{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Китай ограничит экспорт графита с 1 декабря: как это повлияет на производство электромобилей?

Министерство торговли Китая объявило о введении ограничений на экспорт графита, что вызвало серьезную обеспокоенность производителей электромобилей и батарей для них. Дело в том, что графит — важный ингредиент аккумуляторов электромобилей, образующий анод литий-ионных батарей (в них доля этого минерала составляет примерно 95%). Всего графита в батарее содержится 20-30%. Это означает, что спрос на него будет кратно расти вместе со спросом на электромобили.

Привет! На связи Илья, автор крупнейшего Telegram-канала EV Forum про электромобили. Здесь и в канале рассказываю о новых и старинных марках электромобилей, делюсь новостями со всех континентов, и выкладываю аналитику.

Изменения вступят в силу 1 декабря 2023 года. С этого дня все компании, занимающиеся экспортом графита из КНР, обязаны будут получать специальную лицензию на вывоз этого минерала и изделий из него, включая синтетический графит высокой чистоты, твердости и прочности, а также натуральный чешуйчатый графит и все продукты на его основе.

Без лицензии такая деятельность будет нарушением законодательства. При этом заявка на экспорт должна содержать конкретное название конечного получателя графита. Вероятно, это сделано для борьбы с «серыми» схемами вывоза материала.

В Китае поясняют, что эти меры не нацелены на какую-либо конкретную страну. Они должны «способствовать обеспечению безопасности и стабильности глобальной цепочки поставок и производства, а также лучшей защите национальной безопасности и интересов». Ранее китайские власти уже вводили временные ограничения на экспорт трех видов графита.

Графит — основа для изготовления анодов аккумуляторов

Однако в СМИ решение связывают с напряженностью в торговом конфликте между Китаем и США и очередным витком эскалации экономической конфронтации двух держав. В начале октября власти США ввели новые санкции на поставки в КНР оборудования для выпуска микросхем. Ответ Китая оказался молниеносным.

Мировой рынок графита в цифрах

В последние годы Китай сократил добычу природного графита, чтобы защитить окружающую среду, и начал наращивать с 2021 года производство синтетического графита. По данным консалтинговой компании Mysteel, сейчас на синтетическую форму приходится 70% производства графита в КНР. Производители аккумуляторов могут использовать для изготовления анодов природный графит, добытый в шахтах, но синтетический материал, который обычно дороже, служит дольше, заряжается быстрее и повышает безопасность использования батареи. Китай поставляет почти 90% синтетического графита, переработанного для производства, на мировой рынок.

Объем глобального рынка графита оценивается в $3,45 млрд в 2023 году и, как ожидается, достигнет $4,41 млрд долларов США к 2028 году, увеличиваясь в среднем на 5% в течение прогнозируемого периода (2023-2028 годы).

Почти все этапы цепочки производства литий-ионных аккумуляторов ориентированы на Китай. Страна занимает наибольшую долю в мире с точки зрения потребления и производственных мощностей графита в основном из-за огромного спроса со стороны перспективных секторов, таких как производство литий-ионных аккумуляторов, электроника, производство стали, солнечная промышленность и ядерная промышленность.

Потребность в графите для разных отраслей в период 2023-2028 гг.

В 2022 году на долю КНР приходилось около 65% от мирового объема производства графита. Китайские производители аккумуляторов во главе с CATL и BYD при поддержке правительства строят крупные заводы по производству аккумуляторов. Китай контролирует 80% мирового производства аккумуляторных батарей, и в течение пяти лет производство, по оценкам, достигнет 2 ТВтч. Такой рост связан с поощрительной государственной политикой, огромной производственной базой и растущим спросом на батареи.

Насколько вырастет потребность в графите в ближайшее время?

В связи со стремительным развитием электромобильный промышленности рынок графита для литий-ионных аккумуляторов начнет стремительно расширяться. В среднем каждый электромобиль требует до 70 кг графита (а в Tesla Model S — еще больше). При этом в, США нет своих графитовых рудников, весь минерал импортируется. Только гигафабрике Tesla в Неваде требуется примерно 35 200 тонн сферического графита в год.

В 2019 году спрос на сферический графит в Китае составил 200 тыс тонн, в 2020 году — 240 тыс тонн. А к 2028 году спрос в КНР на графит увеличится до 1,9 млн тонн. В сентябре 2021 года Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозировало, что секторы электрической мобильности и низкоуглеродной энергетики к 2040 году потребуют в 25 раз больше графита в год, чем сегодня. Вообще же Азиатско-Тихоокеанский регион — крупнейший потребитель графита в мире, и с каждым годом потребности растут.

Рост потребности в графите по регионам, 2022-2027 гг.

В Китае насчитывается более 40 официальных производителей графитированных электродов, и за последнее время на рынок вышло еще 30 новых игроков, производящих другие огнеупорные изделия и электроды. С учетом этих факторов ожидается, что спрос на синтетический графит в Китае увеличится в течение прогнозируемого периода.

Зависимость производителей от китайского сырья

Поскольку основная часть графита добывается в Китае, производители аккумуляторов по всему миру используют в основном китайское сырье. А азиатские производители аккумуляторов еще сильнее зависят от Китая: они используют не только сырье из КНР, но и переработанный минерал.

LG Energy Solution Ltd. — ведущая компания по производству аккумуляторов в Южной Корее

Например, южнокорейские производители аккумуляторов сильно зависят от импорта графита. Компания LG Energy Solution Ltd. заявила, что постарается закупить как можно больше минерала до того, как меры вступят в силу. Южнокорейский производитель аккумуляторных электродов Posco Future M Co. также прилагает усилия для поддержания надлежащих уровней запасов графита до наступления крайнего срока 1 декабря.

Как изменятся цены на графит с введением новых правил?

Мировые аналитики полагают, что новые правила быстро приведут к дефициту на рынке графита, заставят потребителей искать новых поставщиков и покупать у них материал по более высоким ценам. «С учетом этого нового ограничения на экспорт графита южнокорейским фирмам, которые в значительной степени зависят от Китая в импорте графита, придется искать альтернативы но это, вероятно, увеличит затраты для многих», — сказал Кан Дон-Джин, аналитик Hyundai Motor Securities.

В июле Китай ограничил экспорт редкоземельных металлов галлия и германия, которые очень нужны при производстве полупроводников и микрочипов. Цены на эти металлы подскочили на 20-30% после введения ограничений, и вполне вероятно, что цены на графит могут вырасти на такую же величину, сказал Стив Мэн, аналитик Bloomberg Intelligence.

Несмотря на то, что до введения ограничений на экспорт графита из Китая остается всего месяц, его стоимость пока остается на прежнем уровне.

0
1 комментарий
Otto Blotto

Просто суки!
2-3 года по указу си цзи пина логистические конторы подняли перевозку 1 контейнера в 10 раз, парализовава всю
Экономику. Для китайцев был полный кайф, мы, бизнесмены работали в тот года только на них, кто занимается поставками товара из китая, тот в теме. А теперь у них монополия на литий и графит и электромобили. Пока сша не поставят преградительнве препоны, китайцы не успокоятся

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда