{"id":13475,"url":"\/distributions\/13475\/click?bit=1&hash=d02bc673eeef140c065ecff57c60581e1072387cdb99484f3b963fcb612a6c69","title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441 ","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Истории
Елена Абрамова

«Общность условий жизни — вот что необходимо для воспитания нового человека»: почему на заре СССР появились дома-коммуны Статьи редакции

В «машинах для жилья» власти пытались воспитать человека, который бы отбросил личное и сосредоточился на общем деле. Теперь люди объединяются в коливинги, потому что хотят вместе веселиться, развиваться и получать поддержку.

Дом политкаторжан в Санкт-Петербурге

Появление домов-коммун

Прообразом домов-коммун стал фаланстер, который в 1808 году описал французский социалист-утопист Шарль Фурье. Он был свидетелем революций и войн, и выходом из череды беспорядков видел в новом устройстве общества.

По замыслу Фурье:

  • «Фаланга», коммуна из 1620 человек, станет новой единицей общества вместо семьи.
  • «Фаланстер» приспособит людей к коллективизму, освободит от домашней работы, семьи и всего, что может помешать формированию «нового человека».

Он представлял фаланстеры как дома-города в три-пять этажей с общими помещениями для отдыха, обучения, детских игр и отдельными комнатами для каждого члена фаланги.

Фаланстер Шарля Фурье

Экономическое состояние России после Первой мировой войны, двух революций и Гражданской войны стало тяжелым. Свергнув царя, уставшие от лишений люди получили возможность создать новое общество с равными у всех правами.

Молодежь скорее, чем кто-либо, должна и может по­кончить с традициями отмирающего общества. Пролетарский кол­лективизм молодёжи может привиться только тогда, когда и труд, и жизнь молодёжи будут коллективными.

Лучшим проводником такого коллективизма могут явиться общежития-коммуны рабочей молодёжи. Общая коммунальная столовая, общность условий жизни — вот то, что необходимо прежде всего для воспитания нового человека.

газета «Се­верный комсомолец», 1924 год

В начале 1921 года в Москве на «Съезде по оздоровлению населённых мест» приняли резолюцию о домах-коммунах. В ней говорилось, что «цель таких домов — воспитание и насаждение коллективистских начал путём создания учреждений общего пользования и привлечение женщины к общественно-полезному труду путём освобождения её от мелких хозяйственных забот».

В 1921–1925 годах прошли конкурсы на разработку архитектурных проектов домов нового типа. В них наметились два подхода к новому типу жилища, которые подхватил Моссовет. Он в 1925–1926 годах провёл два всесоюзных конкурса на проекты жилых домов для рабочих.

Первый предполагал создание «домов с квартирами для рабочей семьи, живущей обособленным хозяйством», а второй — «домов, приспособленных как для одиноких рабочих, так и для рабочих семей, не ведущих обособленного хозяйства».

Участие в дискуссии архитекторов-конструктивистов, следующих девизу «форма следует за функцией», привело к появлению принципов регламентации пространства. В 1928 году Центржилсоюз выработал «Типовое положение о доме-коммуне». Согласно ему, коммунары должны были:

  • Отказаться при переезде в коммуну от мебели и предметов быта из прошлой жизни.
  • Питаться в общих столовых или получать готовые блюда с фабрики-кухни.
  • Мыться либо в общей душевой, либо в городских банях.
  • Отдыхать и отмечать значимые события жизни в общественном пространстве для досуга и отдыха.

Личное пространство жильцов — ячейка — сводилось к небольшой комнате для сна или к койко-месту. Для детей отводилось отдельное помещение — попасть в него можно было через переход, соединённый с домом. Воспитателями выступали квалифицированные няни.

Сад-ясли в доме-коммуне

Бытовые службы должны были освободить коммунаров от житейских забот, а домовой совет из 25 человек — управлять жизнью самой коммуны. Следуя идеям Фурье, конструктивисты собирались создать нового человека через новый быт, но домов-коммун, которые полностью соответствовали бы положению о доме-коммуне, появилось немного.

Отличительные черты архитектуры и типы домов-коммун

Для архитекторов-конструктивистов важна в первую очередь функциональность. В проектах домов-коммун не было лишних деталей, даже крыши оборудовали под прогулочные зоны.

Конструктивисты экспериментировали ради воплощения идеи композиционной свободы. Они изобрели несущий железобетонный каркас с сеткой круглых столбов, который позволял не привязывать квартиры к несущим стенам и делать в доме свободную планировку, а также создать эффект «полёта над землей».

Дом Наркомфина, Москва. Эффект «полета над землей»

Дома-коммуны отличают геометричность, динамичная форма, обусловленная внутренней планировкой, и отсутствие декора. По словам архитектурного критика Никиты Гранько, их простота обусловлена не пресыщенностью буржуазной архитектуры или стремлением найти стиль новой эпохи, а слабой экономикой.

Строительных материалов не хватало — дома-коммуны иногда приходилось строить из кирпичей и балок, оставшихся от старых домов. В 1920 годах применялись саманные кирпичи, которые делали из смеси соломы и глины, и блоки из камыша — камышит.

Жилищный голод в 1920-е был настолько серьёзным, что прочный железобетонный каркас заполняли какими угодно материалами. Архитекторы-классики с мировым именем верили в то, что лет через 10–15 мировая революция пройдёт по всей планете и повсюду расцветёт социализм, и тогда эти дома можно будет снести и построить на их месте упирающиеся в небо башни.

Сергей Ткаченко
советский и российский архитектор

«Типовое положение о доме-коммуне» в жизни воплотилось в нескольких проектах, в основу которых легли наработки прошедших в 1925–1926 годах конкурсов.

Дома переходного периода

Моисей Гинзбург и другие архитекторы-конструктивисты понимали, что люди не готовы сразу отказаться от прежней жизни, и проектировали дом-коммуну как пространство, объединяющее индивидуальные квартиры и коммунальные учреждения.

В отличие от домов-коммун, в них не было полной коллективизации быта, ломавшей институт семьи, но обобществлялся целый ряд хозяйственных и общественных функций.

Такие дома-коммуны называют «домами переходного типа», и набор коммунальных служб в них различался от проекта к проекту.

Дома-коммуны

Вариантов домов-коммун было два. В первом семьи жили в двух-четырёхкомнатных квартирах с умывальником, туалетом и подобием кухни, но с общей ванной на несколько квартир.

Второй вариант предполагал спальные комнаты — двухместные для семейных пар и четырехместные для несемейных людей, соединённые с подобием кухни. Удобства были общими и распола­гались в коридорах или подвалах.

Некоторые проекты отличал аскетизм. Например, проект Сталинградского тракторного завода предполагал дом-коммуну с общими спальнями на шестерых человек и так называемыми комнатами для ночлега, где по отдельному расписанию могли уединяться семейные пары. А в общежитии Текстильного института размер двухместных спальных кабин был 2,3 х 2,7 метра.

Известные проекты

Дом-коммуна РЖСКТ «Первое Замоскворецкое объединение»

  • Адрес: Москва, улица Лестева, 18.
  • Годы постройки: 1928–1929.
  • Архитекторы: Георгий Вольфензон, Самуил Айзикович, С. Леонтович.

Это первый дом-коммуна в СССР. Архитекторы воплотили в нём идею объединения в одном пространстве квартир для семей, ведущих обособленное хозяйство, и ячеек для тех, кто разделяет идеи обобществлённого быта.

Здание состоит из пяти корпусов: двух квартирных по бокам, состоящих из 40 трёхкомнатных квартир со всеми удобствами, и трёх коммунальных с коридорной системой в центральных корпусах. В них разместили 230 ячеек площадью 9–14 м² с общими на каждом этаже умывальными, ванными, уборными и кухнями.

План первого дома-коммуны в Москве

В центральном корпусе на первом этаже располагались столовая на 150 мест, детский сад на 60 детей и ясли на 35 детей. На втором этаже над столовой — клуб, на шестом этаже — спортзал, а на крыше солярий и душевые кабины.

В 1930 году в газете «Рабочая Москва» вышла критическая статья, автор которой писала об испорченной канализации, отсутствии газа и электричества, а также о том, что жильцы привезли с собой не только старую мебель, но и иконостасы, что противоречило выработанным в декабре 1929 года условиям заселения.

В 1960–1970 годы центральную часть дома расселили, в 2020-е годы там находятся офисы.

Дом Наркомфина — «Дом-корабль»

  • Адрес: Москва, Новинский бульвар, 25, корпус 1.
  • Годы постройки: 1928–1930.
  • Архитекторы: Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис, инженер Сергей Прохоров.

Дом переходного типа строили для сотрудников Народного комиссариата финансов. Его композиция сложена из разных геометрических фигур: жилой блок — параллелепипед, коммунальный корпус со спортзалом, читальней и столовой — куб.

Проект комплекса предусматривал также круглое здание детского сада, дополнительный жилой корпус, служебный двор с гаражом и прачечной и собственный парк, но их так и не построили.

Дом приподнят на сваях на 2,5 метра, несущие стены расположены внутри, а всю конструкцию держит каркасная сетка из пронизывающих здание колонн диаметром 350 мм.

Хотя в комплексе работала столовая, в некоторых ячейках были кухни и ванные комнаты. Всего в доме Наркомфина 44 квартиры 11 различных типов:

  • Простые ячейки без удобств.
  • Квартиры типа К для больших семей.
  • Малометражных квартиры типа F.

В обоих концах здания находились сдвоенные ячейки 2F с двумя жилыми комнатами, столовой, ванной, уборной и кухней, а на крыше располагался пентхаус, построенный для наркома Милютина.

В доме шесть этажей, соединённых двумя боковыми лестничными пролётами со сквозными коридорами между ними. За счет половинчатой высоты в спальне, прихожей и ванной в доме получается один коридор на два этажа.

Окна двухъярусных квартир выходят на обе стороны дома. Притоку свежего воздуха способствуют сквозные ленточные окна — они не распахивались, а сдвигались в сторону. Благодаря этой конструкции и разработанной архитектором схеме окраски помещений казалось, что всё изнутри пронизано солнечным светом. После реставрации в доме расположились элитные квартиры.

Прогулки по крыше, первый советский пентхаус и мебель-трансформер: дом Наркомфина как образ идеального быта будущего Статьи редакции

Дом Наркомфина в Москве — экспериментальное строение конца 1920-х годов, которое воплотило идеи архитекторов-конструктивистов и советской власти о светлом будущем. В нём личное должно было отойти на задний план, а люди, свободные от ежедневных домашних забот, могли сосредоточиться на общем деле.

Дом Наркомфина, проект. Из книги Моисея Гинзбурга «Жилище»

Общежитие Текстильного института — «Дом-конвейер»

  • Адрес: Москва, второй Донской проезд, 9.
  • Годы постройки: 1929–1930.
  • Архитектор: Иван Николаев.

Общежитие Текстильного института — полноценный дом-коммуна. В комплексе три корпуса: спальный, санитарный и общественный.

В спальном корпусе семь этажей. Из коридоров в спальные кабины размером 2,3 х 2,7 метра ведут сдвижные двери. Корпус выстроен на стальном каркасе — это позволило сделать длинные ленточные окна и упростить возможную смену планировку.

Общежитие Текстильного института, Москва

Спальный корпус через санитарный соединён с общественным. В последнем находились ясли для детей, кухня, столовая, актовый зал, комнаты для групповой работы, а также библиотека и общий холл для занятий. Над входом в него — кровля-терраса.

В шесть часов утра — сигнал к подъёму во всех спальных кабинах. После пятиминутной разминки — переход в санитарный блок, где у студента есть десять минут на умывание, пять на душ и ещё пять на то, чтобы одеться.

Затем — в столовую в общественном блоке. После завтрака студент ориентируется на своё расписание занятий и кружков. Вечером звучит сигнал, созывающий всех жильцов на прогулку. Вернувшись с улицы, студенты снова из общественного блока, где располагался единственный вход в здание, двигаются в спальный корпус.

На пути уже в обратном порядке — раздевалки и души. В 22 часа гаснет свет и в комнату начинает поступать озонированный воздух. Обязательная продолжительность здорового сна — восемь часов.

Иван Николаев
архитектор Общежития Текстильного института

Распорядок сохранялся до 1960 годов. В 2016 году здание отреставрировали, в 2022 году там располагается общежитие МИСиС.

Жилой дом Общества бывших политкаторжан

  • Адрес: Санкт-Петербург, Троицкая площадь, 1.
  • Годы постройки: 1929–1933.
  • Архитекторы: Григорий Симонов, Павел Абросимов, Александр Хряков.

Дом политкаторжан — одно из самых известных зданий эпохи авангарда в Санкт-Петербурге. Он относится к «домам переходного типа» — его строили для ветеранов каторги с подорванным здоровьем, поэтому жильцам предоставили квартиры с удобствами. Однако предполагалось, что они вместе будут питаться в столовой и проводить досуг в библиотеке или в солярии на крыше.

Дом состоит из трех соединённых корпусов по шесть-семь этажей. Всего в нём 144 квартиры по две-пять комнат. В квартирах были ванная, уборная, мусоропровод и стенная кухонная ниша с электроплиткой для разогрева еды, нагревателем и баком с водой для мытья посуды. В 1960 году в квартиры провели газ, а небольшие жилые комнаты переделали в полноценные кухни.

Ленточное окно первого этажа Жилого дома Общества политкаторжан

Отличительная черта дома — 75-метровое ленточное окно первого этажа. На первом этаже размещались Музей каторги и ссылки, зал заседаний, комнаты для занятий, столовая-ресторан с кухней, детский сад, амбулатория, закрытый магазин-распределитель, коммутаторная, домовая контора, а в подвале — механизированная прачечная, газоубежище, овощехранилище и котельная.

В доме была своя библиотека, великолепная, огромная. К ней вёл широкий балкон, где стояли столики и шезлонги. Вы могли взять книгу и читать на воздухе. На крыше находился солярий и душ. Люди выходили на крышу, общались с удовольствием.

Людмила Боровикова
жительница Жилого дома Общества политкаторжан

В квартирах предусматривались балконы-консоли, для прогулок предназначались общие террасы. В подъездах были широкие, отделанные деревом и зеркалами лифты, а во дворе работал клуб с залом на 500 мест, киноустановкой и эстрадой.

В 2022 году это элитный жилой дом.

Дом-коммуна инженеров и писателей — «Слеза социализма»

  • Адрес: Санкт-Петербург, улица Рубинштейна, 7.
  • Годы постройки: 1929–1930.
  • Архитекторы: Андрей Оль, К. Иванов, А. Ладинский.

Кооперативный дом-коммуну на паях выстроила группа молодых писателей и инженеров для «категорической борьбы со старым бытом». В шестиэтажном доме — 52 квартиры по одной-четыре комнаты, в том числе двухэтажные.

В больших квартирах предусмотрены комнаты для домработниц. На первом этаже располагались гардероб, столовая на 200 мест с кухней, детские комнаты, комнаты отдыха и библиотека-читальня.

По воспоминаниям поэтессы Ольги Берггольц, жители вселялись дом с энтузиазмом, восторженно сдавали в общую кухню продовольственные карточки и «отжившую» кухонную индивидуальную посуду. Однако уже через несколько лет «слезинцы» признали, что попытка «фаланстера на Рубинштейна 7 не состоялась».

Общая столовая была уже не в силах удовлетворить разнообразные вкусы обитателей дома. С пелёнками был просто ужас: сушить их было негде! Звуко­проницаемость же в доме была такой идеальной, что если внизу, на третьем этаже, играли в блошки или читали стихи, у меня на пя­том уже было всё слышно вплоть до плохих рифм.

Это слишком тес­ное вынужденное общение друг с другом в невероятно маленьких комнатках-конурках очень раздражало и утомляло.

Ольга Берггольц

Дом остаётся жилым, его признали памятником культурного наследия регионального значения.

Дом-башня имени Парижской коммуны — «Чайник»

  • Адрес: Смоленск, улица Конёнкова.
  • Годы постройки: 1931–1933.
  • Архитектор: Олег Вутке.

Дом-коммуну построили по заказу рабочего жилищно-строительного кооператива «Труд». В нём семь этажей и 32 квартиры. Уборные располагались в подвале, а умывальники — в квартирах.

Многие решения принимали пайщики. Сначала они планировали построить трёхэтажный дом с коридорной системой, однако архитектор предложил дом-коммуну в виде башни. Сопоставив сметы и бытовые удобства двух вариантов, пайщики склонились к башенном. Преимущество они увидели в том, что обширная поэтажная лестничная площадка на шесть ячеек могла использоваться как холл для встреч и приёма гостей.

Также пайщики решали, что обобществлять, а что нет. Так, детей решили оставить в семьях, а кухни в квартирах ликвидировать, так как в доме запланировали столовую. Однако для желающих готовить самостоятельно при общей кухне устроили отделение на три плиты с духовками.

Кроме столовой на первом этаже располагались гостиная-кружковая, домовая контора для хранения книг, аптечки. В вестибюле — место для велосипедов и ящики для галош. Предусмотренный проектом лифт так и не смонтировали из-за экономии. Центрального отопления в доме не было, каждая ячейка обогревалась дровяной печью — из окон торчали трубы. Поэтому в народе здание прозвали чайником.

Оно расположено вблизи Вознесенского монастыря, и архитектор срифмовал его с башнями крепостной стены — у дома почти квадратный план, скругленные углы, геометрические орнаменты на кирпичных стенах.

Фото «Чайника» в 2018 году

Воду, канализацию и отопление в ячейки провели только в 1949 году, а в 1985 году дом покинули последние жители. В 2022 году башня находится в аварийном состоянии.

Коммуны в современности

В 21 веке идеи фаланстера и коммуны возрождаются в формах коливингов и кохаузингов — жилых пространств, где соседи не только делят жилплощадь, счета за коммуналку и общественные пространства, но и разделяют общие взгляды на жизнь, имеют схожие ценности.

Один из первых коливингов в России появился в 2000 году на Среднем проспекте Васильевского острова в Санкт-Петербурге — несколько друзей выкупили квартиру и начали жить вместе, вести общее хозяйство и единый бюджет.

В 2018 году в «Доме на средней» жили около 20 человек, а в Санкт-Петербурге с тех пор появилось еще несколько коммун: «18-я линия», «Римкор», «Триглинки» и другие. Есть коливинги и в других городах России.

В каждой такой общине устанавливаются правила. Например, жильцы вместе убираются по субботам, едят в определённые часы или сортируют мусор. Где-то главное правило — отсутствие правил.

Например, по словам жителей коммуны «Три четверти», главный принцип их коммуны — свобода. Обитатели дома предполагают, что рано или поздно каждый его житель без принуждения захочет сделать доброе и полезное дело для всех.

В некоторых коммунах допускаются собственные продукты питания, в других — нет, в одних коливингах люди спят в одной большой комнате и не имеют личного пространства, в других у каждого члена сообщества есть комната. Одни вместе занимаются медитацией, другие устраивают выставки, арт-шоу, музыкальные концерты.

И объединяет людей в современных коливингах желание жить в сообществе единомышленников. По словам обитателей современных коммун, их привлекает возможность весело проводить время, развиваться и реализовывать себя в творчестве и получать поддержку.

Любое маленькое общество — это система, которая быстро и непредсказуемо развивается. Так что для меня это ребёнок, которому бесполезно ставить рамки, можно разве что направлять и помогать. Только иногда я использую право вето и помогаю ребятам решить конфликты.

Евгения Волшебная

основательница коммуны «Римкор»
0
254 комментария
Написать комментарий...
Константин Рогов

отношение к людям как к скоту - отличительная черта коммунизьмы

Ответить
Развернуть ветку
Максим Гомбоев

Именно поэтому когда гады коммунисты запустили первый в мире космический спутник, в США Девятку черных детей из Литл Рока чуть не линчевали, когда они пытались пройти в школу для белых.

Потом еще эти коммуняки первого черного в космос запустили и первого азиата космонавта. Вот гады. Еще до кучи женщину первую.

Ответить
Развернуть ветку
43 комментария
Ivan Off

С точностью до наоборот. Как к рабочему скоту относятся к людям при капитализме. При коммунизме интересы и права человека (каждого, а не избранных) ставятся на первое место по значимости в обществе. Увы, в СССР не смогли реализовать идею... Что ж, другие смогут.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Ричард Ричардович

Ваших крестьянских предков, которые иногда в прямом смысле жили со скотом под одной крышей, до сих пор к городской культуре не приобщили. Они свои модели поведения воспроизводят из поколения в поколение, хотя эти модели и слабеют, но еще не полностью изжили себя. Человека, предки которого хотя бы 5 поколений не прожили в городе легко по бытовому поведению определить

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Тут можно поспорить. Отношение к людям, как к скоту-неотъемлимая часть любого общественного строя. И будем честны, капитализм с социализмом-два брата, те же яйца, только в профиль

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Не то что сейчас! Вы человейники пригородов крупных городов точно видели? У курицы в инкубаторе уютней. Зато каждый личность. А главное возможность получить эту радость всего-то за каких-то 15 лет ипотеки в собственность! А качество какое, а инфраструктура, а эти роскошные дворы, школы и детские сады...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Горниенко

Вы судите исходя из современных понятия о комфорте.
В начале ХХвека для большей части населения привычный уровень комфорта весьма сильно отличался

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Скажу что люди всегда были, а также и нелюди. Сейчас как и тогда по верхушке не судят!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Матушевский

сейчас мало что изменилось

Ответить
Развернуть ветку
Константин Шаров

При чем тут коммунизм? Это были социальные эксперименты. Вон пожалуйста при капитализме люди сами готовы в таких условиях жить

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рогожников
а на крыше располагался пентхаус, построенный для наркома Милютина.

"Все животные равны, но некоторые животные более равны чем другие!"

Ответить
Развернуть ветку
Ричард Ричардович
"Все животные равны, но некоторые животные более равны чем другие!"

Поделом ему?

26 июля 1937 года арестован. 29 октября 1937 года приговорён к смертной казни за принадлежность к контрреволюционной организации «правых» по ст. 58-8 и 58-11 УК РСФСР. 30 октября 1937 года расстрелян.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lev MU

Эта коммунистическая общность и такие исправные показательные, красивые и на балансе всего города единичные дома, в которые всё вбухивали почти весь городской бюджет, эти единичные дома строилась не для людей, а для номенклатуры - а это не люди, они себя читали коммунистическими богами. Потому у них огромные площади квартир,спецобслуживание,всегда горячая и чистая кристальная вода из спец резервуаров и источников. А для остальных хрущевки, с вечно грязными подъездами. которые никакие коммунальные службы не содержат в чистоте, вечно грязная серая питьевая вода в кранах, которую без кипячения опасно пить. Вечно холодные радиаторы водяного отопления, хотя деньги берут исправно круглый год. Ой, какое счастье что я этого всего лишился, уехав за бугор...

Ответить
Развернуть ветку
Фагиз Мавлютов

Поинтересуйтесь откуда люди в хрущевки переселялись и сколько людей так переселили)

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Сергей S.L.

Прикольно у тебя 20-е с 60-ми смешались. Поди, кровавый Стален виноват, не иначе

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ричард Ричардович

Коммунистический боги в Нижнем Тагиле, Саранске или Кременчуге? У меня в доме жил директор градобразующего комбината, он на трамвае утром на работу ездил, что бы водителя не гонять. В современных условиях этот комбинат входит во владения известного миллиардера, директора у него миллионеры. Хотя город новый, он же сам этот комбинат и город строил и до директора дорос. У него только на 1 комнату квартира больше была, считалось, что кабинет у ИТР и директоров должен быть в квартире для надомной работы и телефон. Его телефоном, пока их больше не стало вообще все кто хотел мог воспользоваться и для исходящих, и для входящих звонков, кто-то из его домашних брал трубку и потом сообщал что такому-то звонили. Я поэтому легко общаюсь со всеми, для меня наличие социальных иерархий стало открытием уже после того, как моя личность сформировалась, я до сих пор уверен, что любой директор, мэр, депутат горсовета ровня мне по статусу, человек из соседнего дома или квартиры. Всегда изумляет заискивание одних перед другими, хорошо, когда весь спектр властной терминологии усвоился без сакрализации на примерах реальных людей с которыми были простые соседские отношения. Может быть такое только монархическим семьям доступно

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Бабка в засаде

За какой бугор? Если в Европу то шило на мыло, там леваки у власти

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванников

Собственно говоря не сказать, что эти дома были прямо супер-пупер красивыми и образцовыми)

Ответить
Развернуть ветку
leo ch

эт пока молодой , потом с возрастом все больше хочется уединения. личного пространства, тишины.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Личное пространство - необходимое условие для развития личности человека. Если не ошибаюсь, годам к 5-6 происходит обособление ребёнка и формирование у него понимания что есть его «Я» со своими ценностями и взглядами, и есть другие люди. В условиях где «личного» нет, а есть только общественное, растут биороботы без собственных убеждений

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Гала Перидоловна

Я немного жил в Доме Наркомфина. Там было действительно прикольно для людей творческих профессий. Все время кто-то где-то тусил. Можно было зайти к соседям и уйти через пару дней. Конечно не весь дом такой был, но частично был такой тусовочкой. Все знакомые кто начал работать и получать какие-то деньги довольно быстро сваливали оттуда. Из тех кого я знал все уехали задолго до начала реконструкции. А так конечно тот еще опыт взаимодействия с людьми. Довольно сложно было жить в одной комнате с девушкой и ее подругой, хотя пространства было предостаточно. Мы как раз жили в большой комнате с этими огромными окнами на первом уровне.

Ответить
Развернуть ветку
Fred Han

Зумеры начали писать про коммуналки в патриотическом ключе😂

Ответить
Развернуть ветку
Boby Fisher

Речь то не о коммуналках а о коллективном жильё с общим досугом, в США такого жилья не мало, но справедливости ради стоит сказать что мало эти спортзалы и гостиные кто посещает. Прачечные как пример, это не досуг конечно, но зато коллективно)). Вот в совке так и задумывали, потом видимо решили что для всех это больно "жирно" и стали позиционионировать нынешние хрущёвки и брежневки с маленькими квартирами как временное жилье. Стоят до сих пор.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Stanislav Erokhin

Ещё один пример карательной архитектуры в совке, города-уроды, построенные выхолощенными дебилами-номенклатурщиками

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

<sarcasm>А уж сейчас-то какая прелесть... Кудрово, Жмурино, Умри в Рыбацком... мечта! И уж точно не карательная архитектура.</sarcasm>

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Dimitri

Ну кто на Марс летит, тот пускай коммунизм там и строет. На земле он нах не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Dmitry Pushin

мсье Маск пока занят - он ловит ракету, перезвоните позже

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Fred Han

без сопливых разберемся, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Полуслепой Пью

Ну еще первые христиане общинами жили совместно. Идея стара как мир. Тот же пресловутый монастырь Шаолинь ...

Ответить
Развернуть ветку
Олег

От 70 до 90 процентов зданий можно снести в Москве и на всей территории бывшего СССР, без какого либо ущерба мировой архитектуре. Мое личное, но твердое мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Франсиско Пухольс

Не то, что в остальном мире, ага?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Lexx Sky

Кремль да, говно без общей композиции

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Boby Fisher

Посмотрите как переделали советские пятиэтажки в Германии, уверяю, вы увидите как люди могут жить в обществе друг друга и не останетесь равнодушными. В России коллективное жильё сущее мучение, хорошо хоть от коммуналок отошли. Тут ни царь не поможет ни капитализм.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Только оттуда. Ловите фото.

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Бабка в засаде

В Европе леваки давно у власти, со всеми вытекающими. Но там надо пожить видимо какое-то время что это понять

Ответить
Развернуть ветку
Полуслепой Пью

Это уже все было в средневековых монастырях - кельи, трапезные, библиотеки, бани. Ну кроме может яслей. Для верующих в коммунизм.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ненадо

Не особо жизнеспособная идея в наше время.

где соседи не только делят жилплощадь, счета за коммуналку.

При таком подходе получается что одни будут платить больше чем должны, а другие меньше(если вообще будут).

в одних коливингах люди спят в одной большой комнате и не имеют личного пространства

Кружок св*нгеров?

Только иногда я использую право вето и помогаю ребятам решить конфликты.

Какое такое право? Как вообще в этих коммунах оформляется право собственности(каламбур однако) или там все "жильцы", кроме собственника, на птичьих правах находятся? Если второе, то еще можно понять откуда такое право.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Мартианов

Как ни поверни, это общага. Те, кто это восхваляет, явно в общагах не бывал. Низкая цена проживания привлекает маргиналов и такие вот коливинги становятся локальными гетто в итоге. Единичные удачные примеры ничто, потому как там люди собирались, которые хотели, чтобы эта идея сработала. Если собрать рандомных людей в те же условия, получится то, что получается у нас по всей стране-обосранные душевые, засранные кухни и сборище алкашей и наркоманов,которых даже полиция гонять побаивается.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Идея коммунальности в СССР была в общем-то верной, хоть и не новой. Просто не надо было делать это догмой, оставить народу право выбора.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей S.L.

Откровенно говоря, выбор был. Только заключался он в выборе между холодной времянкой (считай, шалаш) и общагой.
Чтобы оценить «прелести» жизни в России до этих ваших коммуналок, хорошо бы почитать того же Гиляровского.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Константин Приветов

Весь день по придуманному кем-то распорядку... Какой пипец.

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Не сильно отличается от обычного дня человека с работой 5/2

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Часов

Это всегда называлось общаггинг для бедолаггинг

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Мамулян

Вечером в дом заявился гр. ВОЛКОВ по ордеру М. К. за № 308, психически больной, на руках коего имелся документ на отправку его в психиатрическую больницу. Явившись в дом, он пытался выброситься из окна третьего этажа. Сотрудник дома задержал падение его вниз, но стекло большое в раме было тем не менее гр. ВОЛКОВЫМ выбито. После того гр. ВОЛКОВ долго ругался на коридорах, свистал, шумел и, в результате, инвалид войны, слепой гр. ЦИБИС, не выдержал и, пытаясь спуститься по лестнице вниз, упал, расшибив себе сильно голову. Живущие на этаже тов. завели между собой шум, драку и опять результатом трое из них имели одновременно сильные припадки. Глядя на бьющихся в припадке, слыша их выкрики слепой ЦИБИС так же имел сильный припадок. Был вызван врач дома, – установивший недопустимое состояние в доме. Сейчас в общежитии живут припадочные, скандалисты, присылаются психически больные и не верится, что 3-й дом Советов является местом приюта таких товарищей, так как он предназначен для здоровых тов. Он в своем настоящем виде более похож на дом помешенных и если еще есть в нем здоровые, то, по всей вероятности, и их участь, по примеру слепого Цибиса, попасть в число сумасшедших.

Ответить
Развернуть ветку
Anatole Nav

Почему всегда важная тема ограничивается обзором одной страны ) сейчас по всему миру представлены совершенно другие крутые гибридные проекты, которые поменяют ваше отношение к понятию, но нет, надо самый треш показать )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Средневековый бинокль

Всё правильно, только элитам надо было показывать правильный пример, жить в коммуналках, например.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Хтоническая жуть.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov

Коливинг же

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Konstantin Prohorov

Левак не входи. Левак уходи.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Оооо отличнейшая статья!
Леваки это гадость того же порядка что и праворадикалы.
Уничтожить всю индивидуальность а затем и личность в человеке, превратить его в тупую функцию в уравнении, дать ему ощущение постоянного контроля со стороны «коммуны». Ты больше не мужчина и не женщина, ты - товарищ.
Забавно что часто из современного феминизма тоже торчит простое «женщина должна работать и вкладываться в экономику», кое-как прикрытое пресловутым «ты должна быть сильной и независимой». При этом если вдруг женщине самой хочется заниматься домашними делами а не работой - это уже воспринимается как отклонение, хотя вообще говоря феминизм был про свободу и право работать, а не обязанность работать.
Ай да короче. Тошнотные леваки сейчас опять много куда пробрались, я из Европы свалил во многом из-за этого. Куча взрослых шэрят жилье до сих пор, в рашке таким только нищие студенты занимаются. Извращённый феминизм, стирание гендерной идентичности, перекосы в ювенальной политике, прививка толерантности ко всему что укажет партия, цензура (попробуйте всерьёз заняться научными исследованиями по анализу интеллектуальных различий полов или рас - 99.9% что вас никто нигде вежливо не опубликует), высоченные налоги особенно у предпринимателей, да много чего

Ответить
Развернуть ветку
Ioanne

Вообще то вы леваков с леваками тут сравнили, а не с праворадикалами.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ненадо
говоря феминизм был про свободу и право работать, а не обязанность работать.

И за чей счёт будет это "не работать"? С учетом того, сколько сейчас есть на рынке средств упрощения и автоматизации домашних дел, я мало представляю себе сейчас домашние дела(исключая наверное ребенка), которые потянут на аналог работы и повод сидеть дома и не работать(исключая ситуации когда есть пассивный доход и т.п.).

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vlad

Шикарная статья на волне помоев от "авторов".
Не знал, что Дом Наркомфина так хорошо отреставрировали!
Огромное спасибо за статью.

Ответить
Развернуть ветку
Константин .

Все новое хорошо забытое старое. А я то думал откуда такие форматы зимнего дворца и прочих построек от прошлой цивилизации.. ларчик открылся просто : жили коммуннами.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 254 комментария
null