{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Первый китайский стартап без инвестиций от Baidu, Tencent или Alibaba: история владельца TikTok — компании ByteDance Статьи редакции

Внедрение индивидуальной ленты новостей, приложение для создания коротких музыкальных видео и углубленная работа с ИИ.

В 2011 году китайский программист Чжан Имин создал компанию ByteDance, которая занялась разработками в области искусственного интеллекта. За шесть лет работы компания создала серию продуктов со своей экосистемой и сотней миллионов пользователей по всему миру. А один из сервисов принёс китайскому стартапу мировую популярность.

Создание TikTok

В апреле 2014 года китайские предприниматели Алекс Чжу и Лую Янг основали музыкальный сервис Musical.ly. С помощью приложения люди создавали музыкальные видео и делились ими с остальными пользователями. В 2016 году сервисом пользовались более 100 млн человек.

Флешмоб #HeavyBottleChallenge на Musical.ly

В это же время ByteDance развивала свой музыкальный проект. За 2015–2016 годы она приобрела несколько компаний по созданию коротких видео: Xigua Video, BuzzVideo, Huoshan, Flipagram и Vigo Video, в сентябре 2016 года запустила музыкальную видеоплатформу Douyin.

Приложение имеет аналогичные функции с Musical.ly, но в отличие от своего конкурента, который был нацелен исключительно на зарубежный рынок, сервис от ByteDance доступен только на территории Китая. В конце 2016 года приложением пользовались уже более 100 млн человек, но несмотря на быстрый успех на домашнем рынке, компания желала выйти за пределы страны.

Образ типичного пользователя Douyin

Выход на мировой рынок

В сентябре 2017 года компания ByteDance сделала первый шаг по выходу на мировой рынок, запустив копию приложения Douyin под названием TikTok в Индонезии. Мировую популярность оно приобрело уже в ноябре того же года после слияния с площадкой Musical.ly.

Своего конкурента ByteDance приобрела за $800 млн, получив его многомиллионную базу пользователей. На сегодня аудитория приложения Douyin превышает более 300 млн человек, а у TikTok их более 500 млн. В июне 2018 года приложение TikTok загрузили из AppStore более 104 млн раз, оно получило статус самого популярного в мире.

Рейтинг самых скачиваемых приложений в AppStore qz.com

Создание двух одинаковых приложений для разных рынков помогло ByteDance развиваться глобально, не нарушая законы своей страны. Douyin может быть загружен только на территории Китая, а TikTok доступен только пользователям за его пределами.

Финансовая независимость от «большой тройки»

ByteDance стал первым китайским стартапом, который не просил финансовой помощи у Baidu, Tencent и Alibaba. Вместо этого компания неоднократно привлекала частные инвестиции.

В 2012 году ByteDance получил финансирование от частной инвестиционной фирмы Susquehanna International Group. Как сообщили источники Reuters, в 2017 году компания привлекла $2 млрд, а в конце 2018 года — $3 млрд от General Atlantic и KKR & Co, Primavera Capital Group и SoftBank Group. В 2017 году ByteDance оценили в $20 млрд, а в октябре 2018 года оценка достигла $75 млрд.

По этому показателю компания обогнала Uber. Доход компании в 2018 году превысил $7 млрд.

Рейтинг самых дорогих стартапов washingtonpost.com

В декабре 2017 года аналитическая платформа CBInsight включила ByteDance в список 100 самых известных частных компаний, применяющих алгоритмы искусственного интеллекта. А в феврале 2018 года интернет-издание Fast Company назвало китайский стартап одним из самых инновационных в мире.

Первый продукт ByteDance

Несмотря на мировую известность TikTok, самый успешный продукт ByteDance выпустили в начале своего пути. В 2011 году 29-летний программист Чжан Имин обратил внимание на резкий рост смартфонов в Китае. На улицах или в метро люди искали информацию через новые устройства.

Чжан понял, что если бы у людей появилось удобное мобильное приложение для чтения новостей, то оно могло бы пользоваться успехом. В августе 2012 года, спустя четыре месяца после своего основания, компания выпустила свой первый продукт Toutiao — агрегатор новостей с использованием искусственного интеллекта.

Чжан Имин, основатель ByteDance

В приложение разработчик встроил функцию: читатель больше не искал новостные материалы — интересные для него публикации появлялись в персонализированной ленте.

Система отслеживала поведение пользователей и подбирала новый контент. Чем больше публикаций просматривал человек, тем лучше алгоритм понимал его интересы. Спустя четыре месяца к Toutiao присоединились более миллиона пользователей, а в 2018 году их число увеличилось до 700 млн. Каждый день приложением пользуются более 120 млн человек.

Главный экран мобильной версии Toutiao bytedance.com

В среднем пользователи проводят на Toutiao около 76 минут в день. Для сравнения, в мессенджере WeChat люди проводят около 66 минут.

Большинство пользователей Toutiao — мужчины из крупных городов. Более 85% из них — молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. 41,3% пользователей Toutiao имеют степень бакалавра или выше. Такие характеристики привлекают рекламодателей.

Большая часть доходов Toutiao поступает от рекламы в новостных лентах. В 2017 году сумма превысила 15 млрд юаней (около $2 млрд), а в 2018 году эта приблизилась к отметке в 40 млрд юаней (около $6 млрд). Генеральный директор Чжан Имин заявил, что его следующая цель — заработать $10 млрд к 2020 году.

Штаб-квартира ByteDance в Пекине

ByteDance работает не только с читателями, но и с авторами. В январе 2014 года компания создала Toutiaohao — платформу для создателей контента. За лучшие публикации ByteDance предложила всем авторам вознаграждение в размере $1400.

Как и Toutiao, площадка использует искусственный интеллект. Система фильтрует контент с помощью специального алгоритма и рассылает читателям.

Один из ярких примеров — китайский свиновод Чжугуань Баба. Его публикации о разведении свиней привлекли миллионы читателей на Toutiao и сделали популярным на всю страну. В 2018 году количество авторов на платформе превысило 1,5 млн человек. ByteDance вложила около 1 млрд юаней (около $150 млн) для коммерциализации Toutiaohao и привлечения новых авторов.

Продукты компании

Аналоги приложений ByteDance создают в Кремниевой долине. В ноябре 2018 года соцсеть Facebook анонсировала Lasso — аналог приложений TikTok и Doyin. А Google работает над конкурентом Toutiao, чтобы запустить собственную новостную площадку в Китае. Помимо Toutiao и TikTok у ByteDance есть ряд других сервисов. Международные приложения можно скачать в интернет-магазинах, а их китайские аналоги доступны из сервиса Toutiao.

Восемь приложений ByteDance, которые доступны через сервис Toutiao

Xigua Video — одна из самых популярных видеоплатформ в Китае для создателей профессиональных видео. На ней публикуются в основном ролики обучающего характера.

Vigo Video, Huoshan Video и BuzzVideo — индонезийская, китайская и американская платформы для создания развлекательных коротких видео. Платформа TopBuzz и Helo — международная и индийская версии Toutiao. NewsRepublic — глобальная платформа для поиска новостей, на 2019 год она официально запущена в 40 странах.

Экосистема приложений ByteDance

Как устроен TikTok

Необычный формат видео — одна из особенностей TikTok. Длина ролика — до 15 секунд. Пользователи добавляют в них песни, а также используют фильтры, наклейки и стикеры. Загрузить видео можно как для всех зрителей, так и для узкого круга людей.

Простота при создании контента — главное отличие видеосервиса TikTok от конкурентов. Например, в отличие от YouTube, приложение TikTok изначально разрабатывалось для мобильных устройств. Это даёт китайскому сервису преимущества в производительности: пользователь может создавать, редактировать и публиковать видео даже на слабых смартфонах.

TikTok, как и Toutiao, использует искусственный интеллект для улучшения взаимодействия с пользователем. Система составляет персонализированную ленту новостей с подборкой видео, а также использует функцию синхронизации. Благодаря ей пользователи могут записывать синхронизированные по губам песни и отрывки из фильмов, что стало ещё одной особенностью сервиса.

