{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Занимательная математика бизнеса на Wildberries (и не только)

Допустим, вы с другом решили открыть бизнес на маркетплейсах. Насмотрелись видео, начитались успешных кейсов, замотивировались и решили играть по- крупному: во влажных мечтах напророчили себе, что хотите выводить по 1 млн рублей на каждого в месяц. Для этого будете закупать товар в Китае и продавать на WB. Давайте теперь считать.

Чтобы получить на руки по миллиону - нужно заплатить еще налог на дивиденды (13%), а значит нужно подготовить к распределению 2,3 млн рублей.

Если вы хотите, чтобы ваша компания продолжала развиваться — вы не можете вытаскивать всю прибыль. Нормой для развивающейся компании будут дивиденды в районе 30%. Больше вы вытаскивать сами не захотите из хорошей компании. Деньги нужны на дальнейший рост, обучение сотрудников, погашение займов и пр. Значит чистая прибыль компании в целевой месяц должна быть:

2,3/0,3 = 7,667 млн рублей

Чтобы обеспечить такую прибыль вы должны и оборот делать соответствующий. Предположим, что вы нашли супер товар, и все бизнес-процессы у вас отлажены, и вообще вся ваша компания очень эффективна и смогла обеспечить рентабельность по чистой прибыли 25% (а это очень круто). Тогда в месяц ваша выручка должна быть:

7,667/0,25 = 30,668 млн рублей

Это в месяц. Значит в год ваша компания должна делает оборот:

30,668*12 = 368 млн рублей

Не пугаемся. Вы же решили, что хотите миллион, вот и терпите теперь. Считаем дальше.

От заказа товара в Китае до получения и отправки на WB в среднем нужно 60-90 дней (сейчас еще больше). Значит в любой момент времени у вас в оборотном капитале должно быть товара минимум на 3 месяца. Это 36,8 млн.

Китайцы вам отсрочку вряд ли дадут, а значит оборотный капитал должен быть сформирован из собственного и/или заемного. Есть такое правило: агрессивная бизнес-стратегия должна компенсироваться консервативной финансовой стратегией. Бизнес на маркетплейсах очень рискованная тема, а значит в идеале весь капитал должен быть свой. Но, допустим, вы рисковый и уверенный, и решили, что соотношение 50/50 собственного и заемного капитала для вас норм, хотя это и очень опасно. Но допустим. Значит у вас должно быть:

1) 18,4 млн рублей заемного капитала. А это тоже прям задача, идите попробуйте кредит на бизнес получить. Мне пару лет назад Альфабанк отказал в кредитном лимите 500 тыс рублей при годовой выручке компании 60 миллионов. Новому бизнесу получить кредит невероятно сложно, и по любому потребуется личное поручительство вас и вашего партнера, а значит вы начинаете отвечать за все своим имуществом. Об ограниченной ответсвенности тут речи уже не идет.

2) И 18,4 млн рублей собственного капитала. Собственный капитал формируется из:

- вложений учредителей (если у вас есть такие деньги и вы готовы вложить в рискованный бизнес — прекрасно, вам будет чуть проще)

и накопленной чистой прибыли. Если вы в первый же месяц работы сделаете выручку 1 млн рублей и будете расти каждый месяц на 20% вам нужно почти 1,5 года, чтобы накопить такую прибыль. Это при учете, что вы не будете вытаскивать из бизнеса ни рубля дивидендов и не будете тратить прибыль ни на что, кроме закупки товара. Что маловероятно, учитывая сколько всего неожиданного может произойти. Поэтому тут лучше закладывать больше 2-х лет.

Вот такие циферки.

А теперь помножьте все это на риски:

- ваш товар случайно сгорит, или фура с ним перевернется, или его затопит на складе, или украдут, или…

- wb начнет брать сильно больше за свои услуги, или по ошибке распродаст ваш товар по 1 рублю, или просто заблокирует личный кабинет вашей компании с раскачанными карточками

- конкуренты увидят, что у вас классная тема, тоже залезут на ваш рынок и демпингом заберут клиентов

- мода на товар пройдет через 3 месяца и у вас останется куча никому не нужного товара

- закроют границы и вы не сможете пополнить остатки, продать товар и заплатить по займам

Миллион вам нужен всего один в месяц, а по одному месту все может пойти примерно миллиардом способов. Вот тебе и бизнес. Но зато это все страшно интересно)

P.S. Рассуждали вчера с другом на эту тему и он прислал мне один пост. Понравилось сравнение: "Хорошая проститутка в Москве зарабатывает как совладелец бизнеса с годовым оборотом пару миллиардов рублей". С единственным отличием, что бизнес предпринимателя капитализируется.

Ссылка на канал

0
284 комментария
Написать комментарий...
Андрей Фин

Со всём солидарен. Нихрена не понимаю, почему все прутся в маркетплейсы. Как будто тут халява и золотые горы. Тут в первую очередь огромная куча работы. И рисков.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Люди не отличают выручку от прибыли. Не знают про бухучёт, налоги и предпринимательские риски. Вот показательная статья: https://journal.tinkoff.ru/shoes-marketplace/

Потратили на запуск 260 000 рублей, а потом за 4 месяца получили выручки в 320 000 рублей. И считают это бизнесом. Я не говорю даже про то, что люди не считали аренду и свой труд (муж с женой — 2 человека). То есть, свой труд оценили в 7 500 рублей на человека в месяц. Ещё и остались с товаром на складе ВБ, который возвращать будут 7-10 месяцев.

Это не желчь, это показательная очень история. Вот такие кейсы нужно показывать.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Sverlov

Это слайд из презентации проектов инвесторам от селлера с оборотом 400 млн руб. в год. Просят 10 млн руб. инвестиций, чтобы успеть закупить товар к новому году. Так в основном все и считают экономику. На вопрос инвестора про ROI сказали — 200% годовых.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Андросов

ROI 200% - вполне достижимый показатель. У нас месячный ROI “нормальных" товаров примерно 15%. В годовом выражении это 1.15^12=535%

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Ну я бы ещё понял, если при коэффициенте оборачиваемости продукта 12, чистой прибыли на нём 15% и монопродуктовости компании Вы бы 12 умножили на 15 и получили бы годовой ROI 180%, но возведение в степень?????

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ободовский

И почему же Вы считаете по формуле простых процентов, если там сложные?

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Если на 100 вложенных рублей в. месяц Вы зарабатываете 15, то за год Вы получите 180 или 535? Или предполагается, что спрос и предложение линейны и всё плавно умножает само себя? Тогда через несколько лет мы можем узнать конечна ли вселеная.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Obodovsky

Если я могу реинвестировать и доходность сохраняется, то, естественно, 535

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Два допущения для одной задачи, даже не учитывая конечность размера любого рынка, – это перебор.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Obodovsky

Для этого вполне достаточно одного допущения - что мы имеем дело с нанобизнесом. Кстати, перечисление допущений, при которых доходность в 15% в месяц эквивалентно 180% в год, займёт заметно больше места

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Не соглашусь, так как увеличение объёма продаж не может не сказываться на рентабельности (в любую из сторон). Хотя нанобизнес хороший пример, но вряд ли речь про продажу пирожков из окна.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронков

Для нормально построеного бизнеса при отсутствии внешних административных факторов логично ожидать снижение доли косвенных расходов на масштабе. Вопрос скорее именно в емкости рынка и sales costs

Ответить
Развернуть ветку
281 комментарий
Раскрывать всегда