Российскую операционную систему «Фантом» довели до тестирования после 12 лет разработки с нуля Статьи редакции
Система использует необычную архитектуру, не похожую на Windows и Linux.
Основная версия операционной системы «Фантом» готова для пробных проектов, а полноценный релиз запланирован на конец 2022 года. Об этом главный разработчик системы Дмитрий Завалишин сообщил в интервью изданию CNews. Завалишин работает над системой с 2010 года вместе с сотрудниками холдинга DZ Systems, первую компанию которого он основал в 2005 году.
Система «Фантом» отличается от классических Windows, Linux и macOS — она использует персистентную виртуальную память, управляемый код и глобальное адресное пространство.
- Персистентная виртуальная память подразумевает «непрерывность» выполнения процессов и высокую надёжность хранения данных. Приложения «не видят» перезагрузок и выключений, с их точки зрения система работает без остановок и постоянно сохраняет все изменения данных. Пользователю не нужно самому заботиться о сохранении файлов и резервных копий — даже аварийное завершение не повредит их. Файлов в «Фантоме» вообще нет — вместо них система оперирует объектами, которые доступны напрямую по указателям.
- Управляемый код защищает каждый объект и не даёт программисту вручную работать с памятью — это сразу отсекает большую часть ошибок и уязвимостей, которые повреждают данные пользователя и позволяют распространяться вирусам. Классические системы защищают только процессы друг от друга, тогда как внутри них может происходить буквально что угодно.
- Глобальное адресное пространство обеспечивает максимальную производительность выполнения программ. Классические системы делят память на пространство ядра и пространство пользователя — в первом работает ядро системы (центральная часть, управляющая всеми ресурсами), во втором — приложения пользователя. Во время работы системе приходится миллионы раз в секунду переключаться между этими пространствами, что плохо сказывается на производительности. «Фантом» избавлен от этих переключений — все процессы взаимодействуют друг с другом через прямую передачу ссылок на объекты. В классической системе это чрезвычайно опасный подход, но не в системе с управляемым кодом.
Основная ниша «Фантома» это встраиваемые системы — управление промышленным оборудованием и бытовой техникой, интернет вещей и прочие задачи, где сейчас господствует Linux. DZ Systems работает над переносом «Фантома» на фреймворк Genode — специальную «обвязку» для микроядерных операционных систем, позволяющую запускать обычные Linux-программы. Именно эта версия должна выйти к концу 2022 года.
В дальнейшем Завалишин с коллегами планируют перенести «Фантом» на микроядро seL4, чтобы математическим способом проверить всю систему и доказать отсутствие в ней ошибок и уязвимостей. Это позволит создать основу для построения крайне надёжных и защищённых программных комплексов.
Завалишин крутой дядя и тема интересная, но слишком меееедленно это все развивается. Помню, и я совсем молодой был, и мир совсем другим был, когда это все анонсировалось.
Сколько лет ушло у Майкрософта, чтобы выпустить хотябы Windows 98?
Что значит "хотя бы Windows 98"? До неё было огромное количество полноценных версий операционной системы. Windows 1.0 анонсировали в 83ем, выпустили в 85ом. Здесь же анонс был ещё в 2009ом.
Насколько полноценных? Windows 3.11 достаточно полноценная? По тем временам, наверное, да. Но это был MVP под минимальное железо и без затей? с тех пор многое сильно усложнилось.
Вы считаете треш под названием Windows 98 полноценным? Помню это убожество. Первый нормальный OS у Microsoft только с Windows 2000 появился.
"Есть ещё такая болезнь - склероз", но помнится мне, 95 оср2 была хороша. За ней пришла 98, и она была отличной. 2000-ая, которая в значительной мере выросла из NT 4.0, была преимущественно излишней для тех, кто не видел повода уходить на нее с 98-ой. И только XP примирила лагери пользователей винды.
Мне помниться как 98 регулярно зависала или в режим голубого экрана смерти попадала. Хуже только ME был. Промучился с 98 года два. Зато 2000 работала как швейцарские часы. Конечно там были свои прибамбасы и особенно с играми были проблемы, но в целом она гораздо лучше и стабильней работала. C XP потом наконец-то универсальная и стабильная OS появилась.
Ядро 95+ не было защищено, это фишка NT - линейки. За это платили достаточно ценными для того периода ресурсами, в первую очередь - памятью. Но стабильность ядра никак не влияла на стабильность софта, если чему-то суждено было крешнуться, как тому же 3d max, то он падал, и единственным утешением было то, что не надо ребут делать, а можно снять процесс. Синий же экран на 98 и вовсе осмелюсь отнести к кривому железу или драйверам, что тоже не было чем-то необычным. Сама система, повторюсь, для домашнего использования была более чем достойной.