{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как PayPal потратил $4 млрд на покупку компании ради данных и почему ему должны завидовать «суперприложения» банков

Меня зовут Роман Нестер. Я предприниматель, инвестор и консультант. Последние семь лет я занимаюсь большими данными и их применением в бизнесе. Мы сделали с нуля стартап под названием Segmento, который у нас купил «Сбербанк» на пару с «Системой».

С 2019 года я стал штатным профессором Высшей школы экономики и отвечаю за необычную магистратуру «Коммуникации, основанные на данных». На vc.ru я буду писать о том, что происходит в бизнесе, связанном с большими данными.

В ноябре мир поразился огромной покупке компании PayPal. Речь не про какой-то модный стартап с искусственным интеллектом. За $4 млрд купили всего лишь плагин для браузера под названием Honey!

Это самая дорогая сделка в истории PayPal за последние 15 лет (а покупали они многих). В платёжном сервисе вряд ли сошли с ума — уверен, что они купили в первую очередь новые данные о клиентах.

Honey — это ключ для нового бизнеса, о котором конкуренты могут только мечтать. И конкурентам, в первую очередь крупнейшим банкам, громко заявляющим про экосистемы и «суперприложения», — стоит задуматься. Давайте разбираться почему.

Что такое Honey

Honey — это «советник» для браузера. Пока вы сёрфите сайты интернет-магазинов и сервисов бронирования, плагин постоянно сканирует содержимое страниц на наличие товаров и предложений.

Honey сам, без вашего участия, распознаёт конкретный товар, который вы просматриваете. И мгновенно выводит все доступные купоны и скидки на него. Это резко увеличивает конверсию интернет-магазинов и сервисов.

30 тысяч самых известных ритейлеров, производителей, онлайн-сервисов, с которыми договорился плагин, с радостью платят Honey процент от каждой покупки

​Так выглядит Honey в браузере

Не все данные одинаково полезны

На рынке США не редкость, когда компании покупают ради каких-то особо ценных данных. Например, три года назад рекламный холдинг Dentsu купил компанию Merkle за $1,5 млрд в первую очередь из-за 3,7 млрд записей об американцах.

Обычно под данными подразумевают какую-то уникальную информацию о пользователе, с помощью которой бизнес может ему что-то таргетированно предложить и продать.

Стоит разделить все пользовательские данные, которые собираются из сети, на четыре больших типа. Я проранжирую их по тому, насколько эти данные увеличивают конверсию рекламы:

  • Демографические данные (пол, возраст, доход — то, из чего на 99% состоят CRM крупных компаний).
  • Социальные данные (членства в группах, лайки, данные профилей).
  • Поведенческие данные (посещения веб-сайтов, поведение в приложениях).
  • Данные о намерении (intent data).

Последний тип данных — самый интересный. Он совмещает знание о контексте и намерении. С помощью этих данных мы понимаем, что конкретный пользователь планирует покупать обувь или авиабилет. Кроме того, мы ещё и понимаем, что этот момент происходит прямо сейчас.

Например, если вы просто читаете обзор новой пары Nike в коллаборации с Трэвисом Скоттом, то вы оставляете поведенческие данные. Их соберут сам сайт с обзором и разные «маячки» и счётчики на этой странице.

Такие данные ценны, но они лишены текущего контекста пользователя «покупка может случиться очень нескоро». Это неплохие данные для формирования потребности через медийную рекламу, но конверсия у них будет низкой.

Но вот если вы вбили в поисковик «где купить Nike Air Travis Scott» или зашли на сайт интернет-магазина и положили их в корзину, а потом ушли, вы совершенно явно показали трекинговым системам, что собираетесь тратить деньги! Это и есть intent data. Будьте уверены, системы это прекрасно запомнят и продадут это знание много раз!

На каких данных можно сделать миллиарды

На intent data построен весь бизнес поисковых систем. Возможность воспользоваться своим знанием о намерениях пользователей они продают рекламодателям (через «Яндекс.Директ» или Google Ads, например). Несмотря на появление социальных сетей и Amazon Ads, поисковики по-прежнему доминируют в затратах рекламодателей. Почему?

Дело в том, что реклама на intent data — это самый эффективный вид таргетинга интернет-рекламы за последние 15 лет. Такой таргетинг с большим отрывом опережает любой другой рекламный таргетинг.

Конверсия в покупку из такой рекламы выше, чем в рекламе на данных социальных сетей, по разным оценкам, на 200–400%. 3,5% — конверсия из поиска Google (альтернативные источники говорят о 1,7%) против 0,7% в соцсетях, усредненные данные по рынку США.

Собирать intent data позволяют и распространённые счётчики: «Яндекс.Метрика», Google Analytics. Они стоят на всех «продуктовых» страницах крупных онлайн-продавцов. По этой причине более параноидальные клиенты избавляются от них и ставят себе коммерческие платные решения вроде Tiburon или Adobe.

Intent data — настоящее золото эпохи таргетированной рекламы. Все остальные стремятся хотя бы немного приблизиться к подобной эффективности.

