{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

В Госдуму внесли ещё один законопроект о регулировании маркетплейсов — с запретом платного возврата товаров Статьи редакции

Для «значимых» маркетплейсов будут отдельные правила: им запретят проводить акции без согласия продавцов и брать больше 10% от стоимости товара за услуги.

  • Проект внесли глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Внимание на него обратил РБК.
  • В документе они предлагают ввести общее регулирование для всех «агрегаторов информации о товарах» (так в законопроекте называют маркетплейсы) и дополнительное — для тех, кто занимает более 20% на рынке. Предполагаемый срок вступления законопроекта в силу — 1 марта 2025 года, регулировать выполнение описанных в нём требований будет ФАС.
  • В пояснительной записке отмечается, что он «должен восполнить пробелы в законодательстве, которые способствуют монополизации рынка, ставят в невыгодное положение продавцов и владельцев ПВЗ и приводят к сложностям в разрешении споров».
  • Авторы законопроекта утверждают, что маркетплейсы со «значительным положением на рынке» могут «злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы, вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения договоров оферты».

Общее регулирование

  • Для всех маркетплейсов предлагается установить общие требования к договору об оказании услуг. При его заключении площадка должна будет проверять профиль и документы контрагента. Также ей придётся разместить форму договора на сайте и проверять возраст покупателей при продаже товаров лицам, достигшим определённого возраста.
  • Маркетплейсам нужно будет не допускать размещение информации о товарах, оборот которых в России запрещён или ограничен, а также подлежащих подтверждению соответствия или маркировке — если их не провели.
  • Среди других положений: запрет требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а также получать такие платежи.
  • За площадками предлагают закрепить в том числе право самостоятельно продавать товары, в том числе собственных торговых марок. Если маркетплейс торгует продуктами питания, его отношения с поставщиками будут регулироваться как отношения розничных торговых сетей.

Регулирование «значимых» маркетплейсов

  • К занимающим «значимое положение на рынке» будут относить те маркетплейсы, с помощью которых прошло более 20% от всех сделок между продавцами и покупателями за предыдущий год.
  • Им запретят менять условия договоров услуг и каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев ПВЗ, предварительно не уведомив об этом не менее чем за 30 дней. Исключение — если это необходимо для безопасности покупателей, контрагентов или компании или предотвращения технического сбоя. Нельзя создавать дискриминационные условия и препятствовать доступу на рынок.
  • Нельзя будет навязывать услуги, не относящиеся к электронной торговле, либо «условия о продвижении товаров за счёт снижения цены» без согласия продавца, безвозмездно проводить распродажи — кроме собственных товаров.
  • Маркетплейсам нельзя будет запрещать продавцам торговать на других платформах или создавать преимущества для продажи собственных марок по сравнению с товарами других продавцов. Кроме того, запретят заключать договоры с ПВЗ, по которым те могут выдавать заказы только одного маркетплейса.
  • Стоимость всех услуг не может превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого она оказана. А неустойка за нарушение договора — не больше 15% от стоимости услуги, в отношении которой допустили нарушение.
  • В сентябре 2023 года в Госдуму уже вносили законопроект о регулировании маркетплейсов: он, например, обязывал их фиксировать тарифы на год вперёд и запрещал отключать продавцам доступ к личному кабинету в одностороннем порядке. В феврале 2024 года его раскритиковал Минпромторг, предложив смягчить законопроект.
  • В январе 2024-го ФАС установила коллективное доминирующее положение Ozon и Wildberries — вместе на рынке маркетплейсов они занимают 80%.
0
415 комментариев
Написать комментарий...
Виталий Иванов

То есть теперь вы платите за ту дамочку, которая заказывает 100 пар обуви, чтобы выбрать одну

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Shirochenkov

Расскажите, пожалуйста, как поступить человеку, если заказываешь 10 пар обуви, а они все плохо сидят и выглядят по материалу хуже, чем на фото.
Где много ТЦ с магазинами брендовой обуви?

Ответить
Развернуть ветку
Разработка Телеграм-ботов

Нужно просто выпиливать из маркетплейсов тех, кто заказывает 10 пар обуви. Понятно, что 10 пар обуви он выкупать не будет, а значит просто тратит чужие ресурсы.

Ответить
Развернуть ветку
Ияза Гара

Как насчет наказания маркетплейса за то что на обуви написан твой размер, а по факту не обувь даже налезает на ногу?

Ответить
Развернуть ветку
Разработка Телеграм-ботов

А как ты продавца в магазине наказываешь за то, что на обуви написан твой размер, а по факту не обувь даже налезает на ногу?

А как насчет наказания того, кому потребители оплатили бесплатный возврат?

Ответить
Развернуть ветку
lucklessman

Можно наказать обязательным указанием процента возвратов.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

и возможностью отказа от продажи.

Ответить
Развернуть ветку
Ияза Гара

Я в магазине не плачу за то что отказываюсь от обуви, которую мне принёс продавец. Так почему я должен платить за возврат в ВБ, если накосячил продавец?

Ответить
Развернуть ветку
Разработка Телеграм-ботов

Нет никакого косяка магазина в том что тебе привезли то, что ты заказал.
Ты платишь не за возврат, а за доставку товара назад в магазин. Товара, который тебе привезли БЕСПЛАТНО.

Ответить
Развернуть ветку
Ияза Гара

С какого я должен платить за товар, который не соответствует описанию? Если написано что ботинки 45 размера, значит они должны налезать на мою ногу 45 размера. Если ботинки не соответствуют описанию, почему я должен платить за доставку?

Ответить
Развернуть ветку
Разработка Телеграм-ботов

Конкретно с обувью проблема в том что в мире куча разных стандартов размеров обуви. И это не косяк магазина. А по какому из стандартов ты считаешь свой размер никто знать не обязан.
https://www.ohimo.ru/page/Tablitsa-razmerov

И ты не платишь за товар. Ты платишь за то что тебе его возят туда-сюда. Почему должен? Потому что так устроен мир. Потому что магазин несет расходы за твои действия. И платить за эти расходы должен ты, а не другие покупатели.

Ответить
Развернуть ветку
Ияза Гара

Я заказываю красную краску, мне привозят зеленую. Я отказываюсь, с меня берут деньги за то что возили. Мало ли, может производитель дальтоник, они для него одинаковые.
А чего тогда в обычном магазе не берут? Продавец же ходил в подсобку, а может и на склад. Коробку открывал, старался. За все надо платить же!
Вообще есть универсальное обозначение размера - длина в сантиметрах. Есть российское обозначение размера из этой длины. Если продавец не удосужился разобраться и в карточке товара написать - то это его проблемы, а не покупателя. Это он обманывает по сути, пусть и платит. Хотя он и так платит, но ВБ этого мало, поэтому дерут еще и с покупателей.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Достаточно ввести процент выкупа у покупателей (по сумме и числу заказов), и вводить платный отказ при показателе ниже 75%, например. Решит все проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
iMAX

Так сейчас так и работает на WB

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Частично. При выкупе 88% у меня часть товаров все равно с платным отказом

Ответить
Развернуть ветку
Retributor

Даже при 99% выкупа не видно никакой корреляции – для большинства товаров отображается платный отказ.

Ответить
Развернуть ветку
iMAX

ну я хз, у меня 65% и позиций с платным отказом я давно не видел

Ответить
Развернуть ветку
412 комментариев
Раскрывать всегда