{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему российские дискаунтеры на самом деле не совсем дискаунтеры — на примере «Чижика», «Моей цены» и других

Прочитал недавно тут статью о том, что такое дискаунтер. Надо отдать должное автору: он собрал достаточно обширную информацию по теме дискаунтеров и хорошо её скомпоновал. Но совершенно точно видно, что созданием (управлением) этой модели в нашей стране он не занимался.

Дискаунтер ALDI

Вот ссылка на материал. Хотелось бы внести ряд комментариев.

1. Да, безусловно, дискаунтер — это концепция. И это концепция, которой на сегодняшний момент в нашей стране фактически нет. Она есть в зарождающемся виде в обличии дискаунтера «Светофор» и неких его последователей. И «Светофор» — это дискаунтер типа ALDI, но образец начала 50-х годов — вот в какой точке мы находимся.

2. По поводу разбиения на форматы, где в статье указаны для наглядности несколько форматов (гипермаркет, супермаркет, магазин у дома). Здесь хотел бы попросить автора посмотреть мой пост про четыре формата.

Пост о том, что у нас в стране фактически четыре формата продуктового ритейла, а перечисленные Семёном в статье как пример форматы в реальности относятся к одному формату торговли и фактически ничем не отличаются.

Да, можно сказать, что они как-то отличаются по вместимости, но с точки зрения управления ассортиментом и ценой — это одно и то же. И покупатель туда ходит один и тот же.

Что в магазине у дома («Пятёрочка» и так далее), что в гипермаркете («Карусель» и другие), практически любой брендовый товар можно купить по одной и той же цене. Сейчас отличие только в площади магазина. На этом всё.

3. Что касается дискаунтеров и попыток его создания в России, то магазины «Чижик», «Моя цена», магазины «365» у «Ленты» — это все не дискаунтеры. Это некий усеченный вариант магазина у дома, с тем же самым набором товаров, который есть в магазинах вышеперечисленных сетей.

На сегодняшний день за этими сетями пытаются повторять другие магазины (часто региональные сети). Повторяют в виде какой-то площади с каким-то товаром, находящимся на этой площади. Плюс употребляют название «дискаунтер».

Почему так

Ключевая проблема отсутствия дискаунтеров в нашей стране — это отсутствие производств, которые могут делать качественный товар, способный заменить известный брендовый.

В нашей стране бренды изначально (начиная с 2000-х годов) построили или скупили огромное количество производственных мощностей и, фактически, заполонили сети. Пример: Craft, Procter & Gamble, Coca-Cola, Pepsi и так далее. Везде по стране у них есть свои заводы.

А в дискаунтере главное — тот самый ассортимент СТМ, заменяющий бренды.

Идем дальше. Говорить о том, что дискаунтеры отжимают производителей и поставщиков — не совсем правильно. Безусловно, они обладают огромным рычагом, но, что называется, в российской реальность «хоть заотжимайся». Если это такой же товар, который продают соседи, то соседи будут делать то же самое. И в итоге ты не будешь сильно отличаться по цене.

Собственно, в чем ключевая особенность «Светофора» — он продаёт в основном noname-товары, которые не продаются в других сетях. И там действительно «отжимают», но никто за ними не повторяет, ведь этот товар никтов большей своей массе больше не продаёт. Все, наверное, знакомы с поведением сетей, когда у тебя не принимают цены, потому что «сосед не повысил».

В цивилизованных дискаунтерах (типа ALDI) ассортимент создаётся специализированными предприятиями под собственной торговой маркой. Причём маржу дают товары среднего и высокого качества. И в этом самое главное отличие. У нас в новоиспеченных моделях, называемых дискаунтерами, 80% продаж СТМ — это демпинговые товары, на которых нет маржи.

Совершенно правильно в статье подмечено, что дискаунтер — это ещё и очень правильно выстроенная логистическая система. Она позволяет с минимальными затратами на логистику доставить товар на полки магазина (это безусловно даёт снижение цены). Плюс сокращённый ассортимент — тоже одна из основ дискаунтера, это позволяет сократить операционные затраты.

В абзаце «широко известные в России Пятёрочка и Магнит начинали свой путь с концепции дискаунтера» — нет. Это была некая попытка, но дискаунтерами они не были.

Ещё раз повторюсь — на сегодняшний момент концептуально в России нет ни одного аналога ALDI и Lidl. Наиболее близкий — «Да!» от группы «Окей».

Название «мягкий дискаунтер — Пятёрочка», «жесткий дискаунтер — Чижик, Светофор» — некорректное сравнение.

В данной ситуации можно сказать, что «Светофор» — это дискаунтер. А «Моя цена» с «Чижиком» — это какие-то не очень понятные в плане концепции форматы, на дискаунтеры они пока совершенно не похожи.

Как работает дискаунтер ALDI

Географическое расположение куста дискаунтеров, обслуживающего его распределительного центра и, собственно, площади дискаунтеров в этих кустах — это математическая задача, которая включает в себя помимо количества SKU, оборачиваемости в этом магазине и наценки в этом магазине, в том числе логистическую задачу.

Именно так работает ALDI, когда на определённый «куст» дискаунтеров есть один распределительный центр, который занимается обслуживанием этого куста дискаунтеров. И это все является одной большой бизнес-единицей, во главе которой стоит конкретный руководитель.

В разделе про СТМ совершенно верно указано, что LIDL и ALDI — это именно СТМ. Но не только, повторюсь, демпинговые СТМ, но и средний, и выше ценовой сегмент.

Высказано удивление по поводу «Светофора» — здесь нет ничего удивительного. Действительно, «Светофор» на сегодняшний момент имеет небольшую долю СТМ, потому что продаёт “noname”. На этом, по сути, построена бизнес-модель. Ключевое: «Светофор» не связывается с брендами.

Дальнейшее корректное развитие «Светофора», на мой взгляд, заключается в том, чтобы создавать собственные торговые марки, с помощью которых будет достигаться лояльность покупателей. А в вышеперечисленных сетях вроде «Чижика» СТМ — это демпинговый товар, доля выручки от которого занимает небольшой процент в обороте и не является (самое главное) генератором маржи. Потому что на демпинговом товаре маржа микроскопическая. А вот на среднеценовом и высокоценовом СТМ маржа уже есть.

Жизнеспособна ли модель дискаунтера

На сегодняшний момент в России эта модель практически нежизнеспособна. Потому что нет производств. Если бы были производства, тогда классические дискаунтеры типа LIDL и ALDI у нас бы появились. Нынешние геополитические изменения, вероятно, будут для этого катализатором.

Но пока мы находится в зачаточной стадии, и это видно по тому ассортименту, который продаёт «Светофор»: это не постоянный ассортимент с постоянными торговыми марками, а нечто, выкупленное по низкой цене (либо отжатое у поставщика). То, что не продаётся у других сетей. Либо стоки.

Рассказываю о своём бизнесе и ритейле у себя в канале и здесь на vc.ru.

0
119 комментариев
Написать комментарий...
Deni Feni

Я вообще не понимаю, почему представители сетевого ритейла слагают байки и легенды об этом бизнесе?
Я, пожалуй, пройдусь по ним тоже.

1. Низкая наценка в сетях - абсолютная чушь.
Прям полнейшая. Когда кто-то говорит, что в сетях типа "Магнит", или Х5 низкая маржа, продажи на уровне себестоимости и т.д. - переставайте слушать такого эксперта. Любой человек, который сталкивался с этим сегментом понимает, что в сетях приличная наценка. Выдавать какие-то акции (чаще всего проспонсированные из "маркетингового бюджета" производителя по промо ) за "мы продаем некоторые товары в минус" - дичь и пыль в глаза. В сетях все более, чем в порядке с наценкой. А еще с лоббированием интересов на законодательном уровне и дрючкой поставщиков с фактическим запретом адекватных оптовых цен для малого бизнеса.

2. Нет производителей - относительный миф.
Они есть. Вот только они не умеют работать, потому что те же сети убили весь малый и средний бизнес, на котором органически могли расти производители. И государство, которое просто слилось с этой сферы в виде регулятора, а превратилось в карательную машину по печатанию запретов и новых контрольных опций.
И сейчас ситуация, где тебе приходится потратить кучу усилий на то, чтобы найти производителя. А мелкий производитель - он не может дать гарантию на стабильность в вопросах поставок, сроков, цен, качества.

3. Наличие дискаунта в РФ.
Его нет. Нигде. Ни в продуктах, ни в технике, ни в стройматериалах, ни в одежде.

4. Пример Aldi и Lidl - ну такое себе. Они по формату могут назваться как хотят, но они европейские дискаунты в реалиях ЕС - а это фактическое отсутствие большого количества торговых центров, не агрессивная конкуренция (вы не увидите там в одном здании магазины 3 разных сетей) и т.д. И они явно не выделяются по ценам на фоне других крупных магазинов (типа Кауфланда или Теско). Это обычный продуктовый бизнес в другом формате, для европейской жизни, ничего более.

5. Продуктовый ритейл в РФ - это уродливый монстр, который создан большими компаниями.
Сети пролоббировали бестолковые законы, которые убили малый и средний бизнес.
Крупные производители черной (по сути нелегальной) мотивацией убили конкуренцию и тупо осваивали бюджеты вместе с сетями.
Производители - не могут, не знают, не умеют, ленятся создавать нормальный сбыт продукции, а ведь надо стараться.
Малый и средний бизнес в этой сфере убит, сети зажравшиеся, а гос-во создает бестолковые барьеры (аля Честный знак, или Меркурий) в отвратительном исполнении.

К чему весь этот опус? Все эти разговоры о "мягких и жестких", о Лидл и математике и т.д. - полнейшая бессмысленная попытка накинуть смысла там, где его нет.

P.S.
когда в РФ Вам рассказывают о том, что кто-то работает в жестком режиме дискаунтера - это полнейший бред. Хорошая наценка и прибыльность вбиты в цену товара и в Пятерочке и в К&Б и в Светофоре. А грязные полы и нищий персонал - это не про дискаунтер....

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

По большей части да, но на некоторые товары действительно есть наценка до 10%, маржа и того меньше, но это касается ассортимента на стадии погрешности.

Ответить
Развернуть ветку
Deni Feni

Если из 15000 SKU вы сделали 10% на сахар - это не значит, что у вас упала средняя наценка)
Просто ребята красиво выстраивают маркетинг и фокус на акции, а "эксперты" выдают обычный, работающий по правилам еще 20 века бизнес, как за что-то супер сложное)))

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Не, средняя маржа там 25-35%. Что не мало, а по Value может и вообще под 40%, что дофига.

Ответить
Развернуть ветку
Deni Feni

Я писал не маржу, а "наценку". Что вы вкладываете в слово маржа - я точно не могу знать.
На "соц пакет" (сахар, мука и т.д.) держат 10-20% в эконом брендах, а в остальном наценка сильно больше. В том же ашане, средняя наценка на не акционный товар - от 45% и до 300%.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда