{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Невидимые и ненадёжные: десять главных трендов на рынке электроники в 2019 году

Кризис рынка смартфонов, электронный мусор, торговые конфликты и постоянная слежка — в 2019 году hardware-индустрия переживала не лучшие времена.

Зарабатывать на «железе» становится все сложнее, и компаниям приходится экспериментировать с бизнес-моделями — иногда в ущерб репутации. «Руки» разобрались, что происходило на рынке электроники в минувшем году и куда это нас привело.

Электронный мусор и новая осознанность

«AirPods — это трагедия» — под таким заголовком в мае выходит статья Vice о катастрофическом состоянии потребительской электроники.

В 2010-е устройства окончательно становятся одноразовыми и легко заменяемыми: смартфоны с безрамочными дисплеями рассыпаются после первого падения, «умные» колонки выходят из строя после обновления ПО, а у MacBook ломаются клавиши в первые недели работы.

​Fossil by Heatless Machine  Jason Koebler

Но апогеем этого тренда в Vice считают беспроводные наушники от Apple. Они не подлежат ремонту, постоянно теряются и стимулируют перепотребление. Журнал иллюстрирует статью макетом окаменелости с очертаниями наушников AirPods — главного символа эпохи.

Ежегодно более 352 тысяч тонн электронных отходов нелегально транспортируют из ЕС в развивающиеся страны. По прогнозам, к 2080 году сломанная техника заполнит свалки, так что металлы можно будет добывать из e-waste, а не из недр земли.

Количество отходов постоянно растет, а активисты и художники пытаются привлечь внимание к проблеме, разбирая на части холодильники и перемалывая смартфоны в блендерах.

Эксперимент по перемалыванию iPhone 4S в блендере

В 2019 году, на волне растущего интереса к осознанному потреблению и zero-waste, о проблеме одноразовой электроники заговорили чаще. Крупные технологические медиа начали учитывать ремонтопригодность в обзорах на новые устройства и обращать внимание на их долговечность.

Стало окончательно понятно, что срок службы можно продлить до определенного предела. Все остальное зависит только от дизайнеров и разработчиков.

В США активисты продолжали бороться за право на ремонт электроники (right to repair) и продвигать законопроекты в его поддержку, а в колледжах набирали популярность курсы по DIY-починке смартфонов.

Проект Ore Streams разбирает электронику на мелкие части, чтобы показать, насколько сложно она устроена

Технологические гиганты начали делать шаги навстречу движению, но пока только символические. Так, в августе Apple пообещала продавать запчасти независимым ремонтным мастерским, но получить к этой программе доступ не так просто.

А Microsoft выпустила обновленную линейку продуктов Surface с модульным дизайном. В то же время Nikon пообещала в 2020 году свернуть программу авторизованного ремонта — теперь камеры можно чинить только в двух официальных сервисах компании в США.

В России и странах СНГ электронные отходы пока не считают проблемой.

Некоторые компании принимают подержанные устройства на переработку, а в магазинах создают пункты приема батареек, но этим все ограничивается. В то же время благодаря большому количеству неавторизованных ремонтных мастерских починить технику не так сложно. Если это, конечно, не AirPods.

Невидимые технологии

В 2019 году Google взяла курс на ambient computing — разработку устройств, которые будут работать в фоновом режиме, требуя от пользователя минимального взаимодействия с интерфейсом.

Тренд на невидимые технологии подхватили многие компании, поэтому домашние «умные» устройства стали чаще напоминать декоративные аксессуары.

Достаточно вспомнить обтянутые тканью колонки от Google, гибрид лампы и «умной» колонки от IKEA и Sonos, а также домашний сервер Helm, который отметили несколькими премиями за лучший дизайн.

Коллекция Symfonisk от IKEA и Sonos​

Трендвотчеры JTW Intelligence в начале 2019 года предсказали гуманизацию технологий и были правы. В мире, заполненном камерами слежения и биометрическими датчиками, хайтек не должен бросаться в глаза и привлекать внимание. Поэтому с каждым годом в городах все сложнее отличать инфраструктурные объекты от систем слежения.

«Умные» столбы ничем не отличаются от обычных, а камеры с распознаванием лиц выглядят как стандартные CCTV.

Компании, которые зарабатывают на сборе данных пользователей, хотят сделать свои устройства незаметными объектами повседневности — свидетелями и наблюдателями. Все — от розеток до лампочек — становится «умным», но при этом выглядит нейтрально и не бросается в глаза.

Интерфейсы тоже делают более интуитивно понятными. А дизайн инновационных устройств становится все более дружелюбным и менее устрашающим. Интересно, что популярность антропоморфных домашних роботов падает: теперь они выглядят слишком «технологично».

В 2019 году разработку окончательно свернули как минимум две компании: Anki и Jibo. Андроиды со светящимися глазами и милыми голосами уступают вездесущим и более продвинутым голосовым помощникам, которым не нужно физическое воплощение и которым проще оставаться за кадром.

Ненадежные смарт-устройства

В 2019 году телевизору нужен антивирус, а лампочке — перезагрузка. Интернет вещей пока не оправдывает ожиданий. Достаточно изучить хронику блога Internet of Shit, который документирует все абсурдные случаи в работе IoT-устройств.

За последние пять лет разработчики бесконтрольно оснащали электронику «умными» функциями, не задумываясь о последствиях. Лучший пример 2019 года — умные четки для подсчета молитв и шагов, выпущенные Ватиканом. Как только о них написали СМИ, эксперты обнаружили критическую уязвимость в системе.

​«Умные» четки Click to Pray eRosary, выпущенные Ватиканом

И таких случаев было сотни. В сентябре вышло исследование, которое подтвердило опасность IoT-приборов. Эксперты отобрали 80 популярных устройств и провели 34 тысячи экспериментов. Оказалось, почти 90% электроники передает информацию третьим лицам.

Все чаще производством занимаются компании, которые прежде специализировались на бытовой технике. Им сложно адаптироваться к реалиям рынка, поскольку они не знают, по каким правилам он работает.

Эту ситуацию неплохо отражает эпизод сериала «Кремниевая долина», в котором производители холодильников добавили технике «умные» функции, но не подумали ни о приватности пользователей, ни о надежной защите системы.

Другая проблема — недостаточное информирование юзеров. Многие до сих пор не знают, как установить надежный пароль и обезопасить систему. К чему это приводит, показал пример компании Ring.

Производитель «умных» замков не объяснил, как защитить свои данные. В результате десятки устройств подверглись взлому: хакеры троллили владельцев жилья и требовали биткоины, а самые смешные случаи издевательств разбирали в подкасте.

Смарт-устройства больше не вызывают доверия, а энтузиасты, которые раньше первыми тестировали новинки, стали оценивать каждый продукт с большим скепсисом.

Журналисты Wired даже посоветовали подумать дважды, прежде чем дарить «умную» электронику друзьям или родственникам, а особенно детям, которые легко, а главное незаметно могут стать объектом наблюдения.

Экосистемы и тотальная слежка

В конце 2010-х разработка hardware-устройств становится все менее рентабельным бизнесом. В большинстве случаев производство мобильных гаджетов не приносит прибыли, и компаниям приходится искать другие источники дохода, которые покроют затраты.

Большинство делает ставку на рекламные сервисы и торговлю данными. Наибольшего успеха добилась Amazon, которая построила огромную экосистему, в которую включены все компоненты бизнеса: устройства, платформы, производство, логистика.

Присутствие Amazon ​на разных рынках Bloomberg

Это позволяет компании вкладывать миллионы в разработку голосового помощника Alexa — центрального компонента глобальной структуры, а также не беспокоиться по поводу провальных продуктов. В конечном счете даже они принесут пользу.

Компания Джеффа Безоса также постоянно поглощает стартапы, охватывая один рынок за другим. В 2019 году главным прорывом для Amazon стала система слежки на базе «умных» звонков Ring, к которой подключено около 440 тысяч пользователей и сотни отделений полиции по всей Америке.

В 2019 году надзор-капитализм (surveillance capitalism) достиг высшей точки, а благодаря продвинутым системам распознавания лиц приватность (почти) перестала существовать.

Эта тенденция отразилась и на дизайне электроники. Многие компании стараются проявить осознанность и гарантируют пользователям приватность, постоянную или временную.

Одно из возможных решений — встроенные «рубильники», которые отключают некоторые функции. Например, у смарт-дисплея Nest Hub Max от Google есть кнопка, которая деактивирует камеру и микрофон.

Можно еще вспомнить ноутбуки Spectre x360 от HP с «аварийными кнопками» для отключения веб-камеры. Или лэптопы Purism с двумя «рубильниками». Один отключает веб-камеру и микрофон, а второй – Wi-Fi.

Инклюзивный дизайн

«Умные» трости, компактные слуховые аппараты, красивые смарт-очки и системы глушения шума для пациентов с диагностированным сотрясением мозга — продуктов для людей с особенностями здоровья становится больше, а дизайн устройств с каждым годом совершенствуется.

Одним из лучших инклюзивных девайсов стал адаптивный контроллер Xbox (XAC) от Microsoft. Компания привлекла к разработке людей с инвалидностью и предложила им поучаствовать в контроллертонах — подобии хакатонов, на которых дизайнеры и инженеры проектируют интерфейсы с учетом индивидуальных потребностей пользователей.

XAC в действии​ Microsoft

У Microsoft получилось создать продукт, который подходит людям с особенностями. Более того, компания повлияла на остальной рынок. Так, Logitech выпустила линейку кастомных кнопок для XAC — к участию в разработке привлекли организацию Special Effect, которая поддерживает геймеров с инвалидностью.

За процессом особенно интересно наблюдать, поскольку инклюзивные устройства часто приводят к разработке инновационных массовых продуктов, которыми будут пользоваться все.

Интересно, что такую стратегию выбрала компания Илона Маска Neuralink. Сперва предприниматель планирует спроектировать нейроинтерфейсы для парализованных пользователей, а впоследствии создаст универсальный девайс для управления смартфоном с помощью «мозговых импульсов».

Смартфоны в кризисе

Один из главных провалов года — складной смартфон Samsung Galaxy Fold — отражает состояние индустрии в конце 2010-х. Мобильные устройства перестали удивлять, а их разработка зашла в тупик.

Журналисты, которые делали обзоры на Galaxy Fold, столкнулись с поломками в первые же дни использования TechCrunch

Цены на флагманские модели достигли пика, при этом пользователи реже покупают устройства: в среднем, новый iPhone планируют брать спустя три года после покупки предыдущей модели.

Некоторые компании надеялись, что складные смартфоны помогут выйти из кризиса. Но Galaxy Fold доказал, что технология пока слишком далека от совершенства, а новаторство не всегда залог успеха. Тем более если новый флагман стоит $2000.

В конце 2010-х производителям смартфонов стало сложнее преодолевать новые барьеры, а новинки все чаще вызывали скепсис и волну мемов. Недавний пример — модель iPhone 11 Pro с тремя камерами на задней панели.

При этом самой популярной моделью Apple в 2019 году оказался iPhone XR. Именно бюджетные флагманские модели должны стать главным трендом 2020 года.

В то же время производители все чаще обращают внимание на растущий рынок в развивающихся странах и создают дешевые модели смартфонов с базовыми функциями, нечто среднее между неубиваемой Nokia и условным iPhone 4S. Впрочем, пока непонятно, какую роль на этом рынке сыграют гиганты Apple и Samsung.

Ненавистные скутеры

2019 год запомнится горящими, потопленными и сваленными в кучу самокатами. За последние пять лет города заполнили микромобильные сервисы.

Горящий самокат Skip как символ 2019 года​ Teddy Amenabar 

Аренда самоката, мопеда и электровелосипеда казалась хорошей идеей, пока не стало понятно, что большинство городов к нашествию новых транспортных средств не готово. Десятки ДТП, отсутствие регулирования и ожесточенные конфликты фрилансеров, которые работают на сервисы аренды, вызвали волну негодования.

Политики предлагали запретить и даже запрещали самокаты в некоторых городах, а мирные граждане с ненавистью обрушивались на устройства: топили их в реке, ломали и похищали под покровом ночи.

Но даже без атак вандалов срок службы самоката в аренде не превышает трех-пяти месяцев. Большинство компаний на рынке несет колоссальные убытки. Например, крупнейший оператор Lime потерял $300 млн только за последний год, причем $200 млн только за первую половину 2019 года. Более мелкие стартапы теряли инвесторов, разорялись и уходили с рынка.

Несмотря на пугающие цифры, разработчики продолжают эксперименты. Например, выпускают беспилотные и детские самокаты, а также создают «более безопасные» модели.

Исход из Китая

В 2019 году под влиянием торгового конфликта сразу несколько производителей электроники объявили, что переносят производство из Китая в другие страны.

Так, подрядчик Apple, китайская компания GoerTek, планирует запустить производство AirPods во Вьетнаме. Поставщик сенсоров, дисплеев и встроенных камер Sharp также собирается открыть производство во Вьетнаме. Другой партнер американской компании, Foxconn, намерен собирать партии iPhone в Индии.

В октябре Samsung объявила, что полностью перевела производство смартфонов в Индию и Вьетнам. О выводе производства также объявили Sonos, Fitbit, Tile, Nintendo и десятки других производителей электроники.

Конкурировать с Китаем начинают не только страны Азии. В 2019 году в Руанде выпустили первые модели смартфонов Made in Africa.

Смартфоны Mara, собранные в Африке​

В то же время Китай стал делать ставку не на дешевое тиражирование, а на инновации. Производить электронику в стране теперь не так выгодно, зато проще разрабатывать новые продукты.

Некоторые компании экспериментируют с гибридным производством. Например, украинский стартап Jollylook, выпускающий пленочные камеры из картона, опытным путем выяснил, что в Китае проще закупать комплектующие, а сами устройства выгоднее собирать в Украине.

Частная собственность под вопросом

Поскольку зарабатывать на hardware-продуктах становится все сложнее, компании переходят на новые бизнес-модели.

Apple развивает стриминговые сервисы, чтобы меньше зависеть от продаж смартфонов, и инвестирует в медицинские технологии. Стартапы предоставляют электронику по подписке и только благодаря этому добиваются успеха.

Реклама Peloton, за которую компанию обвинили в сексизме

Например, производитель «умных» велотренажеров Peloton за пять лет продал 400 тысяч устройств и достиг оценки в $4 млрд. Впечатляющий показатель для hardware-стартапа 2010-х.

Одно только железо могло принести Peloton почти $1 млрд, но главная фишка компании — программное обеспечение и контент: программа тренировок, плейлисты и «умная» система измерения спортивных результатов.

Если раньше считалось, что ПО пожирает мир, то теперь это делает контент.

Но программное обеспечение пока еще доминирует. Большинство устройств сегодня подключены к интернету. И это дает разработчикам большие возможности для удаленного контроля над продуктом. Компания может прекратить поддержку серверов, как это было с роботом Jibo или устройствами Pebble. Или выпустить патч, который удаленно отключит базовые функции.

В этих условиях владение устройством становится условным. Покупая его, мы не владеем ими полностью, как раньше. В любой момент компания может прекратить поддержку устройства и оставить нас с материальным артефактом, который без ПО не имеет никакого смысла. Этот феномен уже назвали новой формой рантье-капитализма.

Никто не знает, что такое hardware-компания

В 2010-е граница между технологическими и обычными компаниями окончательно стерлась. Большинство предприятий занимается ИТ-разработками, экспериментирует с машинным обучением и живет по правилам стартапа. В то же время компании, которые занимались только «железом», переключаются на ПО и сервисы.

Спортивные бренды выпускают смарт-кроссовки, инвестируют в ИИ и входят в топ инновационных компаний. Один из лучших hardware-продуктов года, игровую приставку Playdate, выпускает студия видеоигр Panic.

Производитель матрасов Casper делает ночники с «умными» функциями, а Ватикан выпускает носимые фитнес-четки. Электромобили работают по модели смартфонов, то есть требуют обновления и могут зависнуть. В 2019 году даже тоннели нуждаются в обновлении ПО, совсем как ПК или айфоны.

При этом компании пытаются сделать технологии невидимыми и незаметными. В результате hardware is everywhere, но его границы становятся все менее четкими.

0
1 комментарий
Pavel Byvshev

Хорошая подборка для обсуждения с друзьями под новогодней ёлкой. 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда