Узкопрофильное сообщество VK как бизнес
Расскажу, как веду и продвигаю сообщество для коммерческих писателей и журналистов на стыке сложностей, нововведений и странностей VK. Без пафоса, лирики и нытья.
Сейчас, в 2019, кажется, что авторские сообщества VK умирают. Крупные игроки скупают активы, вся власть сосредотачивается в руках медиа-монополистов и частных энтузиастов.
Несмотря на все старания VK удержать и поддержать авторов (с алгоритмом «Прометей», «Немезидой», подкастами, новыми рекламными форматами) — все вроде бы очень плохо.
И дело здесь не столько в том, что охваты обрезали вдвое, а то и больше (хотя и это тоже повлияло на ситуацию). Дело в том, что многим владельцам авторских и развлекательных сообществ до сих пор неясно, как зарабатывать. Например, если ты еще не дорос до маркет-платформы.
Расскажу свою маленькую историю о том, как я в одиночку продвигаю свое сообщество для поиска заказов и исполнителей в копирайтинге, маркетинге и SMM.
Возможно, получиться показать, что будущее у авторских сообществ не такое уж мрачное.
Как все начиналось
В конце 2013 я перешел на фриланс. Брал любые задачи по коммерческим текстам и набивал руку. Сотрудничал с веб-мастерами, глянцевыми журналами, стартапами. И быстро понял, что это мое.
В 2015 я уже плотно занимался продающими текстами: коммерческие предложения, лендинги и все прочее. Но широкая специализация мне не нравилась, не получалось сосредоточиться и стать профессионалом в чем-то одном.
Тогда в 2016 в период некого расцвета Spark.ru я завел там бложик и постепенно перешел на большие авторские статьи, PR и сторителлинг. И для заказчиков и лично для себя. Чем и сейчас иногда занимаюсь.
Но речь не об этом. В какой-то момент я понял, что искать заказы стало очень утомительно. Я не пользовался биржами, сайтами по поискам работы, Avito и так далее.
Я всегда искал заказы только VK, искал по ключевым словам в поиске по новостям. И какое-то время это работало. Другое дело — группы с вакансиями.
Я довольно быстро понял, что толковых сообществ с вакансиями конкретно для копирайтеров — VK, вообще, нет (и до сих пор нет). Почему бы не создать что-то свое (это 2017 год).
Создание авторского сообщества
Тогда к сентябрю я уже более менее понял, чего хочу. И начал публиковать вкусные вакансии, проекты и конкурсы конкретно для авторов, коммерческих писателей, переводчиков, пиарщиков и творцов слова.
Так как я сам занимался клиентским SMM, я понимал, как оформлять материалы и на что делать акценты.
Сейчас поделюсь своими инсайтами на эту тему.
Чтобы авторское сообщество могло заинтересовать посетителей, нужно...
Придумать свой стиль в оформлении материалов. Это касается не только иллюстраций, не нарушающих ничьи авторские права. Но и самих постов — нужны теги для навигации; нужны рубрики, разделы и свой язык коммуникации с аудиторией.
Например, в Freelance Choice регламентированы цвета (сейчас это медные оттенки); есть свои иллюстрации для креативов (заказывал у художницы); есть свои разделы (не только копирайтинг, но и журналистика, писательство и даже обзоры профессиональных книг).
То есть, я не просто даю возможность исполнителям найти работу по профессии, но изучаю вопрос слова, творчества, медиа, рекламы. Факапы брендов, модные тренды в интернет-маркетинге. Все, что касается поля креатива, написания коммерческих или художественных текстов. Одна широкая, но в то же время узкая коллея для работы и вдохновения.
Набросать контент-план. В нашем случае — я сразу предусмотрел возможность свободного постинга. То есть, я размещаю вакансии и проекты по факту (платно). Как правило, 3-5 достойных объявления можно найти в каждый будний день. Сверх этого — собственный опыт и ценные находки из сети — уже без графика. В выходные — только платные нативные интеграции (это может быть какой-то платный курс по SMM или новый облачный сервис).
В среднем, получается именно 3-5 материалов в день. В случае с джобным сообществом этого хватает, чтобы исполнители смогли что-то найти и попробовать.
Разработать формат рекламы. Самая непростая штука — понять, как ты будешь зарабатывать деньги в сообществе.
Мне с самого начала хотелось придумать такой формат окупаемости, чтобы было просто контролировать процессы и не приходилось думать о финансах. Я думал, что заказчики будут публиковать вакансии платно и этого хватит (конечно, нет).
Все оказалось прозаичнее. С самого начала я вливал деньги в рекламу (промо-посты с кнопкой) и за все время с сентября 2017 там скопилась солидная сумма вложений для небольшого авторского сообщества (около 30 тысяч рублей +-).
Первый год аудитория прибывала, но денег не было. К осени 2018, как это ни странно, я уже окупил все вложения в рекламу и даже вышел в плюс за счет нативных интеграций.
Что я подразумеваю под нативными интеграциями? В случае Freelance Choice — это формат материалов, которые я пишу сам. Которые раскрывают один из аспектов работы коммерческого писателя, маркетолога или SMMщика. Это может быть как раз курс языкознания. Или блог-коллеги копирайтера. Или сервис отложенного постинг в Instagram.
Подобных форматов может быть сколько угодно. Но об этом нужно думать еще на стадии создания сообщества. Ведь если у вас будут только фотографии пеньков в диких лесах — ваш круг рекламодателей сильно сузится.
*
Как оказалось, это не самые очевидные метрики для новых энтузиастов VK, потому что до сих пор нет ни одного авторского сообщества с вакансиями и проектами для копирайтера (кроме Freelance Choice).
Никто до сих пор в эту нишу не зашел, и сделать ничего не может (группы-свалки с разнородными вакансиями по всем сферам из Digital — не в счет).
С другой стороны — есть формат так называемых коммьюнити для коммерческих писателей. Они есть, но это совсем другая история и там как таковой окупаемости нет, вообще. Как и затрат на контент (все посты предлагают сами посетители).
Можно заняться этим исключительно для личного бренда или чтобы потешить самолюбие. Но денег там не будет.
Что есть сейчас
С сентября 2017 прошло больше полутора лет. За это время маленькими рекламными кампаниями и собственными силами сообщество удалось довести до 4500 подписчиков (напомню, вся аудитория у нас — копирайтеры и журналисты).
Что по моим скромным подсчетам не так уж плохо (только кажется, что копирайтеров в социальных медиа много — на самом деле их еще нужно найти). Сообщество уже мелькает в рекомендациях, и есть какой-никакой постоянный прирост аудитории.
И несмотря на то, что до действительно крупного сообщества или медиа нам пока далеко, есть своя преданная аудитория (спасибо вам!), есть свой дух, свои форматы материалов и атмосфера.
Учитывая это, являясь маленьким Influence-блогом, мы также можем по-своему влиять на репутацию брендов, создавать флешмобы, проводить конкурсы, рассказывать о топовых курсах и делать все, что душе угодно. Пока вроде получается.
Что еще... После падения охватов в 2018 году — удалось эти охваты вернуть и даже увеличить за счет интересных авторских постов (моих лично). Благо опыта в писательстве достаточно (начал вести свой литературный блог аж с 2011 года).
Как я понимаю, Прометей к нам заглядывает частично и помогает с охватами отдельных материалов. Но тот самый огонек на неделю не дает. Вероятно, потому что вакансии и проекты часто дублируются еще в других пабликах.
На данный момент сообщество расширилось аккаунтами в Yandex.Zen, Telegram и Instagram. Хочется создать из маленького сообщества большое авторское медиа для специалистов по слову. Но посмотрим.
В заключение — пара рекомендаций по тому, как вдохнуть жизнь в свое сообщество VK.
В продвижении неплохо помогает прямая отсылка к брендам. Оставляем упоминание @название_бренда в комментариях. И случается такое, что SMMщики компании сами приходят и дают обратную связь.
В рекламном кабинете VK у меня висит только одно объявление. Которое я создал еще в 2017 году. Я не гонюсь за дешевыми кликами и подписками (и вам не советую). Закупаю дорогие посты (посевы) в других сообществах и считаю, что экономить каждую копейку — как минимум, странно.
Поэтому и сам предлагаю адекватный (кому-то дорогой) прайс на нативную рекламу. Чтобы зарабатывать, а не выпрашивать. Второй совет: не экономьте на продвижении своего блога. И сами цените то, что делаете. А то аукнется.
Я также посоветовал бы самим разрабатывать рекламные интеграции. Или взять в штат (хоть и громко сказано) копирайтера под эту задачу. Потому что только владелец сообщества, сам автор, понимает, какая реклама впишется или не впишется. Это будет + к цене и + к карме вашего авторитета.
*
И на этом все. Спасибо за внимание.
Если вам тоже нужен будет копирайтер из VK (или вы хотите найти заказы в этой сфере) — теперь вы знаете, куда идти.
Ну, такое...
1. Когда филолог употребляет прилагательное "вкусный" не по отношению к еде....
2. Зачем в каждом посте паблика [ ] ??
У всех свои причуды. )
Просто это мое любимое определение чего-то ценного. Личная инициатива.
А скобки для разделения, просто авторская пунктуация)
Комментарий недоступен
Разве что авантюристам)
Всего лишь одна история из миллиона похожих.
Вдруг кому пригодится.
Но паблики живы. Это самое главное)