Причём тут Honey и почему он стоит $4 млрд

Увы, в 2019 году строить новый популярный поисковик, систему аналитики или новый браузер уже поздно. Но популярный плагин в браузере, которому пользователь сам разрешил изучать содержимое страниц, — это ещё один источник самых ценных данных! Плагин — редкая альтернатива поиску, когда юзер сам явно показал, в чём он заинтересован, и явно находится в моменте для покупки.

Если сделать предложение именно в такой момент, вероятность конверсии станет высокой. По словам основателя Honey, до 40% покупок в онлайне совершаются за счёт «триггер-события», побуждающего к последнему шагу, например купона на рекламном баннере. Если это событие не случается, серьёзная доля клиентов уходит в другое место или вовсе забывает о покупке.

PayPal после сделки заявил, что Honey поможет ему «встать в начало пути клиента». Это очень важное заявление. Оно значит, что компания хочет зарабатывать не только на платежах на чекауте.

Это часть важной стратегии роста — зарабатывать больше на каждом из своих 265 млн клиентов, используя данные о них. Ровно ту же цель перед собой ставят все крупнейшие банки, создавая «суперприложения» и экосистемы вокруг своей базы клиентов. Телекомы идут следом.

PayPal владел гигантским объёмом данных, тратами своих клиентов. Но это была база уже закрытых потребностей. За 3% от своей стоимости в $127 млрд PayPal купил открытые ежедневные потребности 17 млн американских покупателей. Нет сомнений, что эту базу удастся быстро вырастить с помощью клиентов самого PayPal.

Всё это пример того, как крупнейшая организация уверенно инвестирует, чтобы стать игроком на совсем новом рынке и получать совсем новую выручку.

C чем столкнутся все экосистемы и «суперприложения»

О создании экосистем вокруг своих клиентов на основании знания о них заявили все крупнейшие российские банки. «Тинькофф» первым заявил о выпуске «суперприложения», в котором клиент будет получать целевые выгодные приложения.

На каждой покупке, которую банк сгенерирует для своих партнёров-продавцов услуг и товаров, он сможет зарабатывать дополнительные деньги. Это новый огромный рынок за пределами банкинга.

Вопросов нет, приложение и предложения в нём, усиленные традиционными каналами банка, — мощный канал для продаж услуг и товаров. Проблема в том, что банк владеет только прошлым, уже закрытыми потребностями, а не настоящим своих клиентов. Чтобы изменить поведение клиента и убедить его что-то купить, банку нужны те самые intent data!

Как их получить? Выхода здесь два: покупать (и это путь PayPal) и предсказывать.

Увы, наш рынок слишком маленький для первого пути. Здесь почти некого покупать. Тут не успели появиться независимые сильные игроки, владеющие intent data с большим охватом. А те, что были, уже куплены гигантами.

Банкам остаётся лишь делать совместные предприятия с обладателями большого объема intent data вроде «Яндекса», но их список до смешного короткий.

А вот самое интересное и технологичное — это предсказание потребности до того, как она возникла. Реальная польза для нового бизнеса от инвестиций больших банков в машинное обучение и искусственный интеллект должна появиться именно здесь.

Наряду с объёмом накопленных и добытых данных это и будет главным оружием в войне экосистем. Будьте уверены, такая война будет самым интересным, что происходило с миром маркетинга за последние полсотни лет!

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Maxim Syabro
Ответить
Развернуть ветку
Роман Нестер
Автор

В первой версии текста у меня была отсылка про Яндекс.Советник. В своё время против него вели настоящий крестовый поход. Но - посмотрите на его текущее состояние. Сервис забросили в Яндексе и он летит стремительно вниз. Его отключают, снимают, количество пользователей уменьшается, а рейтинг в сторе Хроме упал ниже плинтуса. Либо его надо спасать, либо его закроют как непрофильный. Хотя по мне так - была мощнейшая штука.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Андрейчук

Более того- сейчас коллега попросила выбрать ноутбук- и в ходе ноутбука ситилинк потерял клиента, ибо в соседнем магазине было дешевле на 3000. Не было бы советника- ноут был бы куплен в ситилинке. Так что действительно странно что Яндекс им не занимается, ибо даже в заброшенном состоянии он вполне себе работает и собирает.

Ответить
Развернуть ветку
Ostrog I

Владельцы интернет магазинов препятствуют его появлению на их сайтах. Никому не понравится, когда клиент на твоем магазине ушел из за подсказки левого сервиса. Люди теряют деньги. Сложно представить как его можно развивать с такой логикой работы.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Андрейчук

Ну смотрите, тот же ситилинк, один из крупнейших игроков, не препятствует... Так что не всё так однозначно.
Но безусловно это конечно вредит самому магазину. Ибо по сути я клиент ситилинка, ибо перешёл не из поиска, а по адресу сайта. Но советник меня сделал клиентом другого магазина.

Ответить
Развернуть ветку
Ostrog I

Согласен, такие магазины не препятствуют. Они бы и рады чтобы такой плагин работал, да вот только более мелкие магазины не могут держать ценовую планку и отдавать клиентов сетевикам ) Вообщем тут как ни крути - логику работы нужно менять, взять за пример этот же HONEY

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда