Как работает бортовой компьютер в «Яндекс.Драйве», как он обновляется и появится ли в нём реклама Статьи редакции
В начале 2020 года бортовые компьютеры каршеринга «Яндекс.Драйв» получили крупное обновление — в них усилилась персонализация, появились полноценная «Яндекс.Музыка» и новый интерфейс.
Я встретился с командой «Яндекс.Авто», чтобы задать несколько вопросов о том, как разрабатываются, тестируются и обновляются бортовые устройства для каршеринга и чем они отличаются от «Авто» для личных машин.
Какие бортовые компьютеры устанавливаются в «Драйве»
Бортовой компьютер, встроенный в большинство каршеринговых автомобилей «Яндекса», — это специальная версия «Яндекс.Авто», отличающаяся специфическим набором функций и приложений от тех систем, что компания устанавливает в личные автомобили.
«Ядро у всех общее. Это одна ветка разработки, однако у неё есть свои ответвления, связанные с использованием в каршеринге, в конкретном автомобиле или устройстве», — объясняет руководитель разработки решений для автомобилей «Яндекса» Мария Орлова.
Например, в бортовом компьютере для «Драйва» есть приложение для отслеживания статуса и стоимости поездки, в «Навигаторе» подсказывается адрес и отображается «зелёная» зона завершения аренды, если поездка осуществляется по тарифу «Фикс» — с указанной заранее конечной точкой маршрута. Такие функции не нужны в личном автомобиле, но необходимы в каршеринге.
Аналогично в «Драйве» используется специальный интерфейс для «общения» с телематическим оборудованием, которое встраивается в каждый каршеринговый автомобиль — оно отвечает за разблокировку машины, запуск двигателя и удалённый контроль за поездкой. Через него же команда может узнавать о неисправностях «Яндекс.Авто» даже в тех случаях, когда у бортового компьютера нет подключения к интернету.
Другое ключевое отличие — персонализация. «Яндекс.Авто» в каршеринге адаптируется под каждого водителя, который берёт машину в краткосрочную аренду, загружает из облака его любимые станции, избранные адреса и личную музыку, а после завершения аренды удаляет их из автомобиля.
Чем интересна новая версия бортовых компьютеров
Год назад, когда я брал интервью у директора по развитию бизнеса «Яндекс.Авто», бортовой компьютер компании представлял из себя набор из нескольких приложений — навигатор, радио, «Алиса», настройки машины и прочее. К началу 2020 года систему переписали так, чтобы она выглядела для пользователя как единое приложение, включающее в себя несколько сервисов, объясняют в компании. «Мы добавили бесшовные сценарии в работе с интерфейсом и реализовали сквозную авторизацию во всех наших сервисах», — поясняют разработчики.
Дизайнеры переработали интерфейс так, чтобы в нём появилось как можно больше коротких сценариев для взаимодействия с разными приложениями. Например, стартовый экран теперь похож на витрину с виджетами из всех установленных в машине сервисов: время на поездку до работы и дома, информация о пробках из «Навигатора», быстрое управление музыкой, наиболее популярные настройки и так далее.
Операционная система получила более лаконичный дизайн с крупными кнопками и шрифтами. Исчезли выпадающие списки и уровни вложенностей, которые встречались раньше в настройках.
В машинах «Драйва» встречаются бортовые компьютеры, в которых физические кнопки один в один дублируют виртуальные, расположенные на экране — например, в Skoda и VW. На вопрос о причинах такого решения команда отвечает, что «такова цена универсальности».
Дизайнеры «Яндекс» также считают, что свайпы по сенсорному экрану вполне подходят для использования в автомобиле, однако их нужно адаптировать. «Иногда свайпнуть реально удобнее, чем пытаться на ходу ткнуть в небольшую кнопку. Тут важно, чтобы площадь была достаточно большая — весь или хотя бы половина экрана. Например, куда легче смахнуть вниз плеер, чтобы он свернулся, чем найти кнопку в интерфейсе для этого», — объясняет дизайнер продукта.
Акцент в новом интерфейсе сделан на «мультиэкранность» — возможность отобразить два приложения на одном экране. «Самая большая польза этого решения в двух основных сценариях: навигация и музыка. Так можно быстро залайкать трек, не закрывая навигатор. Или, наоборот, не пропустить поворот, если в долгом пути хочется ехать с плеером», — поясняет дизайнер.
Анимаций в бортовом компьютере по-прежнему мало. «Её нужно ограничивать и использовать только там, где надо. Помигать красным, когда человек превышает — это ок. Но, например, прыгающие волны эквалайзера в плеере будут только отвлекать».
В новой версии «Авто» появился универсальный интерфейс для проигрывания музыки из любого источника — будь это «Яндекс.Музыка», Bluetooth, радио или карта памяти.
Он тоже получил более «аскетичный» дизайн: «В плеере мы не стали красить фон в цвет обложки, чтобы не слепило — обложки часто бывают яркие. Но покрасили в цвет некоторые элементы плеера», — объясняет Суровцева.
Предупреждения о превышении скорости, приближении к поворотам, сообщения от МЧС, теперь отображаются поверх любого экрана — вне зависимости от того, находится пользователь на главном экране, в «Навигаторе», «Музыке» или «Настройках».
Однако его дизайн планируют пересмотреть: «Всплывающие окна не всегда решают задачу информирования, они не дают тебе спокойно следить за статусом и в каком-то смысле даже отвлекают. Сейчас мы работаем над улучшением этого режима».
Переработка системы позволила добавить функцию бесшовного построения маршрута для предстоящей поездки: если забронировать автомобиль в «Драйве», а затем построить маршрут в приложении «Навигатор» на телефоне, сервис предложит отправить его сразу в бортовой компьютер забронированной машины — чтобы не пришлось строить его заново после начала аренды.
Более заметные, по мнению команды, изменения произошли в части персонализации. Бортовой компьютер «Драйва» перестал быть одинаковым для всех пользователей каршеринга и научился подстраиваться под каждого из них: здороваться по имени, предлагать поехать «Домой» и ставить персональные плейлисты.
Как работает персонализация в «Авто» для «Драйва»
Бортовой компьютер «Яндекс.Авто» включается в тот момент, когда пользователь заводит двигатель автомобиля. В этот момент он не знает ничего о пользователе, забронировавшем машину. После загрузки система получает из облака данные и начинает «скачивать» профили для каждого из сервисов.
Для «Алисы» — это имя пользователя, чтобы поздороваться. Для «Яндекс.Навигатора» — список избранных, последних адресов и зоны парковки для тарифа «Фикс». Для «Яндекс.Музыки» — рекомендации и плейлисты, для «Радио» — радиостанции из «Избранного» и так далее. Там же берутся настройки — если во время последней поездки в каршеринге пользователь включил «тёмную» тему, то она активируется автоматически.
Громкость же, наоборот, сбрасывается до значения, установленного разработчиками по умолчанию. Дело в том, что в разных моделях машин производители используют разные шкалы для измерения громкости звука: по шкале от 1 до 10, 20, 100 и так далее. Кроме того, отличаются размеры салона, тип и расположение колонок в нём, а неправильный звук может испортить опыт.
Я поинтересовался у команды «Авто», почему бы не скачивать профиль заранее, при бронировании машины, ещё до того, как пользователь сел в автомобиль — зачастую приходится ждать несколько минут после включения двигателя, чтобы система загрузила все данные для поездки.
Разработчики объяснили текущую последовательность загрузки «Авто» заботой о сохранности персональных данных — сервис хочет быть уверенным, что отправляет личную информацию именно в тот момент, когда пользователь действительно сел в машину.
По этой же причине профиль удаляется из машины сразу при выключении двигателя, а не при завершении аренды в приложении «Яндекс.Драйва». Так что если во время поездки заглушить и снова завести машину, процесс синхронизации с облаком начнётся заново.
Другая проблема, с которой я сталкивался несколько раз в «Драйве», — медленная загрузка карты в «Авто», которая каждый раз скачивается из интернета, а не хранится в машине. Причина, по которой разработчики используют такое решение, в том, что компания выпускает обновления карт каждый день. На них появляются новые организации, дороги, проезды и прочее, и скачивать карту приходилось бы каждый день.
Команда делает ставку на хорошее интернет-покрытие в городе, где преимущественно и используется каршеринговый автомобиль, и считает, что случаи с медленным подключением скорее редкость, чем правило.
Почему бортовые компьютеры могут тормозить
Нельзя было не спросить, почему в «Драйве» встречаются бортовые компьютеры, которые тормозят, не загружаются или не справляются с построением маршрута. К примеру, на встречу с командой я ехал на Nissan Qashqai, у которого компьютер загрузился только к концу поездки.
Как тестируются бортовые компьютеры
В «Яндексе» уверяют, что внимательно следят за производительностью «Авто». Так, на нескольких полках, установленных в офисе «Яндекса» на улице Льва Толстого, собраны десятки моделей и конфигураций бортовых компьютеров, работающих в «Драйве» и личных автомобилях — здесь происходит большая часть тестов на производительность.
Специфические функции, связанные со взаимодействием, например, с кнопками на руле или интеграцией с телематикой, могут проверяться на конкретных автомобилях. Для этого необходимая машина «Драйва» переводится в сервисный режим, в котором инженеры могут установить новое программное обеспечение и проверить его работу лично.
В компании практикуют совместные тестирования с пользователями. Менеджеры по продукту связываются с пользователями, которые согласились участвовать в тестах, и договариваются о совместных поездках в автомобиле. Всё, что требуется, — совершать свои обычные рутинные действия. В это время команда наблюдает за тем, как он взаимодействует с интерфейсом, на что отвлекается во время управления автомобилем, как быстро реагирует и так далее.
Таким образом, например, команда выяснила оптимальное расположение окна с важными уведомлениями. Пользователи просили через техподдержку переместить его в левый верхний угол экрана — ближе к водителю. Однако во время продуктовых тестирований оказалось, что правая рука, расположенная на руле, во многих машинах перекрывает левую часть бортового компьютера. Уведомления оставили в правом нижнем углу.
Как обновляется бортовой компьютер в каршеринге
«Мы обновляем автомобили “Драйва” по тем же принципам, что и все наши сервисы. Сначала новую версию программного обеспечения получает небольшой процент машин. Это случайная выборка, которая не зависит от марки, модели или версии бортового компьютера. Если обновление прошло успешно и у пользователей не возникло проблем с его использованием, мы увеличиваем процент автомобилей и постепенно “раскатываем” обновление на все каршеринговые автомобили», — объясняют в «Авто».
Обновления на бортовые компьютеры каршеринговых автомобилей устанавливаются автоматически ночью — во время падения спроса на поездки. Система выбирает свободные машины и переводит их в специальный режим — автомобиль исчезает из приложения «Драйва» и становится недоступным для бронирования.
Затем машина «просыпается» настолько, чтобы в ней включился бортовой компьютер. В зависимости от марки автомобиля, его конфигурации и состояния аккумулятора для этого может потребоваться включение питания либо же полный запуск двигателя.
Примерно за полчаса бортовой компьютер скачивает обновление, устанавливает его и перезагружается. Если всё прошло успешно, машина выходит из сервисного режима и становится вновь доступна для бронирования.
За процессом обновления компания следит с помощью дашбордов. «Мы отслеживаем состоянием всех бортовых компьютеров в “Драйве”, в режиме реального времени получаем уведомления о возникающих проблемах и в случае необходимости вызываем техников, чтобы они отправились к автомобилю и устранили проблему», — рассказывает Орлова.
Когда в бортовом компьютере «Драйва» появится реклама
«Пока мы этого не планируем».
Когда «Авто» появится в Mercedes, BMW, Audi и Genesis
«В перспективе мы хотим, конечно же, чтобы во всех автомобилях в России была установлена система “Яндекс.Авто”. А о конкретных запусках будем держать в курсе».
Бортовые компьютеры в драйве нереально тупят, причём всегда. Нужно ждать 1-3 минуты пока они включатся и развиснут, прежде чем введёшь адрес в навигаторе.
А в это время Яндекс зарабатывает на минутах аренды)
На железе знатно экономят, видимо, так как нормальное железо для автомобильной головы на андрюше стоит существенно дороже
Лайфхак: жмешь на кнопку Алисы и диктуешь адрес, такой сценарий работает быстро.
По крайней мере в каршеринге так.
Как работает бортовой компьютер в «Яндекс.Драйве» - очень плохо. Вот как он работает: ужасно долгая загрузка, иногда доехать самому быстрее, чем сделать банальные операции: подключить телефон через bt, вбить адрес. Зачем-то тратишь на такие мелочи 5 минут времени (очень удобно, если ехать всего-то 15) или нервничаешь на светофорах.
Отдельное удовольствие: яндекс.навигатор после отправки маршрута на бортовой компьютер - НЕ отправляет его.
Юзер-френдли, в общем.
Мне кажется главная проблема - это производительность, эту проблему нужно решать в первую очередь. Может быть стоит добавить в устройства для каршеринга отдельный аккумулятор, это позволит не отключать систему при выключении двигателя и выводить её из спящего режима при разблокировке дверей, ux от этого улучшиться
Там железо другое надо ставить, особенно во всякие поло.
https://www.youtube.com/watch?v=KU-IxkRFlGM
у яндекса вообще беда с оптимизацией. они напихивают везде и всего. я.д уже не работает на старых устройствах ниже 6 андроида. я.го тормозит так, что я не смог ни вызвать такси, ни воспользоваться там урезанным я.кш.
астанавитесь, хватит сервисов. даешь оптимизацию и более дружелюбный интерфейс.
Ну вот да, мне кажется нужно меньше задумываться о дизайне и доработке визуальной части Ux, а больше заняться оптимизацией. Тем более система достаточно закрытая, набор компонентов железа тоже контролируется, нет зоопарка как при разработке для телефонов, проще улучшить производительность
Все ответы - тупо вода.
Почему бы не сказать прямо, что ставить хорошие процессоры и память - слишком дорого, или не получается оптимизировать. Куча китая сейчас работает довольно быстро на хороших процах и памяти. Проблема только в UI. В яндексе он действительно лучше. Почему бы не сказать прямо что в ауди и бмв не будет интеграции, потому что слишком дорого и сложно интегрировать туда ГУ. Ответ про персональные данные тоже повеселил =) Какие вопросы не задай, всегда шаблонный ответ.
Такое ощущение что развитие авто остановилось год (или больше) назад.
Дело не сколько в процах и памяти, сколько в НИОКР, очевидно что софтовый яндекс железом не занимается, заказывать у нормальных контор дорого, вот и берут готовые китайские ГУ (так они ещё и проверенные временем годами так пяти). Каршеринтом не пользовался, но сталкивался с я.авто на камри и это тихий ужас, а работает как китайское ГУ 2013 за 400$ с АЛИ (и как я понимаю это оно и есть)
(и как пишут на рено ещё хуже железо ставили.)
Нет там особенного НИОКР-а, просто нужно ставить железо подороже, где-то на 50% и все будет работать нормально. Не станет же яндекс заморачиваться на свою операционку типа андроида, раде пары сотен голов?
Вы не представляете степерь амбициозности программистов))
Чтобы андроид запилить, амибициозности мало, там надо не одну сотню программистов годами кормить.
Скорее всего, программистов как раз сильно зажал яндекс на этот проект, сделали чисто оболочку, не стали даже в китайский код лезть который за can отвечает, молчу уже про саму операционку.
Да эт понятно. А потом еще и на железе сэкономили
Так я же и говорю, китайцы каждый год апгрейдят железо, уже давно есть быстро работающие образцы. Мне казалось самое сложное это как раз интегрировать ГУ в разные модели. А уж купить у китайцев железо - не самая сложная задача. А уж с софтверными возможностям яндекса вполне можно было допилить и оптимизировать там все как надо.
У китайцев можно купить ПО именно под каждую модель, гиганту уровня яндекс реально и исходники получить.
По этой же причине профиль удаляется из машины сразу при выключении двигателя, а не при завершении аренды в приложении «Яндекс.Драйва». Так что если во время поездки заглушить и снова завести машину, процесс синхронизации с облаком начнётся заново.
а почему бы тогда не скачивать зашифрованный набор данных при начале аренды и при включении двигателя передавать ключ для расшифровки?
для этого придётся программистов нанять, а маркетолога уволить :D
Как всегда в IT: херачили готовый продукт к невозможному сроку, а теперь всё это легаси надёжно сопротивляется переписыванию.
Говеные бортовые компьютеры, что уж сказать. Лагучие и медлительные.
Так они их толкают еще по 30-60 тысяч для установки в клиентские авто.
Если пользуюсь каршерингом, навигацию использую в телефоне.
Комментарий недоступен
volvo еще туда сюда, а mbux уныл, хотя конечно и лучше того что творилось в NTG прошлых поколений.
Катал на днях на CLA в белке. Все там отлично с быстродействием и графикой. К дизайну могут быть вопросы, но это уже вкусовщина. Покажите мне у кого получилось лучше на данный момент?
У BMW мультимедиа года с 2008 работает идеально и без лагов, но у них своя ОС
У меня основная претензия к родной мультимедиа не в том как оно выглядит, а в том что оно постоянно лагает.
Лаги при свайпах, лаги при подключении устройства, лаги при листании треков, и т.д.
К сожалению это нельзя понять за короткую поездку, потому что оно все плавающее. Может отлично работать, а может затупить на минуту - и ты сидишь как дурак без музыки.
а теперь представим, вы берете машину яндекса надолго, и в течение дня не один раз выходите из нее, и всякий раз, вернувшись, ЗАНОВО минуты три подключаете телефон, чтобы слушать музыку и прочее
зачем подключать телефон, если музыка есть в бортовом компьютере?)
ну если вас устраивает яндексовская музыка в бортовом компьютере
а также не нужны никакие другие сообщения из телефона
Комментарий недоступен
Владелец клиентской версии «Я.Авто» уже полтора года. Первые время ощущаешь себя в будущем, и не далеко-неоновом, а в реально-сбывающемся. Но эмоции уходят и начинаешь писать в службу поддержки каждую неделю.
Там отвечают, что-то мелкое исправляют и даже лично побеседовали о опыте использования, но в целом разработка будто умерла.
— Последнее заметное обновление было больше полугода назад, и то, скорее косметика.
— Косяки в интерфейсе: от явных (не можешь вызвать плейлист) до глупых (неправильные переносы слов…);
— Кривые линии парковки, и совсем не динамические;
— Максимально глючный блютус;
— Вечная проблема с «холодной» загрузкой, неожиданными зависаниями и отсутствием кнопки перезагрузки!
— Нет удалённого управления. Даже запуска двигателя по таймеру, что было в родной «голове». Его давно обещали за отдельную плату в личном общении, но пока тут нуль;
— И самое противное: есть браузер, работает «Ютюб» и добавили «Кинопоиск ХД», но смотреть можно только на парковке! Понятно, безопасность, но сделайте вы галочку (Да/нет)! Медленно едешь в пробке 90% времени и никакого кайфа, даже пассажирам.
В итоге, реальная картина сильно отличается. Это разочаровывает, но опыт нужный.
Ребята, а можно сделать отключение "притухание" звука, когда громкость голосового помощника выкручена в 0?)) Ты едешь с музыкой, громкость самого навигатора убираешь, но перед очередным поворотом Яндекс.Авто громкость музыки прибирает. Ты понимаешь почему так происходит, но ничего сделать не можешь.
Надо зайти в настройки навигатора и отключить вообще все звуковые уведомления. Тогда музыка не будет затухать
Привет всратым каптюрам
с трудом, вот как он работает.
Основная проблем - очень неуверенный прием GPS/глонасс. Очень часто сталкивался с пропаданием сигнала и потерей местоположения, как назло именно в том месте, куда этот навигатор меня завел при объезде пробок и где я сам первый раз оказался.
Второе - слабый прием фм сигнала, но это можно пережить легче, чем предыдущее.
Третье, тоже очень частое - нет сигнала сотовой сети (лте/3г), лечится с 4-5 перезагрузки, иногда успеваешь приехать раньше, чем балалайка отдуплилась
имхо, перс данные должны грузиться в тачку в момент аренды. и удаляться после завершения аренды. что а бред о сохранении пд? когда тачка забронена, ее никто не перебронит и не откроет, кроме пользователя.
к тому же что там украдут? мои любимые радиостанции и адреса? сбер и киб давно уже слили намного больше.
Так же не могу не отметить, что поездка в города -сателлиты по-прежнему от 400 руб, хотя там реально ехать по минутам на 80 рублей. этот необдуманный шаг маркетологов заставляет отказаться от всех подписок яндекса.
У Aphex Twin нет такого трека. ;))
Комментарий недоступен
реклама может и не появится, но персональные данные наверняка собирает - куда ездил - магазин, ресторан и т.п.