{"id":13744,"url":"\/distributions\/13744\/click?bit=1&hash=32fb82be5c2244b7f0c304b6cee13c1e54f8b098bb45091f59db856312407183","title":"\u041a\u0440\u0443\u043f\u043d\u044b\u0435 \u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438 \u043e\u0431\u044a\u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432 \u0430\u043b\u044c\u044f\u043d\u0441 \u0438 \u0438\u0449\u0443\u0442 \u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Прогулки по крыше, первый советский пентхаус и мебель-трансформер: дом Наркомфина как образ идеального быта будущего Статьи редакции

Дом Наркомфина в Москве — экспериментальное строение конца 1920-х годов, которое воплотило идеи архитекторов-конструктивистов и советской власти о светлом будущем. В нём личное должно было отойти на задний план, а люди, свободные от ежедневных домашних забот, могли сосредоточиться на общем деле.

Дом Наркомфина, проект. Из книги Моисея Гинзбурга «Жилище»

Кто и зачем придумал дом

Дом был задуман как ведомственное жильё для чиновников народного комиссариата финансов СССР. Здесь, по задумке авторов проекта, они должны были стать одной семьёй.

Заказчиком выступил министр финансов Николай Милютин — архитектор по образованию, который увлекался урбанистикой. В 1929–1930 годах он принимал участие в градостроительной дискуссии: тогда в Москве встал вопрос, как обеспечить население жильём. В то время ускоренными темпами шла индустриализация страны.

Сперва проблему нехватки площадей пытались решить с помощью так называемых домов-коммун. Здесь каждому человеку полагалась небольшая ячейка для сна, минимальный метраж которой мог доходить до 2,3 м². Всё остальное, вплоть до душевых, было общим. Однако жители оказались к такому не готовы.

Проект не увенчался успехом, но мысль вывести ряд функций из квартиры и сделать их общественными осталась. Во-первых, такое решение всё ещё помогало экономить место, во-вторых, выполняло запрос власти на обобществление быта. Но опыт с коммунами показывал, что людям всё же нужно было дать больше личного пространства.

Эта идея лежала в основе проекта дома Наркомфина, разработку которого Милютин поручил команде архитекторов во главе с близким другом министра Моисеем Гинзбургом.

Моисей Гинзбург на строительстве дома Наркомфина (1929 год)

Гинзбург родился в Минске в семье архитектора в 1892 году. Получил два образования по специальности — в Милане и в Рижском политехническом институте в Москве. После революции некоторое время возглавлял отдел по охране памятников культуры в Крыму.

В 1921 году он вернулся в Москву, где писал научные работы и создавал проекты для административных сооружений. Труды Гинзбурга помогли сформировать теоретическую базу архитектуры конструктивизма — стиля, в основе которого был научный анализ особенностей функционирования зданий. Его отличительными особенностями стали лаконичность форм, геометризм и монолитность внешнего облика зданий.

Дом нового быта

Сам архитектор называл дом Наркмофина «опытным домом переходного типа». Он должен был помочь жильцам приспособиться к новому, коллективному образу жизни, не лишая их личного пространства. Всего по стране построили шесть домов с похожей идеей по проектам Моисея Гинзбурга.

Дом Наркомфина перед открытием (1930 год)

По задумке архитектора квартира — это место, в котором человек мог бы поспать и отдохнуть после работы. Здесь не нужна ни полноценная кухня, ни громоздкая бытовая техника. При этом на территории дома должно быть всё, что нужно для жизни: общая столовая, спортивный зал, библиотека или клуб для досуга. Такие вещи, как стирка, готовка и уход за детьми, больше не должны были его заботить.

Дом Наркомфина должен был представлять собой комплекс из нескольких корпусов, окружённых парком. В итоге до реализации дошли три — жилой и коммунальный корпуса, объединённые тёплым надземным переходом, а также служебный, он же прачечная. Четвёртый — с функцией детского сада — так и не построили.

Дом Наркомфина (второй дом СНК), планировки. Из книги Моисея Гинзбурга «Жилище»

Жилой корпус — это шестиэтажное здание 85 метров в длину, вытянутое с юга на север. В нём нашли воплощение все пять принципов современной архитектуры Ле Корбюзье: колонны вместо первого этажа, терраса на плоской крыше, свободная планировка, ленточное остекление вдоль всего фасада и лёгкие гладкие стены.

В доме было всего два коридора, которые тянулись вдоль всего здания. Их также называли улицами. Они выполняли роль общественного пространства — здесь можно было прогуляться, пообщаться с соседями. Таким же целям служили и общие балконы, на которые можно было выходить через собственную дверь прямиком из квартиры.

Коридор в доме Наркомфина

Коммунальный корпус имеет четыре этажа и выходящий во двор сплошной витраж во всю высоту. В его нижней части хотели открыть библиотеку и спортивный зал, выше — столовую с летним кафе на крыше и библиотеку. Но в процессе приоритеты сменились — и на первом этаже до 1941 года находился детский сад. На втором от плана отступать не стали.

Дом Наркомфина

Жилые ячейки в Доме Наркомфина

Из-за нехватки жилья архитекторам нужно было разработать подход, который позволил бы разместить внутри здания как можно больше недорогих и удобных квартир.

Гинзбург придумал классификацию, в которой имела значение не только площадь жилья, но и высота потолков. Так появилось семь типов ячеек, названных латинскими буквами: A, B, C, D, F, 2F и K. В жилом корпусе Дома Наркомфина использовали три типа. Все квартиры были двухэтажными.

На втором и третьем этажах располагались двухуровневые ячейки типа K с метражом 90 м², предназначенные для семей. Высота потолков в гостиной достигала 4,6 метров, в спальне — 2,3. Здесь были все удобства, включая туалет, ванную и собственную кухню.

Дом Наркомфина. Внутри ячейки типа К

Выше находилось жильё поменьше, рассчитанное на одного-двух человек. Это квартиры типа F, состоящие из небольшой спальни с потоками 2,3 метра и просторной гостиной 3,6 метра высотой. Также в них были шкафы с встроенным кухонным оборудованием. Общая площадь такой ячейки составляла 37 м².

Расчёты эффективности использования жилого объёма и планировки ячейки типа F. Из книги Моисея Гинзбурга «Жилище»

Главное отличие третьего типа, 2F, — в расположении. Эти ячейки находились в торце здания, так что окна в них выходили на три стороны.

Во всех остальных квартирах был вид на две стороны. В спальнях — на восток, в гостиных — на запад. Поэтому в помещениях всегда было светло и их легко было проветривать.

Изначально здание собирались оснастить новой механической системой вентиляции, но на неё не хватило денег. На крыше оставалось пустое помещение для вентиляционной камеры. Николай Милютин самостоятельно спроектировал там квартиру для себя и своей семьи, взяв за основу ячейку типа K. Её считают первым советским пентхаусом.

Квартира Милютина

Всего в доме было 44 квартиры-ячейки, включая жильё Милютина. Во всех типах квартир были компактные сантехнические помещения. Так началась повсеместная практика совмещения туалета с ванной комнатой при массовом строительстве.

Внимание к содержанию

Гинзбург входил в творческое содружество «Объединение современных архитекторов». Главная идея организации заключалась в том, что внешний вид здания должно определять его содержание. Потому фасад зданий был гладким и лаконичным, в то время как особое внимание было уделено функциональности.

Внутри было продумано всё, вплоть до оконных ручек. Их разработали таким образом, чтобы при проветривании створки двигались параллельно стене и не занимали место в и так небольшом помещении. Подвижные части окон имели дубовые рамы, неподвижные — бетонные.

Встраиваемая мебель была неотъемлемой частью проекта здания. Над её созданием работал факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) под руководством авангардиста Лазаря (Эль) Лисицкого. Он изучал концепцию трансформируемой мебели — откидных столов и кроватей. Ещё Лисицкий работал над проектом «комбинантной» мебели, которая меняла свою функцию в зависимости от способа сборки. К сожалению, его идеи в доме Наркомфина так и не реализовали.

Кухонный гарнитур, проект

Колористикой занимался руководитель малярного отделения университета Баухаус, профессор Хиннерк Шепер. По его задумке в ячейках присутствовал невидимый цвет — сперва стены кажутся белыми, но когда глаз привыкает, можно увидеть тонкие оттенки.

При этом одна плоскость — например, потолок — должна быть выделена плотным ярким тоном. Все эти решения служили тому, чтобы визуально увеличить пространство квартир.

Хиннерк Шепер. Проект росписи дома Наркомфина, «Малярное дело», 1930 год

Почти все материалы, использованные в проекте, были экспериментальными. Это один из первых жилых домов, построенных на железобетонном каркасе. В доме Наркомфина впервые была применены трёхслойная стена, сборные перекрытия и оригинальные системы инженерной коммуникации.

Дом Наркомфина. Процесс стройки

Также на территории дома находилась первая в стране прачечная, обустроенная полностью механическими стиральными машинами.

Судьба дома

Строительство комплекса шло четыре года. В 1932 году началось заселение. Но не все идеи Гинзбурга и его команды прижились. Многим оказалось не по душе питаться в общей столовой — она проработала только до 1940 года. Зона отдыха на крыше тоже не пользовалась популярностью. Были проблемы с шумоизоляцией, экспериментальные материалы не прошли испытание временем.

К концу 1930-х годов многие жители дома Наркомфина попали под репрессии, а фасад здания начал терять свой первоначальный вид. После войны из-за нехватки жилья на месте опор достроили первый этаж. Многие трёхкомнатные квартиры стали коммунальными. Дом постепенно ветшал, капитальный ремонт откладывался, жители переезжали при первой возможности.

В 1987 году здание признали объектом культурного наследия регионального значения. В 2002, 2004 и 2006 годах всемирный фонд памятников включал дом в список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой уничтожения. Однако до реконструкции дело не доходило — у здания было слишком много разных собственников.

Дом Наркомфина, 2008 год Фото: Виталий Белоусов, ТАСС

С 2010 года часть пустых квартир сдавали в аренду под жилые помещения, офисы и мастерские. На крыше проводили уроки по йоге, а в пентхаусе Милютина находилась кальянная.

В 2016 году проблему с собственностью удалось решить — дом полностью выкупил застройщик ООО «Лига прав». Реставрацией комплекса занялся внук Моисея Гинзбурга, архитектор Алексей Гинзбург, который хотел восстановить оригинальную планировку квартир.

Проект реконструкции дома Наркомфина Изображение: ginzburg.ru

В апреле 2020 года Департамент градостроительной политики Москвы сообщил о скором завершении работ. После сдачи дом Наркомфина станет жилым комплексом премиум-класса с коммерческой инфраструктурой. На месте столовой откроется кафе, на крышу вернётся общественная смотровая площадка.

Влияние на архитектуру и дизайн

Вскоре после завершения работы дом Наркомфина посетил Ле Корбюзье. Позднее он использовал некоторые идеи при проектировании жилого здания в Марселе. К примеру — концепцию двухуровневых квартир и проходящего через весь дом длинного коридора.

Жилой дом в Марселе. Ле Корбюзье Фото: «Википедия»

Конструктивизм вызывал и продолжает вызывать интерес у поколений архитекторов. Известно, что деконструктивист Рем Колхас в 1980-е годы приезжал в СССР специально, чтобы изучить сохранившиеся чертежи. Влияние прослеживается и ранних работах Захи Хадид.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Dmitrii

Интересная статья, спасибо.
Очень романтичным представляется видение будущего у авторов проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Что романтичного в коммунальном муравейнике? 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Константин Рогов
Николай Милютин самостоятельно спроектировал там квартиру для себя и своей семьи, взяв за основу ячейку типа K.

Типичный товарисч коммунист. Рабы должны жить в ячейках, а он в пентхаузе.

Ответить
Развернуть ветку
webber

Вот я тоже далёк от коммунистических идей, но зачем факты то перевирать?
Написано же, что он жил в "помещении для вентиляционной камеры".
И только гораздо позже такое обозвали Пентхаусом.

Иначе, согласной вашей логике, рабочие начала XX века, которые вынуждены были жить у рабочих мест в цехах, жили в лофтах :)

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Golikov

К слову, верхние этажи помещений долгое время являлись наименее привлекательной частью здания: когда не было широкого распространения лифтов туда нужно было еще добраться пешком, плюс проблемы с вентиляцией и зачастую проблемы с крышей. Второй-третий этаж здания до революции назывались барскими и были самыми престижными. Понятно что к моменту постройки дома наркомфина лифты уже были в ходу (а появились они еще до революции), но какого-то особого флера на тему пентхаусов еще не было.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mika

Мне тоже идеи коммунизма не заходят совсем. Но это же 1920-е, мне что-то подсказывает, что там вообще с жильем для простых людей, как-то хреново было. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Waldemar Weiss

Это точно типичный не коммунист построил бы себе пятиэтажный дом на одну семью в Москве как Сечин, или 6-этажный как Агаларов, и переживал бы за страну и народ, теснясь во благо народное  в пятиэтажке в одно лицо. Константин пересмотрите раннего Ельцина, это его лозунги про коммунистов, и сравните с сегодняшними слугами.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Уродливый ужас, как и все, к чему приложил руку или идею ле корбюзье

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

Он очень крутой. И снаружи выглядит прикольно и внутри очень прикольно. Квартира в которой я не то чтобы жил, имела очень крутую большую комнату с огромными окнами. Подобные квартиры я видел в нескольких жк в Москве, но со стороны фасада они были в виде любимого Лужковым красного кирпича. Ну и надо понимать что сейчас эта квартира не для семьи с 3 детьми. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Badin

"По задумке архитектора квартира — это место, в котором человек мог бы поспать и отдохнуть после работы. Здесь не нужна ни полноценная кухня, ни громоздкая бытовая техника." Shared economy. Опередил время, лет на 100. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Пабы старой Руси

Было несколько причин. Во-первых, хрущёвка была шагом по улучшению жилищных условий: раньше семья жила в комнате общежития, теперь в квартире. Во-вторых, она на треть дешевле и значительно быстрее строится, чем кирпичный сталинский дом. В-третьих, она унифицирована. Строили их не из желания поиздеваться над людьми, а для решения проблемы переселения из деревней в города. Планировалось, что это временное жильё

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
webber
Кто сведущ в архитектуре и строительстве

Это не про архитектуру и строительство.

1. Берёте машину и едите по Европе. Если в очередном городке дома более-ли-менее одинаковые, значит с большой долей вероятности он был капитально разрушен во время Второй Мировой войны.
Западная часть СССР вся была разрушена. Надо было построить много и быстро. Такое может решить только унификация.

2. Миграции людей. Из деревень в города, например. Или за рабочими местами.
Москву застроили хрущёвками.
Барселону, например, не застраивали, но огромные много-комнатные квартиры сдают по-комнатно. Посмотрите как выглядит район Барселоны Еixample. Он прекрасен. В реальности - это сплошные de facto коммуналки.
То же самое можно увидеть в Бруклине, Нью-Йoрк. И много где ещё.
И я не уверен, что лучше - отдельная квартира, но в хрущёвке или комната в коммуналке, но в красивом снаружи доме.

В любом случае, это всё про экономику, а не про архитектуру и строительство. Экономика ими рулит и их направляет.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Владимир Александрович

"скажите, насколько дороже построить дом с нормальными квартирами, а не с коробочками по 30 м²?"
Дом будет стоить почти столько же. Только покупателю квартира обойдется дороже. Зависит от того, сколько квадратных метров в "нормальной квартире" по вашему мнению. На столько и доплатите. Вопрос в том, сколько квартир раскупят в таком доме по таким ценам. Если посмотреть сайты строящихся ЖК, там заметно, что чем больше площадь у квартиры, тем хуже она продается.
Можно ли сделать дешевле? Да, можно, но речь не о квадратных метрах. Путей несколько:
1) перейти на металл и "картонные" стены;
2) Переработать техпроцессы - сейчас полный швах, даже по сравнению со стройкой в СССР;
3) отменить обременение (когда застройщика заставляют перекладывать городские коммуникации и капиталить соцобъекты);
4) Искоренить воровство;
5) Избавиться от роялти за лояльность (судя по слухам, доходит до 30%).
Пожалуй, самый реалистичный и приемлемый - это пункт №2. Его практикует ПИК и у них реально получились дешевле квартиры (это я только о цене положительно отзываюсь).

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Kostya Golikov

В добавок к тем причинам что уже привели (нормативы, откаты, коммуникации): если вспомнить что в нашей огромной стране все стремятся жить в Санкт-Петербурге или Москве, страна нехило так сужается. Можно сэкономить в разы и построить жилье где-нибудь в Лодейном поле, но оно там почти никому не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Гала Перидоловна

То, что деньги были только на коробочки? Вообще хрущебы несколько раз перепроектировались, тк даже их изначальный вариант СССР бы не потянул. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис Моренко

Интересно как наши потомки будут называть студии 25-28 метров)
Насчет нормальности. Смотрю ютуб канал "СтройХлам" и мне уже начинает казатся что железобетонный дом - это не так и плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Современные застройщики думают также, как и 100 лет назад. Малые студии по 18-25 кв.м. Прогресс однако.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Иванович

Эм: двухэтажная однушка 37 квадратов, рассчитанная на одиночек или пару — это совсем не 18 метров на целую семью, что строят сейчас

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Golikov

Эх, если бы они с умом разрабатывали и обустраивали эти маленькие студии, то проблема бы не стояла так сильно. Вот например 15 квадратных метров и кладовкой не чувствуется. Как говорится, главное не размер, а умение 😏

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuz

Не понимаю пиетета перед конструктивизмом, на мой взгляд все здания этого направления убогие и строились кое как, что доказывает факт, что они все рассыпались меньше, чем через 100 лет. Снести их все и построить нормальные здания.

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Golikov

Если упростить: в своё время конструктивизм в архитектуре был таким же свежим веянием как подход Apple в области потребительской техники (плееры, телефоны, компьютеры). Отсюда и пиетет, это радикально новый подход для той эпохи (и черт с ним, что клавиатура-бабочка постоянно ломается, а дома строились кое-как).

P.S. Причём аналогия совсем не спроста: промышленный дизайн Apple был вдохновлён Dieter Rams (не знаю как его имя склонять на русском, Диетером?), Диетер в свою очередь вдохновлялся Баухаусом, а тот вырос из конструктивизма.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Kostya Golikov

Пока читал все думал «да это же жилая единица Ле Корбюзье», а теперь вижу откуда у неё растут ноги. 

Ответить
Развернуть ветку
webber

Спустя 100 лет люди охотно платят, чтобы пожить таким образом.
Только сейчас такое называется all-inclusive.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Рекомендую зайти в этот дом. Это для фриков всех мастей.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Kin

Если подойти к теме ситуативно и обдуманно, то подобный подход самый перспективный в городах...
Несомненно многие моменты сейчас не работают, а некоторые, с появлением и распространением технологий и материалов, наоборот более рабочие, чем в то время...
Один из важнейших аспектов тут — экономический. Воруют застройщики, надзорные органы тоже... Те ещё органы... Но, если соберётся сообщество, создаст свой фонд с открытым мониторингом за всеми ресурсами строительства, обслуживания и т.д... вот это уже сейчас может сработать.

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Майстренко

очень инстересно, спасибо )) и как же это красиво и современно!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Demidko

Нативочка нового ЖК, который построили вместо дома Наркомфина при участии внука архитектора. Неплохо :)

Ответить
Развернуть ветку
Waldemar Weiss

Анастасия. Огромное спасибо за статью, многие, особенно жертвы нового образования, к сожалению не очень глубоко осведомлены и собственно не стремятся к этому, о глубинных идеях Советского ОБЩЕжития. Романтические идеи наивного коммунизма 19 века, когда человек, человеку друг и брат, Томазо Компанелло с его Городом Солнца не читаем сегодня, да и прочие Чернышевские с их идеями равенства и братства не очень популярны. Кто может себе представить, чтобы сегодня Министерство финансов решило бы жить в одном доме? Скорпионы в одной банке, не очень гармоничный коллектив. Они и в одном квартале вряд ли поселятся. Представляете себе дом Газпрома и семья Миллера фланирующая по коридору в подобном доме в наше время? Или слуга народа присматривающий за богатствами Земли русской Сечин с его пятиэтажкой в одно лицо, которую стёрли из кадастра? Вдруг отдаёт её родному коллективу. Жаль что сталинские репрессии уничтожили этот романтизм. Вам огромное спасибо за материал и за позитив.

P.S. Коливинг, Коворкинг - понабрались буржуйских слов. Вот он, начала прошлого века КО - реализованный.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прохоров

напомнило этот домик в Питере

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 66 комментариев
null