Конкурс по машинному обучению
С призовым фондом в 100 млн рублей
Условия
Рубрика развивается при поддержке HP logo

Другая реальность Рони Эйбовица: основатель ​Magic Leap обвинил коронавирус в бедах стартапа, но тот пал жертвой амбиций Материал редакции

Компания привлекла $3,5 млрд инвестиций, но её многообещающая AR-гарнитура провалилась в продажах. О причинах провала и попытках спасти Magic Leap — в пересказе материала Bloomberg.

В закладки
Слушать
Magic Leap

В мае 2020 года генеральный директор Magic Leap Рони Эйбовиц объявил об уходе из компании — после девяти лет работы над AR-шлемом, который провалился в продажах.

Когда-то Magic Leap считался «Apple от мира виртуальной реальности». Инвесторов, среди которых китайская Alibaba Group, AT&T, Google и компания-изготовитель чипов Qualcomm, впечатляли закрытые показы новой технологии и грандиозные планы Magic Leap. В эти планы входило создать устройство, построить завод для масштабного производства, разработать операционную систему, видеоигры, сделать фильмы — и стать авторами новой индустрии контента.

После того как шлем Magic Leap ценой в $2300 оказался неудачным, стартап сузил специализацию — презентовал устройства как профессиональные. Следом безуспешно попытался продаться и уволил больше половины сотрудников. За двенадцать месяцев (к июню 2020 года) инвесторы уменьшили свои доли в среднем на 94% — падение более резкое, чем было у WeWork.

На место Эйбовица пришла Пегги Джонсон, которая пытается спасти компанию с помощью сотрудничества с Amazon. По словам источников, близких к переговорам, облачные сервисы Amazon планируется установить в Magic Leap по умолчанию. Представители обеих компаний от комментариев отказались.

Сам же Эйбовиц вместо ответа на запрос об интервью прислал лишь ссылку на исследование, утверждающее рост рынка дополненной реальности в долгосрочной перспективе.

Коллеги Эйбовица, судя по всему, не удивились уходу директора. Интервью с десятками людей, среди которых бывшие и нынешние сотрудники, инвесторы и бизнес-партнеры, позволяют сделать вывод о том, что запредельные амбиции Эйбовица все дальше и дальше уходили от реальности компании.

Все это привело к тому, что один из самых интригующих ИТ-стартапов Кремниевой долины превратился в поучительную историю о том, как недостаточно иметь многообещающую технологию — важно ещё уметь её монетизировать.

Примерно в 2010 году Эйбовиц выдумал целую вселенную, которую назвал Hour Blue, и вскоре захотел превратить её в бизнес. Сначала он планировал сделать фильм или игру, но вскоре его захватила идея создать шлем дополненной реальности.

Рони Эйбовиц Брайан Ач / Getty Images

Вскоре после основания Magic Leap в 2011 году о компании заговорила вся ИТ-индустрия. Во многом благодаря атмосфере странности и таинственности, созданной генеральным директором. Например, в 2012 году на конференции TEDx выступление Эйбовица состояло из танца в скафандре в окружении мохнатых монстров. А секретность создавалась с помощью строжайших соглашений о неразглашении, которые потенциальные инвесторы подписывали. Затем они получали возможность опробовать прототип шлема и подписать крупный чек.

Эйбовиц привлекал в компанию самых разных людей благодаря своей харизме, богатому воображению и искренней «вере в магию», как сказал один из бывших сотрудников — всё это, однако, не делало его хорошим управленцем. Он часто заставлял команды Magic Leap соревноваться друг с другом, поручая им разрабатывать конкурирующие версии схожих идей, а потом, вместо того чтобы выбрать победителя, проекты просто ставились на паузу. Создавалось ощущение, что компания парализуется — из-за отсутствия возможностей для совершенствования и нежелания умерить амбиции.

Ещё одной проблемой стало производство. Эйбовиц был одержим идеей собственного завода, несмотря на то, что компоненты бытовой электроники зачастую собираются на узкоспециализированных фабриках, многие из которых располагаются в Азии. Производить их в США дорого, но Эйбовиц принял решение, хоть некоторые инвесторы и менеджеры компании сомневались в его целесообразности.

Цепочка поставок Magic Leap по масштабности могла бы сравняться с международной корпорацией. Линзы и другие компоненты создавались во Флориде и отправлялись в Мексику, где компания-партнёр собирала шлемы и отсылала их обратно в США.

Непонятно, почему никто не сказал, что продукт на этом этапе нельзя выкатывать. Все купились на прототип, а когда я впервые надел готовый шлем, то подумал: «Вот дерьмо. Вы, ребята, не сдержали обещание».

один из первых инвесторов Magic Leap

Лучшие умы Кремниевой долины долгое время пытаются сделать технологию дополненной реальности полезной. Google Glass провалилась, и компания нацелила её на работников сферы медицины. HoloLens от Microsoft выглядел впечатляюще, но был слишком дорогим. Теперь его целевая аудитория — бизнес. Apple работает над продуктом, который должен объединить в себе виртуальную и дополненную реальности, с 2015 года, но прогресса не наблюдается.

Magic Leap тоже не удалось перенести волшебство массивных прототипов в настоящий продукт. Шлем, который компания выпустила два года назад, обладал узким полем зрения, а значит, цифровые изображения должны были быть маленькими. Magic Leap I выглядел немного лучше, но предлагал разве что игрушки, а не нечто революционное и применимое ко многим сферам жизни.

Участники конференции игровых разработчиков тестируют Magic Leap I. Сан-Франциско, 2019 год Дэвид Пол Моррис

Эксперты в области дополненной реальности, например, сооснователь Oculus VR Палмер Лаки сказал, что Magic Leap использует «те же технологии, что и все остальные последние несколько лет». Свои сомнения в полезности высказывали и инженеры компании, считая, что для бытовой электроники шлем потребляет слишком много электричества и поглощает слишком много света.

В конце 2019 года топ-менеджмент компании всерьёз задумался о продаже, но в итоге решил собрать больше капитала. Но вскоре началась пандемия, и инвесторы отказывались даже рассматривать возможность больших вложений. Весной 2020 Magic Leap снова безуспешно попытались продать, а затем стали увольнять сотрудников. В своём прощальном видео для коллег Эйбовиц винил коронавирус в неудаче — утверждение, которое показалось ложным многим зрителям.

Что же собирается предпринять новый директор? Джонсон предпочитает действовать, её нельзя назвать визионером. Поэтому, скорее всего, она уведёт компанию в сторону применения технологии для медицинских и промышленных нужд — рынок дополненной реальности, который уже существует. Стартап уже подписал контракты с несколькими корпоративными клиентами, и первоочередной задачей Джонсон станет заключить сделки, которые остались на стадии переговоров, в том числе и партнёрское соглашение с Amazon.

{ "author_name": "Алина Окунева", "author_type": "self", "tags": ["magicleap"], "comments": 40, "likes": 17, "favorites": 33, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tech", "id": 166707, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 18 Oct 2020 13:18:56 +0300", "is_special": false }
Создан для будущего Узнайте больше HP Neverstop Laser HP Neverstop Laser
Объявление на vc.ru
0
40 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
23

Очень похоже на типичный стартап - крутая идея, инвесторы ведутся, ты сколько-то врмени работаешь, получаешь зп, бонусы там себе какие-то... а потом такой - ой, ребята, извините, ну не шмагла я. И все. Даже в лес никто не вывозит в багажнике. Чудные дела!

Ответить
2

3 cash out
4 bro down

Ответить
0

Сколько таких ещё будет

Ответить
6

VR/AR не нужон массам: массы не знают что это, зачем это им и уж точно не понимают, почему они за это должны выкладывать пачку купюр (не считая второй пачки купюр, которую часто надо выложить за подходящую пеку). Плюс полное непонимание влияния данных устройств на зрение. Если у чего-то ближайшие перспективы только в узких специфических сферах и в среде энтузиастов, то как тут можно рассчитывать на громкий успех именно сейчас, а не через 15+ лет при удачном стечении обстоятельств?
 
Если кто-то хотел ворваться в жизни людей как айфон 2G и создать новый рынок, то надо быть очевидным образом полезным всем и каждому и иметь доступную стоимость в $500, а не вот это вот «купи нашу непонятную херню за $2k+ и, возможно, ты придумаешь зачем она тебе».

Ответить
7

Фейсбук недавно уже второй шлем Квест2 VR выпустил за 299 баксов полностью автономный от ПК , без кабеля, первую версию полностью раскупили

Ответить
4

Коллега вчера продал Vive и купил Quest2. Те коллеги, у которых не было даже Go, купили Quest2. А тема, которой мы занимаемся, только косвенно относится к 3D и VR. Но явный качественный прирост по сравнению с Go и Quest1, а также уже более чем доступная цена для разработчиков, побуждает к покупке. Это еще не массовость, но уже заметное оживление прироста владельцев конечных устройств.

Ответить
1

А каким образом коллеги используют Квест2? Преимущественно для работы или для развлечений? К компьютеру подключают или автономно?

Ответить
1

У нас веб-проекты, поэтому подключение даже не нужно (которое нужно тяжелому 3D приложению). Или из браузера просмотр или, если это видео 360, то можно залить файлы и смотреть через плеер. У нас работа с текстурами высокой детализации, поэтому нас очень впечатлил прирост плотности пикселей в Quest 2. А мощность устройства для нас избыточна. Нам гораздо важнее автономность, ну и снизившийся вес тоже порадовал. Легкое удержание на голове без постоянного подтягивания конструкции на разные головы полезно на выставочных стендах, когда устройство ходит по рукам.

Ответить
0

Уважаемый Родион, а что за проект у вас? Разумеется без секретов, просто интересно

Ответить
8

Никаких секретов нет. Проекты разные. Виртуальные туры на основе 360-градусного контента. С показом в Web и VR-очках. Для самых разных заказчиков. Для музеев и выставок и вообще для Министерства Культуры, до различных предприятий страны иногда и иностранных компаний, для коммерческих заведений, где нужно показать интерьер, для рынка недвижимости и пр. Лично у меня 17-летний опыт в этой сфере. Карантин
подстегнул интерес к 360-градусному контенту. Уже появились виртуальные выставки (реально смонтированная выставка снимается, делается подробный гидированный виртуальный тур, затем выкладывается в веб, бесплатно или с доступом по оплате), рынок недвижимости зашевелился, пытаясь сократить количество холостых просмотров объектов. Разработчики не спят, появился функционал ассистирования совместного просмотра виртуальных туров (для недвижимости и выставок). И т.д. Интересное время для нас сейчас.

Ответить
3

Отстаете от событий

Ответить
1

Про компьютеры в 1970-е тоже также говорили.

Правда развитие ПК шло гораздо более быстрее - от первых моделей домашних компьютеров в середине 70-х до развитой индустрии к середине 80-х.

Ответить
9

Если регулярно читать подобные истории, венчурные инвестиции становятся похожими на экстра-корпоральное оплодотворение.
Когда женщина не может забеременеть обычным путём - её пичкают гормонами, подсаживают ей оплодотворённые эмбрионы  с большим запасом. (часто "из пробирки" рождаются двойни и тройни).
Если фаундер не может "обычным способом" открыть своё предприятие - он привлекает венчурных инвесторов, которые обеспечивают  ускоренный рост производства не обращая внимание на возражения будущих покупателей.
Что из этого "может пойти не так" - читайте в статье автора.
"Безумству храбрых поём мы песню!" (с)
(впервые опубликовано 5 марта 1895 года - а звучит так современно...)

Ответить
3

Да все в итоге сводится к отсутствию контента. Купишь ты шлем, поиграешь в 3-4 нормальных игры и все. Купивший железку будет страдать, потому что это игрушка на пару раз, а не центр развлечений. Ничего нет из контента

Ответить
3

"благодаря атмосфере странности и таинственности"
"секретность создавалась с помощью строжайших соглашений о неразглашении"

инвесторы любят когда им в уши ссут. Theranos 2.0

Ответить
1

Напомните, плиз, почему провалился Google Glass? Что с Оккулусом сейчас?

Ответить
4

Потому что стоили около $1500 за устройство с нулевой автономностью, багованным софтом + в них нельзя было заходить во многие заведения.

У окулуса все заебись, недорогие шлемы линейка quest), которые сметают с прилавков как пирожки.

Ответить
0

Недорогие - это сколько $?

Ответить
1

$299

Ответить
0

Glass не запустились почти по той же причине, что и ML1: у потребителя нет потребности в ещё одном крайне дорогом устройстве.

Для Glass в копилку добавилась необходимость заряжать ещё один гаджет, платить за его больше, чем за смартфон, а также хрупкость, тормозящий интерфейс и нервирующая фиксация взгляда вашего собеседника на камере у ваших глаз. И непонятно, зачем всё это в непривычном виде, если есть часы. 

Для сравнения, ML вышли в мире, где без внятного кейса должны составить конкуренцию обычным компьютерам, консолям, портативным консолям, смартфонам, планшетам, очкам виртуальной реальности. Для такого крестового похода они должны быть ультимативно необходимы, должны снимать жуткую боль с потребителя. Но не делают этого, оставаясь в нише.

Если бы Абовиц сразу позиционировал продукт как нишевый для бизнеса, вопросов бы не было, он бы даже успешно начал продажи. Но чушь про домашнее использование раскрывается, стоит только надеть устройство. Оно просто не способно вас заинтересовать. А ещё были потрачены огромные деньги на офисы, сотрудников и производство, при этом без всякого внимания к промышленному рынку, единственно возможному для устройства на таком этапе. Не сформировался пул промышленного софта, не оказалось прочного корпуса, крепления к шлемам. 

Я года с 2015 ждал, когда ML выкатит устройство для промышленного сегмента и начнёт монетизацию. Планы по захвату домашнего сегмента рынка очень крутые; даже сейчас они не выглядят глупо, если проект сможет реализовывать их при работающей монетизации в проме. Но шаг в сторону реального потребителя компания сделала лишь в 2020 году. Управление очень сильно оторвалось от реальности, а в это время нужно было проводить постоянный кастдев. 

Ответить
0

Гласс провалился потому что в нём не было функций.
Я был рад, когда они закрыли этот проект, потому что это профанация AR.

Ответить
–6

AR шлем? А чем он от VR отличается? Названием?)))

Ответить
5

В AR ты видишь окружающий реальный мир, в VR — нет

Ответить
0

Ааааа, понял, спасибо. 

Ответить
5

Сейчас бы такое не знать...

Ответить
0

достаточно просто расшифровать ар и вр) ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
1

Зачем, если здесь спросить можно?)

Ответить
0

Да ладно вам, ребят)

Ответить
4

В VR ты видишь только нарисованный мир. В AR нарисованный мир интегрируют в окружающий реальный, что сложнее ввиду необходимости для устройства «понимать» окружающий реальный мир.

Довольно неплохо это делает айфон, к слову. В последнем поколении даже лидар есть

Ответить
0

для этого лидары и сделали эппл, построить инфраструктуру и собрать данные для маппинга

Ответить
0

Ну - я кагбэ понимаю, зачем лидары. Только не уловил - что за инфраструктура должна быть построена?

По мне так просто с лидаром удобнее, проще и достовернее распознать окружающую обстановку, да. Обычным видео зрением они до этого только поверхности распознавали.

Ответить
0

Маппинг местности, как гугл стрит вью

Ответить
1

Эппл этого не делает и я не уверен, что лидары в устройствах Эппл нормально работают на открытом воздухе на расстояниях более 10-15м.

Ответить
0

Довольно неплохо это делала моя старенькая нокиа н97 в первобытное время при игре в тир с пришел цами в реальном времени. Айфон должен это делать очень хорошо

Ответить
0

Он и делает - хорошо. То, что заявлено - вообще отлично работает. Но не волшебно: раньше нельзя было зайти в комнату, взмахнуть айфоном - и получить 3D карту помещения. Сейчас на 12pro с лидаром это реальнее.

Думаю, софт будет только развиваться - и скоро архитекторы на новостройках именно так будут делать замеры помещений - я бы на месте производителей лазерных рулеток немного бы грустил. А в телефоне к крутой лазерной рулетке ещё и довольно крутой компьютер прикручен! Всяко получается дивайс поинтереснее

Ответить
0

Как немножко знакомый с темой различных датчиков, вынужден разочаровать, архитекторы не скоро смогут пользоваться айфоном как основным рабочим инструментом. А в дополнении к основным - хоть сейчас, пожалуйста

Ответить
0

Почему? Точность в миллиметры уже сейчас есть, кмк. А больше и не нужно для целей дизайна.

Ответить
0

Интересно...

Ответить
1

"Вскоре после основания Magic Leap в 2011 году о компании заговорила вся ИТ-индустрия. Во многом благодаря атмосфере странности и таинственности, созданной генеральным директором."

Если это правда, то в Сан-Франциско должно стать на несколько инвесторов меньше, а дворников, наоборот - больше. Ибо я не понимаю какой еще кровью и сепукой можно смыть этот позор.

Ответить

Комментарии

null