Ozon vs Wildberries: какой маркетплейс выгоднее для продавца?
Где дороже обойдутся логистика и возвраты, где ощутимее кассовый разрыв, и главное: какой фактор может непоправимо подвести мерчанта на каждой из площадок.
CEO сервиса для управления торговлей «МойСклад» Аскар Рахимбердиев беседует с Андреем Колесниковым, директором компании-интегратора Topse11er — а заодно и поставщиком Ozon и Wildberries с пятью собственными брендами и оборотом 20 млн рублей в месяц.
Начало работы на маркетплейсе: где быстрее?
Для всех маркетплейсов действует общее требование — при регистрации заполнить данные о компании в личном кабинете и загрузить стандартный набор учредительных документов. Следовательно, для этого вам нужен статус индивидуального предпринимателя или компании. С физлицами сейчас ни Ozon, ни Wildberries не работают, но на WB могут торговать самозанятые.
На Ozon можно зарегистрировать личный кабинет за день, модераторы проверят его, и дальше все происходит автоматически. От подачи заявки до первых заказов проходит около 3 недель.
На Wildberries процесс отличается и занимает больше времени: до первых продаж пройдет 3-4 недели.
- Во-первых, Wildberries требует вместе с учредительными документами предоставить прайс-лист на ваши товары, чтобы они могли принять решение, хотят они видеть эти товары на своей площадке или нет. Уже на этом этапе вы можете получить отказ.
- Во-вторых, схема работы площадки отличается от схемы Ozon: об этом подробно расскажем ниже. Чтобы начать принимать заказы, вам нужно сначала сделать первую поставку.
На старте есть и другие отличия. Чтобы работать с Ozon, вам необходимо использовать электронный документооборот: без него торговать на площадке вы не сможете. А для Wildberries ЭДО не нужен: раньше такое требование было, но сейчас маркетплейс полностью его отменил — к удивлению для многих.
Электронный документооборот отнимает немало сил и времени: для поставки, допустим, на 100-200 артикулов вам требовалось заполнить длинные таблицы электронного УПД с множество полей, и для каждого артикула указать количество, цену, страну, номер таможенной декларации. Для новичков это сложно, и Wildberries постарался сделать процедуру максимально простой. Сейчас все делается в личном кабинете на портале.
Итог: на Ozon от заявки до первого заказа проходит около 3 недель, на Wildberries — до 4 недель.
Старт сделает проще интеграция МоегоСклада с Ozon и Wildberries: она отправляет в МойСклад заказы из маркетплейсов, учитывает комиссию площадок, синхронизирует остатки и статусы заказов, автоматически формирует отгрузки и входящие платежи, присылает уведомления, чтобы вы не пропустили новый заказ или не забыли вовремя отгрузить товар. А для Ozon — даже печатает этикетки по требованиям площадки! Можно торговать на любом из маркетплейсов или сразу на обоих. Чтобы подключить интеграцию, установите приложение Topse11er в нашем магазине.
Выплаты продавцу: каждую неделю или дважды в месяц?
Чем чаще площадка делает выплаты мерчанту, тем меньше он ощущает кассовый разрыв. На Ozon продавцы получают деньги дважды в месяц: 15 и 25 числа. А на Wildberries — каждый понедельник. Таким образом, на WB кассовый разрыв минимален, и это очень удобно, а на Ozon в начале месяца он будет довольно тяжелым.
Склады и логистика
На Wildberries схема только одна: поставка товаров со склада площадки. Поэтому, чтобы работать с этим маркетплейсом, вы должны отправить товары на один из его складов. Логистические хабы и склады Wildberries расположены по всей стране, и вы не полностью самостоятельны в выборе: у маркетплейса есть некоторые условия и лимиты на поставку.
Так, есть два формата поставки: моногруз и микс-груз. Первый — это коробки или палеты с одним-единственным товаром. Второй — коробки с разными товарами вразброс. Решение о формате вашей поставки принимает сам Wildberries: например, если вы поставляете условную косметику, от вас потребуют поставку моногрузом, если игрушки — может быть микс. На какой склад вы сможете отправить товар — зависит от этого.
Но не только: еще в Wildberries смотрят на процент оборачиваемости поставщика. Он определяет ваши лимиты на поставку: если он ниже определенного порога, некоторые склады будут для вас недоступны. Но в любом случае поставщику из условного Краснодара не нужно везти товары в Москву: он отправит их на краснодарский склад, и уже оттуда они расползутся по всей стране.
Совсем недавно Wildberries разрешила отгружать мелкие поставки на пункты самовывоза. Если объем вашей поставки не больше 1 кубического метра, можно просто привезти его в ПВЗ: сотрудники примут товар по грузовым местам и перенаправят его на склад, где состоится уже поштучная приемка.
С Ozon все иначе: у него три схемы работы — в зависимости от того, какой склад вы хотите использовать. Это может быть ваш собственный склад, или склад маркетплейса, или оба сразу. Подробнее все эти варианты мы разобрали в отдельном посте.
Итог: на Wildberries схема работы только одна: вы отгружаете товары на склад маркетплейса или привозите в ПВЗ, площадка сама их продает и отправляет заказы, выручку и аналитику вы можете смотреть в личном кабинете. На Ozon вы можете продавать со своего склада, со склада площадки, или с обоих складов сразу.
В каком случае логистика обойдется дешевле? Разбираемся дальше.
Комиссии маркетплейсов и платное хранение
И на Ozon, и на Wildberries есть фиксированные комиссии: для разных категорий товаров они свои. Но этим платежи мерчантов не ограничиваются.
На Wildberries нужно платить за логистику: 22 рубля за доставку товара клиенту и столько же — за возврат. А еще есть более коварная опция: платное хранение. Оно автоматически включается для товаров, у которых плохая оборачиваемость. Маркетплейс оценивает скорость продажи товаров в последние 60 дней, и если вам товар плохо продается — за него вам включают платное хранение: 50 копеек за артикул в сутки. Эта плата снимается с вас еженедельно отдельной статьей, ее можно отслеживать в отчетах и смотреть, какие артикулы его сгенерировали.
У Ozon до 1 апреля 2020 было проще: только комиссия по каждой категории. Но теперь они тоже работают по модели Wildberries, добавив к ней некоторые доработки — ведь у этого маркетплейса больше разных схем работы. Так, если вы работаете по схеме FBO, то есть торгуете со склада Ozon, то логистика одного небольшого товара стоит 35 рублей, а более крупный обойдется дороже. Ozon считает объем товара в литрах, перемножая сумму сторон посылки (это не те же самые литры, что бывают у жидкости в бутылке). Логистика товара до 1 литра — 35 рублей, больше 1 литра — уже 75 рублей. Возврат — столько же.
Если вы работаете с Ozon по схеме FBS, то есть отправляете товары со своего склада, — тогда 75 рублей стоит для вас любая доставка, даже если посылка маленькая.
Для крупногабаритных товаров стоимость доставки намного выше: около 400 рублей за единицу при весе от 25 кг.
Платное хранение на Ozon тоже есть: маркетплейс смотрит на оборачиваемость и включает опцию для неликвидных, по своей оценке, товаров.
Итог: логистика на Ozon обходится дороже: от 35 до 75 рублей против 22 рублей на WB. Возвраты на обоих маркетплейсах удваивают стоимость доставки, и за хранение неликвида на складах площадок тоже придется платить.
Интеграция МоегоСклада с Ozon и Wildberries автоматически рассчитывает комиссию маркетплейсов. Чтобы подключить решение, найдите в нашем магазине приложение Topse11er.
Рейтинг на маркетплейсах. Блокировки и регулирование цен
На Wildberries нельзя посмотреть рейтинг продавца. Его просто нет — как и блокировок. Вы никак не участвуете в процессе — просто поставляете на склад маркетплейса те товары, которые Wildberries сам же и одобряет. Вы не можете ничего нарушить — и поэтому вас как поставщика не оценивают. Другое дело ваши товары: у них рейтинг есть, и он зависит от количества заказов и от положительных отзывов.
На Ozon ситуация отличается. Если вы работаете по модели FBO (торгуете со склада площадки) — тогда, как и в случае с Wildberries, вам просто негде завалить показатели, всю работу делает Ozon, поэтому и рейтинга у вас нет. Но он появляется, когда вы торгуете со своего склада (по модели FBS). И рассчитывается он сложным образом.
На Ozon есть три показателя «качества поставщика». Это основные метрики, по которым маркетплейс постоянно вас оценивает и может заблокировать практически в любой момент.
Первый из них — индекс цен. Ozon принудительно выравнивает цены с другими площадками, мотивируя это тем, что конкурентные цены — это больше заказов, больше продаж, больше прибыли для вас и больше комиссии для маркетплейса. Робот Ozon парсит цены у других продавцов, а затем может потребовать у вас понизить цену. Иногда это требование становится абсурдным.
Этого еще не все. У Ozon есть счетчик превышения цен: раньше коэффициент был 1.15, а сейчас 1.1 (то есть видна тенденция к «закручиванию гаек» с регулированием цен). Он берется по всем вашим товарам в сравнении с такими же на любых других площадках.
Когда значение впервые превышает 1.1, вы получаете 7 дней, чтобы что-то предпринять: понизить цены или скрыть проблемные товары. Показатель пересчитывается уже на следующий день. Но в следующий раз недели у вас уже не будет: при повторном превышении цен вас сразу и без предупреждения заблокируют. Ночью WB может включить акцию на подобные товары, робот Ozon парсит цены — и в результате утром вы просыпаетесь с блокировкой, потому что у вас стало дороже.
Второй показатель качества поставщика на Ozon — процент отмен. Это соотношение отмененных заказов к общему количеству, среднее за неделю. Максимально возможный показатель — 2%. Если вы его превысите — включится счетчик, и в течение 7 дней вы должны привести показатель в норму.
Третий показатель качества — просроченная доставка. Работает по аналогии с предыдущими: вы должны привозить товары на склады Ozon вовремя, иначе за превышение порога опозданий вам дадут неделю, чтобы все исправить, или заблокируют вас. Опозданием считается поставка на следующий день.
Эти три показателя — независимые метрики, по которым Ozon оценивает вас каждый день.
Итог: как видно, система рейтингов зависит от того, включены ли вы в обработку заказов и логистику. У Ozon собственная система оценки поставщиков и довольно низкий порог блокировки, причем после первого превышения вас блокируют уже без предупреждения. Важно никогда не упускать из вида цены конкурентов, не допускать отмен и опозданий.
Нарушение правил маркетплейса может стать серьезной проблемой. МойСклад помогает этого избежать. Наша интеграция с Ozon — приложение Topse11er — передает на площадку всегда актуальные данные об остатках товаров в вашем магазине, а если товар закончился, просто скрывает его карточку. Вам не придется отменять заказы покупателей! А еще у нас есть уведомления, чтобы вы не пропустили новый заказ или не просрочили отгрузку, и решение для мониторинга цен у конкурентов. Это поможет избежать блокировки, а аналитические инструменты МоегоСклада покажут, насколько прибыльна ваша торговля на площадке. Чтобы подключить интеграцию с Ozon, выберите приложение Topse11er в нашем магазине приложений.
Проблемы и сложности
Интерфейс, процедуры и личный кабинет
У Wildberries множество мест, в которых легко ошибиться — особенно новичку. Например, нужно сгенерировать штрихкод коробки, затем привязать его к штрихкоду поставки, сопоставить два типа данных в excel, загрузить на портал и дождаться окончания загрузки. И в личном кабинете не все очевидно. На портале есть обучающие курсы, видео, пошаговые инструкции, но сама система довольно сложная.
У Ozon все это реализовано намного проще — все делается в веб-интерфейсе, автоматически, не нужно ничего делать в excel вручную. Но там это компенсируется сложностью ЭДО.
Поддержка
У Wildberries хорошая техподдержка: им можно позвонить, они быстро реагируют и быстро решают проблему.
У Ozon вообще нет поддержки по телефону. Позвонить некуда, можно только писать обращения в личном кабинете — но ответ на такое обращение можно ждать полгода, и даже если вам ответят быстрее, это не значит, что вашу проблему решат так же быстро. Ozon знает об этой сложности и обещает наладить поддержку, но до тех пор, пока это не случится, вы будете предоставлены сами себе: искать ответы в группах, чатах, на форумах, просить помощи.
Итак, выбирая между Ozon и Wildberries, нужно в первую очередь смотреть на схему работы: будет вам удобнее торговать со своего склада или со склада маркетплейса. А затем оценить соотношение факторов для ваших товаров: возможные комиссии и затраты на логистику, риск платного хранения, если ваш товар будут плохо покупать.
Важнейший критерий для тех, кому выгоднее использовать склад площадки — рейтинг поставщика на Ozon: он складывается из трех жестких показателей, за превышение которых вас могут заблокировать.
В следующих постах мы расскажем о том, как правильно выбрать товары для старта на маркетплейсе и как использовать инструменты площадок для продвижения.
Про "письма счастья" типа "у нас тут скидки, а ну быстро делайте -20%, иначе свалите с площадки" не рассказали.
Просто вне не поместилось в один материал, будет вторая часть и там будет про эти, не очень приятные обязаловки со стороны ВБ )
Wildberries лучше по всем параметрам, кроме удобства личного кабинета ( и то, к кабинету ВБ привыкаешь, ну и у всех конечно разные вкусы) и продажи товаров со своего склада через Ozon. Если нужно протестировать товар - неплохой способ, правда с подводными камнями.
Какая площадка лучше правильнее оценивать выручкой. У нас есть товары, которые плохо продаются на ВБ но отлично на Озон, и наоборот. А удобство кабинета на втором плане. По удобству пока Озон рулит )
Статья вообще не имеет с реальностью ничего общего. Даже стоимость логистики на Вб не 22 рубля, а 33. Ну как можно писать такую ерунду
33 рубля было раньше, теперь все еще сложнее
Человек написавший данный пост вообще не знает как работает валдберис
Конкретнее?
5 брендов и 20 млн оборот, но не знает при этом как работают площадки, смешно)
Под столом)) 42 позиция в очереди и сброс после часа ожидания, постоянные расхождения в приёмке без какой либо реакции и игнор во всех чатах) мы точно про один и тот же вайлдберрис?
Уважаемый автор, комиссия ВБ за первую доставку 22р., а вот возврат и все последующие доставки - 33р.)))
Странно читать статью на VC, понимая, что автор знает о работе на маркетплейсе лишь поверхностно. Автор, нужна консультация - звони!
А мне можно консультацию по ВБ?
Комиссия 33 руб. у ВБ...
Про работу с браком, приёмкой, вывозом товара тоже можно было бы что-то написать )
"Topse11er " - Was ist das?
Про маркетплейсы, наверное, невозможно все рассказать в одной статье - очень много всего...
Topse11er = ms.Topse11er.ru
Спасибо.
Безусловно выбор модели схемы работы со складом один из решающих факторов. Но не менее важно иметь быструю связь с поддержкой, а еще лучше персонального менеджера, который поможет разобраться и в тех. моментах и в продуктивном взаимодействии с маркетплейсом.
Программа Мой склад один подойдёт на оба МП?Или на каждый отдельный нужен?
Для обоих, МойСклад интегрирует разные каналы продаж и маркетплейсы.
Для обоих, МойСклад интегрирует разные каналы продаж и маркетплейсы.
Комментарий удален модератором