«У нас страна предприимчивых людей, годы советской власти не прошли зря»: глава Wildberries о развитии, законах и IPO Статьи редакции
Выжимка интервью, которое Татьяна Бакальчук дала РБК.
О позиционировании Wildberries
- Wildberries — это в большей степени «цифровая платформа, экосистема», чем просто маркетплейс, поскольку он «создаёт среду, в которой на симбиотической основе развиваются компании», говорит Бакальчук.
О «новой экономике» маркетплейсов
- Несмотря на конкуренцию, за 2023 год «большая пятёрка» — Wildberries, Ozon, «Яндекс», «Авито» и «Сбер» — «очень сильно сдружились», а также обзавелись «совместными грандиозными планами» (в том числе в сфере регулирования). Это не вынужденная кооперация — это «эволюционное развитие», так как вместе компании формируют «новую экономику», считает Бакальчук.
- Партнёрства при этом Wildberries «не любит», потому что придерживается принципа «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». По словам предпринимательницы, маркетплейс наладил «лучшую логистику в стране» и стал «крупнейшим застройщиком коммерческой недвижимости» именно потому, что с самого начала не стал мириться с неудовлетворительным качеством партнёрских услуг и выстроил процессы сам.
О масштабировании
- Изначально Бакальчук — как «мамочка в декрете» — не думала о том, что Wildberries масштабируется до текущих размеров. «У меня была цель, чтобы прибыли было $1000 в месяц», — призналась она и назвала себя «предпринимателем по наитию».
- На конец 2023 года 90% оборота приходится на Россию. Чтобы сохранить темпы роста, компания постепенно осваивает новые рынки. При выборе регионов для запуска она останавливается на тех, где может «принести пользу». Сейчас, например, «начинает» работать с Китаем, чтобы местные продавцы напрямую поставляли свою продукцию на Wildberries для всех стран присутствия.
- На интересах продавцов из России это не скажется — они «в приоритете». «Я хочу, чтобы компания осталась в истории как та, которая помогла становлению духа предпринимательства и развития малого бизнеса в России», — говорит Бакальчук.
О параллельном импорте и развитии новых категорий
- От параллельного импорта «особо никто не пострадал — наоборот, выиграл». Доля контрафакта от этого, по мнению Бакальчук, не увеличилась, но для борьбы с ним Wildberries тестирует программу «Цифровой арбитраж» — через неё правообладатели могут связаться с продавцом и запросить подтверждающую документацию. Если тот не владеет нужным документом, его товар снимают с продажи.
- Продавать автомобили и квартиры компания пока не планирует. О продаже скоропортящихся товаров пока просто рассуждает. Свой мессенджер разрабатывает, но только для внутренней коммуникации.
О возможном ребрендинге
- На входе в офис Wildberries висит вывеска с названием «Ягодки» — это название она использовала в одной из рекламных кампаний и позже зарегистрировала (якобы всего на полчаса раньше другого человека). Офис раньше занимала Apple. «Вы же знаете, в каком офисе мы сидим?Было "яблоко", стали "ягодки". Это красиво и мило», — говорит Бакальчук.
- «Ягодки» будут использовать в «том или ином формате», но каком — пока не решили. В качестве более «айтишного» названия — так его описывает предпринимательница — используют сокращение WB: WB Travel, WB Guru, WB Team, WB Go и другие.
О регулировании
- Новости об участившихся проверках в Wildberries Бакальчук называет «слухами» и «неправдой». Компания действует в рамках требований РКН, ФАС и других ведомств и в том числе по законам всех стран присутствия.
- Визиты миграционных служб случаются, но «в рамках закона». В основном они проверяют платформенных занятых, а не штатных сотрудников. По словам основательницы маркетплейса, скоро такой вид занятности «вынесут на законодательном уровне» (на декабрь 2023 года на платформе Wildberries зарегистрировано около 800 тысяч работников, 200 тысяч выходит на работу хотя бы раз в месяц).
- По мнению Бакальчук, регулирование на рынке маркетплейсов должно работать не только в сторону платформ, но и в сторону потребителей и партнёров.
О возможной продаже бизнеса и IPO
- Бакальчук по-прежнему не планирует продавать бизнес третьему лицу, но в последние годы предложений и не поступало. Вместо этого приходят банки и предлагают провести IPO. Предпринимательнице это не интересно.
- Передачу бизнеса детям она пока всерьёз не рассматривала. По её словам, дети должны заниматься любимым делом. Захотят ли они взяться за бизнес — покажет время.
41K
показов
15K
открытий
Контрафакт не увеличился ))) если раньше на ВБ ещё можно было что-то купить, сейчас заходишь посмотреть что-то типа кроссовки nike, сотни кроссовок по 1500-2000 )))) ВБ реально превратилось в самую что ни есть цифровую помойку
Ну а че бы не купить паль за 1.5-2к? Вот если паль продают по цене оригинала - тут другое дело.
Потому что она разваливается через 2 недель использования.
В том-то и дело что не разваливается
Если кроссовок выглядит как Nike, носится при прочих равных столько же сколько Nike и с качеством пошива аналогичному Nike - значит это Nike.
Кроссовки за 2к никак не могут носиться и обладать качеством пошива, сопоставимым с оригиналом за 15к. За 2к можно купить только говняк с деревянной резиной.
Покупал оригинальные пумы за десятку, развалились в говно за год активной носки, аж до дырки на сетке, хоть и действительно удобные были. Затем купил демикс по акции за 3к с стелькой аля мягкие у скечерса, тоже удобные, только за такой же год активной носки ничего не протерлось. Ну и нахрена переплачивать?
Хз, ношу одну пару адиков уже пятый год, немного потёрлись на носке из-за неправильно подобраного размера. Слава б-гу успел взять ещё пару до невойны. А с дешёвыми только негативный опыт: разваливаются, хуево сидят, натирают и тд, ну и общий косяк - деревянная подошва.
Я думаю у большинства есть такая история. У меня аналогичная история с найками за 7к и демиксами купленными (внимание!) за 1000р по акции. Я носил их не менее 5 лет работая на ногах. Я даже боюсь представить сколько километров они прошли, а выкинул я их из-за запаха, который уже ничем не отстирывался.
Рекомендую вам посмотреть видео Минаева на Ютубе про бренды. Он там приводит мысли о том, что стоимость изготовления вещи в цене не более 5%. Все остальное это затраты на маркетинг.
Поэтому приводить для примера цену найков и цену пали некорректно. Нужно разбирать каждый случай отдельно.
Приводить мысли может кто угодно, но результат на лицо, большинство нищемаркета - деревянная, неудобная, разваливающаяся после сезона муть. Лучше переплатить в условные три раза, но нормальная обувь переживёт пять сроков нищей и при этом ноги будут в комфорте.
Хз, одежда и обувь - примитивные вещи, которые начинают производить любые страны в начале индустриализации. Их себестоимость должна быть копейки, все остальное - наценки за красивую рекламу
Хз, 5 лет бегаю в кроссовках за 1к, не жалуюсь