{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

QR-коды в малом бизнесе: кому выгодны и как их использовать?

Оплата по QR-коду появилась в России в августе прошлого года. Рассказываем, для какого бизнеса она может быть интересна и как ее подключить на торговой точке.

Если у нас продавец обычно спрашивает: «Оплата картой или наличными?», то в Китае: “Wechat или Alipay?”. В России QR-кодами уже тоже никого не удивить, они давно уже используются на квитанциях ЖКХ и других платежках. Но в торговле оплата по QR-коду начала набирать обороты только в середине этого года. Для малого бизнеса оплата по QR-коду может стать альтернативным эквайрингом или возможностью сэкономить на эквайринговой комиссии.

Оплата по QR-коду стала активно развиваться в этом году

QR как альтернативный эквайринг

Сейчас по закону “О защите прав потребителей” обязаны принимать оплату по карте торговые точки с оборотом более 40 млн рублей за прошлый год (с 1 ноября 2020 ― 30 млн рублей, с 1 июля 2021 года ― 20 млн рублей). Отдельным пунктом закон освобождает от необходимости подключать эквайринг точки с оборотом менее 5 млн в год. Однако россияне уже привыкли оплачивать картой даже самые мелкие покупки: газеты, сигареты или уличную еду. Так что необходимость принимать безнал диктует уже не закон, а покупатель.

Некоторые предприниматели предлагают клиентам, у которых нет при себе наличности, сделать перевод на карту. При этом они могут пробивать чек с оплатой наличными. Но такой обходной путь невыгоден уже самому покупателю. За перевод может сниматься комиссия и не начисляются бонусы/кэшбек. В этом случае клиенту выгоднее оплата по QR-коду.

Для микробизнеса QR может стать вариантом эквайринга. Во-первых, не нужно устанавливать на точке дополнительное оборудование для приема карт (pos-терминала). А во-вторых, комиссия при оплате по QR для продавца выгоднее, чем по эквайрингу.

Почему QR выгоднее обычного эквайринга?

По данным Эвотора, доля безналичного торгового оборота в сентябре достигла 54% (в сентябре 2019 года ― 40%). Для некоторых сфер наличие эквайринга на точке может быть критично. К примеру, по данным Эвотора, в сентябре в салонах красоты доля оборота по картам составила 76%, а средний чек по карте был на 70% выше, чем по налу. Доля эквайринга в фитнес-центрах ― 72%, магазинах нижнего белья ― 70%, цветов ― 66%, обуви ― 65%, одежды ― 64%, парфюмерии - 61%. Средний чек по безналу в этих сферах был на 23-56% выше, чем по покупкам за наличные.

По данным Эвотора, в магазинах парфюмерии доля безналичного оборота в сентябре достигла 61%

У некоторых магазинов доля продаж по карте уже стремится к 100%. Андрей Ковтун, индивидуальный предприниматель, владелец магазинов домашней одежды и пижам “Ивановский трикотаж”, подтверждает: “Более 90% продаж сейчас ― это безнал, наличные деньги почти никто не носит с собой, разве что мелочь”. Предприниматель начал использовать оплату по QR-коду еще в прошлом году, сразу после того, как Сбер запустил сервис сервис “Плати QR”. Распечатал наклейку с QR-кодом и объяснял покупателям, как сканировать код и оплачивать покупку. После того как Сбер интегрировал “Плати QR” в онлайн-кассы “Эвотор”, механика оплаты стала проще. Кассир пробивает чек, как обычно, выбирает способ оплаты “Плати QR”, после чего на экране кассы появляется QR-код, который нужно отсканировать покупателю в приложении. И оплата будет произведена. Покупателю не нужно вводить сумму покупки, а продавец сразу пробивает чек. «Эвотор» также умеет считывать QR-код, который покупатель может генерировать в банковском приложении. С июля этого года такая возможность появилась у всех пользователей Сбербанк Онлайн.

Андрей Ковтун всегда предлагает оплату по QR, уточняя использует ли покупатель карту и мобильное приложение Сбербанка или Тинькофф. По его словам, покупатели относятся к такому виду оплаты с интересом. Опыт Ковтуна стали использовать и его знакомые продавцы.

Андрей Ковтун стал использовать «Плати QR», потому что тариф по нему выгоднее эквайринга. Второе важное преимущество, который он отмечает, ― оплата по QR-коду не требует дополнительной техники. Pos-терминал иногда сбоит, а по QR оплата проходит без осечки.

QR-код сгенерирован на онлайн-кассе при продаже

Для низкомаржинального бизнеса, такого как продажа автомобилей, турпутевок и т.п. оплата по QR может стать единственным приемлемым способом безналичной оплаты. Ставка по эквайрингу для этих сегментов — на уровне 2% — может “съедать” почти всю прибыль.

Комиссия по «Плати QR»

0,6% — для организаций соцсферы

1% — для турагентств, автосалонов и агентств недвижимости (но не более 10 тысяч рублей за транзакцию)

1,5% — для других отраслей

“Средняя маржинальность туров ― 6-7%, по России может быть чуть выше”, — рассказывает Наталья Винокурова, директор турагентства “Зеленый чемодан” из Рязани. Эквайринг в 2%, который часто предлагают для турагентств в банках, для туров от 100 тысяч рублей и более просто гибелен для турбизнеса. “Зеленый чемодан” принимает платежи за туры по карте. При этом комиссия по эквайрингу составляет 1,6% и 1,4% (два банка). Комиссия по “Плати QR” существенно ниже — 1% и не более 10 000 рублей за транзакцию. Винокурова говорит, что консультанты ее турагентства предлагают оплату по QR по турам от 100 тысяч рублей, если у клиента подходящий банк. “Зеленый чемодан” использует оплату по QR как в офисе, так и для дистанционных продаж, отправляя код клиенту для оплаты. Для удаленной оплаты в турагентстве составили понятную инструкцию.

Елена Стрекалова из группы RuDive (дайвингтуры и обучение дайвингу) подтверждает, что с точки зрения тарифов “Плати QR” выгоднее обычного эквайринга. Эквайринговая комиссия по дайвингтурам составляет 1,65%, в то время как по “Плати QR” ― 1%. По обучению дайвингу эквайринговая комиссия составляет 2,05%, в то время как по «Плати QR» ― 1,5%.

В RuDive предлагают оплату по QR на сайте. Клиенты могут сканировать QR-код в своем мобильном приложении (Сбербанк онлайн или Тинькофф) и ввести нужную сумму. Единственная сложность здесь для бизнеса ― фискализация таких платежей. По закону покупателю обязательно должен быть выдан чек, при онлайн-продажах ― направлен по электронной почте. При оплате по QR-коду на сайте покупатель не оставляет своих контактов, что доставляет сложности бухгалтерии.

Сервис "Плати QR" летом был интегрирован с онлайн-кассами "Эвотор"

В сети Эвотора, оплату по QR-кодам уже начали использовать торговые и сервисные точки в 68 регионах страны, причем столичных предпринимателей из них менее 10%. Функционал востребован в стоматологических клиниках и медцентрах, турагентствах, в розничной непродовольственной торговле, в строительных компаниях, гостиничной сфере и музеях.

Как принимать оплату по QR-коду?

Принимать оплату по QR-кодам можно разными способами. Во-первых, получить QR-код от банка и разместить там, где клиенту будет удобно его считывать. Покупатель считывает QR-код в приложении банка и вводит сумму своей покупки. После чего продавцу нужно отдельно пробить чек.

Во-вторых, оплата по QR-коду может быть интегрирована в онлайн-кассу. Тогда QR-код с данными покупки будет выводится на экран кассового терминала при продаже, а покупателю нужно будет только считать его. Так, сервис “Плати QR от Сбербанка” интегрирован в онлайн-кассу “Эвотор”. Этой осенью появились аналогичные интеграции банков и производителей кассового оборудования. В ближайшем будущем можно ожидать больше таких запусков.

QR-код сгенерирован в приложении

Если кассовая система не позволяет показывать QR-код покупателю (например, из-за расположения кассы на прилавке), то можно использовать другой сценарий. Покупатель в приложении сгенерит код, а продавец считает его сканером и пробьет чек. Такой функционал уже реализован в “Плати QR” для онлайн-касс «Эвотор». В-третьих, в рамках “Плати QR” можно дать курьеру или кассиру ограниченный доступ в Сбербанк Бизнес Онлайн. Тогда кассир или курьер сможет генерировать код для каждой покупки на своем смартфоне, а покупатель будет считывать его в своем приложении.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Никита Маков

Клиентам не нужна оплата по QR-коду в обычных условиях, это самое главное, что надо знать. Мне, как человеку, занимающемуся в том числе ретэйлом, очевидна его полезность для бизнеса, потому что да, платишь меньше, чем за обычный эквайринг,  проблема в том, что как клиенту мне этот QR-код нафиг не уперся. Выше была история про квас - вот там да, такая штука может помочь, но вопрос в том, что коды, пытаясь сэкономить, начали использовать те, у кого и так был полноценный эквайринг. Два раза за последнее время предлагали такой способ оплаты, оба раза отказывался и просил нормальный терминал, т.к. в первый раз мне не хотелось даже разбираться, что это такое и как я им должен пользоваться, и могу ли вообще, а во второй раз у меня банально телефон в машине остался лежать, а карта была с собой. В целом, подозреваю, широкого распространения эта система оплаты не получит как раз из-за этого - она не решает никаких проблем покупателя, при этом добавляя ему головной боли. Ну и смысл?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Красильников

Смысл только в том , что ты это только подозреваешь, по факту же весь Китай только так и оплачивает и у нас будет развиваться активнее.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ватная Корзиночка

Естественно, банки пытаются максимально спрятать оплату по QR, это же их прямой конкурент. 

Ответить
Развернуть ветку
color

Китай так оплачивает потому что изначально выбрали такой путь.
NFC удобнее в разы, те же paypass / paywave / apple / samsungpay etc.

Но да, местные любители сравнивать рынки Китая (миллиард) и России (дай бог 30-40млн) до сих пор жрут говно "как в Китае", вон Яндекс с Тиньком супераппы уже замутили и говна поесть успели. Зато Как в Китае!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Ну если бы у нас запретили гугл и apple pay.....
Китай гораздо жестче, чем многим кажется

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маков

Как тут правильно написали ниже, у Китая другая история, у них вообще толком нет экспириенса с карточными платежными системами, они начали с супераппов, для них до недавнего времени (а может и сейчас) карточные платежи были примерно как у нас супераппы и QR-коды, то есть ситуация строго обратная российской. Так что Китай тут вообще мимо.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Финкельштейн

Смотри у моего инет магаза чистая прибыль 10%
Комиссия эквайринга 2.5% (25% от всей прибыли)
Если будет 0.5% qr код (это 5% от прибыли) - мы просто 
поставили бы цену дешевле на этот способ оплаты.
Если товар дорогой, для пользователей это будет чувствительно.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маков

А это у нас запрещено, насколько я помню, ну то есть цена в магазине для физика не может отличаться в зависимости от того, платишь ты картой, или кэшем, или еще как-то. Причем по-моему даже по правилам платежных систем.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Финкельштейн

Скидку не запрещено давать дополнительную.

Ответить
Развернуть ветку
Ватная Корзиночка

Запрещено давать доп скидку правилами ПС, достаточно написать жалобу в тот банк, который вас отслуживает, что у вас цена по qr ниже (не важно со скидкой или ещё как-то) и вам, если вы не согласитесь отключить скидки, просто отключат эквайринг.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Финкельштейн

Такие запреты незаконны.
Законодательство РФ важнее внутренних правил ПС.
В любом случае QR коды вынесут оплату картами при более низкой комиссии, очень быстро.

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда