Три простых термина: платформа, маркетплейс, агрегатор. При их использовании – хаос и каша
Платформа (как бизнес модель), маркетплейс и агрегатор – три простых термина из области цифровой экономики. Часто вижу их использование к месту и не к месту, в различных значениях и толкованиях. Предлагаю разобраться и понять значение этих терминов. Сразу оговорюсь, я буду писать об их общепринятом, «научном» значении, а не о том, кто, как, где и когда жонглирует данными словами.
Платформенная бизнес модель
Платформенная бизнес модель, это не технология, не система, не фреймворк и не язык программирования. Это бизнес модель, которая создает ценность, помогая взаимодействовать пользователям с разными ролями. Для этого платформы организуют крупные, масштабируемые сети пользователей и ресурсов. Такие сети иногда называют экосистемами.
В платформах ярко проявляется сетевой эффект, суть которого в том, что рост количества пользователей одной роли, привлекает пользователей другой роли и наоборот. Например, рост количества организаторов событий в платформе bil24.pro привлекает агентов и покупателей билетов. И наоборот, рост числа покупателей привлекает агентов и организаторов. Точно также, рост количества создателей контента в YouTube привлекает все большее количество зрителей, и наоборот.
Любую платформу можно описать одной картинкой – «Роли пользователей и цикл взаимодействия». На этой картинке всегда выделяется главная часть платформы – ключевое взаимодействие. Например, роли и цикл для BIL24.pro:
Артист согласовывает с Устроителем (промоутером) условия проведения события.
Устроитель нанимает Администратора события (если необходимо), для решения организационных вопросов «на месте».
- Устроитель предоставляет Организатору продаж право реализовывать билеты, снабжает его материалами: афишами, пресс-релизами.
- Администратор события заключает договор аренды с Менеджментом Площадки (места проведения), организует выступление Артиста.
- Организатор продаж загружает событие платформу, и дает право Агентам продавать билеты на событие на своих сайтах, в мобильных приложениях и кассах.
- Менеджмент площадки дает право Агентам продавать билеты, в кассах и на сайте площадки.
- Агенты продают билеты Покупателям. Эта продажа является ключевым взаимодействием платформы BIL24. Все действия платформы направлены на удобство и легкость ключевого взаимодействия.
- Покупатели с билетами посещают площадку, смотрят выступление Артиста.
Для сравнения, приведем аналогичную картинку с ролями пользователей и их взаимодействием для платформы YouTube.com
Зрители просматривают, отмечают и комментируют материалы, размещенные на YouTube-канале. Это ключевое взаимодействие платформы.
- Владелец канала привлекает Менеджеров и Редакторов, чтобы управлять каналом, размещать контент, привлекать к нему зрителей.
- Менеджеров и Редакторы делают все возможное, чтобы привлекать Зрителей и содействовать ключевому взаимодействию (1).
Главная цель любой платформы – максимально содействовать «Ключевому взаимодействию», делать так, чтобы оно проходило легко и непринужденно, и случалось как можно чаще.
Обратим внимание, что в русской статье в википедии, youtube назван «…видеохостингом, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео». Тогда как в английской версии совсем не так, и сильно точнее: «YouTube is a global online video sharing and social media platform».
Желающим подробнее разобраться в устройстве платформ, рекомендую начать с книги «Революция платформ», которая хоть и вышла пять лет назад, но актуальности своей не потеряла.
Маркетплейс
В английской википедии: «An online marketplace (or online e-commerce marketplace) is a type of e-commerce website where product or service information is provided by multiple third parties».
То есть Маркетплейс - это вебсайт (фронтенд, а не бэкенд), на котором продаются товары и услуги разных поставщиков. Или по-другому, это часть и частный случай платформы, с двумя ролями пользователей: покупатель и продавец, где ключевым взаимодействием является продажа товаров и услуг. Так как платформы стремятся к увеличению количества ролей пользователей и видов их взаимодействий, то мы должны увидеть в будущем маркетплейсы с независимыми и конкурирующими складами, службами доставки, страховщиками товара и что там еще есть или может быть. Так маркетплейсы разовьют платформенную модель по максимуму.
Агрегатор
В мире, термин Агрегатор применяется к вебсайтам и системам, собирающим в одном месте, например, новости, услуги такси и рекламы, контент из разных поисковых сервисов и социальных сетей. В российских реалиях Агрегатор почти то же самое, плюс «электронная торговая площадка, обеспечивающая проведение закупок «в один приём». В любом случае, Агрегатор не применяет платформенную бизнес модель и не является платформой.
В итоге
Когда задумывается новый стартап или новая система, неважно в какой области, полезно сначала понять модель того, что будет создаваться. И употреблять вышеназванные термины в их общепринятом значении, и более-менее к месту. Без разночтений.
Каждый раз, когда разговор заходит о безопасности бизнеса, у меня возникает желание проанализировать, насколько сильно мы зависим от источников, которые в некотором смысле управляют нашими процессами. Не секрет, что аутсорсинг все больше завоевывает популярность, становясь настоящей палочкой-выручалочкой для многих компаний, стремящихся сократить з…
В последнем заявили, что не давали добро на кампанию.
Банки, госорганы, операторы и маркетплейсы смогут обмениваться данными о подозрительных номерах и счетах мошенников, а жертвы передавать подробности о звонках.
Биткоин (BTC) сталкивается с трудностями в росте, так как цена не может преодолеть отметку $85 000 и испытывает непрерывное давление со стороны продавцов. Несмотря на общие положительные тренды на рынке, краткосрочные прогнозы для этой криптовалюты остаются неутешительными. Давайте разберемся, что происходит с Биткоином (BTC) и какие перспективы у…
Самыми «обременительными» собеседники издания называют ограничения, связанные с платежами.
Меня зовут Вячеслав. В 2014 году я был фрилансером и делал заказы за 3000 рублей. Сегодня развиваю платформу, где предприниматели запускают проекты без программистов: один создал HR-платформу, другой за 90 дней собрал мобильное приложение для торговли с Азией, третий прошел акселерацию ФРИИ и вошел в топ-25 из 150 заявок.