«У нас страна предприимчивых людей, годы советской власти не прошли зря»: глава Wildberries о развитии, законах и IPO Статьи редакции
Выжимка интервью, которое Татьяна Бакальчук дала РБК.
О позиционировании Wildberries
- Wildberries — это в большей степени «цифровая платформа, экосистема», чем просто маркетплейс, поскольку он «создаёт среду, в которой на симбиотической основе развиваются компании», говорит Бакальчук.
О «новой экономике» маркетплейсов
- Несмотря на конкуренцию, за 2023 год «большая пятёрка» — Wildberries, Ozon, «Яндекс», «Авито» и «Сбер» — «очень сильно сдружились», а также обзавелись «совместными грандиозными планами» (в том числе в сфере регулирования). Это не вынужденная кооперация — это «эволюционное развитие», так как вместе компании формируют «новую экономику», считает Бакальчук.
- Партнёрства при этом Wildberries «не любит», потому что придерживается принципа «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». По словам предпринимательницы, маркетплейс наладил «лучшую логистику в стране» и стал «крупнейшим застройщиком коммерческой недвижимости» именно потому, что с самого начала не стал мириться с неудовлетворительным качеством партнёрских услуг и выстроил процессы сам.
О масштабировании
- Изначально Бакальчук — как «мамочка в декрете» — не думала о том, что Wildberries масштабируется до текущих размеров. «У меня была цель, чтобы прибыли было $1000 в месяц», — призналась она и назвала себя «предпринимателем по наитию».
- На конец 2023 года 90% оборота приходится на Россию. Чтобы сохранить темпы роста, компания постепенно осваивает новые рынки. При выборе регионов для запуска она останавливается на тех, где может «принести пользу». Сейчас, например, «начинает» работать с Китаем, чтобы местные продавцы напрямую поставляли свою продукцию на Wildberries для всех стран присутствия.
- На интересах продавцов из России это не скажется — они «в приоритете». «Я хочу, чтобы компания осталась в истории как та, которая помогла становлению духа предпринимательства и развития малого бизнеса в России», — говорит Бакальчук.
О параллельном импорте и развитии новых категорий
- От параллельного импорта «особо никто не пострадал — наоборот, выиграл». Доля контрафакта от этого, по мнению Бакальчук, не увеличилась, но для борьбы с ним Wildberries тестирует программу «Цифровой арбитраж» — через неё правообладатели могут связаться с продавцом и запросить подтверждающую документацию. Если тот не владеет нужным документом, его товар снимают с продажи.
- Продавать автомобили и квартиры компания пока не планирует. О продаже скоропортящихся товаров пока просто рассуждает. Свой мессенджер разрабатывает, но только для внутренней коммуникации.
О возможном ребрендинге
- На входе в офис Wildberries висит вывеска с названием «Ягодки» — это название она использовала в одной из рекламных кампаний и позже зарегистрировала (якобы всего на полчаса раньше другого человека). Офис раньше занимала Apple. «Вы же знаете, в каком офисе мы сидим?Было "яблоко", стали "ягодки". Это красиво и мило», — говорит Бакальчук.
- «Ягодки» будут использовать в «том или ином формате», но каком — пока не решили. В качестве более «айтишного» названия — так его описывает предпринимательница — используют сокращение WB: WB Travel, WB Guru, WB Team, WB Go и другие.
О регулировании
- Новости об участившихся проверках в Wildberries Бакальчук называет «слухами» и «неправдой». Компания действует в рамках требований РКН, ФАС и других ведомств и в том числе по законам всех стран присутствия.
- Визиты миграционных служб случаются, но «в рамках закона». В основном они проверяют платформенных занятых, а не штатных сотрудников. По словам основательницы маркетплейса, скоро такой вид занятности «вынесут на законодательном уровне» (на декабрь 2023 года на платформе Wildberries зарегистрировано около 800 тысяч работников, 200 тысяч выходит на работу хотя бы раз в месяц).
- По мнению Бакальчук, регулирование на рынке маркетплейсов должно работать не только в сторону платформ, но и в сторону потребителей и партнёров.
О возможной продаже бизнеса и IPO
- Бакальчук по-прежнему не планирует продавать бизнес третьему лицу, но в последние годы предложений и не поступало. Вместо этого приходят банки и предлагают провести IPO. Предпринимательнице это не интересно.
- Передачу бизнеса детям она пока всерьёз не рассматривала. По её словам, дети должны заниматься любимым делом. Захотят ли они взяться за бизнес — покажет время.
41K
показов
15K
открытий
Конечно верим, что мамочка в декрете "просто взяла и открыла" многомиллиардный бизнес.
Комментарий недоступен
Сомнительно, она сделала аналог алиэкспресс, который к слову умирает из-за конкуренции с местными маркетплейсами , люди не хотят ждать доставки неделями, всем нужно сегодня-завтра. Озон к слову уже много лет продает напрямую со складов Китая и не особо это популярно
На 95% товаров китайских барыг ни отзывов, ни нормально заполненных карточек товара, иногда трудно понять что вообще продается, сроки зачастую дольше чем напрямую с алика, так еще и никакой толковой защиты если нерабочее приедет. Выбрать как минимум один пункт.
Там скамеры через одного, а озон их не дрючит, как местных продавцов, по 10000 р. штрафов на 1 карточку товара. С возвратами и гарантией, с китайцами вообще ничего не поделаешь.
Заказала жена платье не посмотрела, что оно из Китая, пришло не того размера, а возврат обратно в Китай)) Озон у нас лапки. В жопу, из Китая там ничего дороже 500 заказывать нельзя
Кузя, добрый день! На нашем сайте мы заранее рассказываем https://ozon.ru/t/P2pBjYQ, что способы возврата товаров из-за рубежа отличаются в зависимости от страны продавца и способа доставки. Возможные способы будут предложены при оформлении заявки, некоторые продавцы уже в пункты выдачи разрешают свои возвраты делать. Простите, что селлер отправил не то размер. В поддержку уже обращались, нужна сейчас какая помощь?
вы реально думаете женщины, которые постоянно у вас заказывают на это смотрят? Они заказывают у Озона и хотят иметь дело с Озоном, а не каким то сунь куй чаем. А у Озона как всегда лапки.
А на 95% товаров Российских барыг - фейковые отзывы и карточки с фейковыми описаниями. Так что еще вопрос - что лучше.
Ну при наличии капельки мозгов и любых отзывов с фото, уже чуть проще разобраться, насколько это барахло - барахло. А когда вообще 0, тишина, ни единого даже фейкового отзыва, тут беда полная.
Согласен, заказывал бейсболку на Ozone. И продавец из Китая три раза присылал не тот заказ. Пишу продавцу, мне ответ на ломаном русском.:)))))
Максим, добрый день! В поддержку писали про это? Скажите номер заказа или заявки на возврат. Разберёмся и проведём проверку этого продавца. Некоторые селлеры ведут переписку через переводчика, другие изучают русский язык или нанимают менеджеров.
Если бы еще не убили сам Али, можно было бы говорить о конкуренции. Но майл сру похоронил Али курсами и отсутствием товаров, ну и наценка. Выходит купить теперь в озон дешевле чем на Али тот же товар. Недавно заказывал с озон из того же Китая товар, Озон 10000 Али в лучшем случае 14000 + доставка 5000.
Доставку неделями вполне могут исправить поставками на склад ягоды. Какие там будут условия для Них ...хз.
А РуАлик умирает не из за конкуренции. А из за собственной рукожопости его же создателей. Там просто нечего делать.
Комментарий недоступен
Да непопулярно, но многие все равно берут..за 200 р нет, но когда выгода условно 5 тыщ с 30ти, то я брал..если это электроника и есть отзывы,то боле или менее..возврат тоже возможен,но танцевать с бубном придется..а ещё есть то что перекуры не везут(
На али есть товары, которые не найти на наших торговых площадках.
Так же не всё абсолютно также или дороже на али, есть товары и дешевле.