или иначе понадобится поддержка, добавление новых фич и прочее.
а внедрение какого-нибудь битрикса или собственной разработки на самом первом этапе (когда они даже не окупаются) я вижу как-то так:
В целом да, но создание базовых функций, которые упорядочат всю работу не трудоемко. Совсем не обязательно постоянно что-то допиливать.
На первых парах достаточно использовать бесплатную EspoCRM. Она с лихвой подойдёт для базовых задач. Мы с этого начинали, а потом написали свою за пару недель. Все что нужно - хостинг и один раз все поставить и настроить.
Хранение информации сразу в MySQL потом избавит от геморойного переноса данных из Excel.
Да
Но в таком случае все равно могут быть проблемы с переносом в дальнейшем)