А нужна ли вам громоздкая CRM?
Навеяно комментариями к статье
Собственно, у меня вопрос к владельцам бизнеса – а нужна ли вам CRM с глубокой интеграцией и трекающая каждый чих менеджера по продажам, маркетолога и даже грузчика?
Вопрос, конечно же, направлен к малому бизнесу. У крупного свои заморочки и вряд ли они пользуются сторонними решениями вместо разработки собственных.
Для примера возьмем простенький интернет-магазин востребованных товаров, делающий 30 продаж в день. Чтобы эффективно вести дела, необходимо знать: что есть на складе, что было продано, когда и кому, плюс формировать разного рода документацию (чеки, накладные, договора и еще кучу важной, но ненужной чепухи).
Конечно же можно сделать все на красивой платформе с интеграцией с системами учета, потратив на это всю прибыль за год и еще тратя на поддержку половину прибыли каждый месяц.
Но я предлагаю посмотреть на это с другой стороны – со стороны максимального упрощения вместо усложнения. Причем, все придумано до нас.
1. Excel. Старый добрый эксель. Можно считать его пережитком прошлого, а можно использовать пару скриптов, провести несколько вечеров в углубленной настройке и отлично использовать для этих 30 продаж. К его преимуществам можно отнести простоту использования, целую кучу информации в свободном доступе о преобразовании таблицы в мощный учет дел и экономичность (купили один раз лицензию, настроили и дальше упомянутому выше менеджеру нужно только менять 2-3 строки). Вот пример ведения учета с формированием нужной документации для печати:
Конечно, теряется контроль над сотрудниками, но только отчасти. Но вернемся к изначальному вопросу – а нужен ли он?
2. Окей, допустим у вас целых 2 менеджера по продажам, и они работают в разных городах (хотя зачем при таком обороте, как в нашем примере – непонятно). Становится несколько неудобно синхронизировать данные. Что же можно использовать в таких случаях? Конечно же второй пережиток прошлого – Google spreadsheets. Тут уже и удобство доступа, и возможности пошире благодаря неплохому API. Если погуглить, можно даже найти как организовать сквозную аналитику с передачей данных в Google Analytics и любые другие системы анализа. Хотя известный всем (надеюсь) onesheetcrm не только достаточен для наших целей, но даже избыточен. И, что интересно, по-прежнему бесплатен.
3. Предположим, что красивых графиков, диаграмм и прочих прелестей вам мало. Нужен еще микроменеджмент, как завещали на курсах хорошего руководителя, полный флоу от первого контакта до закрытия сделки и прочие вещи, которые любят маркетологи (хотя, если у вас 30 продаж в день, то маркетолога либо нет, либо он ходит на работу только за зарплатой). Гуглим несколько минут и натыкаемся на ntile crm или других табличников. Суть та же – простой интерфейс, одна основная страница и кучка полей для заполнения. Тут уже и менеджеру по продажам есть чем заняться и можно быть уверенным, что он не пойдет на перекур, а будет активно вбивать данные, и аналитика на любой вкус и цвет присутствует. И все это доступно в шаблоне «из коробки». И, опять же, для такого маленького магазина будет достаточно бесплатного тарифного плана.
4. Если вы все еще уверены, что вам нужна целая платформа с глубокой интеграцией и целым магазином дополнительных решений – наймите себе маркетолога такого же уровня, как у этой платформы, перестаньте делать по 30 продаж в день и переходите на нее. Тут вопросов нет.
В общем и целом, я веду к тому, что часто бизнесы вкладывают огромные деньги в ненужную мишуру «потому что это повысит продажи», вместо того, чтобы уделить внимание удобству сотрудников, сэкономить денег и потратить их на оптимизацию бизнес-процессов (что действительно повысит продажи).
Всем добра, частых продаж, удобных CRM и хороших маркетологов! :)
Боже, это все равно, что в современном мире рассказывать о том, что тарелки лучше мыть руками, убираться в квартире веником, а общаться почтой россии. Мы, конечно, порой это делаем, но зачем всегда, если есть посудомойка, роботпылесос и месенджеры?
Проблема автора в том, что он не встречал нормальных срм и нормальных интеграций срм. Если бы Вы внедрили нормальную срм у Вас бы 1 менеджер успевал делать то, что сейчас делает двое. Срм сокращает время ведения базы, а эксель только увеличивает. Плохое внедрение правда тоже увеличивает.
у автора нет проблем, у автора своя crm :)
но если подскажете хотя бы 3 crm-ки, которые внедрить в малый бизнес также просто, как упомянутые эксель, гуглотаблицы или нтайл - буду премного благодарен. и, думаю, не только лишь я
Если говорить про ИнтМаг - RetailCRM , на мой взгляд, одно из лучших решений. Прелесть CRM ведь не только в отчетах и воронках. На мой взгляд, это автоматизация - самое важное, что даёт CRM. Отсутствие необходимости вводить в ручную данные, в ручную реагировать на изменения и т.д. CRM избавляет от микроменеджмента.
На сколько легка она в настройке - сложно судить. У меня никогда не было проблем разобраться в софте. Ну кроме 1С, пожалуй:)
Если есть сложности - есть куча партнёров, которые настроят.
Битрикс24 - прекрасная тема для розницы с несколькими магазинами. Отличный информационный портал, который позволяет организовать взаимодействие между сотрудниками, магазинами, контроль, отчеты, обучение. С точки зрения продаж там всё необходимое тоже есть. А то, что есть бесплатный тариф - это вообще уникально!
AmoCRM - сам не использовал, но последние изменения меня порадовали. Интерфейс глянул - в отличие от Битрикс всё проще и понятней интуитивно.
Yclients - супер софт! Тут и товарный учёт и Финансы и зарплаты и CRM. Для услуг - просто шикарно! И цена адекватна.
Я не представляю как в экселе вести учет товарный. Это ж просто жуть сколько времени нужно тратить! Эксель - использую что б отчеты крутить через сводные таблицы.
если говорить про небольшой ИнтМаг :)
я сталкивался почти со всеми перечисленными решениями в свое время, но по большей части они избыточны в своей функциональности.
и, собственно, ваш комментарий и еще пара выше лишний раз доказывают, что решение о внедрении той или иной системы должно приниматься на основе конкретных потребностей.
и об этом я как раз и писал. вопроса внедрять crm или не внедрять на текущем этапе развития торговли быть не должно. должен быть вопрос какой именно продукт подойдет под конкретные цели и так ли нужен битрикс/амо/эксель или хватит расчерченного вручную листочка А4 :)
Дополню про автоматизацию. Смотрел тут как одна компания настраивала Retail CRM - ну там вся цепочка, включая выставление счета и до отправки автоматизирована! Менеджер вообще не участвует практически. Я уж не говорю про тригерные цепочки писем, вообще "шик"! И это важно и нужно ИМ любого размера... ИМХО!:))