Как я боролся с очередями в своём продуктовом магазине в «Сколково» с помощью технологий
Личная история Оганеса — владельца маленького супермаркета в «Технопарке Сколково», который организовал первый в России магазин без кассира. В цифрах.
Всем привет. Меня зовут Оганес, и я владелец самого обычного продуктового магазина в необычном месте — «Технопарке Сколково».
Всё началось с того, что в обед у кассы скапливались очереди. Люди стояли по 15 минут и уходили. Выбора у них особо не было, ведь это единственный продуктовый во всём комплексе.
Из персонала у меня всего два кассира, которые утром скучали, а в обед вдвoём не успевали пробивать товары всем. Особенно людей бесило стоять в очереди с одной шоколадкой или йогуртом. Средний чек у меня был тогда на два-три товара в районе 350 рублей. В день через магазин проходили 150–250 человек.
В то время в технопарке пыталась стать резидентом компания Briskly. У ребят было приложение B-Pay, которое сканировало товары, а покупатель оплачивал их со смартфона. Эту компанию отправили к нам в магазин, показать, как это работает в бою.
Часть первая: технологии против привычек
Мы сразу согласились, потому что других способов разобраться с очередями я не видел. По моим подсчётам, тогда (октябрь 2018 года) мы теряли в очередях до 20% покупателей.
Для интеграции с приложением нашу «1С» подключили к платформе Briskly. Потом мы договорились на 25 тысяч рублей за работу по запуску нашей точки и 5% комиссию с каждой покупки. Я рассчитывал вернуть свои 20% покупателей и в идеале — оставить одного кассира на смене.
Для покупателя всё работало просто — установи, сканируй, покупай и уходи. Для старта нужно привязать карту и Apple Pay, заполнить данные о себе.
Итак, процесс пошёл. Надо было убедить людей поставить приложение. Нам дали наклейку, и мы повесили её на входе над овощами. Её не замечали, но неожиданно сработал сарафан. А также недовольство — почему это некоторые выходят из магазина просто так, а я стою? Для местных нет ничего удивительного в приложениях — с первого дня люди вникли, и пошли регистрации.
В первый месяц работы через B-Pay мы сделали 108 продаж на 11 тысяч рублей. По-моему, это было связано с каким-то форумом. Это меньше 3% от моего оборота. Но лиха беда начало!
Я обнаружил, что:
- Один раз установив приложение, человек покупает с ним всегда.
- Покупатели с приложением заходят в два раза чаще, потому что времени на покупку точно хватит.
- Проводят в магазине максимум 5 минут.
- Очередей стало меньше, но нагрузка на кассира осталась.
По первому месяцу не было понятно, есть ли рост среднего чека. И конечно, нас всех волновало, не упускаем ли мы с новыми технологиями старое доброе мелкое воровство.
Часть вторая: кассиры против хаоса
Чтобы следить за всеми, кто покупает товары в обход кассы, Briskly предлагает отдельное приложение для продавца. Кассир на своём планшете видит всех, кто вошёл в магазин и покупает через B-Pay, их корзины и процесс оплаты.
В идеале сотрудник должен нажать «подтвердить покупку», когда человек покинул магазин. Но честно, за всеми не поспеть, у нас скапливается небольшая очередь из подтверждений. И мы решили, что клиенты могут просто показывать приложение B-Pay с проведённой транзакцией.
Немного статистики: динамика роста продаж
- Март 2019 года — 162 заказа на 12 967 рублей.
- Апрель 2019 года — 163 заказа на 16 081 рубль.
- Май 2019 года — 246 заказов на 24 461 рубль.
- Июнь 2019 года — 393 заказа на 37 133 рубля.
Итак, за восемь месяцев оборот по приложению вырос в два раза. При этом выяснилось, что у людей с приложением средний чек выше — потому что они видят сумму на экране и понимают, что могут добрать ещё немного до круглой суммы. А обычно мы набираем, например, на 364 рубля и уже думаем, что набрали на 400.
Появилась категория покупателей, которые стали забегать и брать по одному товару три-пять раз в день.
Всего в магазин «Сколково» за это время с B-Pay зашло около 1000 человек. Многие из них посещают технопарк в рамках экскурсии, но 30% — это постоянные покупатели. Но у нас росли сомнения в безопасности такого шопинга — а если каждый второй начнёт покупать через приложение, как за ними следить?
Часть третья: нейросеть против мошенников
Тогда Briskly предложила оборудовать магазин их свежей разработкой — нейросетью, которая через машинное зрение следит за поведением покупателей. Для компании это была отличная тренировка сети в реальных условиях.
Так, в моём маленьком продуктовом появилось 37 камер, которые обозревали буквально каждый квадратный сантиметр. Такое количество камер нужно, чтобы не было слепых пятен, а также чтобы детальность съёмки была на уровне оцифровки кистей рук и их движения.
Камеры работают уже больше двух месяцев, и кассиру стало значительно легче. Если возникает спорный момент, нейросеть оставляет пометки, и мы всегда можем проверить её работу на записи. У меня, к слову, никогда особо не было краж, так как сюда не заходят случайные люди. Но с нейросетью всё намного спокойнее.
Дополнительно нам на тест поставили блок управления замком двери, которая теперь открывается через приложение. Пользователь приложения выбирает наш магазин по геолокации или сканирует QR-код, и дверь открывается.
И ребята из другого стартапа сделали нам электронные ценники, которые автоматически меняются в зависимости от новой цены товара. Так мы стали круглосуточным магазином без затрат на персонал.
Подведу итог своей истории
Плюсы моей цифровизации
- То чувство, когда стал первым в россии магазином без продавца. Как Илон Маск среди продуктовых.
- Средний чек моих покупателей с B-Pay увеличился на 15–20% за восемь месяцев использования приложения. Но отслеживать динамику всё ещё сложно — много залётных экскурсантов, которые ставят B-Pay и сбивают мне статистику.
- Очереди в обед сократились втрое. Ощутимая разгрузка кассира наступила на пятый месяц использования, когда на технологию подсели все местные.
- B-Pay включает в себя эквайринг и онлайн-кассу. Так что если я буду открывать второй магазин, можно не покупать кассу и сэкономить 35 тысяч рублей. Чек сам уйдёт в ОФД и покупателю на почту.
Минусы
- Если магазин находится у метро, сможет ли нейросеть оценить ситуацию и верно списать средства с карты за украденные товары?
- Порог входа в новую технологию. Для человека должна быть мотивация, чтобы сменить привычную схему покупки. В моём случае либо ты купишь печенье в перерыве на обеде, либо ты их вообще не съешь и будешь голодным. Это сработает в бизнес-центре или в магазине у дома перед закрытием. А также в гипермаркетах, где не хочется стоять в очереди перед выходными.
В целом мне удалось побороть очереди с помощью технологий, у меня в день выходит один кассир. Не знаю, как с повышением чека, но вложения в технологию окупились уже на моменте сокращения зарплаты. Но всё ещё тяжко бывает при наплыве посетителей с форумов. Оборот по приложению понемногу растёт, но реальную картину я увижу только через год.
А как считаете вы? Такая технология для обычного бизнеса — благо или утопия?
Радует, что хоть кто-то пытается вытащить нашу цифровизацию
я твой нейросеть шатал
Так мы стали круглосуточным магазином без затрат на персонал.
Полы моют и товары расставляют на полки роботы из ещё одного стартапа?
И 2 вопроса: 1) сколько стоит установка 37 камер + нейросеть? Подозреваю что в рамках пилота сделали все бесплатно, а так чек нормальный за все это.
2) сколько стоили электронные ценники и поддержка в месяц? Аналогично, думаю дали бесплатно, а так бы было нерентабельно.
Я все это к чему: думаю, за эту всю цифровизацию заплатили в итоге инвесторы сколковских стартапов, а не владелец магазина. Иначе бы это было нерентабельно и не нужно.
Кассиры по итогу с такой автоматизацией теряют работу? А если внедрить полезную с одной стороны технологию в гипермаркеты и продуктовые сети, то страшно представить, сколько народу будет уволено за ненадобностью... Они ведь итак на грани там существуют с мизерной ЗП и по 15 часов работы...
Ну не уволено, а оптимизировано. Выкладка все равно сохраняется, так же как и разгрузка товара. Плюсом понадобится грамотный управляющий всеми этими автоматизированными процессами. Часть уйдёт на рынок труда, часть на повышение квалификации.
Повышение квалификации - повышение эффективности труда - повышение среднего дохода.
Это прогресс, он необходим.
это плохо?
зарплаты мизерные, а берут без опыта
поэтому можно пойти в любое другое место где это еще не внедрили
Просто переклассифицируются из кассиров в мерчандайзеры и консультанты. Выкладывать-то товар кто то должен.
Ну в больших сетях кассирам платят хоть и больше чем продавцам, и грузчикам, но и финансовая ответственность прямая(владельцы сетей просто каждый вздох кассиров контролируют). А в небольших магазинах с постоянными потоками покупателей от кассира требуют чтоб он был все 12 часов на кассе (обед, хмм, до 10 минут вместо законных 30-60 минут).
Ну может наконец осознают, что надо подучиться, чтобы зарабатывать чуток побольше.
Пятерочка рядом встанет и суши весла
тоже самое хотел написать. пока они там одни можно хоть что тестировать...
В Сколково контингент продвинутый, потому там и зашло. Интересен был бы опыт где-нибудь в магазине у дома в разных районах. Думаю что от людей живущих в районе магазина будет сильно зависить применимость технологии.
Ещё на территории бизнес-центров актуально. И в зданиях офисных. В ЖК разных. В Москве этого сейчас полно.
Молодцы! Реальное применение технологии созданное стартапом всегда радует и мотивирует. Хорошо что вы не отказались попробовать.
Комментарий удален модератором
В Магнитах бригада то коробки расставляет, то ценники, то на кассу становится в пиковые 14 минут, открывая 3 кассы вместо одной.
КГ/АМ
См также: системы массового обслуживания.
Недавно была у вас, всё круто и правда удобно, мечта интроверта или просто спешащего человека (я, обычно, два в одном). Успехов!
За такие факты у Сколково и есть юморная репутация. Или может рассказу лет 10?
Поясните пожалуйста?
причем здесь Сколково, когда магазин частного лица Оганеса?
Круто и интересно, спасибо!
А что за стартап с электронными ценниками?
Их десятки, был на retailweek2019 , минимум 5 разных компаний с электронными ценниками. Что-бы оснастить точку с 700 SKu надо - 350 тр + интеграция с учеткой еще 500 тр.
Комментарий удален модератором
всегда останутся те, кто будет покупать на кассах в обычных магазинах. Но с такой системой магазины можно открывать там, где не регулярная и не большая проходимость, но он там жизненно нужен. Сейчас в отдаленных местах магазинов нет, потому что не рентабельно.
Когда Убер появился, никто не вспомнил о потере работы операторами. Уже года 4 прошло, а люди до сих пор заказывают такси по телефону, с магазинами это вообще не скоро произойдет.
(Случайно нажал +, пришлось отменить, нажав -, не в обиду)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вот только причем тут оганес не понятно, у меня рядом таких оганесов толпы, но платить они настоящих денег за технологии не будут, сидят и ждут когда русский Иван им эти технологии даст, готовые.
Потому, что если напишут, что это реклама от B-Pay, народ зачмырит. Мол, таких старапов уже тысячи, харе шнягу впаривать.
"В начале нужно установить приложение..."
Расходимся
Шелема, какой же ты Оганес? Ты Вова!
Плюс не поведали о 37 камерах. Их установка, контроль, обслуживание - включены в 5% ???
Добрый вечер, контроль осуществляется самим магазином, а обслуживание входит в 5%
можно было на аутсорс в обед пару кассиров звать а на постоянке одного оставлять)
А где у вас электронные ценники? Вчера забегала за водой, сильно не осматривалась, не видела их.
Шоколадка за 100+ рублей? На обед печенье?
Хм...))
Ну, инновации они такие без маржинальности в 200% окупить сие будет сложно.
А разве про маркет - единственный продуктовый магазин? Там, вроде, прям рядом вендинговый автомат и лемма маркет в Тетрисе. И да, в про маркете постоянно что-то тестируют - то криптокарты, то компо со своим ценниками.
Но вообще хорошая нативочка от брискли 😉
кстати, лемма маркет в Тетрисе, я видел, тоже подключен к briskly
какой % покупок осуществляется с помощью приложения?
Очередной продавец ИИ для ритейла из серии "резидент Сколково". Получит грант, потратят и разойдутся.
briskly не резидент Сколково)