Транспорт
Ilya Pestov

Хроники Uber в четвёртом квартале

Время идёт, а Uber остаётся самым убыточным стартапом. В предверии публикации годовой отчётности мне захотелось поделиться информационным полем, сформировавшимся вокруг компании за последний финансовый квартал.

  • В начале ноября 2019 года акции Uber обновили рекордный минимум на фоне окончания lockup-периода. Кто-то блоками сливал акции через Goldman Sachs. И этим кто-то оказался Трэвис Каланик, который продал пятую часть своей доли за $547 млн через трастовый фонд.
  • Позже выяснилось, что Трэвис продал практически 90% своих акций и теперь у него вместо почти $3 млрд в акциях осталось только $250 млн. 31 декабря основатель компании покинул совет директоров. Старый менеджмент банально не верит в новый. Или у Трэвиса были менее стандартные причины для такого решения?
  • Gett объявил о закрытии бизнеса в Нью-Йорке и решил сосредоточиться на корпоративных перевозках. Напомню, что в NY Gett работал под брендом Juno. Теперь Juno переходит в Lyft. И ещё напомню, что по моим оценкам, доля Нью-Йорка от выручки Uber может доходить до 15%. Конкуренция убыточных компаний усиливается.
  • WSJ уличил Uber в проблемах с безопасностью перевозок. Авторизованные водители сдают аккаунты неавторизованным. Проблема существует во всём мире, однако транспортный регулятор Лондона насчитал более 14 тысяч поездок совершённых незарегистрированными водителями и отказался продливать лицензию для Uber в столице, которая закончится в 2020 году.
  • Нормативные проблемы в Лондоне усугубляются конкуренцией. В этом городе у Uber 45 тысяч водителей, у эстонского Bolt — 35 тысяч, французского Kapten — 20 тысяч, и скоро ещё придёт индийская Ola. Следует упомянуть значимость столицы Великобритании для Uber — Лондон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Сан-Франциско и Сан-Паулу упоминаются в S1 и генерируют 23% выручки компании.
  • Немецкий суд запретил Uber в Германии, поскольку у компании нет необходимой лицензии для осуществления пассажирских перевозок. Причем это уже второй запрет — первый раз в 2015 году компании запретили привлекать в сервис водителей на собственных автомобилях. Тогда Uber перестроился и организовал оказание услуг на арендованных автомобилях, чтобы это выглядело как аренда автомобиля с водителем, причем так, чтобы автомобиль после каждой поездки возвращался владельцу. Теперь суд указал, что и эта схема незаконна, тем более автомобиль, конечно, не возвращался никуда, а курсировал в ожидании заказа.
  • Ещё против Uber проходили протесты во Франции. Водители сервиса оккупировали водительские хабы и в течение двух недель требовали ограничения числа водителей, возврата

    динамического ценообразования (при котором

    цена в час пик могла взлететь в разы), увеличения тарифов и много другое. Шумиха вроде закончилась, и очень вероятно, что компания частично пошла на уступки.

  • Сиэтл ввёл специальный налог на ride-hailing-сервисы, которые с 2020 года должны платить в бюджет города 57 центов с каждой поездки. Город рассчитывает получить $25 млн за счёт этого налога. Кроме того, власти требуют, чтобы водители получали не меньше $16 в час.
  • Также с 2020 года в связи с новым законодательством увеличились расходы такси-сервисов в Калифорнии и штате Массачусетс, о чём подробнее написано в Гроксе. То есть маржинальность в стране, на которую приходится большая часть доходов Uber, снижается. И это при без того жутких минусах в операционке.
  • Мэрия Лос-Анджелеса рассматривает возможность обязать Uber и другие сервисы использовать только электромобили в своей работе. Мэр города в свое время сделал проблемы возобновляемой и чистой энергетики основой своей программы и сейчас возглавляет ассоциацию крупнейших городов мира, выступающих за борьбу с изменениями климата, — С40.
  • Uber ушёл с очередного рынка и продал своё подразделение Eats в Индии крупнейшему местному игроку Zomato. В обмен на всех клиентов и курьеров Uber получил 9,99% акций конкурента и будет перенаправлять к нему всех пользователей из своего приложения. Зато сократятся убытки, ведь пресловутая Adjusted EBITDA у Uber Eats в Q3 2019 в минусе на $316 млн.

Хочу обратить ваше внимание, что не все из вышеперечисленных событий успеют отразиться в отчётности за четвёртый квартал 2019 финансового года. Однако от этого не менее интересно, что нам покажет Uber 6 февраля в 13:30 по тихоокеанскому времени.

Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.

{ "author_name": "Ilya Pestov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 10, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 105421, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 06 Feb 2020 16:28:18 +0300", "is_special": false }
(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
2 комментария
Популярные
По порядку
3

Если основатель сваливает - надо сильно задуматься ))) А вообще - не удивительно. Убыточные стартапы в Америке это норма, и это отлично. Потому их столько и возникает, люди не бояться рисковать и на уровне законодательства инвесторы многие свои убытки возмещают через налоги и тд. 

Ответить
0

Убыточность при высоких темпах масштабирования и устойчивой бизнес модели — норма. Однако бизнес Убер не соответствует второму условию. 

Ответить
Читать все 2 комментария
От SymbianOS до Android: как менялись доли мобильных ОС на рынке смартфонов с 2007 по 2021 годы Статьи редакции
В приложении «Яндекс» для iOS появилась умная клавиатура

Вот что она умеет.

Петербуржцы шесть лет продавали персональные кондиционеры в США и только теперь вышли в Россию: путь Evapolar Статьи редакции

Компания продаёт 100 тысяч устройств в год, а популярна стала благодаря краудфандингу и Amazon. Но в России пока столкнулась с недоверием к небольшим кондиционерам, хотя аномальная жара помогла на старте.

Основатели Evapolar Евгений Дубовой и Владимир Левитин
Как мы решили комплексные проблемы склада Lamoda всего одним приложением

Мы расскажем, зачем разработчики добивались максимально быстрого отклика приложения и чем заменили отвлекающие визуальные оповещения. А также почему мы планируем сделать систему полностью автономной и работающей оффлайн, несмотря на то, что на складе сотни роутеров.

Склад Lamoda
Расставание с клиентом по контекстной рекламе: передаем аккаунты в Директе и AdWords

Если бы каждая скучная инструкция сопровождалась проникновенным сюжетом или чужой болью, вызывающей эмоциональный отклик, то процесс познания полезной информации стал бы гораздо интересней.

Историческая хроника становится доступной для креативного сообщества
Подмена товара у Авито через Boxberry, два случая

Дублирую эту статью, сначала опубликовал в разделе "Статей" раздела товаров, но связавшись с поддержкой vc.ru, они рекоммендовали разместить статью в разделе "Приемной".

Как сделать рекламу у блогеров, которая точно достигнет цели?
Как перезапустить интернет-магазин: дорожная карта

Команда Альто разработала стратегическое оружие — дорожную карту для перезапуска интернет-магазина. Другими словами это обязательные задачи, которые нужно решить на этапе перезапуска проекта. В противном случае стоимость переезда может увеличиться в 2-3 раза. Ссылку на чек-лист ищите в конце статьи.

Презентация нового сервиса Creative Russia Map и дискуссия о креативном предпринимательстве
Кейс: как мы первыми на Twitch провели тест-драйв автомобиля и получили ER 19%
null