{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Три простых термина: платформа, маркетплейс, агрегатор. При их использовании – хаос и каша

Платформа (как бизнес модель), маркетплейс и агрегатор – три простых термина из области цифровой экономики. Часто вижу их использование к месту и не к месту, в различных значениях и толкованиях. Предлагаю разобраться и понять значение этих терминов. Сразу оговорюсь, я буду писать об их общепринятом, «научном» значении, а не о том, кто, как, где и когда жонглирует данными словами.

Платформенная бизнес модель

Платформенная бизнес модель, это не технология, не система, не фреймворк и не язык программирования. Это бизнес модель, которая создает ценность, помогая взаимодействовать пользователям с разными ролями. Для этого платформы организуют крупные, масштабируемые сети пользователей и ресурсов. Такие сети иногда называют экосистемами.

В платформах ярко проявляется сетевой эффект, суть которого в том, что рост количества пользователей одной роли, привлекает пользователей другой роли и наоборот. Например, рост количества организаторов событий в платформе bil24.pro привлекает агентов и покупателей билетов. И наоборот, рост числа покупателей привлекает агентов и организаторов. Точно также, рост количества создателей контента в YouTube привлекает все большее количество зрителей, и наоборот.

Любую платформу можно описать одной картинкой – «Роли пользователей и цикл взаимодействия». На этой картинке всегда выделяется главная часть платформы – ключевое взаимодействие. Например, роли и цикл для BIL24.pro:

Роли пользователей и цикл взаимодействия платформы BIL24
  1. Артист согласовывает с Устроителем (промоутером) условия проведения события.

  2. Устроитель нанимает Администратора события (если необходимо), для решения организационных вопросов «на месте».

  3. Устроитель предоставляет Организатору продаж право реализовывать билеты, снабжает его материалами: афишами, пресс-релизами.
  4. Администратор события заключает договор аренды с Менеджментом Площадки (места проведения), организует выступление Артиста.
  5. Организатор продаж загружает событие платформу, и дает право Агентам продавать билеты на событие на своих сайтах, в мобильных приложениях и кассах.
  6. Менеджмент площадки дает право Агентам продавать билеты, в кассах и на сайте площадки.
  7. Агенты продают билеты Покупателям. Эта продажа является ключевым взаимодействием платформы BIL24. Все действия платформы направлены на удобство и легкость ключевого взаимодействия.
  8. Покупатели с билетами посещают площадку, смотрят выступление Артиста.

Для сравнения, приведем аналогичную картинку с ролями пользователей и их взаимодействием для платформы YouTube.com

Роли пользователей и цикл взаимодействия YouTube.com
  1. Зрители просматривают, отмечают и комментируют материалы, размещенные на YouTube-канале. Это ключевое взаимодействие платформы.

  2. Владелец канала привлекает Менеджеров и Редакторов, чтобы управлять каналом, размещать контент, привлекать к нему зрителей.
  3. Менеджеров и Редакторы делают все возможное, чтобы привлекать Зрителей и содействовать ключевому взаимодействию (1).

Главная цель любой платформы – максимально содействовать «Ключевому взаимодействию», делать так, чтобы оно проходило легко и непринужденно, и случалось как можно чаще.

Обратим внимание, что в русской статье в википедии, youtube назван «…видеохостингом, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео». Тогда как в английской версии совсем не так, и сильно точнее: «YouTube is a global online video sharing and social media platform».

Желающим подробнее разобраться в устройстве платформ, рекомендую начать с книги «Революция платформ», которая хоть и вышла пять лет назад, но актуальности своей не потеряла.

Маркетплейс

В английской википедии: «An online marketplace (or online e-commerce marketplace) is a type of e-commerce website where product or service information is provided by multiple third parties».

То есть Маркетплейс - это вебсайт (фронтенд, а не бэкенд), на котором продаются товары и услуги разных поставщиков. Или по-другому, это часть и частный случай платформы, с двумя ролями пользователей: покупатель и продавец, где ключевым взаимодействием является продажа товаров и услуг. Так как платформы стремятся к увеличению количества ролей пользователей и видов их взаимодействий, то мы должны увидеть в будущем маркетплейсы с независимыми и конкурирующими складами, службами доставки, страховщиками товара и что там еще есть или может быть. Так маркетплейсы разовьют платформенную модель по максимуму.

Агрегатор

В мире, термин Агрегатор применяется к вебсайтам и системам, собирающим в одном месте, например, новости, услуги такси и рекламы, контент из разных поисковых сервисов и социальных сетей. В российских реалиях Агрегатор почти то же самое, плюс «электронная торговая площадка, обеспечивающая проведение закупок «в один приём». В любом случае, Агрегатор не применяет платформенную бизнес модель и не является платформой.

В итоге

Когда задумывается новый стартап или новая система, неважно в какой области, полезно сначала понять модель того, что будет создаваться. И употреблять вышеназванные термины в их общепринятом значении, и более-менее к месту. Без разночтений.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда