Шесть трендов рынка в отчёте a16z Marketplace 100
Главная ценность торговых площадок смещается от обеспечения транзакции к опыту интерактивных покупок.
После взрывного роста екома в ковид, распределение оффлайн и онлайн торговли вернулось к нормальному значению 85/15, но существенно изменился запрос покупателей. Люди хотят больше интерактива и даже геймификации в процессе покупок. Главный лидер роста в этом году – площадка Whatnot, которая позволяет продавать через лайвстримы. Давний азиатский тренд пришел на рынок США и Европы. На старте проект фокусировался на коллекционерах, а теперь активно развивается в сегментах одежды, обуви и украшений.
Вслед за ростом цен на автомобили растут маркетплейсы запчастей.
Проблемы в глобальных цепочках поставок сильно повлияли на рынок новых и подержанных автомобилей: машины стали дороже, ждать новых стало дольше. Как результат – рост маркетплейсов запчастей. Люди стали реже менять машины и чаще их ремонтировать. Все участники рейтинга давно на рынке (в среднем больше 15 лет), но они впервые попали в топ 100 по GMV. Интересно, смогут ли они сохранить позиции в ближайшие несколько лет, когда поставки машин нормализуются.
Самая быстрорастущая категория рейтинга – ментальное здоровье.
Маркетплейсы ментального здоровья (вот бы там такая транзакция и была – подписка, например, на общую адекватность за $99,99) растут на 260% год к году. Несмотря на то, что спрос в этой категории упал по сравнению с пандемийными годами, он всё равно выше, чем в 2019. Основная модель – это поиск специалистов для личной и он-лайн терапии. Главное изменение в том, что новые игроки активно работают со страховыми компаниями, в то время как первая волна была заточена под оплату самим пациентом. Это изменение сильно расширяет потенциальную аудиторию. Интересное наблюдение на полях: в сфере ментального здоровья видна сезонность спроса. Как и в фитнес-клубах, пик активности приходится на первый квартал, особенно на январь.
Маркетплейсы билетов активно росли всю первую половину 2022 за счёт отложенного спроса.
После снятия локдаунов все устремились на отложенные и новые шоу. В первую половину года все росли в среднем на 323% год к году, во вторую – на 60%. Посмотрим, что будет в 2023. Выглядит как краткосрочный тренд.
Сформировалась третья волна маркетплейсов: «curated» и «opionated»
Первая волна онлайн маркетплейсов, таких как Ибей и Амазон в 90-х и 2000-х фокусировались на обилии предложения. У нас есть всё, что ты можешь придумать, вот тебе поиск и фильтры – развлекайся. Вторая волна в 2010-20-х всё ещё думала о разнообразии, но уже начала вводить специальные подборки с гарантированным качеством, например Убер Блек или Аирбнб плюс. А третья волна, которую мы наблюдаем сейчас, стоит только на заранее отобранных товарах высокого качества. Новые площадки становятся «opionated» – отбирают небольшое количество поставщиков с целью создать уникальный опыт для потребителей, которые больше не хотят сами искать и фильтровать что-то. В категориях с частыми покупками, такими как еда и шоппинг, новая модель дает более высокий ретеншн в основные товары. Для категорий с редкими покупками, например домашние животные, она повышает шансы дополнительных продаж услуг и аксессуаров. Существенным фактором роста такой модели может быть конфликт интересов поставщиков и текущих лидеров рынка. Поставщики, во-первых, опасаются проблем с брендом из-за размещения на массовых маркетплейсах, а во-вторых, недовольны ростом комиссий без гарантий долгосрочного партнерства. Например, средняя комиссия Амазона выроста с 35% до 52% за последние шесть лет.
Во времена волатильности на рынках инвесторы верят в модель маркетплейса как никогда
Во время предыдущего технологического спада появились такие знаковые компании как Аирбнб (2008) и Убер (2009). Во времена экономической нестабильности потребители меняют поведение, а бизнес ищет более креативные способы зарабатывать. Маркетплейсы находятся в удачном месте, чтобы капитализировать поведение обеих сторон.
Ещё больше интересных заметок о маркетплейсах и менеджменте продукта в телеграм-канале Ахой. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить:
"Во времена волатильности на рынках инвесторы верят в модель маркетплейса как никогда"... Жонглирование терминами. Верят в платформенную модель уже лет 5 как. Большой мультипликатор, сетевые эффекты и все такое.
Что такое маркетплейс, платформа, агрегатор описал тут - https://vc.ru/services/640249-tri-prostyh-termina-platforma-marketpleys-agregator-pri-ih-ispolzovanii-haos-i-kasha
"Революцию платформ" рекомендую к прочтению.
В оригинале оно «we have more faith in the marketplace model than ever.»
Авторы путаются в терминах на всех языках.
Посмотрел вашу статью про термины. Выглядит так, что в отчёте написано именно про маркетплейсы, а не про платформы как таковые. Вот их определение «A marketplace is any platform that connects buyers and sellers of goods/services with each other and facilitates a transaction».
Маркетплвйс это сайт, торжище так сказать. Часть и частный случай реализации платформенной бизнес модели. Платформа как и многие системы состоит из клиентской и серверной части.. Их еще называют backend and frontend. Определения маркетплейсов кто как хочет, так и пишет. Ясно одно - маркетплейс это частный случай платформы. Но уж точно не any platform that connects.... Приведу в пример платформу, где я архитектор, bil24.pro / tixgear.com . Она тоже соединяет продавцов и покупателей билетов, но точно не маркетплейс.
Думаю, стоит непременно сообщить авторам исходного текста, что они неверно используют термины.