Выводит людей на улицы в одно и то же время в 46 городах: как устроен проект туристических прогулок «Туры в 15:15» Статьи редакции
В 2013 году, после переезда в Амстердам, белорус Юрий Цыбулько стал устраивать для туристов прогулки с местными жителями, говорящими на русском языке. Через два года проект стал международным, а годовая выручка компании составляет €2 млн.
Идея
До запуска собственного бизнеса Юрий Цыбулько десять лет работал с ключевыми клиентами в корпорациях Mars, British American Tobacco и Cadbury.
Там он научился вести переговоры и проводить презентации. Эти навыки помогли ему, когда он в 2010 году переехал в Амстердам и стал проводить экскурсии для своих друзей и знакомых, которые приезжали к нему в гости.
Прежде Цыбулько и сам много путешествовал по Европе. Когда он брал экскурсии в новых для себя городах, работа экскурсоводов в большинстве случаев ему не нравилась: они монотонно перечисляли факты, даты и события, которые забывались уже к концу экскурсии, и он чувствовал себя так, словно побывал на уроке истории, не узнав о городе ничего полезного и интересного.
Тогда он решил создать собственный туристический проект, который нравился бы в первую очередь ему самому: чтобы гиды рассказывали путешественникам не столько об истории города, сколько о его атмосфере — через призму своего опыта.
Например, на чём можно сэкономить, чем отличаются разные районы, в каких безопасно, а каких стоит избегать, где отдыхать модно, а где — дёшево, как устроена местная система здравоохранения, сколько зарабатывают и тратят местные жители, сколько стоит жильё. Похожего формата экскурсий в Европе на русском языке Цыбулько не нашёл.
Первые шаги и трудности
Для начала Цыбулько составил два маршрута прогулок по Амстердаму. Предприниматель сразу решил делать экскурсии не дольше двух часов — чтобы путешественники не уставали от ходьбы и новой информации.
Также он ввёл условие: туристические группы не должны быть больше 15 человек, чтобы формат «дружеского общения» сохранился.
Для проекта «Туры в 15:15» он нашёл четырёх гидов. Одним из первых стала москвичка Наталья, которая вышла замуж за голландца и переехала в Амстердам.
Юрий Цыбулько написал для неё экскурсионные тексты, выделив часть стандартов: как начинать прогулку, как делать остановки, где делать фотографии.
Предприниматель установил правило: гид должен провести экскурсию даже для одного человека. «Меня часто раздражало, когда бронируешь экскурсию в каком-то городе, а за день приходит оповещение, что мероприятие отменяется, так как не набралась группа. Мы этот вариант исключили», — рассказывает он.
Первоначальные расходы на запуск составили €75 тысяч. В эту сумму вошли регистрация торгового знака и компании в Нидерландах, разработка сайта и услуги креативного агентства по созданию брендбука.
Стоимость двухчасовой экскурсии составляла (и составляет) €15–20 с человека. Чтобы привлечь первых клиентов, предприниматель договорился с несколькими отелями и разместил флаеры на информационных стойках, а также стал раздавать их в амстердамском аэропорту.
Кроме того, он публиковал информацию о проекте в социальных сетях и группах для путешественников. Однако это не давало эффекта, за первый месяц в компанию обратилось всего 30 клиентов, а в неделю экскурсовод проводил не больше двух туров.
Тогда предприниматель решил изменить стратегию. Раздавая флаеры в аэропорту, он заметил, что завладеть вниманием прилетевших путешественников не так просто: их больше волновал транспорт до города.
Тогда у Цыбулько возникла гипотеза: что если рассказать путешественникам об экскурсии ещё до того, как они сядут в самолёт?
Для этого он связался с представителями авиакомпании «Белавиа» и предложил организовать для пассажиров рейса Минск — Амстердам бесплатные экскурсии. Авиакомпания согласилась. Акция началась в августе 2013 года и продолжалась четыре месяца.
За всё время экскурсии «Амстердам в 15:15» посетило более 500 человек, из них 70% вернулись, чтобы пройти второй маршрут (уже платно). Кроме того, Цыбулько проводил индивидуальные и выездные экскурсии за пределы Амстердама.
Посетители рекомендовали экскурсии своим друзьям, и к концу 2013 года месячная выручка компании составляла уже €1000.
Выход в другие города
До 2016 года Цыбулько относился к бизнесу скорее как к хобби. Но к этому времени средняя ежемесячная выручка компании выросла до €12 тысяч, и он решил её масштабировать, выйдя в другие европейские города.
Модели роста было две: либо открывать дочерние компании, либо запускать франшизу. Делать всё своими силами было сложнее, а франшиза позволяла расти быстрее и с меньшими затратами.
Цыбулько понимал: прежде чем запускать франшизу, ему необходимо регламентировать бизнес-процессы. Например, утвердить правила — кого нанимать гидами, и как именно они должны проводить экскурсии.
После этого предприниматель разработал условия для франчайзи. Цыбулько отказался от паушального взноса, решив работать с партнёрами за ежемесячный процент от оборота (его размер предприниматель не раскрывает). Кроме того, франчайзи помогают с составлением маршрутов и в работе с клиентами.
Первого партнёра Цыбулько нашёл в Будапеште. Сейчас Будапешт входит в пятёрку самых успешных франшиз сети (данные о выручке и количестве туристов франчайзи в Будапеште предприниматель также не раскрывает).
Перед запуском в новом городе руководство «Туры в 15:15» изучает локацию и оценивает поток туристов из СНГ. Но даже в популярных среди русскоговорящих путешественников локациях проекту не всегда удаётся наладить работу. В Стамбуле, приводит пример Цыбулько, запуститься сложно из-за жёсткого лицензирования.
Для гидов компания устанавливает два критерия: соискатель должен свободно говорить по-русски и быть увлечённым человеком, который любит свой город. В некоторых городах партнёры совмещают руководство проектом и самостоятельное проведение прогулок.
Франшиза помогла узнать слабые места бизнес-модели. Например, изначально на экскурсию можно было прийти без предварительного бронирования. Когда проект открылся в других городах, предварительная регистрация стала необходимой.
Затем встал вопрос о безопасности платежей — появилась возможность онлайн-оплаты. А когда количество гидов превысило 250 человек, возникла необходимость в их обучении.
В конце 2018 года Цыбулько и его команда запустили «Академию гидов», закрытую онлайн-платформу, на которой регистрируются все гиды. Там они учатся, сдают тесты, а потом проходят практику — проводят экскурсию совместно с франчайзи.
Если она проходила успешно, они получали аккредитацию и могли приступать к работе. А прежде аккредитация была не централизованной, а локальной — партнёры оценивали работу гидов по своему усмотрению.
На покупку платформы предприниматель потратил €10 тысяч, ещё €5000 — на создание обучающих материалов.
Всего у «Туров в 15:15» 38 партнёров в 46 городах. В России компания работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Екатеринбурге, в Европе — в Вене, Риме, Париже, Копенгане и других.
Рассматривая кандидатуру нового франчайзи, Цыбулько старается выбирать людей без опыта в туристической сферы, чтобы они не приносили с собой типичные ошибки отрасли.
За шесть лет работы Цыбулько дважды расставался с партнёрами. Одному не хватило терпения на развитие проекта в своём городе, второй не смог настроить систему работы по стандартам и сформировать команду гидов. Тогда Цыбулько решил прекратить сотрудничество.
Доходы и расходы
Затраты на открытие франшизы в новом городе «Туры в 15:15» берут на себя. Разовые расходы составляют €4000–5000.
Для запуска, считает предприниматель, от партнёра требуются только знания и время. После запуска партнёр может первое время проводить экскурсии сам. И пока поток туристов небольшой, ему не нужно тратить деньги на зарплату гидам.
Отдельно франчайзи вкладывает средства в разработку маршрута и создание промоматериалов. Кроме того, он самостоятельно находит каналы привлечения клиентов и ищет гидов.
Цыбулько затрудняется назвать затраты франчайзи, а также не раскрывает данные о средней выручке франчайзи и долю выручки компании без учёта поступлений от франшиз, ссылаясь на коммерческую тайну.
По словам Цыбулько, партнёры окупают затраты на франшизу за шесть-десять месяцев, а компания — в среднем за 12 месяцев. В 2017 году выручка компании составила €510 тысяч, в 2018 году — €2 млн.
Ежемесячные операционные расходы головного офиса сети составляют около €15 тысяч. Основные статьи — персонал, ИТ-системы, продажи через агрегаторы и маркетинг. Всего в головном офисе работает десять человек.
Планы
В следующем году Цыбулько планирует вывести компанию в Азию. Сейчас основатель ищет партнёра в Пекине и Шанхае, рассматривает для запуска проекта города в Японии, Южной Корее и Сингапур.
Кроме того, Цыбулько намерен сотрудничать с компаниями из смежных индустрий, как в случае с «Белавиа», предлагая авторские туры для постоянных клиентов банков или авиакомпаний.
Кроме того, компания занимается онлайн-проектом для самостоятельных путешественников. Его планируют запустить весной 2020 года.
Вот я первая скажу, что идея крутая, проект вдохновляющий, а написанное очень похоже на правду)
Взял человек и придумал себе хобби. Потом терпеливо пережидал неудачи, а теперь на коне!
И с франчайзингом история, на мой взгляд, тоже по всем правилам. Пауш не раздували, поддержку оказывают, роялти процентные.
Посреди "успешного успеха" - сияет как бриллиант чистой воды)) Такие предприниматели вызывают уважение и восторг) Спасибо Вам за Вам труд и ум!) В следующей поездке обязательно обращусь за экскурсией)
Мария, ждём Вас и Ваших друзей на наших экскурсиях. Буду рад, если поделитесь впечатлениями.
Юрий, спасибо вам за интересный и качественный продукт! Был на экскурсиях 15:15 в Амстере, Риме и Барсе. Желаю успехов в развитии!
Максим, спасибо за высокую оценку! Какой город следующий?
Я бы сходил на экскурсию в 4.20 )
Это вам в Амстердам нужно тогда)
Сам вожу мини-туры в Краснодарском крае, Крыму и Абхазии.
Как мне показалось, статья скорее о хобби, а не о бизнесе. Явно, Юрий успешнее в чем-то другом, с чего он имеет доход.
Если прикинуть: годовая выручка 2 миллиона, усредненная цену пусть будет 20 евро. 100 тысяч человек в год. 270 человек в день. 6 человек в день в среднем на город. 120 евро на город (общий доход). Что-то тут не о бизнесе.
Потом операционные расходы 15 тысяч. Я так понимаю, зарплаты тут не учтены. Если прибавить зарплаты, то тоже как-то с бизнесом не сходится. Потому что, чтобы выйти при таких расходах хотя бы в 0, с каждого гида нужно брать хотя бы 30 % комиссии (расчеты примерные с оптимистичным уклоном для бизнеса). Итого получаем, что гид на самом деле совсем не гид, ибо работая в 15:15, куда-то на день поехать с экскурсией он уже не поедет. Доход в час вроде бы хороший, а доход в день никакой.
Здравствуйте! Да, для франчайзи (в рамках города) экскурсия "в 15:15" - это только один из продуктов в их экскурсионном портфолио (наряду с индивидуальными и выездными экскурсиями). Для меня на сегодняшний день международная сеть городов "Туры в 15:15" - это основной бизнес! По-прежнему занимает 24/7 моего времени))
Мечтаю о экскурсиях на смартфоне, с наушниками и дополненной реальностью, без встреч в назначенное время. Очевидная идея, феерические возможности в плане качества экскурсий (вставки исторических хроник, 3д моделей и т.д. и т.п.), но реализаций пока не слышно.
Артем, Ваш комментарий - бальзам на сердце! Именно в этом направлении мы работаем над нашим новым продуктом! Ждите новостей в 2020!
Комментарий удален модератором
Андрей, мне искренне жаль, что у Вас был негативный опыт с нашим проектом. Буду рад, если Вы дадите нам второй шанс.
Комментарий удален модератором
были с мужем в Барселоне, безумно понравилась экскурсовод. Прекрасно рассказала о этом городе, мы на столько были впечатлены, что не задумываясь взяли экскурсию 15:15 и в Амстердаме, но какое же было разочарование, экскурсовод был никакой, такое ощущение, что она перед этим гульнула очень хорошо, очень скучные рассказы, хотелось быстрее сбежать. В конце она села на лавочку и закурила косячок😂. На этом все. Была очень удивлена, прочитав, что основатель именно в Амстердаме😏
Здравствуйте, Наталья! Должен признаться, Ваш опыт меня удивил. Дело в том, что все гиды проекта "Туры в 15:15" проходят индивидуальную аккредитацию, помимо этого я лично постоянно мониторю любые жалобы со стороны наших путешественников на экскурсии "в 15:15" (и с гордостью отмечу, что мы все 6 лет по параметру негативных отзывов находимся меньше 0,5%! и это в то время, как среднестатистический показатель по экскурсионному рынку 3-5%). За 6 лет я ни разу не встречал жалоб на гидов "Амстердам в 15:15", которых я к тому же всех знаю лично. Поделитесь, пожалуйста, именем гида, которая на Вас произвела такое удручающее впечатление.
Отличная статья и интересное развитие бизнеса. Странно что совсем нет США.
Очень интересно услышать про негативный опыт с франшизами. Без паушительного взноса и покрытием всех расходов, какой процент франшиз не удается. И предлагается ли эксклюзив на город и если да, есть ли минимальные требования.
И инетерсно планируется ли работа с Airbnb.
В любом случае удачи и постараюсь попробовать тур в скором времени.
Насколько критично наличие местной лицензии ? Для рускоговорящего гида в некоторых локациях это проблема. Почему не рискуете проводить экскурсии без нее ?
Для нас очень важна репутация нашего бизнеса на всех уровнях проекта, а также соответствие требованиям местного законодательства, и мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы полностью им соответствовать.
Комментарий удален модератором
Александр, спасибо! Два ответа:
- Время в 15:15 было выбрано не случайно. «15:15» - не только легко запоминающаяся цифра, но и удобное для многих путешественников время начала экскурсии. Авиарейсы во многих аэропортах имеют самую большую концентрацию в утреннее время, поэтому можно с легкостью успеть на экскурсию, прилетев в город до полудня. У наших партнёров на месте есть интересные тематические экскурсии, о которых гиды рассказывают на 15:15.
- С агрегаторами работаем, они дополняют наши группы экскурсантами. Комиссия за счёт нашего головного офиса.
Прекрасная простая и, при этом, гениальная идея!
Людмила, спасибо! Надеемся на встречу в 15:15!
Был в Лиссабоне и Порто на 15.15. Очень неплохо. Вероника в Нюрнберге - лучшая!
Очень приятно! У многих наших постоянных путешественников есть традиция: по приезде приходить на экскурсию "в 15:15" для знакомства с городом. Ждём Вас и Ваших друзей на наших экскурсиях и в других городах!
Юрий, здравствуйте. Спасибо за инетресный материал. Расскажите пожалуйста про ситуацию с Афинами, что именно вас затруднило в поиске партнеров или, что именно не устраивало в кандидатах? Считаете ли вы, что Афины остаются перспективными для развития проекта?
P.S. Понравился тезис: "Рассматривая кандидатуру нового франчайзи, Цыбулько старается выбирать людей без опыта в туристической сферы, чтобы они не приносили с собой типичные ошибки отрасли." ))
P.S.2 В 15:15 в Афинах летом жарковато...
Здравствуйте! Спасибо за интерес к проекту "Туры в 15:15"! Афины и Стамбул - 2 самых востребованных к открытию города среди наших путешественников на сегодняшний день. На Афины у нас были заявки на франшизу несколько раз, но когда мы начали более детальную проработку города, то выяснили необходимость наличия лицензии на экскурсионную деятельность. Ни один из кандидатов лицензии не имел и по отзывам стало понятно, что получение лицензии там - дело очень непростое, если не сказать невозможное. Но мы верим в чудеса и надеемся, что скоро найдется наш партнер в Афинах с лицензией!
P.S. Летом в 15:15 также жарко в Мадриде, Ницце, Риме, Венеции... наши маршруты составлены с учетом местных погодных условий таким образом, чтобы прогулка оставалась максимально комфортной.
в итоге, все же бизнес строится на франшизе? после идеи сразу в масштабирование, как вы развиваете сам продукт?
Да, франшиза была главным приоритетом построения бизнеса, время показало, что идея в масштабировании сработала! В самом продукте фокусируемся на (стабильное) качество, этим обусловлены принятие всех решений, например, когда мы принимали решение об инвестициях в запуск "Академии гидов Туры в 15:15".
Отличная идея! Приятно такие статьи читать, когда человек через тернии и проблемы пришёл к работающей и растущей бизнес-модели!
Дмитрий, спасибо! Надеемся на встречу в 15:15!
Прикольный проект. Жаль раньше про него не знал.
Евгений, спасибо! Забронировать экскурсию в любом городе проекта очень просто на сайте www.tours15-15.com. Надеемся на встречу в 15:15!
Получается что любой человек может стать гидом? А как же лицензии и прочая локальная бюрократия ?
В тех городах, где требуется лицензия, мы конечно работаем только с лицензированными гидами!
Добрый вечер Юрий. Вас туры в высокоглоную страну - Киргизия интересует?
Киргизия - прекрасная страна! С удовольствием с ней познакомлюсь!
_
Отличная статья! Через пару недель будем в Барселоне, возможно, сами будем вашими туристами 😌
Саша, ждём вас в Барселоне и других городах нашего проекта. Приходите)
Написано , что цена экскурсии везде 15-20 $, но цена в Израиле 30$. Об этом вы скромно умолчали, а по факту солгали.
Alex, простите, просто я упустил этот момент. Спасибо за то, что обратили на это внимание. Цена экскурсии в Израиле и Швейцарии 30 евро с человека.
В марте 2023г. была в Ереване в составе туристической группы. Приехали с подругой немного раньше. Встал вопрос, как провести время. Поискала в интернете "необычные экскурсии" и через Tripster вышла на проект 15:15, ничего о нем не зная ранее.
Что могу сказать о своих впечатлениях: если совсем коротко, то мы были в восторге!
На экскурсию пришли несколько человек, которые гуляли с экскурсоводом Гаяне накануне, но по другому маршруту - и это уже о многом говорит. Группа на экскурсию подобралась любознательная, готовая ходить по все закоулком города без ограничения. В результате мы гуляли больше заявленного изначально времени. Ощущение складывалось, что гуляем по городу с друзьями - такой формат оказался безумно привлекательным. Экскурсовод никуда не спешил. В интересных местах мы могли фотографироваться столько, сколько было нужно нам. Нам передалась любовь Гаяне к своему городу (а надо сказать, что в марте, когда еще не распустились деревья, город нам при первом знакомстве не очень приглянулся), а экскурсоводу передался наш возрастающий интерес к городу. По дороге мы зашли к местной жительнице, где нас угостили чаем и сладостями - за дополнительную небольшую плату, но это того стоило, причем нас никто к этому не принуждал и не уговаривал на этот шаг, мы сами высказали такое желание.
После этой экскурсии мы съездили еще в Гюмри от этого же проекта. Экскурсовода звали Армен. И впечатления остались наилучшие.
Кроме того, мы рекомендовали экскурсии по Еревану своим друзьям. Сначала им показалось, что 20 евро для пешей экскурсии это дороговато. В результате они взяли еще и экскурсию по второму маршруту. Все остались очень довольны.
Так что большое всем спасибо!!! Дальнейшего развития проекта.
Шикарнейший проект! Для меня, как человека, который любит поспать подольше, а все обзорные экскурсии начинаются обычно в 8 утра и длятся 4-5 часов, 15:15 это просто ценнейшая находка! Посещала экскурсии 15:15 в Будапеште, Риме и Стамбуле) Этой весной планирую еще посетить оба маршрута в Ереване) Успешных успехов вам!)))
Юрий, а почему вы прячетесь от авторов Квестери, вашего нового "крутого" проекта? Люди тратили время и силы и не получили предупреждения о закрытии проекта. Авторы не получили свои гонорары, хотя продажи были. Всё осело в ваших карманах? Очень некрасиво! А ведь под проект Квестери давали грант. Скидки в налоговой Голландии, а? Те кто давали грант - знают об этой схеме?!