{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Виртуальная примерочная: бывшие сотрудники Google и «Яндекса» разработали AR-сервис для ритейлеров и привлекли $2 млн Статьи редакции

С помощью технологий дополненной реальности в приложениях Wannaby можно «примерить» кроссовки и «попробовать» лаки для ногтей.

Компания Wannaby разрабатывает технологии компьютерного зрения и рендеринга, чтобы пользователи могли «примерить», как товары из онлайн- и офлайн-магазинов будут смотреться на теле.

В 2018 году стартап привлёк $2 млн от инвестиционных компаний Bulba Ventures и Haxus. За год команда выпустила два мобильных приложения по AR-примерке: Wanna Nails позволяет сравнивать цвета лаков для ногтей на руках, а Wanna Kicks — смотреть, как выглядят разные модели кроссовок на ногах.

Занимается этим белорусская команда во главе с тремя основателями: экс-инженером Google Сергеем Архангельским, бывшим разработчиком «Яндекса» Арсением Кравченко и Дмитрием Пылило, программистом стартапа Aimatter.

Сергей Архангельский рассказал, почему решил оставить корпоративную карьеру в Google, о технологиях Wanna Kicks и монетизации проектов.

Стартап в Минске вместо офиса в Калифорнии

Я работал в Google 10 лет — первые восемь лет в московском офисе и ещё два года в Калифорнии. В 2017 году вернулся обратно в Москву и через некоторое время поехал работать в Wannaby, которая находится в Минске.

В калифорнийском Google я работал в команде поискового ранжирования и был состоявшимся профессионалом. Но хотел заниматься собственным проектом — Wannaby стала для меня именно таким. Всего в команде три сооснователя — я, Арсений Кравченко и Дмитрий Пылило.

Сергей Архангельский

С другими сооснователями меня познакомил Юрий Мельничек — основатель картографического сервиса Maps.me и создатель инвестиционной компании Bulba Ventures. Мы общались — и я был в курсе дел компании, но полностью присоединился к команде только летом 2018 года.

Уходить из крупной корпорации было страшно, но когда делать что-то своё, если не сейчас? К тому же корпоративная карьера в Google для меня не закрыта — при желании я могу вернуться или пойти в другую компанию.

В том же году Bulba Ventures совместно с фондом Haxus вложила в Wannaby $2 млн. На эти деньги мы работаем до сих пор — развиваем технологию, платим за аренду офиса, а также за сервера, которые используем для обучения наших нейросетевых моделей.

Виртуальная примерочная

Идея в том, что дополненная реальность может по-новому изменить электронную коммерцию. Позволяя примерять вещи в дополненной реальности, мы разрушаем барьеры между офлайн- и онлайн-покупками.

Один из главных недостатков покупки одежды или обуви через интернет в том, что покупатель не может примерить товар не себе — у него есть только картинка и в лучшем случае видео. Вы не можете никак повзаимодействовать с вещью — сравнить, подходит ли выбранный цвет к вашей коже или одежде.

Изначально мы думали, на какую часть тела нацелить разрабатываемую технологию примерки в дополненной реальности — проводили исследования, общались с ритейлерами. Самая очевидная ниша — лицо и губы — уже были освоены конкурентами. Примерить очки или макияж разных цветов можно даже с помощью технологий от Apple и Google.

Другое дело создать технологию для примерки одежды или аксессуаров на руках и ногах — это показалось перспективным. Мы начали с ногтей и рук, потому что вдохновлялись опытом компании ModiFace, которую купила компания L'Oreal, по слухам, за очень большую сумму. Показалось, что ассортимент товаров, которые можно примерять на руках, достаточно велик — кольца, браслеты, часы.

Мы решили работать над технологией по примерке лаков для ногтей, и в мае 2018 года мы запустили Wanna Nails. Как впоследствии оказалось, рынок лаков для ногтей не очень большой. Если бы мы собрали обратную связь с рынка прежде, чем заняться разработкой, то сэкономили бы несколько месяцев.

В дальнейшем мы нашли способ, как протестировать подобную идею без предварительной разработки программы. В самом начале работы над нашим вторым приложением Wanna Kicks мы сделали видеоролик — показали, как мог бы выглядеть сервис. Видеоролик представили брендам и ритейлерам как рекламный прототип идеи. Отзывы были позитивными, поэтому решили работать над технологией примерки кроссовок.

Технология

Техническую задачу по Wanna Kicks можно разделить на три части.

Первое — позиционирование ноги. То есть по снятому видеопотоку нужно понять, как расположена нога, под каким углом, насколько далеко от камеры. В этой части задействован специальный алгоритм, который определяет положение ноги. Он полностью основан на нейросетях, и технологию его работы мы не можем разглашать.

Когда изображение обработает нейросеть, за дело принимается дополнительный алгоритм постобработки, который компенсирует результат нейросети. Это наши уникальные разработки, поэтому мы можем говорить о них лишь в общих чертах.

Чтобы позиционирование ног было максимально точным, мы сформировали отдел разметки. Он собирает фотографии человеческих ног, анализирует их и улучшает разметку в приложении. За счёт этого улучшается качество посадки виртуального кроссовка на ноге.

Когда мы определили положение ноги, нужно понять, какая часть кроссовка скрыта ногой и не должна быть видна на экране. Если мы просто нарисуем кроссовок и поместим его поверх ноги, будет выглядеть, будто кроссовок стоит перед ступнёй, а не надет на неё.

Если включить камеру в приложении и поводить ногой в разные стороны, замечаешь, как некоторые части кроссовка пропадают из виду. Мы называем этот процесс затенением.

Третья задача — рендеринг (отрисовка) кроссовка. Мы много внимания уделяем тому, чтобы обувь, изображенная в приложении, выглядела максимально реалистично.

Для этого мы разработали собственный движок отрисовки PBR (physically based rendering). Он старается физически правильно отрисовать обувь — учесть параметры светоотражения и рассеивания света.

Во время моделирования кроссовок мы также помечаем, из какой ткани сделаны разные его части — указываем движку, что подошва сделана из резины, верх обуви — из ткани, носок — из кожи или металла. Это нужно, потому что в реальности ткань выглядит по-разному, например, металлические части и лакированная кожа отражают цвет, а замша — рассеивает.

Сами модели мы делаем так: берём физический кроссовок и фотографируем его в студии с разных ракурсов — от 200 до 300 раз. Затем используем софт стороннего производителя, который применяет алгоритм фотограмметрии (определение форм, размеров и положения объектов по их фотографиям — vc.ru). Мы пропускаем снимки через фотограмметрию, алгоритм их склеивает и создаёт трехмерную модель — с текстурой и объёмом.

Результат фотограмметрии всё равно выглядит не слишком точно, поэтому мы дорабатываем 3D-модель в автоматическом и ручном режимах.

Сложности разработки

В разработке сложнее всего было понять, как подходить к задаче. Мы понимали, чего хотим, но не знали, как это сделать. Несколько недель потратили только на исследовательскую работу — читали статьи, ставили эксперименты.

С ногтями был сложный момент — было непонятно, как переносить цвет на ногти. Если закрасить ногтевую пластину одним цветом, будет казаться, что в ногтях просто какие-то цветные дырки. Большая часть нашего ноу-хау по ногтям — это алгоритм перекраски. Команда инженеров много экспериментировала, но результат всё равно оставался неудовлетворительным. Затем мы познакомились с сотрудниками научной лаборатории, которые занимались цветопередачей.

Они подробно объяснили, как это работает, и тогда мы смогли создать алгоритм перекраски, который нас удовлетворил и до сих пор работает. Преимущество алгоритма в том, что он хорошо передаёт цветные блики, за счёт чего ногти с лаком выглядят натурально.

В июне 2018 года приложение Wanna Nails стало продуктом дня и продуктом недели на Product Hunt. А в конце года мы выиграли приз Golden Kitty Awards, как лучший проект в категории AR.

Но мы быстро поняли, что рынок лаков достаточно маленький, нужно было решать, что делать дальше и в какую сторону двигаться. Это был сложный момент — всю нашу стратегию пришлось поставить под сомнение.

Тогда мы на две недели уехали всей командой на хакатон: сняли дом на Кипре, пробовали новые идеи, пытались встряхнуться и взглянуть на наш проект с другой стороны.

Мы были готовы заняться виртуальной примеркой колец на пальцах, но всё-таки решили остановиться на примерке кроссовок — эта тема показалась нам более интересной.

Кольца — это для более зрелых людей, а кроссовки в тренде. Мы провели анализ рынка — потратили время, оценивая, что можем получить, если создадим виртуальную примерку колец, косметики или обуви. В конце концов решили, что у технологии примерки обуви самый перспективный финансовый потенциал.

Наше решение основывалось на нескольких критериях — объёме рынка, количества продаж обуви в год через офлайн- и онлайн-каналы, а также реакции брендов и ритейлеров, с которыми мы общались.

С технической точки зрения виртуальная примерка кроссовок на порядок более сложная задача, чем смена цветов лаков на ногтевой пластине. Готовых решений не было — мы с командой учились вместе: раз в неделю собирались на час и делились друг с другом знаниями.

Команда

Команда Wannaby поделена на две части: первая занимается научно-исследовательской работой, придумывает алгоритмы и обучает нейронные сети. А вторая — воплощает заданные алгоритмы на мобильных телефонах. Всего у нас около 23 сотрудника — больше всего инженеров

Офис компании находится в Минске, с поиском кадров помогла репутация наших инвесторов — все знают, что Bulba Ventures и Haxus не будут вкладываться в непонятные проекты.

Команда Wannaby

Также наш сооснователь Арсений Кравченко — неформальный лидер и организатор Open Data Science в Белоруссии — проводит мероприятия и знаком со многими инженерами. Но уже сейчас о нас много написали в СМИ, разработчики сами к нам обращаются — предлагают сотрудничать.

Продвижение

В конце января 2019 года мы запустили приложение Wanna Kicks. Всего на разработку технологии ушло 6 месяцев. Запуск по кроссовкам превзошёл все наши ожидания — за первые четыре дня мы собрали 100 тысяч установок, а за месяц — 240 тысяч.

На сегодняший день запуск приложения — наше лучшее вложение в развитие на b2b- и b2c-рынках. Маркетинговый бюджет компании был минимальный.

Мы не платили за нативную рекламу в СМИ, но вышли на журналиста TechCrunch и смогли заинтересовать его нашей технологией. Он написал о нас историю, а дальше её перепечатали другие зарубежные издания, в том числе и сникерхедские.

Кроме того, Белоруссия — небольшая страна, про нас узнали местные СМИ и вскоре рассказали про приложения даже на государственных телеканалах.

Однажды мы заметили всплеск активности из Германии — оказалось, что компания Vodafone включила нашу компанию в свой обзор технологических новинок. В Швейцарии история о нас вышла на титульном листе газеты, которая раздаётся в общественном транспорте. Совершенно точно есть какой-то вау-фактор, который заинтересовал людей.

Когда долго над чем-то работаешь, начинаешь воспринимать своё дело как должное, и в глаза бросаются только недостатки. А люди со стороны замечают больше достоинств технологии, очень удивляются и радуются. Благодаря этому мы пока хорошо продвигаемся органически.

Монетизация и сотрудничество с брендами

Основной расчёт по монетизации — применять наши технологии на площадках других компаний, а не только в приложениях Wannaby. Наши разработки — это новый опыт, который бренды могут предложить клиентам.

Также мы хотим внедрить технологию не только в приложениях брендов, но и в офлайн-точках продаж.

Например, вы приходите в магазин обуви и перед примеркой можете посмотреть, как выглядит десяток-другой разных моделей кроссовок на вашей ноге. А если в магазине есть только один цвет выбранной вами модели, вы можете заглянуть в приложение и примерить другой цвет.

Сейчас мы ведём переговоры с небольшой датской сетью магазинов кроссовок. Возможно, вскоре будем делать что-то подобное с ними.

Пока из сотрудничеств с крупными компаниями можно отметить наше партнёрство с Adidas Russiа — мы запустили в нашем приложении модель Ultra Boost 19. Ребята настроены сотрудничать с нами дальше, чтобы в приложении появлялись новые топовые модели кроссовок. Можно было бы запустить и все модели — но всё-таки у компаний и покупателей самый большой интерес вызывают новые модели.

В сентябре 2018 года мы также сделали совместный проект с косметической компанией Orly, они представили новую коллекцию лаков в нашем приложении — девушки смогли зайти и попробовать заранее разные лаки.

Стоимость внедрения нашей технологии зависит от многих факторов, например, сколько потенциальных клиентов у компании-клиента и так далее. Могу сказать, что похожие проекты по примерке макияжа брали от брендов от $100 тысяч до $200 тысяч в год.

Нам также написало много маленьких брендов — из Америки, Франции, Японии и Италии, которые предлагали добавить их ассортимент в приложение, а взамен делиться процентом от прибыли. Но мы понимаем, что пользователи хотят видеть скорее какие-то известные бренды — Nike, Adidas, Reebok.

В последней версии приложения у нас появились кроссовки калифорнийского бренда Allbirds. Мы сотрудничаем на безвозмездной основе, потому что обувь понравилась.

Планы на будущее

Сейчас мы не занимаемся Wanna Nails — только поддерживаем и улучшаем интерфейс, но технологию не развиваем. Силы сосредоточены на Wanna Kicks, потому что в нём мы видим больше потенциала.

В дальнейшем планируем делать пилотные проекты с компаниями, брендами, ритейлерами и запускать коммерческую эксплуатацию. Но сначала нужно много сделать для улучшения самой технологии — ускорить процесс моделирования и так далее.

Конечно, мы думаем о разработке технологии для виртуальной примерки одежды. Но пока не можем ответить на главные вопросы:

  • Как это должно выглядеть с продуктовой точки зрения?
  • Это нужно делать с помощью зеркала для примерки?
  • Как сканировать всё тело с помощью телефона и сделать этот процесс удобным для пользователей?

А руки и ноги можно легко отсканировать с помощью фотокамеры, поэтому с лаками и кроссовками таких вопросов не возникало.

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Стас Крутовский

В кроссовках в первую очередь важно, чтобы они удобно сидели, имхо, если одни кроссовки лучше смотрятся , а другие удобнее сидят - ни один нормальный человек не сделает выбор в пользу первых. Даже если бы в приложении были представлены все кроссовки мира я бы не стал на него тратить время

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ну так посиотрел, как сидит, потом, если поноавилось, заказал и примерил — никто ведь не говорит, что приложение решает проблему примерки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kondratev

Так это, можно первый пункт пропустить, не? Зачем он нужен? Можно просто 5 пар заказать - и примерить, и оценить как выглядят. Причем как "реально" выглядят, а не после студийной съемки и фотошопа.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ну как минимум время на примерку того, что заведомо не нравится, сэкономить.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kondratev

То, что заведомо не нравится, видно и без этого приложения, просто по фото или видео.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Егор Савчук

Вилдберис и ко, куча их

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда