Как мобильное приложение спасает сервис-инженеров от тупой работы: опыт дилера тракторов и сеялок
140 сервис-инженеров обслуживают John Deere, JCB и другую технику клиентов. Они разбираются в интернете вещей, но тратят по два часа в день, чтобы заполнять в полях бумажные документы. Однажды эту тупую часть работы решают автоматизировать.
Что за дилер
«ЭкоНиваТехника-Холдинг» поставляет технику для сельского хозяйства и лесозаготовок. В портфеле 13 производителей, в том числе американский John Deere, шведский Vaderstad, британский JCB и канадский TigerCat.
В холдинге работают 140 сервисных инженеров, которые обслуживают технику от Смоленской области до Кузбасса. Они могут отремонтировать как технику, купленную у «Эконивы», так и технику от других поставщиков.
Инженеры имеют дело со сложной электроникой и интернетом вещей — например, машины John Deere и JCB оборудуются датчиками, передающими информацию о состоянии узлов и агрегатов (системы JD Link и JCB LiveLink). В общем, это крутые специалисты.
Какая проблема
Квалифицированные спецы стоят дорого. Каждая простая операция, по-хорошему, должна быть автоматизирована — чтобы не тратить время на то, с чем справится ученик третьего класса.
Но на практике получалось так:
- Заказчик звонит и говорит, что его комбайн сломался.
- Диспетчер заводит заявку в «1С».
- Потом диспетчер оценивает заявку, чтобы понять, кому ее поручить.
- Создается наряд. Информацию передают инженеру в WhatsApp или звонят: «Посмотри почту, там все, что нужно указать в акте».
- Инженер едет спасать комбайн, захватив пустые бланки актов выполненных работ и другие документы.
В день инженер отрабатывает до шести заявок. На каждую единицу техники нужно заполнить свой акт в двух экземплярах — себе и заказчику. Провел диагностику пяти сеялок — заполни десять актов.
Чтобы написать в бланках реквизиты и наименование работ, как в «1С», инженер тратит полтора–два часа в день. Это 20% рабочего времени, которое клиент не оплачивает.
Какие еще проблемы
Не у всех инженеров хороший почерк, тем более что писать часто приходится в кабине трактора. Когда акты привозят в офис, начинается каллиграфическая экспертиза. А после расшифровки диспетчеры забивают в «1С» все, что в актах.
Во время сева и уборки инженер может неделю не появляться в офисе. Он утром из дома едет в поля, а оттуда поздно вечером — сразу домой. Заполненные акты неделю лежат в бардачке. Диспетчер не переносит информацию из актов в «1С», это значит, что клиенту не отправят УПД (универсальный передаточный документ) и не выставят счет.
По идее, инженер может сфотографировать акты и выслать их по почте из дома. Но мало у кого до этого доходят руки. Да и кто расшифрует акты без его участия.
Что с этим делать
Надо решить три главных задачи:
Сократить трудозатраты инженеров и диспетчеров на работу с документами.
Исключить ошибки из-за почерка.
- Обеспечить оперативный сбор данных от сервис-инженеров: фактически затраченное время, рекомендации по ремонту техники.
Фактически требуется мобильное приложение, где инженер видит наряды, отмечает незапланированные работы и затраченное время. Информация из приложения должна автоматически поступать в «1С». Еще приложение должно уметь печатать документацию в глуши, где нет интернета.
На ИТ-рынке есть базовые решения для сервисных бригад, в том числе Grotem/Service. Оно интегрируется с «1С» и умеет печатать чеки, синхронизируясь с онлайн-кассами. Что мешает вместо касс подключить принтеры и печатать документы формата А4? Ничего не мешает.
Что сделали
Базовая версия решения закрывает основные задачи. Инженер видит наряды, которые выгружаются из «1С». Там есть информация о заказчиках: где находится, что уже ремонтировали в этом тракторе и когда. Инженер не звонит в офис, чтобы уточнить детали.
Из нетипового — добавили функцию фиксации выезда как услуги. Стоимость выезда подтягивается автоматически из «1С», у каждого клиента она своя, по договору. Инженеру не нужно это помнить, чтобы написать в акте.
Или такой момент: иногда ремонт длится дольше одной смены. Тогда инженер ставит наряд на паузу. Диспетчер видит, что работа продолжается, значит сегодня акта не будет. Когда работа завершена, формируется акт:
Потом акт печатает вот такой принтер:
Инженер фотографирует акт, когда клиент поставит подпись и печать. Фото прикрепляется в приложении к наряду, и все данные акта отправляются в «1С». Диспетчер может через десять минут прислать клиенту УПД и выставить счет. Инженеру не нужно ездить в офис с бумажками.
Что получилось
Первый акт с помощью мобильного приложения напечатали в полях Кемеровской области:
Инженерам нравится, что появилась мобильная точка печати. Акты получаются без ошибок и писанины от руки. Они хотят, чтобы так было со всеми печатными формами, которых больше 20: «гарантийники», акты пуско-наладки и так далее.
11 диспетчеров получили возможность заняться более интересными задачами. Вместо стенографии — аналитика.
Что вам с этого?
Такие решения — точно не из мира фантастики. Там нет искусственного интеллекта, VR и блокчейна, с которыми многие компании связывают свою «цифровую трансформацию», но не знают, как к ней подступиться. Это называется реальной автоматизацией, и этим занимаются десятки компаний–разработчиков по 10–15 лет.
Для любого бизнеса на ИТ-рынке есть решения, которые избавляют сотрудников от глупой работы (и окупаются за полгода). Необязательно быть крупным дилером тракторов.
Автор — директор по развитию Grotem.
Годная мысль, что цифровая трансформация — это не про блокчейны с бигдатами, а больше про то, что люди по колено в навозе должны тратить время на навоз, а не на непрофильные активности.
Сначала мы наплодили бюрократии, а теперь через цифру пытаемся от неё избавиться. Потому что навоз даже самой большой мобильной лопатой не раскидаешь.
Доярок с трактористами рано списывать. Тут скорее под ударом диспетчеры. ;)
Сельское хозяйство уже не будет прежним.
Сначала инвестиции в датчики для коров. Аналитика сколько дала молока и когда умрёт.
Теперь это.
Оставьте, пожалуйста, место для Илона Маска.
Илон Маск улетит на Марс, и что нам делать.
Сельское хозяйство 5.0.
Вот, на Марсе пусть сельское хозяйство и поднимает. Чтобы яблони цвели, да.
ооооо мои любимые Джон Диры))))
это самый крутые трактора. особенно огромные 8 и 9 тыс.
где-то даже были фотографии за рулем этих тракторов. эх, давно это было)
Почему-то у обывателей представление об аграриях из 1930-х годов.
Цифровая трансформация - она везде.
И те же самые Джон Диры уже давно имеют системы точного земледелия - когда машина за тебя возделывает землю, чтоб два раза по одному месту не проходить (=расход времени и топлива) и чтобы лишний сантиметр не остался пустым (каждый клочок земли должен дать урожай). Трактористы нужны - они в том числе и настроят систему, только они теперь более образованные, и обучаются новой технике.
Про доярок не скажу, но по аналогии с тракторами, склоняюсь, что тоже нужны - только они с техникой работают, а не каждая под коровой сидит.
А данное приложение, скорее, просто обелит все процессы в компании. Но зато аналитики для руководства будет - во!
В журнале "Борозда", который выпускает John Deere (реально так называется) пишут про "Сельское хозяйство 4.0". Не знаю, что это значит, но какие уже тут 1930-е.
Только сегодня читала доклад Сколково про умирающие профессии. Кажется , пора вносить в этот список и доярок и трактористов. Зато эффективность работы будет высокая))))
С доярками действительно не все гладко.
Читал кейс, где на 200 коров 2 доярки.
Коровы сами приходят на дойку, и система распознавания определяет как лучше к ней подключиться.
Прям как в матрице
Только батарейки сами подходят!
140 печатей или 140 доверок, чтобы у заказчика не было вопросов по оформлению? Не всегда это устроит бухгалтерию.
Записали вопрос, обязательно уточню
Респект, ребята! – Отличная автоматизация, которая решает реальную производственную проблему и экономит время и нервы людей.
И вроде бы ничего сложного. С точки зрения проклятого гуманитария, конечно )
А нельзя ЭДО просто с клиентами наладить?
это не бухгалтерские акты, а отчеты по результатам сервиса.
их нет в ЭДО.
или вы про что-то другое?
А их не заэлектронить?
Отличное решение проблемы!
И для компании послужит хорошим плюсом: исключили часть влияния человеческого фактора на документооборот, теперь можно проводить более точную аналитику и принимать лучшие управленческие решения, и при этом ускорятся прочие бизнес-процессы.