{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Ленивый продакт = недополученная прибыль. Как онлайн-магазины теряют клиентов на этапе поиска товара

Привет! Мы Heads and Hands

У нас есть 230 голов и 460 рук, которые создают цифровые экосистемы.

👉🏻 В блоге прожариваем приложения и рассказываем, как сделать круто.

👉🏻 В Telegram разбираем супераппы и их обновления.

Почти каждый второй онлайн-магазин теряет прибыль, потому что неверно распознает запросы пользователя и выдает нерелевантные результаты — такой вывод сделал Baymard Institute.

Например, клиент хочет купить макарон — французский десерт в форме двух круглых печений. Пользователь может искать его как «макарон», «макарунс» или «макарун» — все варианты общеприняты. В первом случае каталог Ozon покажет пасту, во втором — набор праздничных шаров, а в третьем — нужные пирожные.

Получается, если покупатель введет запрос «макарон» или «макарунс», то останется без десерта. Он решит, что товара нет в наличии и уйдет к конкурентам. Маркетплейс потеряет прибыль, а десерт останется непроданным, потому что пользователь его не нашел.

В статье рассмотрим, какие типы запросов должны распознавать онлайн-магазины, чтобы перестать терять клиентов и прибыль.

Тип 1. Точный запрос

Ситуация. Клиент точно знает, какой товар ему нужен.

Что делает клиент. Использует точный поисковый запрос, то есть вводит тип товара и его бренд. При этом пользователь может опечататься или ошибиться в орфографии, например:

  • Подменить или пропустить букву в названии бренда: Jack WolfsCin вместо Jack Wolfskin.
  • Ввести запрос в искаженной раскладке: aen,jkrf вместо «футболка».
  • Написать английский запрос на кириллице: «кэнон» вместо canon.

Как реагирует приложение. 42% онлайн-магазинов не распознают точные запросы с опечатками и теряют клиентов, которые думают, что товар закончился.

Как должно реагировать приложение. Распознавать все частотные опечатки или предлагать подсказки в поиске. Если пользователь начинает вводить запрос и видит название нужного ему товара, он выберет его, чтобы сэкономить время. И избежит в таком случае ошибок.

Например, мы встроили умные подсказки в приложение 12 STOREEZ. Поисковая строка предугадывает, какой товар ищет пользователь, и выдает рекомендации с мини-изображениями товаров.

Тип 2. Запрос по виду продукта

Ситуация. Клиент ищет определенный товар, например диван. Он еще не определился с производителем, цветом и моделью этого дивана.

Что делает клиент. Использует запрос по виду продукта, то есть вручную набирает «диваны». Он хочет сэкономить время: попасть в нужную категорию каталога без поиска ее в выпадающем меню.

Как реагирует приложение. 71% онлайн-магазинов выдают неполный ассортимент категории, потому что не распознают синонимы. Например, один пользователь может искать «диван», второй — «софу», а третий — «тахту», хотя имеют ввиду одно и тоже.

Как должно реагировать приложение. Направлять пользователя в категорию со всеми видами диванов: раскладными тахтами и статичными софами.

Чтобы корректно обрабатывать запросы по виду продукта, приложение должно сопоставлять:

  • Синонимы, например: диван и тахта, чашка или кружка.
  • Различные вариации написания: простыня или простынь.
  • Региональные диалекты: бадлон или водолазка.

Тип 3. Симптомный запрос

Ситуация. У клиента проблема — из окон сквозит. Но он не знает, как ее решить.

Что делает клиент. Использует симптомный запрос, то есть вводит «сквозняк» и надеется найти решение проблемы.

Как реагирует приложение. 52% ритейлеров в сфере оборудования, товаров для дома и ремонта, красоты и здоровья выдают нерелевантные товары.

Как должно реагировать приложение. Выдавать в каталоге товары, которые решат проблему пользователя. Для этого нужно добавить в карточку товара блок «Применение»:

  • Для стройматериалов — тип изоляции: влагозащита, защита от сквозняков.
  • Для лекарств — симптомы: кашель или головная боль.
  • Для косметики — проблемы: сухая кожа или акне.

Благодаря этому поиск сможет распознать симптомный запрос и выдаст релевантный результат. Например, Еаптека знает, что посоветовать при простуде, а что — при гриппе.

Тип 4. Непродуктовый запрос

Ситуация. Клиент хочет узнать срок доставки товара или правила возврата, но не может найти информацию в интерфейсе приложения.

Что делает клиент. Использует непродуктовый запрос, то есть вводит «политика возврата» или «срок доставки» в поисковую строку.

Как реагирует приложение. 39% онлайн-магазинов выдают ошибку «По вашему запросу ничего не найдено».

Как должно реагировать приложение. В идеале приложение не должно вынуждать клиента использовать непродуктовый запрос. Пользователю приходится вводить его, если UX-дизайнеры прячут важную информацию в скрытое меню или вниз экрана.

Чтобы решить проблему, онлайн-магазин может собрать популярные непродуктовые запросы и вывести их на видное место в интерфейсе. Например, приложение Омолоко показывает условия доставки и график работы в онбординге. А на главном экране отражает все частотные продуктовые запросы.

Тип 5. Запрос по характеристикам

Ситуация. Клиент ищет особый товар, например:

  • Не любую куртку, а именно кожаную.
  • Не белые туфли, а цвета слоновой кости.
  • Не просто шампунь, а без парабенов в составе.

Что делает клиент. Использует запрос по характеристикам, то есть указывает в поисковой строке цвет, состав, материал, цену, торговую марку или размер. Характеристики совпадают с фильтрами в каталоге, но пользователи вводят их вручную, чтобы сэкономить время.

Как реагирует приложение. 22% онлайн-магазинов выдают некорректные или неполные результаты при использовании запросов по характеристикам.

Как должно реагировать приложение. Сопоставлять характеристики из запроса и фильтры на странице результатов. Например, пользователь ищет кожаную куртку. Приложение должно направить его в категорию «куртки» и применить фильтр «материал — кожа».

Тип 6. Запрос по совместимости

Ситуация. У клиента потерялся или сломался аксессуар для техники. Например, адаптер для ноутбука. Клиент знает модель ноутбука, но не уверен, какой адаптер к нему подойдет.

Что делает клиент. Использует запрос по совместимости. Их два вида:

  • Первый состоит из модели основного продукта и типа аксессуара. Например, «ноутбук Dell XPS 13 адаптер».
  • Второй — только из модели основного продукта. Например, «ноутбук Dell XPS».

Второй запрос применяется, когда клиент забыл название аксессуара. Он вводит название основного продукта и ждет, что все аксессуары отобразятся в его карточке.

Как реагирует приложение. 30% ритейлеров не распознают запросы по совместимости. Например, Эльдорадо в ответ на запрос «насадка для мясорубки Bosch» выдал сами мясорубки, хотя комплектующие в каталоге есть.

Как должно реагировать приложение. Выдавать в поисковой выдаче аксессуары, которые точно совместимы с основным продуктом. Например, Wildberries выдает запчасти для автомобиля по его модели или VIN/Frame-номеру.

Чтобы помочь пользователю подобрать аксессуар или запчасть, нужно также добавить блок с рекомендованными товарами. Например, в приложении для Ситилинк мы добавили в карточку товара кабели, адаптеры и гарнитуры, совместимые с продуктом. Такой блок не только упрощает поиск клиенту, но и наращивает средний чек онлайн-магазина благодаря кросс-продажам.

Тип 7. Сленговый запрос

Ситуация. Строителю нужно заказать гипсокартон. При этом многие строители называют его «гипрок» — это профессиональный сленг, который произошел от бренда крупного производителя.

Что делает клиент. По привычке использует сленговый запрос:

  • Строитель введет «гипрок», а не «гипсокартон».
  • Спортсмен может написать «кроссы», а не «кроссовки».
  • Журналист будет искать «петличку», а не «петличный микрофон».

Как реагирует приложение. 49% ритейлеров не понимают сленговые запросы пользователей. Клиенты думают, что товара нет в наличии, и уходят в другой магазин.

Как должно реагировать приложение. Поддерживать сленговые запросы: для этого нужно найти все сленговые синонимы через Wordstat и сопоставить их с классическими названиями товара, чтобы поисковая система их корректно распознавала. Например, приложение «Петрович» распознает гипсокартон в «гипроке».

Вывод

Пользователей бесит, когда приложение их не понимает.

Каждый онлайн-магазин должен распознавать минимум 4 типа поисковых запросов: точный, сленговый, по виду и характеристике продукта. Это базовая функциональность e-commerce сервисов: пользователи раздражаются, если ее нет, потому что не могут закрыть свою задачу.

Чтобы обеспечить wow-сервис, ритейлеры должны понимать все 7 типов поисковых запросов. В этом случае они будут выдавать результаты корректнее, чем 42% конкурентов, и смогут переманить их аудиторию благодаря удобному поиску по каталогу.

Спасибо за внимание!

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Роллон Пешеход

Может, рандомный удар по клавиатуре тоже к какой-то выдаче надо подвязать? Пишет такое чудо "шдмрцатаня3вяв", а ему гипсокартон с подушечками сразу показывают. Увеличение продаж это хорошо, но подыгрывать имбецилам, которые написать слово в строке поиска без ошибок не могут - это хуйня какая-то.

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Не надо утрировать, это слишком дешевый прием. Все это имеет смысл в разумных рамках)

Опечатка в 1-2 символах это рядовое явление, тем более на телефоне.
И пользователь не будет разглядывать свой запрос, и и гуглить "гипсОкартон или гипсАкартон" просто уйдет искать в другом месте.

Опять же я не буду в поисковике сидеть и перебирать "ОЗУ, оперативная память, память" в попытке угадать как заведен в карточке товар в конкретно этом магазине.
А пойду покупать в другой магазин или на маркет.

Ответить
Развернуть ветку
Роллон Пешеход

Не надо допущений про 1-2 символа, в статье и "сленговые" названия тоже упоминаются. И какое название выдумал себе пользователь - неизвестно. Покупайте где хотите, это ваше право.

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Слава богу у создателей поисковых движков другое мнение.)
С такой логикой поиска вы не сможете купить айфон, так в нужно будет в поисковой строке вводить "смартфон apple" или "iPhone", что бы увидеть что-то кроме подушек.

Ответить
Развернуть ветку
Роллон Пешеход

А что еще вбивают малограмотные люди для покупки такого телефона? "Ойфончег"?

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Малограмотные люди кмк не знают меры и любят утрировать до крайности любые ситуации.

Везде должны быть разумные ограничения.

Ответить
Развернуть ветку
Роллон Пешеход

Не увидел у вас никакого утрирования, за свою грамотность спокоен.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Елисеева

А если такие «чуда» — большая платежеспособная аудитория? Все равно их отправлять за букварем?

Ответить
Развернуть ветку
Роллон Пешеход

лоамСвсприыоскси.
Надеюсь, вам было всё понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Kyrylo vdovin

и что, а если просто язык на клаве не поменял

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гвоздев

Ну не знаю когда меня сайт не понимает, меня сайт не бесит

Ответить
Развернуть ветку
Святослав М.

Качественные поисковые запросы это очень важно

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Ещё бы написали чем реализуются в каждом из примеров эти синонимы, ошибочные написания и т п. технически, цены бы не было. Или это все мартышачий труд по ручному перебору синонимов и ошибочных названий?

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Зеленовская

Согласна. У Wildberries вообще поиск странно работает: ищешь белое платье, а он тебе выдаст и красное, и в полоску, и в зеленый горошек 😕

Ответить
Развернуть ветку
Мария Ромашкина

Классная статья, спасибо! На Озоне ещё ужасный поиск, в выдаче часто что-то не то показывает

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда