{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Косметическая империя, созданная парикмахером из Рязани: история компании Max Factor Статьи редакции

В конце 19 века Максимилиан Факторович открыл в небольшом городке парикмахерскую и попал на службу при дворе Николая II. Из-за еврейских погромов он бежал в США, где создал фирму Max Factor — она поставляла грим и парики всему Голливуду и вместе с ним переживала свой золотой век и упадок.

Макс Фактор и актриса немого кино Мэдж Беллами

Как появилась компания Max Factor: от скромного магазинчика в Рязани до собственного производства в США

Максимилиан Факторович родился в сентябре 1872 года в небольшом городе Здуньска-Воля Российской империи (сейчас — территория Польши) в еврейской семье рабочего текстильной фабрики. Всего у четы Факторовичей было десять детей.

Мальчик получил лишь формальное образование и работал с самого детства: в семь лет продавал сладости в театре, в восемь помогал аптекарю, а в девять стал учеником известного мастера по изготовлению париков и косметолога.

В 1890 году он ушёл на службу в армию. Прослужив четыре года, Максимилиан переехал поближе к Москве — в Рязань, и открыл там парикмахерскую. В заведении продавали самодельные румяна, кремы, духи и парики.

Биограф предпринимателя Фред Бастен в книге «Макс Фактор: человек, изменивший лица мира» пишет, что благодаря театральной труппе, посетившей город в конце 19 века, о парикмахерской узнала императорская семья. Вскоре молодого специалиста по красоте пригласили в Москву.

Там он служил косметологом при дворе Николая II и работал гримёром и костюмером в одном из Императорских театров. Бастен отмечает, что аристократы щедро одаривали его и хорошо платили за качественную продукцию.

Мне давали всё, стоило только попросить. Но всё же я был практически рабом и желал свободы.

Максимилиан Факторович

В начале 20 века в Российской империи усилились еврейские погромы. Опасаясь за судьбу семьи, Факторович решил вслед за братом и дядей эмигрировать в США. Однако по условиям работы при дворе он не мог покинуть страну без специального разрешения.

Чтобы получить его, Максимилиан пошёл на обман: придал болезненный вид лицу с помощью грима. Хитрость сработала — в 1904 году предпринимателя отпустили в Чехию для восстановления здоровья. Добравшись оттуда до Гамбурга, мужчина вместе с женой и детьми отправился на пароходе в Нью-Йорк.

Лиззи и Максимилиан Факторовичи в окружении детей, 1904 год. Источник: проект «Личности»

Таможенный инспектор США записал Факторовича в документах как «Макса Фактора» — с тех пор бизнесмена называли именно так. По некоторым данным, с собой у него было $40 тысяч, другие источники сообщают только о $400.

В том же году семья переехала к родственникам в Сент-Луис, а в 1906-м Максимилиан открыл там салон. «Люди, в чьих домах не было водопровода, могли помыться в подвале Макса за 25 центов, а наверху побриться и постричься, даже сделать маникюр или процедуру для лица», — говорит Бастен.

Позже предприниматель перебрался в Лос-Анджелес, где в 1909 году основал компанию Max Factor & Company и открыл парикмахерский магазин Max Factor's Antiseptic Hair Store.

Кроме косметики и аксессуаров для макияжа фирма производила натуральные парики — именно они привлекли внимание представителей кинобизнеса: в то время на съёмках использовали накладки из соломы, шерсти и других непохожих на настоящие волосы материалов.

Факторовичу пришла идея сдавать парики в аренду. Первым такой возможностью воспользовался в 1913 году американский продюсер Сесил Демилль для съёмок картины «Муж индианки».

Также предприниматель решил усовершенствовать грим, качество которого было низким: в то время он выглядел как маска, а со временем высыхал на лице и трескался. В 1914 году Максимилиан представил тональный крем Greasepaint — жидкое средство на основе смешанных с пигментами растительных масел.

Вскоре его компания обошла по продаже грима главных конкурентов, фирмы Leichner и Minor. В 1916 году её и магазин перенесли в помещение побольше, а в 1928-м в США заработала первая косметическая фабрика Max Factor.

Конец золотого века Голливуда, а с ним и процветания компании

Бренд первым стал рекламировать свои товары с помощью голливудских актрис. В 1930-х студии — Paramount, 20th Century Fox, Radio Pictures, Metro Goldwyn Mayer, Columbia и Warner Brothers — заключали с ним контракт на продвижение продукции Факторовича с символическим вознаграждением в $1.

Он, в свою очередь, должен был рекламировать актрис и фильмы с ними. Так кинопроизводители экономили на маркетинге, а компания добивалась большей ассоциации своей косметики с Голливудом.

Тогда же широкое распространение получила чувствительная к свету панхроматическая плёнка — разработанный для неё Max Factor грим, по утверждению самой компании, использовали 96% киностудий по всему миру.

В 1935 году Максимилиан создал матирующую спрессованную пудру под названием Pan-Cake. Она подходила под технические требования цветного кинематографа и корректировала цвет лица актёров.

В первую неделю после запуска средства сотрудницы одной из студий купили его на $2000. Позднее Pan-Cake адаптировали для розничной продажи — она стала самым продаваемым косметическим продуктом и спровоцировал волну копий. Однако продажи пудры от Max Factor были выше, чем у всех аналогов вместе взятых.

В 1938 году компания получила крупнейший заказ в своей истории: продюсеры исторической мелодрамы «Мария-Антуанетта» заказали 903 белых парика для главных героев по средней цене в $385 за штуку, а также 7997 париков для второстепенных персонажей.

В 1930-е в США работали уже три фабрики Max Factor по производству косметики, а в Лос-Анджелесе действовала «студия макияжа» — большое шикарное помещение с четырьмя салонами. Появились филиалы за рубежом: в 1935 году — в Англии, а в 1937-м — во Франции.

Компания популяризировала макияж среди обычных женщин. Помимо профессиональных средств её продуктовая линейка включала более десяти декоративных продуктов и несколько уходовых, а также аксессуары.

В 1938 году Максимилиан Факторович умер, и бизнес перешёл к его сыновьям. Тогда же стали открываться первые филиалы компании за пределами США — в Англии, Франции, Канаде, Мексике и на Филиппинах.

В годы войны поставок стало меньше, а налоги возросли вместе с ценами на сырьё и рабочую силу. В Max Factor стала экономить на упаковке: использовать картон, заменять металлические футляры помад на пластиковые.

В период с 1946 по 1950 год чистая прибыль фирмы сократилась с $2,6 млн до $858 тысяч, а продажи упали на более чем $2 млн. Усиливалось влияние конкурентов — брендов Revlon и Coty. Их популярность росла из-за продвижения на телевидении.

Доля Revlon на рынке губной помады США выросла с 15 до 28% в 1956 году, а Coty — с 3 до 8%. При этом Max Factor занимала чуть более 1%.

В 1950-х, когда золотой век Голливуда подошёл к концу, бренд перестал сотрудничать с большинством киностудий. Компания потеряла ключевой маркетинговый инструмент и отказалась от слогана «Косметика для звёзд», переключив внимание на обычных женщин.

Вхождение в состав холдинга Proctor & Gamble

В 1955 году чистая прибыль Max Factor приблизилась к показателю десятилетней давности и составила $2,4 млн. На Хайленд-авеню в Голливуде она открыла новое здание с лабораториями и административными офисами и год спустя запустила линейки уходовой косметики, парфюмов, средств для молодёжи и мужчин.

К 1958 году Max Factor производила продукцию в 13 странах и продавала в 106.

После небольшого снижения общие продажи компании выросли с $7 млн в 1958 году до $57 млн в 1959-м. В 60-е её руководство совершило две крупные сделки — купило парфюмерную компанию Parfums Corday, а затем фармацевтическую фирму Denver Manufacturing Company.

В 1960-1970 годы фирмой управляло третье поколение Факторов — Альфред и Честер Фэрстайны. Именно они в 1972 году продали её промышленнику Нортону Саймону за $480 млн, годовая выручка и прибыль составляли тогда $192,4 млн и $17,4 млн.

Позднее бренд неоднократно переходил от компании к компании, пока в 1991 году его не выкупил у производителя косметики Revlon холдинг Proctor & Gamble за более чем $1 млрд. Годовой объём продаж Max Factor составлял в то время $600 млн, при этом около 80% продукции она реализовывала за пределами США.

Из ряда новых средств бестселлером стала стойкая губная помада Lipfinity, выпущенная в 2000 году. В компании утверждают, что с 2006 по 2008-й её покупали по всему миру каждые девять секунд.

В 2010 году Procter & Gamble остановила продажу косметики Max Factor в США, но позднее вернула некоторые из наиболее популярных позиций: тушь, подводку для глаз и помаду.

В 2015-м его приобрёл в числе 40 других косметических брендов концерн Coty. «Мне кажется, что они потрясающие — они культовые, их любят во всём мире. Max Factor популярен в Восточной Европе и Китае», — так прокомментировал покупку возглавляющий корпорацию Камилло Пане.

В 2018 году для Max Factor открыли магазин на одной из крупнейших китайских торговых онлайн-площадок Tmall, также компания выпустила несколько ориентированных только на этот рынок продуктов, например, отбеливающую кожу пудру.

В августе 2021 года Coty отчиталась об успешном завершении финансового года — её выручка составила $4,63 млрд. При этом продажи сегмента бюджетных марок увеличились почти на 38%.

Эксперты холдинга считают, что бренды Rimmel и Max Factor могут сыграть ключевую роль в повышении его финансовых показателей в 2022 году.

0
158 комментариев
Написать комментарий...
Ware Wow

Куда не копни везде наши. Как минимум бабушка.

Вовремя чувак уехал.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Prohorov

Правда странно. Куда ни копни везде наши, но не в великой, прекрасной и светлой Рососисии.
Вот же парадкос какой, а?

Ответить
Развернуть ветку
155 комментариев
Раскрывать всегда