Прогнозы Довнара. Что будет с товарным бизнесом через 3-4 года в России?
WB и OZON - несмотря на рост более чем 110% за год и огромный масштаб уже не кажутся непререкаемыми лидерами e-commerce индустрии. В долгосрочной перспективе я бы поставил на других ребят.
Меня зовут Вик Довнар. И сегодня я буду гадать на кофейной гуще.
Статью будем горячо обсуждать в телеграм-канале @vikenot
В начале расскажу о своих претендентах на престол. А потом почему WB в перспективе не выдержит конкуренции. Сразу скажу в статье мое личное субъективное мнение, впрочем подкрепленное цифрами.
1. МегаМаркет от Сбер.
Недавно вышла новость, что МегаМаркет занимает площадь 14 магазинов ИКЕЯ под свои нужды. Писали, что это якобы под склады. Но ходят слухи, что компания хочет создать гибридную модель онлайн и офлайн ритейла и положить на полки часть товаров маркетплейса.
Это выгодно и самой Меге, так как аудитория гипермолов ушла вместе с закрытием шведской компании.
Сбер - полугосударственная компания с прибылью 1,5 триллиона рублей в 2023-ем году. И если взять во внимание так называемый курс нашего государства в отношении бизнеса, Сбер должен войти в тройку лидеров. Также, вероятно, на дистанции 4-5 лет купят WB или Ozon (по сниженной цене) и станут №1.
МегаМаркет как бэтмен. Их сверхспособность - деньги.
Советую уже сейчас присмотреться к маркетплейсу.
2. Авито.
Тут три важных фактора. Во-первых, показывают прибыльность и рост каждый год. Около 100 млрд. рублей выручка и 39 млрд. прибыль в 2023-м. И если WB и Ozon чтобы выйти в прибыль на десятки миллиардов рублей, надо оборачивать сотни миллиардов, то Авито это не нужно. Баланс "выручка - прибыль" высокий.
Во-вторых, с 2022-го года, с политической точки зрения похожи на СБЕР (не буду комментировать, но вы все поняли).
В-третьих, более 60 млн. пользователей в месяц. Есть хороший актив в виде классифайда, где каждый может примерить на себя шкуру продавца. Отсюда растет время, проводимое на Авито.
Да, у них куча проблем внутри платформы. Но если посмотреть на текущую бизнес-модель - она выгодна селлерам, которые умеют там работать. Они единственные, кто не идет по пути CTM (своих торговых марок).
Тут я могу быть особо субьективен, так как мы ведем магазины на Авито. И за прошлый год продали товара клиентам более чем на 800 млн. рублей.
Есть ниши в которых они уже лидеры это мебель, стройка, DIY. Дальше - больше.
3. Магнит.
Ребята недавно купили КазаньЭкспресс и сейчас внедряют свою логистику в маркетплейс. А логистика исконно сильная сторона Магнита. У них инфраструктура готова для покорения рынка. А магазинов не меньше, чем ПВЗ у WB и Ozon.
Опять же, гибридная модель онлайн и оффлайна может выстрелить в ближайшие годы.
Магнит как компания прибыльна. И по ощущениям их тактику можно охарактеризовать русской поговоркой "медленно, но верно". Хороший менеджмент внутри компании: без резких скачков и потрясений.
Я думаю на дистанции они станут почетным 3-м номером на рынке.
Почему не WB?
Общая выручка ООО «Вайлдберриз» за 2023 год составила 538,73 млрд рублей, сообщило РБК со ссылкой на отчетность компании по РСБУ. Это на 70% больше год к году.
При чистой прибыли в 18,9 млрд рублей более 78,8% прибыли пришлось на пени и штрафы с работников и партнеров. Объем штрафов год к году вырос на 76%.
18,9% - это 3.7% прибыли. Прибыль на уровне эквайринга. В которой 78% - это штрафы и пени, ну такая себе история. Кстати, если бы это был обычный дивидендный бизнес, его кредитовать было бы выгоднее, чем вести.
Понятно, что у ВБ есть другие юр. лица и реальная прибыль возможно выше. Но даже если + 15 млрд. WB зарабатывает сверху, особой картины это не меняет.
Исторически бизнес-модели, завязанные на обороте и низких ценах - долго не живут, если не успевают трансформироваться. Вспомним Евросеть - один в один история:
- Огромный оборот, мизерная прибыль (Стали самой крупной сетью в СНГ)
- Выросли за счет паленки из Китая
- Не принадлежали к крупной экосистеме (типо Яндекса и Сбер - это важно, потому что в такой группе компаний сверхприбыльные подразделения кормят убыточные)
- Низкие ЗП и штрафы внутри компании
- Быстрый рост за счет агрессивного маркетинга
И это не ошибка выжившего. Американский Groupon и многие другие компании использующие эту модель ведения бизнеса ярко вспыхнули и быстро погасли.
Единственное, что может сделать WB, чтобы вести более устойчивый бизнес - это делать 50%-70% оборота на своих CTM. В целом, в компании это понимают и эту стратегию сейчас реализовывают.
OZON скорее всего купят на дистанции. Я.Маркет - темная лошадка из-за того, что логистика слабая их сторона. Но у них есть поисковик и они сейчас продаются группе “российских инвесторов”. №1 им скорее всего не стать. А вот в топ-3 вполне могут закрепиться.
Что будет с селлерами?
Мы работаем с Авито именно потому, что это единственная компания, которой по бизнес-модели не наплевать на селлеров. Все остальные резко переходят на свои CTM.
Маркетплейсам типа WB, Ozon, МегаМаркет, Я.Маркет уже сейчас интересны только те компании, которые могут генерировать трафик на платформу. Или платят за трафик внутри платформы. В ближайшие 3-4 года рекламная модель будет не интересна гигантам, так как на своих СTM они заработают больше.
Поэтому, если у вас нет бренда ВНЕ маркетплейса - у вас нет бизнеса.
В телеграм-канале, пишу редко, но метко про товарный бизнес. Делюсь аналитикой, прогнозами, мыслями. Залетайте.
Пробовали работать с вами по авито. Просто через 2-3 месяца перестали выходить на связь и на этом сотрудничество односторонне с вашей стороны закончилось. Очень профессионально!)) зато какие цифры закидывали вначале на этапе анализа, жуть просто, там золотые горы обещали. Зачем?)) причем я даже говорил, ребят, нахрена вы эту чушь-то пишите? ну невозможно ведь… так и не понял в итоге смысла, но по ходу просто разводняк какой-то, через красивые статьи на VC.
А можно было бы сказать, что не получается и всё на этом, гораздо профессиональнее. Обратной связи никакой, какие-то барахтанья с отчетами раз в 1-2 недели, дальше влом печатать, если честно……
Всё встало на свои места. Спасибо за этот коммент. А то я устал один ржать над гоном в этих «экспертных статьях».
С нами работали? Напишите в личку (или сюда) название компании. Я никакие отзывы негативные не удаляю (если клиент реален, а не происки конкурента)
Просто чтобы мы перестали выходить на связь, это что-то фантастическое…
Давайте я разберусь лично в вашем вопросе и отпишусь в этой ветке
Пока инфоцыгане не начнут продавать курсы по МегаМаркету селлеров там не прибавится))
Представляю приходит полковник к Аязу и говорит: Аяз мы тебя выпускаем ты должен выполнить священную миссию продать хомякам курсы по МегаМаркету. Справиться можешь только ты))
Я помню когда Вик 3 года назад публиковал про вайлдбериз статью было нереально негативных комментариев, а теперь смотришь и не смотря на то что по факту здесь реально гадание на кофейной гуще много позитива и даже особо негатива нет. Вот она сила бренда
Все-таки кофейная гуща подтверждена цифрами.
Я согласен с Енотом, цифры подтверждают, лучше поставлю на компании которые имеют 40% прибыли со ста ярдов, чем 4% с 600 ярдов. Аксиомы бизнеса.
"чем 4% с 600 ярдов"
А вы CAPEX эти пацанов учли? И доли рынка?
Очень странное сравнение прибыльности Авито и ВБ без учёта капекса
Что-то мне подсказывает, что ВБ операционную маржинальность имеет не сильно ниже Авито.
Если и говорить об объективных рисках ВБ - это их отставание в автоматизации складской инфраструктуры. До этого года они делали ставку на мильон мигрантов, и это может им дорого обойтись.
У всех бизнесов в статье бизнес строиться на логистической инфраструктуре. В среднесрочной перспективе наибольшие шансы выиграть у тех, чья логистическая инфраструктура будет масштабнее, оптимизированнее и автоматизированнее.
Попытка Авито в маркетплейс любопытна - но на чьей инфраструктуре они будут работать в перспективе, вот в чём вопрос.
Магнит может удивить, если сможет интегрировать свою инфраструктуру ритейла под специфику маркетплейс - но успех тут не очевиден, мировых кейсов тут пока нет. Если я правильно понимаю, сейчас ВоллМарт что-то похожее пробует построить, интересно будет посмотреть
Авито и СБер и Яндекс - теперь гос.компании. У Бакальчук тоже связи. Получается весь топ держит государство. Здорово, че...
Без комментариев...
Вик, ты явно не работал с мегамаркетом, с 2021 года (когда они купили гудс.ру), они до сих пор толком не продвинулись, там такая отсталость во всем, что туши свет.
Выезжают на оплатах спасибками и больших кэшбеках.
Сбер стал настолько большим, что масштаб стал играть против него.
Чтобы ты понимал, там даже такого базиса как работа по API не сделана, меньше десятка рабочих методов API (нужных продавцу всего три, три Карл...), против сотен у Озона и WB, это просто пиздец.
В ЛК до сих пор не отображаются товары с отказами клиентов, нужно водителю на складе интересоваться, не собралось ли чего.
Это все говорит о том, что они не умеют или не хотят работать с обратной связью, вкладываться в свое развитие, только демпинг, да и тот так себе.
Добавление новых товаров это адский ад по сравнению с Озоном и WB.
Авито вряд ли сможет переплюнуть судьбу ebay, который точно также пробует трансформироваться в маркетплейс уже второй десяток лет.
Магнит перестал быть частной компаний, будет также медленно и тупо идти как мегамаркет, екоммерс будет у него с боку-припеку, в лучшем случае как у волмарта.
Озон и WB останутся лидерами на ближайшие годы, если не на десятилетие.
Когда комментарий в три раза лучше самой публикации.
Возможно, Денис. Но в этом случае % CTM в обороте будет точно выше 30! Я бы сказал к 50%
демпинга на мм я че-то не заметил. Товары там дороже чем на озоне.
Мне кажется, что подняли очень интересную тему и дали развернутый анализ ситуации на рынке e-commerce в России. Его прогнозы о будущем товарного бизнеса в стране выглядят обоснованными и аргументированными. Особенно интересно, что он не считает WB и OZON непререкаемыми лидерами отрасли, а делает ставку на другие компании
На превью Челентано? Как тебе удалось его заманить в статью?
Это я) Но спасибо, за Челинтано)
а кто то из присутствующих на мегамаркете или казаньэкспрессе селлерами работает? как там ситуация с этой стороны?
Да, на мегамаркете. Условия лучше чем на WB и Ozon. Конкуренции меньше. Правда на Я.Маркете такая же ситуация
на ММ, WB, Ozon и Яндексе работаю (товары для собак и кошек). Мегамаркет тупит страшно, что личный кабинет селлера, что сайт для покупателя. Ошибок море, с доставками ужас бывает; каких-то особых штрафов нет, но могут сделать какую-нибудь хрень (каждая хрень там индивидуальна), могут карточку товара месяц модерировать, но по комиссиям пока дешевле других маркетплейсов. Яндекс и Озон по ощущениям самые дорогие. WB, может, и дешевле, но там попробуй посчитай комиссии, а служба поддержки... Ну, ее почти что нет.
начинали работать, правда давненько. ушли т.к. продажи по сравнению с озон и вб просто мизер. сейчас думаем пробовать снова на мегамаркете, казань пока что сдох, не отправить толком (нет слотов) и раньше были холды по выплатам по 3-4 мес, сейчас незнаю как у них, но осадок остался.
Слишком много предположений и допущений
Невозможно смотреть в будущее без допущений и предположений.
А казаньэкспресс доставляет куда-то кроме Казани?)
Я скоро туда еду, вспомнил про него и вот задумался
Альметьевск, Бугульма и Наб. Челны (-:
вывод интересный
Спасибо, Василий. От вас как от человека работающего с крупными компаниями, особо приятно.
Интересные предположения. Посмотрим, сбудутся ли они или нет
Ну не факт что все выше перечисленные компании настолько смогут развить свою торговую деятельность. Пока это только предположения. Может вообще в ближайшей перспективе их деятельность видоизмениться и как были нынешние лидеры e-commerce индустрии так и останутся. Посмотрим.
Там проблема глубже. В самой бизнес-модели. А чтобы выйти из этого замкнутого круга придется ее менять. В частности в сторону 50%-70% оборота на СTMe
Не особо верится что МагаМаркет даже с такими деньгами станет №1. Но, вот купить Озон по вашей логике вполне способен. Его уже не раз покупали и продавали, денег у них хватит и это будет с точки зрения построения экосистемы логичный шаг
Согласен про экосистему
Сберу вряд ли кто-то захочет продаться, он же под санкциями, даже свой мегабренд Сбер он вынужден был убрать у мегамаркета.
Комментарий удален автором поста
78% прибыли на штрафах, это конечно сильно
ЖальЧичваркин не знает про этого эксперда.
В целом, здраво.
Я бы ещё подумал - при господстве в поиске, Яндекс однажды может взбрыкануть и полить себе трафика больше, чем остальным.
Может появиться китайский игрок, и тогда будет черный лебедь с узким разрезом глаз, для селлеров.
Ну и вариант, что появится исконно скрепный ГосРосПродСбыт, где планы продаж уже будет ставить государство, а не собственная алчность :)
все идет к этому , если маркетплейсы были классной новинкой несколько лет в онлайне ,то оффлайн нужен в том числе
Реально кофейная гуща. Думаю три из трех сдохнут раньше чем наша ВБшечка. Рост 110% с чего взяли что они и дальше не будут лидерами?
В-во второй части статьи "почему не WB?" подробно описал
Не думаю, что Сбер станет №1, но в остальном согласен
Почему?
Не все так гладко со сбер мегамаркетом, там много нюансов и проблем
Так везде есть нюансы. Но на перспективу с учетом их бюджетов они могут многое. Плюс устойчивы к изменениям.
Думаю, что Яндекс.Маркет выстрелит и удивит нас всех)
Поддержка Яндекса - перелогиньтесь))
а типа у мегамаркета сильная логистика ага
Это попровимо, если прибыль группы компаний 1,5 трл. Они в этом году сильно подтянут. Уже делают шаги.
Что мешает Авито резко поменять приоритеты и начать делать СТМ?
Я думаю они сейчас обосрутся с моделью маркетплейса (есть уже звоночки) и откатятся обратно в классифайд. А на классифайде нужно много выстраивать чтобы свои СТМ-ки двигать. Они не будут этим заниматся.
Казань Экспресс пока региональная история. Но Магнит сам шел из регионов и это решение понятно. Поживем увидим - я на магнит вообще ставлю. Сталкивался по работе с компанией, реально крутой, открытый менеджмент
Да, как ни странно, много хороших отзывов. Это значит что внутри у компании все системно работает.
Мне кажется козырные торговые помещения Икея, к которым привыкли люди - глупо под склады использовать. Если так, что денег реально даже больше чем мы думаем))))
Старнно, что Яндекс не в топе. Почему-то я думал что они тут обязательно будут
О, я вас помню по коментам. У вас же "миллиардный" бизнес на WB)) Как сейчас с оборотами?
ну если Бакальчук не будет жадной, она может частично продаться какому нибудь крупному холдингу (не Сберу и не ЯНдексу), получить от такой продажи усиление и новую аудиторию и улетят в космос) в плане не догнать их.
прогнозы интересные. В этом плане у нас интереснее чем с США, где один Амазон и все) можно запасаться попкорном и наблюдать.
Но кстати в статье одну вещь не учли. Цены на МегаМаркете часто хуже чем на ВБ и озон. И как бы сбер может залить рекламой всех и вся, а ушлого покупателя не нае...ть) Все равно в такой куче разного Г... большинство будут выбирать по цене, а на ВБ и озоне цены почти всегда лучше)
Мегамаркет ракетится сейчас на сберспасибо. С учетом этих бонусов, цена на многие позиции лучшая в сегменте. Айфон 15 про Макс 156гб супруге в прошлом месяце брал за 90к (с учетом громадного кэшбека сберспасибо). Кто еще такое может предложить?
Сбер не вывезет, если не покупка Озона. Цены на товары выше, чем у ВБ, Озона и Маркета. Сроки и качество логистики хуже. Своих ПВЗ нет (почти нет), уходили к новому названию, потому что их путали пользователи. Нет своей категории товаров, например у ВБ - одежда, Маркет - электроника, Озон - товары для детей. Мода торговать на ММ не появится. Уникальности у площадки тоже нет. Если они придумают катать товары с Китая напрямую, освоят карго и сделают коллабу с Почтой России, тогда есть шансы заменить этих маленьких селлеров. Нет сервисов аналитики для ММ, как заходить - тёмный лес.
Аргумент у ММ только деньги, которые ещё нужно уметь приложить к нужному месту. И вопрос, а хочет ли Сбер стать номер 1?
По поводу бизнес-модели. Озон убыточен, Маркет тоже. ВБ работает в плюс, а это уже успех в текущих реалиях.
Магнит слишком медленный, нельзя быть таким медленным в ecom.
Нельзя быть медленным, потому что рынок борется за всё подряд. Например, логистика. Озон ввёл оферту для аутсорсеров, то есть им стало легче привлекать рабочую силу на склады/СЦ.
ВБ и Озон останутся лидерами ближайшие 3 года точно, скорее дальше тоже.
1. Сбер купит OZON, как только что-то произойдет. А произойдет обязательно.
2. Магнит - медленный, поэтому устойчивей систему создает. Это стратегия такая, на десятилетия.
В общем, ваши выводы не лишены логики. Но поживем увидим 😉
Мегамаркет платит очень плохо, по этому вряд ли.
Кому платит?
Пока Авито не отмоют репутацию как главной диджитал-площадки для мошенников, вряд ли они выстрелят
Мне кажется за меркетплейсами будущее, и отличное время что бы инвестировать в товары для продажи на площадках.
Люди хотят меньше ходить по магазинам.
Что-то хренью попахивает. Ну да поглядим. Мой микробизнес много кого пережил, может и этих получится. Хотя, надо признать, место в МП я не нашёл исключительно из за своего характера, а сама идея не плохая.
"Авито не наплевать на селлеров" – это как раз таки неправда, весьма даже наплевать, возможно это часть бизнес-модели во время роста, Во-вторых, они не гнушаются под себя забирать категории – в вакансиях это подключашки курьеров/такси, в услугах – спецтехника и, возможно уже что-то ещё. Да, зарабатывать с Авито действительно можно и местами даже пока ещё легко, но в целом перспективы очень туманные.
Вписывать сюда Магнит считаю странным. Тогда уже давайте Х5 рассмотрим для паритета. FMCG - это совершенно другие бизнесы, есть, конечно, схожие моменты, но не более чем у кенгуру и птицы.
Интересный обзор, спасибо!