{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Китай ответит ЕС, если спор вокруг электромобилей не получится решить мирно

Привет! На связи Илья, автор крупнейшего Telegram-канала EV Forum про электромобили. Здесь и в канале рассказываю о новых и старинных марках электромобилей, делюсь новостями со всех континентов, и выкладываю аналитику.

В уходящем году Евросоюз начал антимонопольное расследование в отношении электромобилей из Китая, грозящее повышением таможенных пошлин. Автопроизводители блока напряглись в ожидании симметричного ответа со стороны все более напористой державы.

Но китайские власти в эскалации конфликта не заинтересованы, ведь на европейский рынок поставляется треть всего экспорта NEV (автомобиль с новой энергией) из КНР. И правительство, и такие компании, как BYD Co. и SAIC Motor Corp., были максимально вовлечены в расследование дела о субсидиях, о чем писали подробнее в статье "Почему разорвать мертвую хватку Китая в цепочке поставок электромобилей будет непростой задачей?". Сдержанная реакция свидетельствует о давлении, которое испытывает перенасыщенный китайский рынок электромобилей, к тому же усугубленное ценовой войной, которую Tesla инициировала в прошлом году.

Хотя доля китайских производителей на рынке Европы еще не так велика, заметный рост производства электромобилей позволил стране за небольшой период стать конкурентом Японии в борьбе за мировое лидерство в автомобильном экспорте.

«Китайцы выстрелили бы себе в ногу, если бы приняли ответные меры и ухудшили отношения с одним из своих крупнейших торговых партнеров, — заявил Маттиас Шмидт, независимый аналитик автомобильного рынка из Гамбурга. Китай достиг точки, когда ему необходимо экспортировать как можно больше электромобилей».

По данным таможни, средняя стоимость китайского электромобиля в Европе, например, кроссовера BYD Dolphin или MG 4 компании MG Motor, принадлежащей SAIC, примерно в два раза выше, чем в родном регионе. Низкая стоимость рабочей силы в Китае и щедрые субсидии влияют на такой разброс цен. Не стоит забывать и о дополнительных расходах компаний при отправке автомобилей за границу, включая тарифы и расходы на доставку.

Для сравнения, BYD Dolphin продается в Китае по цене от 111 000 юаней ($15 500), а в Германии его цена достигает уже €35 990, или $38 780. В Таиланде эта модель начального уровня обойдется покупателю в $19 560.

Та же ситуация с машинами MG Motor. Модель MG 4 продается в Германии по цене €37 700 евро — это на €20 000 дороже, чем в Китае. А Tesla Model 3, произведенная в Шанхае, в ЕС примерно на €13 000 дороже, чем в Поднебесной.

Сохранение объема поставок и их увеличение на таком прибыльном рынке, как европейский, для КНР сейчас тем более важно, поскольку рынок США для них фактически закрыт из-за налога в 25% и стимуляции местного автопрома.

Борьба за выживание идет полным ходом. Nio Inc., когда-то лидер среди китайских стартапов электромобилей и экспортер в Европу такой модели, как седан ET5 стоимостью €59 900, рассматривает возможность дальнейшего сокращения штата после первого вынужденного увольнения 10% работников. Компания WM Motor подала заявление о банкротстве после того, как ее вытеснили на обочину в жесткой конкурентной борьбе.

Седан Nio ET 5 выпускается с декабря 2021 года

В самом Китае вряд ли уменьшится количество электротранспорта. Только один BYD продал чистых EV и подключаемых гибридов почти на 70% больше в 2023 году, чем в 2022 — около 3 млн единиц. В то же время рост долга и замедление роста доходов, вызванные длительными карантинными мерами в стране и кризисом в секторе недвижимости, ограничили расходы.

«Правительство Китая оказывает некоторую поддержку на ранних этапах развития этой отрасли, но сейчас она постепенно сходит на нет, — сказал Сюй Хайдун, представитель Китайской ассоциации автопроизводителей. Зарубежные производители начали работу позже, а их продукция и технологии немного отстают».

Евросоюз запустил расследование в отношении субсидий правительства КНР на электромобили для BYD, SAIC и Geely. Карательные пошлины на электромобили будут добавлены к нынешней в размере 10%.

США также выделяют ряд субсидий для привлечения инвестиций в местные производства, устанавливают строгие правила в отношении местных цепочек поставок и производства электромобилей, чтобы можно было претендовать на льготы.

Расследование в отношении электромобилей ознаменовало точку ухудшения торговых отношений Китая с западными странами во главе с США. Напряженность между Пекином и Брюсселем обострилась из-за усилий Европы по снижению рисков своих цепочек поставок и растущего торгового дефицита ЕС с Китаем, составившего в прошлом году более $400 млрд.

На первом очном саммите за четыре года между КНР и Европой китайские официальные лица заняли миролюбивую позицию. Си Цзиньпин заявил лидерам ЕС, что хочет видеть обе стороны в роли ключевых торговых партнеров, способными укреплять доверие в цепочках поставок. Министерство торговли Китая отдельно заявило, что ЕС должен прекратить торговый протекционизм посредством расследования по поводу электромобилей.

Но позиция Китая может измениться в случае введения тарифов, и это будет иметь болезненные последствия для всего мирового автомобилестроения. BMW, Mercedes-Benz и VW продают на китайском рынке от 33% до 40% своих автомобилей. Ни один производитель не сможет обойтись без китайских аккумуляторов для электромобилей и других компонентов. До начала октября 2024 года Китай также ограничил экспорт графита, используемого для производства аккумуляторов, о чем также писали тут.

«Наиболее очевидным вариантом ответных мер было бы повышение импортной пошлины в Китай с 15% обратно до 25%, — заявил Брэд Сетсер, старший научный сотрудник американского Совета по международным отношениям. Китай имел бы на это полное право».

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда