От «компьютера будущего» до «убыточной ямы»: почему провалилась разработка «умной» колонки от Amazon Статьи редакции
В 2014 году СМИ писали, что за помощницей Alexa будущее. Теперь отдел терпит миллиардные убытки, поскольку изначальная бизнес-модель не сработала, а новую никто не придумал.
В 2014 году, когда Amazon впервые представила «умную» колонку Echo с голосовым помощником Alexa, СМИ называли устройство «компьютером будущего» и «разработкой из вселенной "Звёздного пути"».
Скептики тоже были. Они считали, что запуск продукта — не больше чем рекламный ход, и говорили, что клиентам Amazon вряд ли настолько нечего делать, чтобы спрашивать у искусственного интеллекта, какой на календаре день и сколько чайных ложек в одной столовой.
Как оказалось, именно за этим пользователи и обращаются к Alexa, пишет Bloomberg. Но доля правды в критике всё же была: технология пользовалась спросом у покупателей, но как устойчивый бизнес себя не оправдала.
За первые два года после запуска Amazon продала более 5 млн устройств первого поколения, а в 2021 году объём продаж составил уже 65 млн штук. При этом подразделение, отвечающее за колонки и Alexa, несёт убытки.
По данным WSJ, оно уже несколько лет теряет около $5 млрд в год. В 2022-м за один только первый квартал убыток составил более $3 млрд, сообщил Insider со ссылкой на внутренние документы. А по итогам года показатель может достигнуть $10 млрд.
Раньше компания «мирилась» с финансовыми потерями отделов разработки аппаратного обеспечения, но в 2022 году решила оптимизировать процессы — в том числе сократить штат на 10 тысяч сотрудников. И эти меры в первую очередь затронут команды Echo и Alexa, чьи участники сами признались Insider, что подразделение «в кризисе».
Коротко о том, как отдел погрузился в «кризис»
Amazon столкнулась с «извечной проблемой», пишет Bloomberg: компания разработала хорошую технологию, но забыла, что сама по себе она не принесёт денег — чтобы её монетизировать, нужна устойчивая бизнес-модель.
За восемь лет работы колонка Echo так и не стала «решением всех задач», замечает The Telegraph. И не помогла выполнить даже те, которые компания изначально ставила перед собой.
Ещё в 2014 году Amazon задумала выручать деньги не от продажи устройств, а от их использования, говорится во внутреннем документе. Иными словами — продавала колонки по себестоимости, а ставку делала на выручку от покупок через неё.
Джефф Безос считал продукт своим «детищем» и рассчитывал, что он станет дополнительным интерфейсом для клиентов маркетплейса Amazon. Тогда основатель сам вычитывал маркетинговые рассылки, призывал инженеров сократить время отклика Alexa и предлагал нестандартные идеи, в которых голосового помощника можно использовать — например, в микроволновых печах.
Правда спустя четыре года после запуска стало ясно, что замысел Безоса так и не воплотился в жизнь, пишут СМИ и выделяют ряд причин:
- Товар можно было добавить в корзину, но изображения, а также отзывы на него Alexa не показывала, пишет Ars Technica.
- ИИ заказывал то, что пользователи покупать не собирались. В 2017 году, например, шестилетняя девочка попросила у него кукольный дом за $1700, когда родителей не было дома. Позже Alexa оформляла тот же заказ и в других семьях, когда слышала репортаж об этом в теленовостях.
Команда разработки прорабатывала ещё одну гипотезу: чем больше запросов пользователи будут делать, тем больше компания узнает об их интересах, привычках и предпочтениях. Однако не оправдалась и она. Клиентам не нравилось, что их прослушивают, а сама Amazon осознала, что просьбы включить таймер или рассказать о погоде ни о чём ей не говорят.
Так, уже к 2018 году подразделение представляло собой не «будущее», а «убыточную яму», пишет Insider:
- В 2019 году компания заморозила найм в команду, а дух тогдашних сотрудников падал: колонки оставались одним из самых продаваемых продуктов на Amazon, но монетизировать их сверх этого не удавалось.
- В 2020 году лично участвовать в разработке перестал и Безос, а команда всё реже докладывала об изменениях высшему руководству.
- Инструмент для создания быстрых голосовых команд тоже не «взлетел», пишут СМИ. Сразу после релиза его интегрировали Uber, Disney и Domino's Pizza, но на деле им практически никто не пользовался, поэтому к 2020 году отдел также перестал прогнозировать его продажи.
Коротко о том, что ждёт разработку в будущем
Гендиректор Amazon Эндрю Джесси обещал инвестировать в Alexa и дальше. Но единой стратегии развития в компании пока нет. К этому отчасти привёл уход нескольких ответственных руководителей: в августе 2022 года компанию покинул президент «дочки»-разработчика Lab126 и вице-президент Alexa. Оба проработали там более 18 лет.
Никаких директив сверху мы не получали. На чём нам сейчас сосредоточиться? На том, чтобы делать «лучший» продукт — или «самый дешёвый»?
Неясность стратегии и корпоративные перестановки сказались также на качестве обслуживания клиентов. В 2022 году клиенты из Индии и США не могли с помощью быстрой команды купить добавленные в корзину товары. Компания не замечала проблемы больше месяца в США и более 200 дней в Индии.
Возможно, Amazon переориентируется с бюджетных продуктов на дорогие. В сентябре 2021 года она представила домашнего робота Astro за $1500 (колонка для сравнения стоит в среднем $99). И этот проект, как отмечают собеседники Insider, — «любимчик» Безоса, как было когда-то с Echo.
Но Bloomberg считает, что компании просто следует сосредоточиться на улучшении ключевых моделей Echo и продавать их за несколько сотен долларов. А потом выпускать новые отточенные версии каждые два года. По сути именно так делает Apple со смартфонами, отмечает издание.
Ars Technica тем временем не исключает, что упадок переживает не одна Amazon, а весь рынок. По его словам, Google Assistant испытывает схожие проблемы: компания не может монетизировать тривиальные голосовые команды и тоже сокращает ресурсы отдела.
Не упрощают жизнь корпорациям и «проворные стартапы», замечает Fast Company: например, Yoto. У фирмы нет денег, чтобы создать собственные технологии распознавания речи, поэтому у её детской колонки нет даже микрофона — она реагирует на установку специальных карточек. Но спрос на неё уже есть, говорят разработчики.
Это не значит, что техгиганты никогда не смогут получать прибыль с таких продуктов. Просто для них и их инвесторов каждое действие — риск. А для стартапов — лишь очередная возможность «попробовать что-то новое», заключает The Telegraph.
Вообще странно было позиционировать колонку, как средство для продаж товаров.
Может им сделать как Яндекс, и купить какой-нибудь спотифай, чтобы люди покупали подписку, для прослушивания музыки на колонке. Это куда более логичное использование.
У них есть Amazon Music
А насколько часто пользователи используют колонку Я и подписку? Я к примеру чаще слушаю музыку на ПК или телефоне. А колонка так для фана валяется. Спрашивать у нее что-то бесполезно. Музыку слушать через нее, ну так - если вспомнить про нее, то можно и послушать.
А так - самая бесполезная покупка =) Да и вообще подписка я.плюс, только из-за кинопоиска - и то, с последними изменениями - проще на торрентах что-то скачать, чем увидеть что фильма нет в подписке, или он в другом сервисе по подписке, либо за 299 рублей.
Всем хотелось быстрее создать Джарвиса, а на деле оказалось, что требуется еще 10 лет развития железа и софта, чтобы голосовой ассистент стал способен работать с произвольным «длинным» контекстом. А одноразовые команды, которые каждый раз надо начинать с «Привет, Сири» - нахер никому не нужны в силу своей звуковой нелепости. И жопа горит в первую очередь у маркетологов, которые на заре технологии пытались людям вдолбить что им это нужно. Ну вот теперь дошло, что придется еще подождать.
Ну, чтобы позвонить кому на улице в холод "привет, Сири" очень даже в тему. Но - да, очень уж узкий юз кейс.
Ещё таски там, заметки добавлять - но в этом плане уже тупее
Комментарий недоступен
Согласен. Вот у меня тупая кормилка для кота. Кот приходит за 5 мин до расписания и мяучет - дай есть. Я бы сказал, кормилка, покорми пораньше и она бы передвинула выдачу.
Алиса, возьми в жениха Алека, иначе пропадет.
это будет самая милая свадьба
Комментарий недоступен
better Dope - Die Mother Fucker Die
Самый писец это Echo Show с экраном. Выбрать фильм или чего хуже серию в сериале, можно только голосом. Но сказать название, сезон и серию превращается в пытку. Опции набрать текстом вообще не существует. Поддержки youtube нет.
практика по дикции. очень даже может в будущем пригодиться ;)
По-моему, бред что-то заказывать голосом. Это как одна из не особо нужных опций голосового помощника.
Вероятно, стоит смотреть в сторону умного дома и музыки, раз это уже понятное направление.
Если учесть что прям крутого голосового помощника нет, но вполне есть неплохие шансы им стать )
Музыка и умный дом возможен без умных колонок давно. Спектр применения к колонкам можно самый разный прикрутить на самом деле захоти разработчики. Было бы здорово расширять функционал хотя бы в сторону чтения файлов. Например книжки читать с компа или устройства или на худой случай рецептики из инета. Оповещения на сервисы также полезная штука, заметки и напоминалки голосовые, как автоответчик на вызовы, да куча всего. Только хрен кто заморачиваться станет.
Есть такое - у меня 2 Алексы в доме последние 4 года. Возможность покупок я вырубил сразу и по сути, они сейчас играют роль блютус колонок в детских комнатах(причем, были куплены на распродаже, за $10 + 3 месяца Amazon music в подарок - это для понимания, почему Алексы так популярны).
В первый год активно использовал бесплатную музыку как безрекламную альтернативу спотифай.
Сейчас основная роль уходит на HomePod - Apple уже давно был основой экосистемы, но основными тормозами перехода на решение от Apple были цена и малое количество устройств для умного дома работающих по умолчанию с HomeKit. Год назад все же начал переход - правда часть устройств пришлось пробрасывать через хаб на малинке.
Думаю, когда начнут активно использовать унифицированный протокол Matter, Алекса начнет активно терять сегмент пользователей Apple.
Ого, еще остались люди, не знающие про кавычки-лапки, вложенные в кавычки-елочки.
А что с ними не так? IMHO, тех, кто не знает, гораздо больше посвящённых.
Не прокатило ))))
Как Алекса может отвечать на вопросы, если у Amazon даже нет своего поиска? Wikipedia закроет API и все пипец голосовому помошнику
Зачем api? Все статьи в открытом доступе, читай сколько влезет )
Едва ли Википедия на это пойдет, слишком это сильно противоречит ценностям сообщества
Зачем вы пишете о вещах, вероятность которых почти равна 0%?
Жаль, что никто не сделает автономную умную колонку, рекламодателям больно сильно подслушивать пользователей хочется.
"Возможно, Amazon переориентируется с бюджетных продуктов на дорогие. В сентябре 2021 года она представила домашнего робота Astro за $1500 (колонка для сравнения стоит в среднем $99). И этот проект, как отмечают собеседники Insider, — «любимчик» Безоса, как было когда-то с Echo."
Чем-то это мне некоторых абитуриентов напоминает: среднее образование не смогли получить, пошли высшее получать.
посмотрел по ссылке - говно-тележка с камерой и экраном. Что это за робот без возможности хоть что-то делать? Он хотя бы по лестнице "для наблюдения за домом" подняться сумеет? За такие деньги можно весь дом камерами утыкать и толку будет больше.
Возможно есть смысл соединить колонку Амазон с ChatGPT