Также в приложении есть режим «дуэт» — два пользователя записывают видео, после чего совмещают их друг с другом под музыку. Похожее позволяет сделать режим «реакций». Видео с «реакцией» размещается пользователем в небольшом кадре поверх основного клипа и загружается на свой канал.

Видео с аккаунта @falcopunch видеосервиса TikTok

Контент на площадке производят не только обычные пользователи, но и знаменитости. Среди них американский телеведущий Джимми Фэллон и певица Ариана Гранде. Популярные пользователи бросают вызов друг другу или просят подписчиков создавать видео на определённую тему, что рождает флешмобы.

Так китайский художник Сяо Цюань вдохновил миллионы людей на исполнение «танца морских водорослей», что стало одним из самых массовых флешмобов в истории Китая.

Конфликт с китайскими властями

В апреле 2018 года главный регулятор СМИ Китая (SAPPRFT) приказал ByteDance закрыть Neihan Duanzi — приложение для обмена мемами, анекдотами и смешными видео. По словам властей, юмористическая платформа содержала вульгарный контент. На тот момент аудитория приложения насчитывала 17 млн человек.

За день до этого регулятор изъял приложение Toutiao из всех китайских онлайн-магазинов. Чтобы уладить конфликт, основатель Чжан Имин принёс публичные извинения перед властями Китая, удалил приложение Neihan Duanzi со всех онлайн-магазинов и увеличил команду по мониторингу контента с 6000 до 10 тысяч человек.

Несмотря на закрытие площадки, фанаты приложения продолжают общаться друг с другом. Они проводят живые встречи, на которых обмениваются новыми шутками.

Конфликт с компанией Tencent

В мае 2018 года поссорились Чжан Имин и глава Tencent Пони Ма. Генеральные директора начали дискуссию в «моментах» (аналог стены Facebook или «ВКонтакте»). Пони Ма ругал приложение Douyin за нецензурный контент, а Чжан Имин обвинял WeChat в намеренной блокировке видео сервисов ByteDance.

Скриншот переписки

Спустя время ситуация вышла за пределы мессенджера. ByteDance подала в суд на китайский инвестиционный холдинг Tencent за блокировку TikTok и Douyin на платформе WeChat. В ответ на это Tencent обвинила ByteDance в распространении запрещённого цензурой контента.

Чжан Имин резко отреагировал на обвинение и подал на Tencent в суд за распространение ложной информации. Компания потребовала возместить 1 млн юаней ($157 тысяч) в качестве компенсации. В июне 2018 года Tencent подала встречный иск в суд Пекина, обвинив Toutiao и TikTok в клевете.

Штаб-квартира ByteDance внутри

На фоне конфликта Индонезия заблокировала TikTok 3 июля 2018 года из-за возможного наличия порнографии. Спустя неделю приложение разблокировали, но оно подверглось цензуре: из него удалили негативный контент, а также ввели возрастные ограничения. Toutiao подал жалобу на Tencent в отношении недобросовестной конкуренции и попросил 90 млн юаней ($13,7 млн) компенсации за нанесённый ущерб.

Углубленная работа с искусственным интеллектом

Сотрудники ByteDance

Как и социальная сеть Facebook, приложения компании ByteDance анализируют поведение пользователя. Они сканируют комментарии, считают время, которое пользователь потратил на каждую статью или видео, определяют время суток, когда пользователь чаще всего заходит в приложение.

Но преимущество продуктов компании ByteDance перед конкурентами заключается в более глубоком использовании машинного обучения. Система анализирует контент с помощью компьютерного зрения и технологии обработки естественного языка. Программа запоминает объекты на фото и видео, после чего распределяет их по категориям.

Эти данные обрабатывают специальные алгоритмы, после чего приложение формирует персонализированную новостную ленту. В ByteDance заявляют, что система изучает своего пользователя всего за 24 часа.

В марте 2016 года ByteDance создала лабораторию Al Lab по работе с искусственным интеллектом. Её исследовательская группа сосредоточила основные силы на глубоком изучении текста, изображений и видео, а также разработке крупномасштабных алгоритмов машинного обучения для создания персонализированной ленты.

В 2016 году AI Lab и Пекинский университет разработали бота Xiaomingbot для самостоятельного написания статей. Программа написала 450 текстов во время 31 летних Олимпийских игр в Бразилии. Каждый из них она публиковала примерно через две секунды после окончания соревнований. А в августе 2018 года ByteDance и компания Intel объявили о сотрудничестве в области разработки приложений и обучении специалистов.

Технология машинного обучения в ByteDance не ограничена культурными и лингвистическими барьерами. Во многом благодаря своей гибкости компания вышла за пределы Китая. На конец 2018 года ByteDance присутствует на рынках Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Европы, Бразилии, Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

Важно понимать, что мы не новостной бизнес. Мы находимся ближе к сфере интернет-поисковиков или социальных сетей. Мы упорно работаем над инновациями и не пытаемся подражать остальным технологическим компаниям. Мы не копируем бизнес-модель у конкурентов, а сами разрабатываем нашу стратегию.

Чжан Имин, генеральный директор и основатель ByteDance

Планы на будущее

В 2019 году ByteDance планирует выйти на рынок потокового видео Китая. Для этого компания разрабатывает эксклюзивные фильмы и телепроекты для своего приложения Xigua Video.

В сентябре 2018 года ByteDance запустила конкурента Alibaba и JD.com — приложение электронной коммерции Zhidian. Оно работает на платформе Toutiao и предлагает читателям купить одежду, продукты питания, напитки, товары для дома и кухонные принадлежности сразу из новостной ленты.

ByteDance инвестирует и в сторонние проекты: в 2016 году компания вложила $25 млн в индийскую новостную платформу Dailyhunt, а в 2018 году выступила спонсором телевизионных передач в Японии. В октябре 2018 года ByteDance объявила о партнёрстве с NBA. Поклонники баскетбола в Китае смогут следить за всеми играми на платформах Douyin, Toutiao, Xigua Video и TikTok.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Εгор Κонстантинов

Tik-tok - приложуха для создания школотой петабайтов шлака, интересного только этой же школоте. Обучающий информативный ролик в 15 сек не впихнешь, остаётся чисто развлекательный контент - эдакий усовершенствованный Vine. (Интересно, почему он сдулся ;)
С учетом того, что основная аудитория неплатежеспособна в силу возраста, удивляют миллиардные оценки капитализации компании. Думаю, основную ценность продуктовой линейки составляет явно не Тик-ток.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Я перестал считать школьников неплатежеспособной аудиторией после «лука за 3 500 000 рублей в 14 лет». Это не единичный случай, потребление элитного шмота лицами <18 лет растёт.
LV, Gucci и многие FMCG-бренды — вполне себе рекламодатели для TikTok. К тому же, сейчас в TikTok подтягивается и более взрослая аудитория (это видно в ленте), поэтому расти в аудитории будут, продукт развивать будут. А шлак они там выкладывают или нет — это субъективное мнение, есть факт: установки и время проведения (внимание) в приложении.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sokolukhin

Мы довольно много продвигаем в ТикТок - интеграции там дешевле чем на YouTube в разы.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Вы про личные рекламные интеграции с каждым конкретным блогером? Или у ТикТок рекламный кабинет есть (не нашел)?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sokolukhin

на карту сбера - вот какой личный кабинет, а пиарим много чего apparel, gaming, home & kitchen

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Какие тематики?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

там много контента, кроме кривляющихся сикавок. не знаю кому как, но я захожу (а мне 43 года), а инстаграм как по мне, так скучен

Ответить
Развернуть ветку
Джек Воробей

а можете 2-3 примера привести того, что вам нравится, и/или того, что сейчас интересует 43х летних пользователей?
Мне, например, не мало лет, и я представитель адулткидов, мне вся возня с фансообществами фильмов/мультов/культур/мемасиков нрава, но даже я как-то косо смотрю на тикток, и знаю его только по однотипным тупорылым кривляниям. Хз, если бы я была яжматерью, то, наверное, смотрела бы кривляния своего чада бесконечно, но я не она.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

кривляния сикавок тоже бывают прикольными. вчера посмотрел какую то армянку в маске с балалайкой которая пела "мэйби бэйби". Я не педофил и не имбецил, но прикольно почему то

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Smirnov

Значит, искусственный интеллект не ошибся в вашем случае

Ответить
Развернуть ветку
Джек Воробей

ну т..е суть не в платформе, а в том, что вы смотрели. это же самое можно было найти и на пикабу, и в инсте.
а хайп вокруг тиктока аналогичен снэпчату, который сейчас мало кому интересен, т.к. его функционал взял на себя инст.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

не, я хайпу принципиально не подвержен. Инста как не цепляла так и не цепляет. ХЗ как это работает. Но до того как я скачал тикток я думал это приложение для имбецилов. Скачал его после статьи на этом сайте, что у них там хреналионы пользователей

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

ну я до конца не разобрался, оно сложнее инстаграмма, но там когда заходишь на тебя вываливается энное количество роликов которыи ИИ считает видимо твоими. и уже много просмотров и лайков у каждого. Кривляния - процентов 10-20%, остальное вайны, просто короткие ролики. Вчера посмеялся с ролика ROBSYMAN про рэп 2000. 2010х и современный рэп. Не слушаю рэп, но понимаю о чем речь, смешно. Ролики короткие, зависать не получится, 10 минут посмотрел и всё. типа как пикабу почитал или фишки, но быстрее и проще

Ответить
Развернуть ветку
Джек Воробей

иными словами: "ну, это карочи вайн новый, мне что-то понравилось, а рекомендейшн тебе дают не тупо по связи тегов и того, что тебе нрава, а называют это моднявым словом ИИ".
а посмеялись вы не потому, что это тикток и что он типа лучше, а просто потому, что этот прикол нашли именно там, а не на инсте, например.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

не. скорее конценрация годного контента выше. В инсте листать начинаешь, там курицы с вытянутыми губами, как будто сосали коктейль через трубочку, но трубочку и коктейль убрали. Такое развидеть потом долго не можешь. и это если коменты не читать "вы такая красивая", "какая молодая, какой свежий цвет лица". инста это приложение для куриц и лайкодрочеров. тикток как то больше про творчество и самовыражение

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tema Borisenko

Именно. ЕГо инста сама за чувака говорит )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Дети имеют свойство расти

Ответить
Развернуть ветку
Tema Borisenko

Но не все - умнеть.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Это только в плюс)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Школьники — неплатежеспособная аудитория, говорили они…

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Tuleninov

Много денег не заменят чувство вкуса...

Ответить
Развернуть ветку
Hi-Tech Лентач

На сколько я знаю 15 секундный лимит действует на снимаемые пользователями ролики. В сам сервис внешние ролики как и в инсте можно загружать продолжительностью до минуты. А так - прикольный сервис . На его фоне инста - для старперов. Он сейчас не только Кароке с музыкой или Комеди и отрывками из фильмов, но и флэшмобы типа "На улице дубак", или отжиманий с локтей под "жизнеутверждающую" музыку : ) Много видео из жизни их армии изнутри :) В общем очень интересное приложение - интерфейс правда немного запутан и есть странные ограничения

Ответить
Развернуть ветку
Tema Borisenko

Может, инста и для страперов, как ты говоришь, но вот это поделие больше подходит для китайских обезьянок с их ужимками, факт. Ну или не китайских, суть та же.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Артеменко

Тот кто курировал их рекламой в youtube в аду греется отдельный котел

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Пришло время копировать китайцев...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Егоров

Так хочется 🤗ему вопросик 📣в сторис задать,может скажет когда сервис🌐 для ноготочков💃💅 появится 😙😂💰

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Konstantin Smirnov

Что такое "резкий рост смартфонов"?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Пономаренко

с 3ех дюймовых экранов до 6ти

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов
Чтобы уладить конфликт, основатель Чжан Имин принёс публичные извинения перед властями Китая, удалил приложение Neihan Duanzi со всех онлайн-магазинов и увеличил команду по мониторингу контента с 6000 до 10 тысяч человек.

Какая-то полярность возмущенным сотрудникам google.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Kotov

У кого есть аккаунт TicTok? Как вам танцы?

Ответить
Развернуть ветку
SocialWarrior

норм

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда