{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Потребительский терроризм: что это и как с ним бороться

Крупные маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries, открыли мир онлайн-шопинга для миллионов россиян. Для среднестатистического пользователя покупки на маркетплейсе – это всего лишь более удобный способ получать товары и услуги. Такой клиент радуется большой скидке или промокоду, но наседать на продавца с требованием оформить специальное предложение не будет. Есть и другие – громкие, хамоватые, часто крайне активные в публичных пространствах. Они способны превратить самые мелкие неудобства в проблему астрономического масштаба, и требуют ее решения прямо сейчас – желательно, бесплатным товаром или деньгами.

Такие клиенты изучают, как работают маркетплейсы для продажи товаров, и находят лазейки, которыми злоупотребляют ради обогащения за счет продавца. Считается, что таких потребителей-террористов лучше сразу «затыкать» подарками и персональными скидками – но что делать, если их процент среди клиентуры стремительно растет?

Потребительский терроризм: когда клиент не прав

Недобросовестные клиенты существуют, наверное, столько же, сколько существует институт торговли. Даже если вы торгуете дешевыми китайскими аксессуарами, есть риск получить в постоянных клиентах агрессоров, которыми движет только жажда легкой наживы. Клиентоориентированность, которая помогает превращать недовольных покупателей в лояльных последователей, здесь играет с продавцом злую шутку. Она открывает возможности для манипуляции, и отнимает у второй стороны инструменты для защиты.

Потребительский терроризм при покупках в интернете – это активные, осознанные действия, в корне которых – корыстные цели:

• получение товаров и услуг бесплатно, в том числе – мошенническим путем;

• получение услуг, которые компания не оказывает, или денежных компенсаций за якобы нарушенные потребительские права;

• бесплатная «аренда» товара для временного пользования с возвратом;

• генерация персональных скидок и специальных предложений, которые во много раз превышают скидки, предлагаемые остальным покупателям, а также другие способы сомнительного обогащения за счет продавца.

Еще в 2018 году Ассоциация компаний интернет-торговли подавала в Роспотребнадзор обращение с рекомендацией скорректировать нормы по защите прав потребителя для предотвращения особо злостных злоупотреблений. Правда, тогда речь шла о методах незаконного обогащения через судебные иски и проценты неустойки. Сейчас же, в эпоху маркетплейсов, покупатели-террористы находят новые рычаги влияния на продавцов.

Зоны риска для поставщиков маркетплейсов

Потребительский терроризм на маркетплейсе может принимать разные формы. Среди наиболее распространенных схем:

  • Шантаж негативными отзывами

Отрицательные отзывы в одну-две звезды на популярных позициях практически неизбежны: не все покупатели понимают, как работают онлайн-площадки, из-за чего отзывы часто используются для выражения недовольства условиями доставки или другими нюансами, на которые продавец повлиять не в силах. Однако если в отзыве незначительный недостаток или естественное свойство товара преподносится как смертельное оскорбление, а его автор требует от бренда немедленно все урегулировать, есть вероятность, что перед вами – шантажист-террорист.

  • Возвраты с износом

По факту, это мелкая форма мошенничества: клиент забирает вещь, пользуется, а потом возвращает в установленные сроки, потому что она ему больше не нужна. Несколько циклов такой эксплуатации – и вот уже добросовестный покупатель получает обшарпанный, многократно переупакованный продукт с явными следами износа, от которого закономерно отказывается (или пишет честный негативный отзыв). По итогам, в проигрыше все, кроме «бесплатников».

  • Громкие кампании в социальных сетях и на популярных новостных ресурсах

«А вы знали, как обманывает клиентов такой-то бренд?» – практически безотказный рецепт попадания в «Горячее» и сбора толпы сочувствующих, которые могут отправиться в крестовый поход на участника маркетплейса.

Цель атаки – заставить продавца пойти на условия клиента для погашения конфликта, при этом требования недовольного покупателя могут нарушать все законы здравого смысла.

Онлайн-маркетплейсы с их постоянными скидками и акциями, особыми предложениями и жестко зафиксированными условиями обращения с клиентами – это рай для недобросовестных покупателей, которые ищут лазейки в правилах и пытаются использовать их для своей выгоды.

Обманул клиент – что делать?

Главная причина, по которой на маркетплейсах процветает потребительский терроризм – в непонимании, как бороться с непорядочными клиентами на системном уровне. Площадки прямо признают, что некоторые очевидные дыры – например, с возвратом товаров – залатать на уровне платформы нет возможности, так как это ударит в первую очередь по обычным покупателям. Как результат, продавцы закладывают вероятность порчи части партии из-за возвратов с износом в смету.

В то же время, Wildberries начал тестировать ограничения на возвраты для предотвращения злоупотреблений. По новой системе обычные покупатели, как и раньше, смогут пользоваться возвратами, а вот «бесплатники» столкнутся с ограничениями и платой за транспортировку.

Что же касается того, как защититься от потребительского терроризма в его классическом проявлении, здесь все просто: не вступайте в переговоры с «террористами». Человек, который раскручивает конфликт на пустом месте, не сможет вытолкнуть вас из бизнеса: ему просто нужно ваше внимание и немного (а иногда – очень много) бесплатных благ.

Восстанавливаем репутацию

Если вы отказываетесь обслуживать «громкого» покупателя-террориста, в качестве ответа может прилететь большой скандал с публичным уроном. Для средних и крупных брендов это становится проблемой – особенно если к событию подключаются СМИ. В большинстве случаев оптимальным решением будет сохранять свои позиции, если потребуется – давать четкие краткие комментарии с объяснением ситуации. Главное – не поддаваться эмоциям, чтобы у конфликтера не появилось шанса ткнуть пальцем и заявить: «Вот, они ни во что не ставят своих клиентов – я же вам говорил!»

Если покупатель оставил отрицательный отзыв в попытке надавить, то будьте учтивы и оставьте развернутый комментарий, который даст будущим читателям негатива достаточно информации о реальном качестве вашего предложения.

Здесь уже можно не скупиться на слова: можно рассказать и о производственных стандартах, и о способах контроля качества – то есть, использовать негативный отзыв как рекламный буклет. Каждый такой комментарий рекомендуется писать с нуля, так как типовые ответы на негатив раздражают обычных пользователей.

Больше информации о работе с маркетплейсами в нашем Telegram-канале!

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Алина Миллер

Провести четкую линию, где кто не прав, конечно, сложно. И покупатели бывают хитровыделанные, и продавцы тоже едва ли ангелы во плоти.
Скажем, заинтересовавшись одним недешевым устройством для рукоделия от довольно известного бренда, я заглянула в отзывы в поисках чего-то разумного. Вроде конкретных примеров, с какими материалами оно работает, а с какими не очень. И что я там нашла? Десятки воплей о том, что устройство приходит в мятых и драных упаковках без необходимого для его работы грузика. И учитывая количество таких отзывов и даты, вряд ли можно предложить, что это одна и та же коробка гуляет по стране. Тем более, что некоторые указывают, что товар все же оставили у себя.
Вывод?
Продавец изначально поставил бракованную партию, добытую черт знает где, раз в ней так массово не хватает необходимой детали. Бренд-то серьезный и к браку относится трепетно. Да и едва ли этот грузик мог понадобиться кому-то отдельно, чтобы недобросовестные покупатели или работники складов его нарочно выколупывали из десятка коробок.
Продавец не озаботился ни дополнительной упаковкой для сохранности механического товара ценой в 2,5-3 тысячи, ни тем, чтобы постараться изъять из продажи этот товар, когда выяснилось массовое несоответствие комплектации. История-то тянется не один месяц.
И как это назвать? Продавцовый терроризм?
В общем, в данный момент каждый борется за свои права, как может. И то, что не хватает здравого регулирования в этой области, однозначно заметно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алина Миллер

Разрешение споров на просторах МП, например. Пока что эта область, судя по количеству жалоб всех мастей, как-то не особо хорошо отлажена.

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда