{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Короче, кейс: Как InDrive построил бизнес на $1.2 млрд. А начинал с группы ВК в Якутии

Разбираем, как из маленького якутского ВК паблика для заказа такси сервис превратился в международную компанию, которая стоит $1.2 млрд.

Поехали разбираться

В 2021 году апитализация InDrive оценивалась в $1,2 млрд. Как получилось, что InDrive стал успешнее Uber на многих рынках? При этом, появилcя на международной арене гораздо позже.

В прошлых статьях я делился формулой запуска в IT из 3 составляющих:

  1. 🦄 Красть как художник: вместо поиска оригинальной идеи, скопировать бизнес-модель, которая уже работает.
  2. 🦄 Сфокусироваться: не запускать все свои идеи разом. В первой версии улучшить и запустить всего 1 функцию.
  3. 🦄 Запустить за 1 месяц: не пилить что-то 3 года в гараже, как тру-стартапер. А выпустить первую версию за 1 месяц.

Если проанализировать все успешные бизнесы, то маленькая часть из них будут первопроходцами. Большая часть из них — те, кто четко шел по этой формуле. Находили работающие бизнесы, улучшали какую-то одну фичу, и быстро запускали продукт с гораздо меньшими рисками, чем у оригинальной компании.

На улице -45°. Местные таксисты задрали цены.

InDrive была основана Арсеном Томским в 2013 году в Якутске. Приложение появилось на базе... группы ВК!

Была зима, стояли морозы, люди были недовольны, что таксисты одновременно повысили цены. И стали сами договариваться о поездках в этой группе.

Арсен Томский, основатель InDrive

Нет, еще раз. Ребята начали с паблика ВК. И построили миллиардную компанию, почти догнавшую Uber.

Когда спрос подтвердился, группа ВК с 60 тыс. участниками сменилась приложением. Позже приложение появилось в других российских городах. А с 2018 года начало распространяться в Латинской Америке и Африке.

До того, как мы вышли на международный уровень, люди говорили нам, что ни одному другому опоздавшему сервису никогда не удавалось сместить «Большого Брата» с позиции номер один. И все же нам удалось сделать именно это в течение первого года работы в нескольких городах Латинской Америки.

Егор Федоров, главный операционный директор InDrive

Сейчас приложение существует в 48 странах и 655 городах.

Ключевые рынки InDrive — Латинская Америка, Азия и Африка:

В 2022 году компания увеличила выручку на 88%, достигнув 61.8 миллиона скачиваний. Это всего в 2 раза меньше, чем у гигантского Uber.

В феврале компания также привлекла раунд на $150 млн от General Catalyst. Ребята хотят потратить их на развитие в новых вертикалях — за последний год они уже расширились на доставку, транспортировку грузов и заказ разнорабочих. А еще этим летом InDrive вышел на рынок США.

Элементы той самой формулы на лицо:

Вместо изобретения велосипеда — взяли работающую идею

InDrive действовали грамотно, зайдя на уже готовый рынок мобильного такси, а не пытаясь создать что-то новое самостоятельно. Тогда как Uber взяли на себя все риски первопроходца.

До 2009 г. люди заказывали такси по телефону. Uber как первопроходец создавал новую реальность. И сделал самое трудоемкое — продал людям саму идею заказа поездок через телефон и доказал, что это вообще возможно. Учился обходить кучу юридических препон. Защищать своих водителей от негодования таксопарков и многое другое.

InDrive пришёл на готовенькое. Пользователи уже привыкли к такому формату. Таксисты чуть успокоились. И многие страны легализовали сферу онлайн-такси.

К примеру, они зашли на рынок Пакистана в 2021 году и быстро приблизились к числу скачиваний Uber и других крупных приложений. Которые уже больше 5 лет строили там рынок и наращивали базу водителей:

Наглядный пример появления InDrive на отдельном рынке

Начали с простейшего — группы ВК, а не пилили сложное решение годами

При запуске команда InDrive не тратила миллионы на создание своей собственной платформы, а начала свой путь с паблика ВК:

Опыт подсказал мне, что если история [с группой в ВК] развивается без поддержки и вливаний, то с профессиональным продуктом такой бизнес взлетит.

Арсен Томский

Это сократило им и сроки запуска, и бюджет, и позволило фокусироваться на решении ключевой проблемы пользователей, а не разрабатывать все и вся, ради того, чтобы разрабатывать.

Не стали делать комбайн — а улучшили одну фичу

На старте ребята просто взяли одну конкретную функцию и улучшили ее. Клиенты сами назначают цену за поездку, а водители соглашаются с ней, либо предлагают свою. Как правило, это удобнее и выгоднее для обоих.

Мы выбрали для себя модель, когда люди общаются напрямую и предлагают цены. Модель паблика «ВКонтакте» стала частью нашей идеологии.

Арсен Томский

В итоге у ребят получилось сделать самое ценное в индустрии — уменьшить комиссию. Если Uber забирает более 25% от оплаты пассажира, то комиссия InDrive в среднем составляет 9,5% по всему миру.

Короче, какой вывод

Безумцы прокладывают пути, по которым следом пройдут рассудительные.

Фёдор Достоевский

Когда в 2013 году якутские студенты создали группу ВК для поиска недорогого такси, вряд ли кто-то мог предположить, что через десять лет это превратится во второй в мире сервис частных поездок и самое быстрорастущее (по количеству установок) приложение.

Результат в сухом остатке — капитализация компании в $1,23 млрд.

Но самое главное не это. У фаундеров InDrive было существенно меньше рисков, чем Uber.

И вот про риски мы часто забываем 🤷‍♀ Потому что обычно это работает так:

  1. Вам пришла идея. Примеры других успехов будоражат воображение.
  2. Вы забываете про ошибку выжившего. И начинаете что-то пилить 3 года.
  3. Узнаете, что это никому не нужно.

Короче, чтобы стать Uber, должно сойтись слишком много звезд.

Гораздо менее рискованно стать InDrive. Найти сформированный рынок. Взять и улучшить 1 ключевую функцию. Быстро запустить простое решение. В итоге построить тоже большой бизнес, но с гораздо меньшими рисками.

А что думаете вы?

Как вам такая формула запуска? Приглашаю обсудить в комментариях.

Мне настолько нравится эта стратегия, что мы организовали IT-реалити в этом Telegram-канале12 запусков за 12 месяцев. Там мы запускаем IT-проекты по схеме: нашел большой рынок, упростил конкурента, запустил за 1 месяц. И смотрим, что получается.

В канале я отчитываюсь о прогрессе, рассказываю обо всех метриках, достижениях и фейлах, которые тоже случаются. Подписывайтесь, у нас жарко! 🔥

0
68 комментариев
Написать комментарий...
Артем Мальшаков

В Азии есть grab и еще несколько приложений, вплоть до такси Максим

Тут вопрос в том, что копируя это только один из возможных способов. Ты сам пишешь, что бизнес модель совсем иная, чем у убер.

Примерно дальше можно привести аналогию, что есть магазины на районе, давай еще один откроем, но будет он успешным?

В общем надо как-то мысль по иному разворачивать кажется

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

есть магаз на районе, продает молоко, колбасу и все такое… вы видите, что люди после работы много жалуются и не успевают купить молоко например (вычленил типа фичу), вы ставите автоматы по продаже молока …эти не реальный пример, но передает суть статьи. Мне кажется очень даже все верно расписано. А то со своими голубыми океанами ….

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

да-да, т.е. не бездумно копируем, а именно фокусируемся на 1 и максимально улучшаем

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда