Занимательная математика бизнеса на Wildberries (и не только)
Допустим, вы с другом решили открыть бизнес на маркетплейсах. Насмотрелись видео, начитались успешных кейсов, замотивировались и решили играть по- крупному: во влажных мечтах напророчили себе, что хотите выводить по 1 млн рублей на каждого в месяц. Для этого будете закупать товар в Китае и продавать на WB. Давайте теперь считать.
Чтобы получить на руки по миллиону - нужно заплатить еще налог на дивиденды (13%), а значит нужно подготовить к распределению 2,3 млн рублей.
Если вы хотите, чтобы ваша компания продолжала развиваться — вы не можете вытаскивать всю прибыль. Нормой для развивающейся компании будут дивиденды в районе 30%. Больше вы вытаскивать сами не захотите из хорошей компании. Деньги нужны на дальнейший рост, обучение сотрудников, погашение займов и пр. Значит чистая прибыль компании в целевой месяц должна быть:
2,3/0,3 = 7,667 млн рублей
Чтобы обеспечить такую прибыль вы должны и оборот делать соответствующий. Предположим, что вы нашли супер товар, и все бизнес-процессы у вас отлажены, и вообще вся ваша компания очень эффективна и смогла обеспечить рентабельность по чистой прибыли 25% (а это очень круто). Тогда в месяц ваша выручка должна быть:
7,667/0,25 = 30,668 млн рублей
Это в месяц. Значит в год ваша компания должна делает оборот:
30,668*12 = 368 млн рублей
Не пугаемся. Вы же решили, что хотите миллион, вот и терпите теперь. Считаем дальше.
От заказа товара в Китае до получения и отправки на WB в среднем нужно 60-90 дней (сейчас еще больше). Значит в любой момент времени у вас в оборотном капитале должно быть товара минимум на 3 месяца. Это 36,8 млн.
Китайцы вам отсрочку вряд ли дадут, а значит оборотный капитал должен быть сформирован из собственного и/или заемного. Есть такое правило: агрессивная бизнес-стратегия должна компенсироваться консервативной финансовой стратегией. Бизнес на маркетплейсах очень рискованная тема, а значит в идеале весь капитал должен быть свой. Но, допустим, вы рисковый и уверенный, и решили, что соотношение 50/50 собственного и заемного капитала для вас норм, хотя это и очень опасно. Но допустим. Значит у вас должно быть:
1) 18,4 млн рублей заемного капитала. А это тоже прям задача, идите попробуйте кредит на бизнес получить. Мне пару лет назад Альфабанк отказал в кредитном лимите 500 тыс рублей при годовой выручке компании 60 миллионов. Новому бизнесу получить кредит невероятно сложно, и по любому потребуется личное поручительство вас и вашего партнера, а значит вы начинаете отвечать за все своим имуществом. Об ограниченной ответсвенности тут речи уже не идет.
2) И 18,4 млн рублей собственного капитала. Собственный капитал формируется из:
- вложений учредителей (если у вас есть такие деньги и вы готовы вложить в рискованный бизнес — прекрасно, вам будет чуть проще)
и накопленной чистой прибыли. Если вы в первый же месяц работы сделаете выручку 1 млн рублей и будете расти каждый месяц на 20% вам нужно почти 1,5 года, чтобы накопить такую прибыль. Это при учете, что вы не будете вытаскивать из бизнеса ни рубля дивидендов и не будете тратить прибыль ни на что, кроме закупки товара. Что маловероятно, учитывая сколько всего неожиданного может произойти. Поэтому тут лучше закладывать больше 2-х лет.
Вот такие циферки.
А теперь помножьте все это на риски:
- ваш товар случайно сгорит, или фура с ним перевернется, или его затопит на складе, или украдут, или…
- wb начнет брать сильно больше за свои услуги, или по ошибке распродаст ваш товар по 1 рублю, или просто заблокирует личный кабинет вашей компании с раскачанными карточками
- конкуренты увидят, что у вас классная тема, тоже залезут на ваш рынок и демпингом заберут клиентов
- мода на товар пройдет через 3 месяца и у вас останется куча никому не нужного товара
- закроют границы и вы не сможете пополнить остатки, продать товар и заплатить по займам
Миллион вам нужен всего один в месяц, а по одному месту все может пойти примерно миллиардом способов. Вот тебе и бизнес. Но зато это все страшно интересно)
P.S. Рассуждали вчера с другом на эту тему и он прислал мне один пост. Понравилось сравнение: "Хорошая проститутка в Москве зарабатывает как совладелец бизнеса с годовым оборотом пару миллиардов рублей". С единственным отличием, что бизнес предпринимателя капитализируется.
Ссылка на канал
Со всём солидарен. Нихрена не понимаю, почему все прутся в маркетплейсы. Как будто тут халява и золотые горы. Тут в первую очередь огромная куча работы. И рисков.
Люди не отличают выручку от прибыли. Не знают про бухучёт, налоги и предпринимательские риски. Вот показательная статья: https://journal.tinkoff.ru/shoes-marketplace/
Потратили на запуск 260 000 рублей, а потом за 4 месяца получили выручки в 320 000 рублей. И считают это бизнесом. Я не говорю даже про то, что люди не считали аренду и свой труд (муж с женой — 2 человека). То есть, свой труд оценили в 7 500 рублей на человека в месяц. Ещё и остались с товаром на складе ВБ, который возвращать будут 7-10 месяцев.
Это не желчь, это показательная очень история. Вот такие кейсы нужно показывать.
Да, и при этом со всех сторон бомбардируют инфоцыгане, показывая цифру выручки со словами: "моя ученица Алена заработала 170 тысяч за два месяца на вб"
На вб каме.
vc сам плодит и пропагандирует эту мало что значащую метрику, постоянно щитпостя новостями о каких то оборотах крупняка в отчетности и тд
Комментарий недоступен
Недавно только Сорокин Фсео в комментах втирал, что у него лично знакомые, которые 1 млн в месяц делают на ВБ. Он эти сказки и про сайты втирал. Только все резко поломалось вдруг. А ошибка выжившего показывает, что такое может быть у единиц, у 2-3 из ста. Остальные - одни разочарования.
Это слайд из презентации проектов инвесторам от селлера с оборотом 400 млн руб. в год. Просят 10 млн руб. инвестиций, чтобы успеть закупить товар к новому году. Так в основном все и считают экономику. На вопрос инвестора про ROI сказали — 200% годовых.
Комиссия 10% от 1062 никак не 10,62р.
Математики однако..
Это опечатка, ладно. Но почему они кучу других расходов не посчитали вообще: ни склад, ни офис, ни зарплаты, ни налоги, ни кучу другой логистики и т. д. — вот в чем вопрос. Там такие расходы еще по ходу дела могут быть, что как бы в минус не уйти, а у них рентабельность 48%.
Комментарий недоступен
а зачем в бизнесе по УСТАНОВКЕ дверей, собственно закупка? компании которые вешают кондеи или собирают кухни ими никогда не торгуют
В их защиту можно сказать только, что такой параметр действительно есть. Если я правильно помню, он называется "операционная прибыль" и позволяет разделить именно прибыльность операции и отделить от нее общие расходы. Часто в товарке это чрезвычайно важно.
Да, но они назвали это чистой прибылью. И во время презентации говорили, что с рентабельностью 48% делают 5 циклов в год и таким образом получают 200+% по году.
Все живут в своих иллюзиях :)
Блин. Можно иметь рентабельность 10%, считать ее помесячно и всем говорить, что это 120% в год. Круто. :))
gross profit?
Мб это в операционных расходах?) Или в другой крупный пласт включили
Ну да, зарплаты, аренды и прочее обычно показывают как опекс.
Бьюти Бокс брать будете? 😂
ROI 200% - вполне достижимый показатель. У нас месячный ROI “нормальных" товаров примерно 15%. В годовом выражении это 1.15^12=535%
Ну я бы ещё понял, если при коэффициенте оборачиваемости продукта 12, чистой прибыли на нём 15% и монопродуктовости компании Вы бы 12 умножили на 15 и получили бы годовой ROI 180%, но возведение в степень?????
И почему же Вы считаете по формуле простых процентов, если там сложные?
Если на 100 вложенных рублей в. месяц Вы зарабатываете 15, то за год Вы получите 180 или 535? Или предполагается, что спрос и предложение линейны и всё плавно умножает само себя? Тогда через несколько лет мы можем узнать конечна ли вселеная.
Если я могу реинвестировать и доходность сохраняется, то, естественно, 535
Два допущения для одной задачи, даже не учитывая конечность размера любого рынка, – это перебор.
Для этого вполне достаточно одного допущения - что мы имеем дело с нанобизнесом. Кстати, перечисление допущений, при которых доходность в 15% в месяц эквивалентно 180% в год, займёт заметно больше места
Не соглашусь, так как увеличение объёма продаж не может не сказываться на рентабельности (в любую из сторон). Хотя нанобизнес хороший пример, но вряд ли речь про продажу пирожков из окна.
Для нормально построеного бизнеса при отсутствии внешних административных факторов логично ожидать снижение доли косвенных расходов на масштабе. Вопрос скорее именно в емкости рынка и sales costs
Это идеальная иллюстрация к статье про безграмотных людей, которые хотят считать деньги
зато не на дядю (с)
Кто работает на маркетплейсе, тот работает на маркетплейс)
даже дядя?
даже тётя