Почему отелям пора перестать думать о персонализации и начать её внедрять
Месяц назад мы с коллегой ездили в командировку, из которой я привез инсайты про персонализацию в гостиничном бизнесе.
По работе я много путешествую, посетил более 300 отелей, объездил всю страну. Работаю в IT-компании, которая делает продукты для отельеров, поэтому в поездках обращаю внимание на то, как отели работают с гостями. Но последняя командировка заставила особенно задуматься о том, как работает персонализация в отелях сейчас, и что нас ждет в ближайшие пару лет. Расскажу по порядку.
Поездка, где все пошло не так
Все началось с того, что мне позвонила администратор отеля, чтобы подтвердить бронирование, и назвала Олегом вместо Сергея. Когда я ее поправил, она искренне извинилась, поэтому я сразу простил ошибку, но вскоре случилась вторая неприятность.
Мы приехали раньше, чем планировали. Хотя в отеле были свободные места, нас отказались заселять раньше 14 часов: «правила есть правила». В принципе, они были не обязаны нас заселять, но могли бы и предоставить гостям классный сервис без ущерба для бизнеса.
Мы послонялись два часа до заезда, а когда, наконец, зашли в номер, там нас ждала одна большая кровать вместо двух раздельных. В брони мы с коллегой указали, что нам нужны отдельные кровати, но в отеле этот момент как-то упустили. В другой номер нас, конечно, переселили, но осадок остался.
Мелкие неприятности, типа неработающего вайфая и расшатанного держателя для душа, продолжались всю поездку. Но даже после выезда все не закончилось. В последний момент оказалось, что администратор забыла подготовить для нас документы о проживании. Обещала отправить их по почте, но снова забыла. В общем, документы мы ждали месяц.
Сначала я оценил этот набор неприятностей как недовольный гость — на эмоциях. Мне захотелось настрочить отелю негативный отзыв, чтоб неповадно было. Потом я остыл и понял, что похожие ситуации случались со мной частенько — в магазинах, ресторанах, такси.
Я задумался, из-за чего такое происходит. Моя версия — многие бизнесы работают со среднестатистическим клиентом, а не с конкретным человеком. То есть не хватает персонализированного подхода.
Что такое персонализация, и зачем она нужна
В продажах персонализация помогает учитывать пожелания и интересы клиента, чтобы сделать ему индивидуальное предложение. Скажем, когда вас называют по имени, предлагают поездку в страну, которой вы интересовались, или дают скидку на джинсы, которые вы положили в корзину, но так и не купили.
Некоторые компании идут еще дальше. Например, в британском ресторане Fat Duck официанты наблюдают за гостем и вычисляют, левша он или правша, а затем соответственно сервируют столик.
В отелях персонализация тоже есть. Гостям делают подарки на день рождения, по-особому оформляют номер. Вот, например, нашего гендира Сашу в «Гельвеции» встретили так:
Сашу такой подход впечатлил, и он рассказал об отеле на своей страничке в Фейсбуке.
«Гельвеция» одним выстрелом убила двух зайцев: укрепила Сашину лояльность и получила от него рекламу в соцсетях. Довольные гости возвращаются в отель, оставляют хорошие отзывы и рекомендуют его друзьям и знакомым. А еще покупают больше допуслуг, потому что доверяют отелю и довольны обслуживанием.
Со стороны бизнесмена внимательное отношение к гостю и забота о нем — это сильная стратегия, которая выделяет отель на фоне конкурентов и позволяет зарабатывать больше. Чтобы реализовать эту стратегию, нужны специальные инструменты.
IT-продукты для персонализации продаж в отеле
АСУ (автоматизированная система управления)
АСУ — это программа, в которой отель ведет документацию и учет финансов, хранит сведения о проживающих и номерном фонде. Еще такую программу называют облачной системой управления гостиницей или PMS (property management system).
С АСУ работают многие отели. Все повседневные действия персонал выполняет именно там. В АСУ есть основная информация о госте — номер телефона, имя и фамилия, дата рождения. С этими данными уже можно работать: например, поздравлять с праздниками и обращаться к гостю по имени.
Но все же в первую очередь АСУ нужна для управления бронями. Выстроить четкую систему персонализации только с этой программой будет непросто.
CRM (customer relationship system)
CRM — это программа для сбора данных о клиентах. В CRM есть профиль гостя: его персональные данные, история бронирований, цепочка писем и звонков. Персонал может ставить друг другу задачи и отправлять гостю сообщения на телефон и по электронке.
CRM не только собирает, но и анализирует данные. Она показывает отельеру узкие места в воронке продаж, формирует отчеты, дает подсказки.
Как инструмент персонализации CRM — куда более продвинутая программа, чем АСУ. Но даже с CRM возникают сложности:
- Выбрать подходящую систему непросто. Изначально CRM для всех одинаковые — и для отельера, и для продавца окон. Иногда требуются доработки. Без них администратору сложно освоиться в программе. А действовать надо быстро. При большом потоке гостей нет времени разбираться, где искать нужный раздел.
- Дополнительное программное обеспечение — дополнительная интеграция. В CRM должны стекаться данные из других систем отеля: электронные замки, АСУ, менеджер каналов. Все связки нужно дорабатывать платно.
Установить CRM и подружить ее с остальными программами отеля — еще не гарантия успеха. Нужно донести до персонала, как важно относиться к клиентам и данным о них внимательно. Если персонал будет ошибаться, даже самые лучшие намерения могут обратиться против отельера.
Вот как работает персонализация, если относиться к ней несерьезно. Когда мой товарищ Саша Ешмеков бронировал номер по телефону, администратор неправильно записал фамилию и перепутал строки в CRM. Получилось такое приветствие:
В общем, персонализация — сложная система, в которой значение имеет каждая мелочь. И за всеми аспектами нужен четкий контроль.
Что ждет отельеров в будущем
На мой взгляд, лучший вариант для отельной персонализации — CRM, заточенная именно под индустрию гостеприимства. Когда IT-продукт разрабатывают под конкретную целевую аудиторию, он работает гораздо эффективнее.
Продукт 2020 года — CRM, которая легко интегрируется со всей экосистемой отеля. Замечал, что отельеры привыкают к своим программам, и им тяжело что-то менять. Поэтому я думаю, что будущее все-таки не за разработкой идеального пакета с нуля, а за легкой интеграцией. То есть отельеры продолжат работать в привычной среде, но при этом появятся дополнительные возможности.
Есть еще один важный тренд: гости во всем мире становятся более открытыми к диалогу с отельером. 57% потребителей готовы делиться личной информацией, если в ответ получат какие-то бонусы или более качественное обслуживание. Нужно только организовать площадку, где они смогут рассказать о себе.
На зарубежном рынке есть решение: отель добавляет на свой сайт личный кабинет гостя, в котором можно оставить пожелания, забронировать номер и посмотреть баллы в программе лояльности. Например, уже сейчас покупатели онлайн-магазинов могут логиниться через соцсети, и доступная информация подтягивается сразу: имя, номер телефона, почта.
В России личные кабинеты на сайтах отелей все еще редкость, но в нашей компании запросов на разработку становится все больше. Скорее всего, в ближайшие несколько лет это станет массовой историей.
Отелям важно совершенствовать свои программы лояльности, чтобы конкурировать за внимание гостя с посредниками. Например, у Букинга есть статус Genius: чем чаще гость бронирует, тем больше его скидка. Вот и отелю нужна программа, которая определяет активных путешественников и предлагает им существенные скидки при бронировании с официального сайта.
В итоге должен получиться продукт, который:
- интегрируется со всеми привычными программами отеля;
- собирает данные о госте из максимума источников: соцсети, личный кабинет, АСУ и т.д.;
- анализирует, насколько часто гость бронирует через каналы продаж, и умеет предлагать активным путешественникам существенные скидки.
Такие наработки уже есть — и в России, и за рубежом. Есть ряд технических ограничений и сложностей, поэтому вряд ли в 2020 году появится программа, которая умеет делать все и сразу. Но именно в направлении персонализации, на мой взгляд, будут двигаться разработчики индустрии гостеприимства.
Что отельеру делать прямо сейчас
Персонализировать обслуживание в отеле уже можно и нужно. Предлагаю не ждать появления идеального продукта, а сразу приступить к действиям:
- Подключите CRM типа «Битрикса» или amoCRM — ими пользуются многие отельеры.
- Разработайте программу лояльности. Самая простая тема — внедрить систему скидок и спецпредложений для постоянных гостей. Например, при помощи бонусных карт.
- Делайте заметки о гостях во время проживания — что просили, что хвалили, чем остались недовольны. Заносите информацию в CRM, а если ее еще нет, заведите отдельный документ. Когда гость приедет повторно, вы будете знать, что ему предложить.
XXI век не оставляет отельерам возможности забить на сервис и надеяться, что гость не оставит негативный отзыв. Как по мне, персонализация продаж — тренд на ближайшие несколько лет.
И это прекрасно. Хорошо же, если в будущем будет больше клиентов, которым все понравилось. А отельеры, которые искренне заботятся о гостях, получат возможность зарабатывать больше.
Только вот не понятно, как "Поездка где все пошло не так" связана с персонализацией?
Хорошая crm сама вытащит из вашей почту инфу о рейсе и сообщит отелю примерное время прибытия? Или болтающийся душ - это настолько личное, что в целом можно не чинить, пока не приедет клиент которого это сильно раздражает?
Кейс успешной реализации безусловно хорош, хотя в рамках ширпотребных отелей персонализация это скорее про "я люблю черные полотенца, клубничный гель для душа, жене не нужен шампунь, т.к. она пользуется проф-химией для окрашеных волос, зато ей не помешала бы дополнительная полка для средств в душе." ну и подобные мелочи.
Вот только проблема в том что подобные "настройки" будут хорошо работать при обмене данными между отелями, или при накоплении статистики на стороне агрегатора например.
Приятной фишкой в таком случае был бы учет приложением геопозиции и оповещение о скором прибытии - подцепился вайфай в аэропорту? отлично, отель в курсе что вы прилетели и, теоретически, прибудете через час.
Конечно, было бы классно, если б CRM сама волшебным образом отгадывала все пожелания гостя, но это уже из области фантастики. :) Да и коннект с вайфаем в аэропорту тоже вряд ли появится в скором времени. Но кто знает? Штука-то удобная, если гость сам готов делиться инфой о своих перемещениях.
Зато CRM могла бы подсказать, что мы просили номер с двумя раздельными кроватями — при бронировании по телефону я об этом говорил, в карту гостя инфу занести можно было. Еще CRM может напомнить подготовить документы к выезду. Ну и имя мое было бы видно сразу — хорошая подсказка для персонала. Запомнить в запаре все на свете невозможно, надо знать, где подсмотреть. Это что касается моей поездки. :)
А насчет обмена данными между отелями, думаю, что это не обязательно. Ну, то есть круто, если такое появится, но персонализацию строить можно и без этого. Отель может сам начать собирать информацию о гостях. Если они заедут повторно, отельер уже будет знать, что им предложить. Для VIP-клиентов некоторые отели уже это делают. Начать делать то же самое для простых смертных — хороший способ завоевать лояльность и увеличить средний чек.
Так-то он так, но это все же не про персонализацию, а про нормальную организацию работы
А насчет обмена данными между отелями, думаю, что это не обязательно.А тут с какой стороны посмотреть - для меня отели это все же больше про отдых за границей, и как следствие одну страну-город-отель я пока дважды не посещаю, а сетевые отели, в большинстве своем весьма скучны, если это не люкс номера. а значит накопительный эффект от такой информации будет стремиться к нулю. А сам факт заполнения каждый раз анкеты на тему "чем я увлекаюсь и какой шампунь хочу" будет вызывать скорее отторжение. Если же эти данные будут собираться и передаваться в отели тем же условным букингом - для многих посетителей эффект уже многократно возрастет.
Хотя тут как всегда есть вторая сторона медали - вот представьте, приехали вы с женой/девушкой на выходные в спа-отель понежиться на массажике, а добрый администратор вам по привычке уже и сауну забронировал, и девочек вызвал... неловко получится..
Главное, - воспитать правильное отношение всех сотрудников друг к другу и гостям. Большая часть проблем кроется в том, что людям пофиг:
- устали
- мало платят
- заставляют делать нелюбимую или ненужную работу (типо отчетов)
и тому подобное.
Девушка на рецепции зная что два мужика вселяются могла посмотреть какая кровать в номере куда она заселяет.
Хочется верить, что она не со зла нас так расселила — просто замоталась, а программ для подсказки не было. :)
А насчет человеческого фактора согласен. Неравнодушный персонал — это главная составляющая успеха. Никакого сервиса не будет, если сотрудникам все равно.
вполне возможно, что до этого она расселила двух других мужиков по кроватям, а они попросили двуспальную) щас как бы времена такие, что никого уже не стремает и не удивляет гомогейство. вдруг начнут еще возбухать, в брони ведь одна кроватка стоит, хз кто там чо напутал, или не напутал