Опыт ритейлеров: истории успеха и неудачи в установке Scan&Go

Scan&Go — технология, которую аналитики считают логичным шагом в развитии ритейла. Кажется, что в ней сплошные плюсы — покупателям быстрее и проще совершить покупку самим, а ритейлер может сократить штат и перераспределить бюджет.

Как и любая цифровизация бизнеса, Scan&Go стоит недешево. Если ее неправильно настроить, то бизнес может потерять много денег.

Мы изучили опыт российских и зарубежных ритейлеров и собрали примеры с самыми разными сценариями — когда внедрение Scan&Go стало конкурентным преимуществом и, наоборот, когда технология стала источником новых проблем.

О чем в этой статье:

Surf помогает ритейлерам оцифровывать процессы: мы работали с «Магнитом», «Лабиринтом», KFC, ОКей и многими другими.

💼 Рассказываем об этом в наших кейсах.

✅ Подписывайтесь на наш блог на VC: в нем пишем про тренды и технологии мобильной разработки.

Краткий ликбез по Scan&Go — основные форматы

Self checkout, кассы самообслуживания

Покупатель приходит в магазин, наполняет тележку товарами, а на кассе самообслуживания самостоятельно сканирует штрихкоды и оплачивает покупки.

Портативные сканеры

Покупатель при входе в магазин сканирует карту лояльности, получает сканер и идет за покупками. По мере наполнения корзины сразу сканирует штрихкоды и сразу перекладывает товар в пакеты. На выходе покупатель сканирует устройством QR-код с дисплея электронной кассы. Система формирует чек, пользователь оплачивает покупку.

Приложения

Покупатель скачивает приложение, а при входе в магазин сканирует QR-код. Система понимает, в каком сетевом магазине находится клиент. Покупатель выбирает товары, через приложение сканирует штрих-код. На экране телефона отображается список товаров, цена за каждую позицию и общая стоимость. Покупки оплачиваются через привязанную к приложению карту.

Нейросети — усовершенствованный Scan&Go

Покупатель скачивает приложение. Запускает его при входе в магазин и прикладывает мобильный к турникету. Установленное в магазине оборудование начинает следить за ним. Покупатель выбирает товары. Нейросеть анализирует, что он вернул на полку, а что взял с собой. Сканировать штрихкоды не нужно. Покупатель уходит из магазина, а приложение тем временем снимает деньги с привязанной карты.

Опыт ритейлеров — удачные кейсы

«Глобус»: портативные сканеры

Сеть гипермаркетов «Глобус» первой в России ввела портативные сканеры. Проект стартовал в 2016 году, а через год Денис Россошанский, начальник отдела кассовых систем и процессов «Глобуса», поделился первыми итогами проекта.

По словам Россошанского к концу первого года системой Scan&Go в магазинах сети пользовалось до 15% покупателей. Он считает результат хорошим: показатели близки к статистике европейских и американских гипермаркетов.

Нам удалось создать «зону комфорта» для всех категорий покупателей, не желающих пользоваться классическими кассами, и заодно сократить количество очередей.

Д. Россошанский, сеть гипермаркетов «Глобус», Интервью Retail-Loyalty.org

Подготовительный этап длился 6 месяцев. Среди главных проблем при запуске проекта Россошанский выделяет:

  • интеграцию системы Scan&Go и кассового оборудования;
  • адаптацию новой для российского рынка технологии. Нужно было перевести ПО на русский язык, продумать схему продажи акцизного товара: российские законы реализации алкогольной и табачной продукции отличаются от американских и европейских;
  • правильное обучение консультантов.

В 2021 году система успешно работает в 6 магазинах сети.

«Велика Кишеня», «Сільпо»: кассы самообслуживания и приложение

Подготовительный этап длился 6 месяцев. Большую часть времени заняла разработка программного обеспечения, корректно интегрирующего с кассой.

Разработчик SystemGroup отмечает, что интеграцию нужно проводить только один раз, при запуске первого магазина. На каждой следующей точке стоимость системы снижается.

Весной 2019 «Велика Кишеня», «Велмарт» и «ВК Экспресс» стали первыми в Украине ритейлерами, кто ввел систему сканирования через мобильный телефон. На разработку приложения Pick&go ушло около года.

В апреле 2020, оглядываясь на успешный опыт конкурентов, украинская сеть «Сільпо» ввела в магазины приложение yoCard. К внедрению касс самообслуживания ритейлера подтолкнула пандемия.

Мы даем возможность покупателям ускорить процесс покупки и сэкономить время, минуя выкладку товара на кассовую ленту и ожидания в очереди, что важно при карантине.

Виталий Ворожбит, Fozzy Group, Источник: «Сільпо»

«Азбука вкуса»: российский магазин без касс

В июне 2020 свой магазин без касс открыла сеть «Азбука вкуса». Покупатели проходят в торговый зал по QR-коду, который идентифицирует покупателя и, соответственно, его банковскую карту. За передвижениями клиента следит полтора десятка камер.

Покупатель берет товар с умной полки, считывающей вес. Тут же товар попадает в виртуальную корзину покупателя. Если клиент передумал брать товар, важно положить его на ту же полку. При выходе из магазина с карты списываются деньги за вынесенные из зала покупки.

Мы получили порядка 4500 установок приложения Take&Go, более 2000 покупок, и каждый пятый из покупателей возвращался и совершал больше одной покупки. Для пилотного проекта мы считаем это достаточно успешным. Мы сейчас обсуждаем вариант открытия второго такого магазина.

Денис Сологуб, президент «Азбуки вкуса», Источник: Forbes

Опыт ритейлеров — когда не все идет гладко

Walmart: неудачный опыт работы сканеров и переход на «магазин без касс»

В 2018 году американский гигант Walmart ввел услугу Scan&Go в сотне своих магазинов. Спустя 4 месяца ритейлер отказался от проекта.

Компания объяснила отказ тем, что после ввода Scan&Go заметно увеличились случаи воровства. Другие источники говорят о том, что Walmart закрыл проект из-за недоработки системы. Покупателям было неудобно самостоятельно взвешивать, сканировать и упаковывать товары.

Спустя несколько месяцев Walmart ввел альтернативу портативным сканерам и приложению Scan&Go. В новом магазине ритейлера Sam's Club Now покупатели самостоятельно сканируют товары из корзины с помощью смартфона. Также приложение подсказывает, где лежит нужный покупателю товар.

Amazon — огромные инвестиции в «беспилотные магазины»

Тестовый магазин без сканеров и касс открылся в 2016 году. Сначала системой могли пользоваться только сотрудники Amazon. Но даже при таких условиях компания столкнулась с проблемой — если в магазине находилось больше 20 человек, сервис выдавал ошибку.

Ритейлер дорабатывал систему еще два года. С 2018 по 2020 Amazon открыл 26 торговых точек. В планах компании — расширить сеть до 3000 магазинов.

Но даже с такими амбициозными планами кейс Amazon нельзя назвать показательным. Только техническое оборудование каждого «беспилотника» стоит как минимум $1 млн.

Позволить себе такую роскошь может не каждая компания. Хотя, по предварительным данным, дорогостоящее оборудование окупается в полной мере. Одна точка Amazon приносит от 1,1 до 1,95 млн долларов в год.

Briskly: магазину — нет, микромаркетам — да

Briskly — компания, предлагающая решения для автономной торговли: приложение B-Pay, холодильники-микромаркеты и беспилотные магазины.

В 2021 году Briskly продает 200 микромаркетов в месяц. Умные холодильники часто заказывают в офисы, вузы, на автозаправки. Приложением B-Pay пользуются клиенты магазинов «Улыбка радуги» и «Азбука вкуса».

Но не все проекты компании выжили. В 2018 году на территории Технопарка «Сколково» открылся магазин Briskly, где днем покупателей обслуживал персонал, а ночью маркет работал как беспилотник. 37 камер отслеживали путь покупателя, камеры на полках определяли, какой товар был выбран, а выбранный товар попадал в виртуальную корзину.

В середине пандемии магазин пришлось закрыть — в «Сколкове» было мало посетителей, и проект не окупался. Масштабировать его тоже не было смысла: запуск обошелся бы ритейлерам в 10-15 млн рублей. По мнению основателя Briskly Глеба Харитонова, магазину выгоднее поставить кассу самообслуживания за 100 000 р.

Мы выбрали путь быстрого масштабирования — делаем микромаркеты и всякие микс-проекты. Если вдруг кто-то из ритейлеров… захочет себе полноценный магазин без персонала — мы можем распаковать, собрать и запустить. Но это уже не ключевое направление компании.

Глеб Харитонов, основатель Briskly, Источник: ТАСС

Итог — выгодно ли магазину запускать технологию Scan&Go

Кейсы ритейлеров говорят, что Scan&Go — скорее выгодная технология. Но чтобы проект был успешным, нужен доскональный анализ бизнеса и тщательная подготовка к запуску.

Крупные российские ритейлеры делают первые шаги в сторону «беспилотных» магазинов: уже работает магазин без кассиров «Азбуки вкуса», первые точки запустили «Пятерочка» и «Фасоль». О результатах инновационных для России проектов говорить пока рано. Но другие форматы Scan&Go — кассы самообслуживания, приложения — уже показали свои результаты. Покупатели ценят экономию времени и возможность меньше контактировать с другими людьми.

Самый большой риск для компаний, решившихся на цифровизацию — воровство. Ритейлеру нужно продумывать систему, которая сводила бы кражи к нулю. Самый оптимальный вариант — установка дорогостоящего оборудования и интеграция его с приложением. Окупается такой проект за счет того, что для обслуживания точки требуется минимум персонала.

Словом, как и в любом интересном проекте, в Scan&Go есть свои плюсы и минусы. О них мы подробно расскажем в следующем материале.

0
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Яндекс запускал суперчек, но закрыл проект.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

У ВкусВилл есть умные тележки и scan&go в приложении

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Люди все меньше и меньше будут ходить в магазин. И зачем тогда это? Если перспектива?
Нужна система
Заказал - Зашёл - Забрал 
3З :))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда