Транспорт Philipp Kontsarenko
6 923

«Алиса, открой багажник»: интервью с директором по развитию бизнеса «Яндекс.Авто» Андреем Василевским

Разговор о разработке собственного бортового компьютера, интеграции с CarPlay и трансформации автомобильной индустрии.

В закладки
Аудио

Зачем «Яндексу» автомобильный бизнес?

Представь, как наши сервисы смогут упростить жизнь водителей, даже если мы будем знать лишь только уровень топлива в автомобиле. У нас есть «Алиса», «Навигатор», «Заправки», привязанная банковская карта.

Соединяем всё вместе и получаем бесшовный сценарий: «Яндекс.Авто» видит, что в машине заканчивается топливо, «Алиса» предлагает водителю построить маршрут в «Навигаторе» к заправке, сообщает через сервис «Заправки» количество и тип топлива, а затем самостоятельно проводит оплату с привязанной карты. И всё это с помощью нескольких голосовых команд.

Таких кейсов можно представить много, и часть идей лежит на поверхности. Подходишь к машине с сумками из магазина, говоришь часам «Алиса, открой багажник», и «Яндекс.Авто» открывает багажник.

В каршеринге можно бы было подстраивать кресло под водителя ещё до того, как он сел в машину.

Всё именно к этому и идёт. Мы думали над тем, что надо не просто запоминать настройки водительского кресла для конкретного автомобиля, а вычислять расстояния до руля, педалей и так далее — чтобы с этими данными можно было адаптировать под пользователя кресло в любом автомобиле.

На западном рынке есть целый пласт устройств, которые подключаются к универсальному разъёму автомобиля и превращают его в «умный»: анализируют стиль вождения, дают рекомендации. Например, Automatic, Mojio, Zubie. Кажется, они тоже двигаются в этом направлении.

Мы смотрели на них, но хотим пойти ещё дальше. Есть большой пласт данных, который сейчас никак не используется.

Мы сможем не просто сказать водителю, что он проезжает такое-то расстояние с такой-то скоростью. Мы сможем дать анализ: «Смотри, с твоей манерой езды ты тратишь больше денег на бензин и обслуживание автомобиля, при этом приезжаешь к точке назначения всего на две минуты раньше. Если будешь ездить спокойнее, сможешь снизить расходы на машину. А ещё получишь скидку на страховку».

Данные позволят не только следить за состоянием автомобиля, но и давать рекомендации — прямо на экране машины: «Вы проехали 15 тысяч километров, пора заменить масло и колодки. Записаться на сервис?».

Тем не менее это сложный и долгоиграющий бизнес.

Сложный бизнес — это то, что притягивает сильнее всего. Мы занялись автомобильным направлением одновременно с мобильным, когда в 2007 году появились «Яндекс.Карты» для смартфонов. В какой-то момент в них появилась информация о пробках — это и было начало нашей истории общения с автомобилистами.

Было бы здорово, чтобы эти сервисы сразу были интегрированы в автомобиль, однако довольно долго экосистемы были абсолютно разными, не было точек соприкосновения: был офлайновый автомобиль и мы — интернет-сервис.

Что изменилось сейчас?

Автомобили постепенно становятся онлайновыми, появилась возможность интегрироваться с ними. Сейчас мы уверены на 100%, что машины являются важной частью экосистемы «Яндекса», и в ближайшее время все они будут подключены к облаку.

Мы участвуем в трансформации индустрии. Для «Яндекса» это такое же важное направление, как интернет-сервисы или «Яндекс.Станция».

В центре офиса «Яндекс.Авто» стоит половина автомобиля Lada X-Ray — в нём и проходило интервью

Насколько сложно выходить на этот рынок с бесконечным количеством машин, комплектаций, стандартов и прочего?

Разные форматы — наименьшая из проблем. Для нас важнее всего было научиться работать с автопроизводителями. Здесь очень много нюансов. Например, другой жизненный цикл устройств в автомобиле.

Дело в том, что автокомпании живут в девятилетнем цикле: три года проектируют автомобиль, в течение трёх лет его продают, затем в течение трёх лет его поддерживают. Это нормальный подход для офлайн-рынка, когда функционально ничего не меняется. Нужно лишь поставлять продукт и обеспечить его правильное функционирование в течение шести лет.

У интернет-компаний другой цикл — продукт может сильно измениться всего за один год. «Яндекс.Навигатор», который обновлялся бесконечное количество раз, запустился «всего» семь лет назад — а по автомобильным меркам он бы даже не прошёл ещё первый производственный цикл.

Поэтому и на вопрос, каким будет «Яндекс.Навигатор» через девять лет, мы не сможем дать ответ. Потому что никто этого не знает — продукт постоянно эволюционирует и изменяется. Не получится установить в автомобиль компьютер, который будет работать девять лет и обновляться всё это время. Можно привести любые примеры.

Помнишь компьютеры с процессором Pentium? Это были прекрасные устройства для своего времени. Сейчас, вероятно, на них даже можно установить Windows 10, но я не уверен, что она будет работать так же хорошо. Или старый iPhone, на котором нужно запустить какое-то новое приложение.

В последней iOS, кстати, оптимизировали код и смогли расширить поддержку старых устройств.

Наш опыт показывает, что одной оптимизацией программного обеспечения здесь не обойтись, нужно ещё что-то делать с железом. В какой-то момент пользователю приходится выбирать: либо он больше не получает обновления и новые фичи, либо обновляет железо.

Ещё нужно учитывать, что в автомобильной системе вовсе нельзя допускать задержек в интерфейсе, так как это вопрос безопасности дорожного движения. У водителя всё должно быть быстро, гладко, плавно и понятно — вне зависимости от того, едет он в пробке или на трассе со скоростью 100 км/ч.

Как всё же работать с индустрией, у которой такие растянутые жизненные циклы?

Есть несколько сценариев, которые зависят от типа встраивания и автопроизводителя.

Первый сценарий — автопроизводитель говорит, что у него есть определённое оборудование, устанавливаемое в машины, и предлагает нам посмотреть, как можно интегрировать в него программное обеспечение «Яндекса».

Второй сценарий — когда автопроизводитель говорит, что в его оборудование интегрироваться нельзя, но можно выпустить отдельную комплектацию с нашей головной системой.

Собственное устройство «Яндекс.Авто», которое мы анонсировали в январе, — это третий сценарий, при котором пользователь может установить на уже приобретённый автомобиль наше оборудование.

Это устройство, полностью разработанное вами?

Разработкой и сборкой устройств занимаются наши поставщики. Мы же выбрали оптимальное решение по цене и качеству и внесли ряд изменений: доработали микрофоны, улучшили некоторые компоненты — например, драйвера модема — и работали над совместимостью с разными моделями автомобилей.

Создание собственной бортовой системы для машины даже сложнее, чем, например, смартфона: пока нет готовых платформ, которые уже зарекомендовали себя, пользователи только начинают формировать запрос к функциональности.

На рынке автомобильных устройств существует большая фрагментация и не очень хорошее качество решений. У нас было много различных пробных запусков — можно найти видеоролики, на которых пользователи обескуражены нормальной идеей, но слабым железом.

Иногда встречаю такие устройства в «Яндекс.Драйве».

Да, их можно там встретить. Мы предполагали, что достаточно взять железо, которое удовлетворяет нас по характеристикам, и написать для него программное обеспечение. Однако в процессе выяснилось, что есть специфические особенности функционирования устройств, которые в итоге приводят к проблемам с программным обеспечением. В итоге мы пришли к выводу, что у нас не получится игнорировать «железную» составляющую.

Это был хороший период. Мы познакомились с большим количеством производителей: как корейских, китайских, так и европейских. Посетили много фабрик, разобрались, в чём же принципиальное отличие планшетов от головного устройства автомобиля.

В чём их отличие?

Основная задача автомобильного устройства — готовность работать в «автомобильных» условиях. Вибрации, перепады температуры, скачки напряжения. Проблема любых планшетов в том, что они разрабатываются для других условий эксплуатации.

Зимой они не будут реагировать...

Проблема даже не в том, что они не будут реагировать — автомобильные системы при сильных отрицательных температурах тоже вялые. Но мы же не будем ехать в автомобиле с минусовой температурой в салоне, и автомобильные решения довольно быстро оживают с прогревом автомобиля. А обычный планшет после двух-трёх подобных циклов может и не ожить.

Второе отличие — интеграция с самим автомобилем, например, на уровне управления радио- и аудиосистемами. Планшет не может общаться с ними на уровне железа.

Производитель, который делает классные смартфоны, вам не подойдёт?

Вообще не подойдёт, потому что у нас своя специфика. Мы проделали большую работу, разобрались, как устроен рынок, посетили множество производств. Я бы очень хотел сказать здесь, что «и вот, после всего этого мы выбрали лучшие решения и…», но это не так. Мы стали искать компромисс, потому что лучшее железо стоило очень дорого.

К примеру, экраном с разрешением FullHD в смартфонах никого не удивишь, а для автомобильных решений это всё еще дорогое оборудование. Поэтому мы пока работаем со скромными 1024 на 600 пикселей и только в этом году перейдём на разрешение 1280 на 720. Это не потому, что мы где-то решили сэкономить, а потому, что сложно найти на рынке оптимальное решение по цене и качеству — производители пока не выпускают комплектующих в нужных объёмах.

Другой пример: модем, который может быть встроенным либо внешним USB-устройством. Удивительная вещь, но опция «встроенный модем» сразу добавляет к стоимости устройства около 5000-6000 рублей. При этом внешний модем стоит 2000 рублей. Опять же, потому что на рынке нет больших объёмов производства для подобных вещей.

Кто в итоге занимается выпуском «Яндекс.Авто»?

Мы работаем с фабриками, которые поставляют свои решения на сборочные конвейеры — то есть они проходят контроль качества, устанавливаемый производителями автомобилей. Для нас это очень важно как минимум до тех пор, пока мы не научились сами контролировать качество производства.

Я обратил внимание, что у всех устройств в вашем офисе разный дизайн, отличаются даже элементы управления. Это усложняет задачу?

Мы нашли способ для решения этой проблемы. Наша команда очень боялась фрагментации, потому что, несмотря на то, что все наши системы похожи по своей функциональности, каждая интеграция с автопроизводителем — это отдельный проект со своей спецификой и возможностями железа. Это действительно отнимает очень много ресурсов.

Стенд с разными устройствами «Яндекс.Авто» в офисе компании

Но есть способ оптимизировать задачу. Есть лицевая панель, которая состоит из экрана и рамки вокруг него — для каждого автомобиля она своя. За лицевой панелью находится блок — тот самый компьютер, в котором находятся системные платы, процессор, память. Его мы как раз и сделали одинаковым для того, чтобы повысить качество производства и прийти к единому стандарту: один компьютер — одно программное обеспечение.

Почему он такой объёмный? Здесь вместятся десять компьютеров.

Это старый-старый автомобильный стандарт, обусловленный тем, что в этом месте должен находиться CD-ROM.

«Яндекс.Авто» для Volkswagen Polo

То есть нужно было сохранить форму корпуса?

Да. Но перед интервью я показывал тебе плоский блок. Сейчас мы постепенно переходим на такие решения. Остаётся лишь адаптировать заднюю часть с разъёмами для каждого автомобиля.

Чтобы подключиться в машине?

Не только. Мы хотим, чтобы эта система в будущем обрастала своими аксессуарами. Например, захотел видеорегистратор — легко подключил его к системе. Причём нужна лишь маленькая камера, без дисплеев и кнопок — всё управление будет происходить на экране «Яндекс.Авто». А с учётом быстрого интернета в будущем мы сможем ещё и автоматически загружать видео в облако.

Точно так же могут работать камеры заднего вида, датчики и так далее.

В Renault у «Яндекс.Авто» вообще нет кнопок — только экран, в Kia рядом с экраном есть сенсорные кнопки, в Volkswagen есть физические кнопки. Почему так?

В Volkswagen конструкция посадочного места такая, что между воздуховодом и «Яндекс.Авто» есть свободное пространство, поэтому мы можем добавить физические кнопки. В Kia большая рамка вокруг экрана, но, несмотря на это, за ней нет свободного места. Поэтому можно либо уменьшать размер экрана, либо делать кнопки сенсорными.

Я понял для себя, что мне физические кнопки и крутилки гораздо больше нравятся. Я не большой фанат сенсорных интерфейсов в автомобиле.

Как обновляется программное обеспечение в «Яндекс.Авто»?

Сейчас это работает так (показывает на примере интерфейса в тестовом автомобиле, стоящем прямо в офисе): здесь загорается индикатор «Есть обновления», нажимаешь его, система скачивает данные и устанавливает их.

И пока устанавливает, я не могу пользоваться системой?

Да, и нам это не нравится. Поэтому мы разрабатываем решение, чтобы можно было обновить программное обеспечение в тот момент, когда система не нужна пользователю.

Когда машина выключена?

Да. К сожалению, сейчас мы не можем быстро реализовать эту функциональность. Как только водитель выключает зажигание, запускается механизм отключения всех приборов. Система в считанные минуты засыпает.

Нужен встроенный аккумулятор?

Или своя схема питания от автомобильного аккумулятора. Мы хотим сделать интеллектуальную систему. Здесь как раз особенно важна обратная связь с автомобилем — для реализации автоматических обновлений нам нужно научиться измерять ток в машине и выключать те компоненты в устройстве, которые сейчас не нужны.

Например, при выключении зажигания бортовая система не отключается, так как человек ещё не покинул салон — он может продолжить слушать музыку или изучать что-то на экране. Но если затем откроется водительская дверь, система отключится — потому что можно сделать вывод, что водитель уходит.

Дальше нужно проверить состояние аккумулятора. При коротких поездках аккумулятор не успевает заряжаться, поэтому нужно оценить его состояние, чтобы не оставить машину без заряда после обновления. Если все проверки пройдены, можно начать установку. При этом нужно постоянно контролировать процесс, потому что для передачи данных нужно много энергии.

Звучит как очень сложная задача.

Она не очень сложная, а комплексная.

Если даже обновление — такой многоступенчатый процесс.

Потому что он новый. Когда ты хочешь обновить приложение в смартфоне, то тебе ничего не нужно делать — это отлаженный процесс. А здесь нужно всё заново продумывать.

Сколько человек этим занимается?

В целом около тысячи человек: потому что подключаются ещё команды «Навигатора», «Алисы», «Музыки», «Такси» и так далее, которые также вовлечены в продукт. Я считаю, что они тоже работают над «Авто».

Apple и Google пока ограничились глубокой интеграцией автомобильных систем со смартфонами — Apple CarPlay, Google Auto.

Я боюсь, что мы очень мало знаем из того, что делают Google и Apple в этом направлении. В этом году наверняка увидим что-то интересное, тогда и можно будет сравнить, в каких областях кто продвинулся дальше.

Но вы всё же решили выпускать отдельное устройство.

Не поверишь, но у нас есть и то, и другое.

Интеграция смартфона с автомобильными системами появится в решениях Bosch SoftTec (компания поставляет программное обеспечение для многих автопроизводителей — vc.ru). CarPlay, Android Auto, «Яндекс.Авто» — это компромисс между автопроизводителями и ИТ-компаниями. Людям нужны приложения, но встроить эти приложения в головное устройство автомобиля невозможно, поэтому решили, что они будут жить в смартфоне.

Невозможно или этого не хотели автопроизводители?

Тогда было невозможно. Подключали телефон, который был компьютером с приложениями. Сейчас мир изменился.

Фактически как второй экран у смартфона, которым выступает дисплей автомобиля?

Да. Мы создали свою систему, которая подключается к машине аналогичным способом. Вероятно, у неё меньше функциональных возможностей, чем у отдельного устройства «Яндекс.Авто», но такая интеграция может быть более доступным решением для производителей, у которых нет возможности обновлять железо — а её практически ни у кого сейчас нет.

Как это работает?

Содержимое экрана смартфона кодируется в видеопоток. Потом этот видеопоток пересылается в головное устройство по проводу или по беспроводной связи, на головном устройстве этот видеопоток разворачивается.

С точки зрения головного устройства это хорошо, потому что чип, который декодирует видео, можно найти почти в любой кофеварке. Но с точки зрения смартфона это затратная операция. Флагманы с ней справляются хорошо, а более слабые устройства — не очень.

Аппарат может греться, быстро разряжаться, даже находясь на зарядке. Кроме того, когда ты поставляешь такую систему, у тебя появляется большая зависимость от типа смартфона. Мы не можем сказать пользователям: «Купите себе одну из последних моделей смартфона, чтобы воспользоваться нашим приложением».

И здесь мало возможностей для оптимизации — особенно в навигации. Передавать такую картинку (показывает на экран с включённой «Яндекс.Музыкой») легко: она почти не меняется, её можно обновлять раз в секунду, и пользователь ничего не заметит.

А в навигации, когда картинка постоянно меняется, видео с частотой 20 кадров в секунду будет доставлять дискомфорт пользователю. В итоге приходится увеличивать частоту обновления картинки, что приводит к расширению видеопотока — его сложнее кодировать и передавать, смартфон начинает греться.

Почему в Apple CarPlay нет приложения «Яндекс.Навигатора»?

Мы не хотим, чтобы у пользователей «Навигатора» опыт взаимодействия с сервисом отличался на разных платформах. В CarPlay сейчас невозможно перенести ни «Алису», ни автоматические заправки — почти ничего, кроме построения маршрута из пункта А в пункт Б. Поэтому мы самостоятельно работаем над полноценной интеграцией «Яндекс.Авто» в смартфоны.

Автопроизводители тоже пытаются что-то делать в этом направлении, запускают свои магазины приложений. Часто по подписке. Как они относятся к тому, что приходит сторонняя ИТ-компания и предлагает заменить то, на чём они могут заработать?

У нас получается договариваться со многими автопроизводителями. Есть компании, которые нас любят. Есть, конечно, компании, к которым мы сами пока не готовы приходить с такими предложениями. Например, в премиум-сегменте, в котором пока нет возможности заменить головное устройство.

Мы понимаем это, поэтому реализовываем здесь только projected-решения — по типу CarPlay и Google Auto. Например, по такой схеме мы интегрируемся с Jaguar Land Rover.

На иностранные рынки планируете выходить?

Конечно, думаем и об этом тоже. Во-первых, есть Турция, где у «Яндекс.Навигатора» очень хорошее распространение. Его знают, любят, люди им пользуются. Но пока рано говорить что-то конкретное.

Мы хотим, чтобы «Яндекс.Авто» состоялась как платформа. И я могу представить, что она поставляется в другие страны.

Сторонние разработчики смогут писать приложения для «Яндекс.Авто»?

Мы неминуемо к этому идём. Мы бы очень хотели сразу запуститься в такой конфигурации, но нас сдерживают два фактора.

Первый — самый основной — пока не так много приложений, которые действительно оптимизированы под автомобиль. Интерфейс должен учитывать, что человек стоит в пробке или едет по трассе на скорости 100 км/ч.

Чтобы подстраиваться под скорость?

Да. Мы как раз сейчас экспериментируем с таким решением. Чем быстрее движется автомобиль, тем больше становятся кликабельные зоны на экране. Если водитель захочет глубже погрузиться в интерфейс, нужно будет сбавить скорость или вовсе остановиться.

Вторая причина — недостаточная распространённость систем. Сначала мы должны популяризировать решение, чтобы люди привыкли к тому, что автомобильная система — это такая же простая и доступная вещь, как смартфон. Дальше неминуемо появится спрос и, конечно же, возможность устанавливать любые приложения, полезные для пользователя.

{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 56, "likes": 47, "favorites": 35, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 58202, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 12 Feb 2019 13:43:18 +0300" }
{ "id": 58202, "author_id": 4, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58202\/get","add":"\/comments\/58202\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58202"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115, "possessions": [] }

56 комментариев 56 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
20

Блин, как-то неловко, но после первой трети уже вагон вопросов:
Расскажет про маленькое количество топлива, построит маршрут до АЗС
1. Я вижу сколько у меня топлива
2. Машина мне сигнализирует, когда его осталось мало
3. Как часто я оказываюсь не на своём ежедневном маршруте и у меня насколько мало топлива, что мне внезапно нужно построить маршрут? 0_0

Откроет багажник, когда я с сумками
1. У меня электропривод багажника? Он не реагирует на ногу под бампером?
1.1. Ок, Алиса услышит меня из внутреннего кармана куртки/джинс?
1.2. Если нет, то какая разница доставать брелок или телефон?

Каршеринг запомнит параметры сидения
1. Ничего, что 99% парка - тачки с механическими регулировками? Кто и что там запомнит?

Подскажет, что можно тратить меньше топлива?
1. Т.е. допустим (допустим :D), что я ношусь как чёрт (редко, кто так едет из-за спешки, это просто такая манера) и тут я узнаю, что сэкономлю пару литров на сотку, если буду ехать не так резко? Мммм, вот это новость, спасибо.

Подскажет, что уже 15к пробега и пора на ТО.
1. Машина сама в курсе и об этом подсказывает за пару тысяч до/ за месяц до.
2. Дилер замучает за 2 месяца до

Ну и далее. Словом, какая-то сова на глобусе, а не юзабельные кейсы.

Ответить
20

Ваша беда в том, что вы смотрите на вопросы с точки зрения потребителя, а нужно посмотреть с точки зрения директора по развитию бизнеса, тогда всё станет понятнее и очевиднее ))

Ответить
2

Эммм, ну только не утягивайте плз в софистику. Чьи задачи должна решать алиса/яндекс.авто? (ок-ок, задачи акционеров яндекса, эт понятно)) ) и о чём речь в этих примерах? Верно, про пользовательский опыт и пользовательские задачи. Ну вот и хотелось бы на таком уровне слышать что-то приземлённое и юзабельное. А не "вместо машины вам про ТО напомнит яндекс.авто в машине"

Ответить
0

Яндекс подминает под себя авто-поляну. Авто.ру купил, по такси агрессивно выдавливает конкурентов, убер купил, автопилот разрабатывает, с законодателями плотно работает.

Да, сейчас ничего юзабельного не придумать с нынешним развитием технологий и текущим положением вещей (авто "на вёслах" и т.п.). Но время идёт, автопарк меняется, технологии проникают глубже и уже через 5-10 лет яндекс де факто будет доминировать на авто рынке СНГ, а если через думу протащит закон об обязательном оснащении алисой всех авто в РФ - совсем в шоколаде будет.

На перспективу люди работают.

Ответить
0

Да кто б спорил))) Только это никак не противоречит, да и вовсе не относится к тем вопросам, которые поднимаю я и некоторые другие комментаторы. Пусть себе подминает наздоровье, зачем при этом бущит про регулируемые сидения, маршрут до заправки и багажник? Кого впечатлить? Шеснадцатилетних безмашинных стартаперов?)))

Ответить
2

https://www.youtube.com/watch?v=ZKKADm5UbHQ
Не частый кейс, но многих ставит в тупик - что делать при аварии... некоторые даже звонят менеджерам, кто продал автомобиль))

Ответить
0

К слову, это надо было плохо слушать в автошколе, потом плохо слушать при покупке авто, потом плохо слушать при покупке страховки. Ибо у меня (например) - карточка "согласия" каско (100500 раз мне рассказали, что просто звонишь и всё), карточка Ауди "помощь на дорогах" (аналогично) и очевидный номер 112. Сейчас глонасс по идее со своим "экстренным вызовом" работает, в ряде авто свои системы оповещения. Так что тут +- конкурентненько всё.

Ответить
1

Филипп, ну вы уж не обижайтесь :D

Ответить
0

Как часто я оказываюсь не на своём ежедневном маршруте, если я кот

Ответить
4

Почему в Apple CarPlay нет приложения «Яндекс.Навигатора»?
Мы не хотим, чтобы у пользователей «Навигатора» опыт взаимодействия с сервисом отличался на разных платформах. В CarPlay сейчас невозможно перенести ни «Алису», ни автоматические заправки — почти ничего, кроме построения маршрута из пункта А в пункт Б. Поэтому мы самостоятельно работаем над полноценной интеграцией «Яндекс.Авто» в смартфоны.

Большинству водителей кроме построения мартшрута с пробками и камерами ничего больше и не надо. Так бы и сказали, что сначала хотят отжать рынок, а потом делать (я надеюсь) для своих постоянных пользователей интеграцию для CarPlay.

Ответить
3

Когда-то никому не надо было ничего кроме более быстрой лошади (С) ;)

Ответить
1

Вы говорите это так, как будто это что-то "плохое"

Ответить
3

"Подходишь к машине с сумками из магазина, говоришь часам «Алиса, открой багажник», и «Яндекс.Авто» открывает багажник."
Часы, я так понимаю, Андрей Василевский предлагает носить по-Яндексовски, на груди на цепочке.

"Мы думали над тем, что надо не просто запоминать настройки водительского кресла для конкретного автомобиля, а вычислять расстояния до руля, педалей и так далее — чтобы с этими данными можно было адаптировать под пользователя кресло в любом автомобиле."
Что-то у меня сомнения, что Андрей ездил на разных машинах вообще.

"Вы проехали 15 тысяч километров, пора заменить масло и колодки."
Эээ при чем здесь километраж вообще? Замена масла зависит от моточасов, колодки вообще от стиля езды и материалов колодок и дисков.

В целом, не очень понятно, почему уровень продумывания решений у Яндекса такой невысокий. Где реально продуманные и нужные решения?

Ответить
3

Моточасы яндекс посчитать может, количество, продолжительность и интенсивность торможения тоже, правда колодки все разные по жёсткости и соответственно по ресурсу.
Кроме масла и колодок есть и другие работы, которые проводятся по регламенту: салонный, воздушный, топливный фильтры. Причём топливных может быть несколько, а может и вообще не быть.
Тормозная жидкость, антифриз, ремень-цепь ГРМ, приводной ремень, масло в кпп, раздатке и мостах (если есть).
В современных авто все больше датчиков и систем самодиагностики, но скорее всего автопроизводители не дадут яндексу, например, считывать ошибки с блоков управления двигателем и кпп, максимум дадут поиграть с "блоком комфорта", который отвечает за настройки в салоне.
Плюс яндексу сильно усложнит работу (точнее уже усложнило) многообразие и отсутствие единых стандартов у производителей. Даже элементарно составить базу регламентных работ вроде все тех же замен масла будет сложно - моделей тысячи, вариаций ещё больше. На одном двс так, на другом сяк. На европейских вариациях одни пробеги, на американских другие, на азиатских третьи.

Плюс, повторюсь, скорее всего автопроизводители будут препятствовать потугам яндекса залезть на их территорию.

Хотя авито вроде бы начала сотрудничать с фитсервисом в плане информации о проведённых работах, может быть и яндекс предложит занедорого свои услуги по записи в сервис.

Будет очень интересно, в общем.

Ответить
0

Ну вот как Вы самии расписали, предсказать, когда нужно ехать на ТО - задача крайне нетривиальная, даже сам производитель, зачастую не может диагностировать. Хороший пример тому - BMW. Ведь лучший способ ушатать BMW за 100 тыс. км в России - это ездить на ТО по советам самой машины.

Ответить
0

Фит сервис на основе нескольких заездов автомобиля прогнозирует пробег клиента и напоминает ему что ему пора менять масло в двс с удивительно высокой точностью.
На основе нескольких заездов, повторюсь, а у яндекса прямой доступ к одометру

Ответить
0

На основе заездов? То есть, только с данными GPS? Одометр, к сожалению, не показатель для замены масла.

Ответить
0

Заезд 1 января - замена масла, пробег 100 000км
Заезд 1 февраля с любой причиной (диагностика подвески например) - пробег 101 000км

Пробег 1000км в месяц.
В августе получит сообщение: вы меняли масло на пробеге 100 000км, приглашаем поменять ещё раз, по расчёту пробег к этому времени будет 108 000км

Точная механика расчёта пробега мне неизвестна, но факт в том что это работает.

Автовладельцы редко меняют масло по моточасам, почти всегда по пробегу

Ответить
0

Ага, то есть заезды тут именно в автосервис, не сразу понял этот момент. Тут исходят из предположения, что месячные пробеги стабильны. Но, насколько я могу судить по знакомым, каждый меняет масло в соответствии со многими параметрами - наличии свободных денег, времени, желания, пробега авто, намерения продавать авто в ближайший год-два. Именно поэтому все эти предсказания заездов поменять масло - пальцем ткнуть в небо.

Ответить
0

Во-первых, я написал что точно не знаю, как прогнозируется пробег
Во-вторых, я написал что точность и конверсия в заезды на замену масла высокие

Ответить
0

А какие решения в этой области кажутся вам более "продуманными" и "нужными"?

Ответить
0

Как ни странно, но медиа-система от Яндекс Авто вообще мертворожденный продукт. Водители прекрасно решают это покупкой подставки под смартфон и размещая его там. Смартфон прекрасно решает все задачи, которые делает Яндекс Авто и при этом ну нужно платить полтос дополнительно за яндексовскую систему.

В машину вообще тяжело что-то хорошо интегрировать со стороны, в силу того, что производитель авто в этом не заинтересован.

Ответить
0

Ммм, ну в этой области у яндекса и правительства мск уже есть продуманные и нужные решения: лютый буст каршеринга, такси и удушение личного автотранспорта :DDDDDD

Ответить
0

Яндекс зря пошел по пути дорогущей медиасистемы, это на порядки снижает аудиторию, учитывая, что на дворе кризис и доходы россиян годами падают. Гораздо проще было бы продавать OBD-II устройства, как делает тот же Automatic и любой владелец авто может сам поставить. Цена такого устройства - 50-100 баксов. Для Яндекса же важна не маржа на устройстве, а данные авто и телеметрия, на базе которой нужно построить платформу и продавать к ней доступ различным стартапам, банкам, ритейлу, автобизнесу.

Ответить
2

Ребята из Яндекс.Авто, вы меня простите конечно, почему в Яндекс.Драйве в том же Kia Rio X-Line этот сенсорный комплект Яндекс.Авто ну катастрофически тормозит? Пользоваться невозможно.

Ответить
0

возможно дешевый процессор стоит для оптимизации BOM или проблема с драйвером

Ответить
0

А в рено каптюр радио в головном устройстве постоянно пищит, не реагирует на кнопки, требует ввести какой-то код.

Ответить
2

Направление Яндекса абсолютно верное. Яндекс станет сильным инфраструктурным игроком. Однако приведенные кейсы - очень спорные.

Ответить
1

С продуктовой точки зрения - задача более чем сложная т.к все очевидные способы создания "ценности" уже давно реализованы (карты, локальная мультимедиа) причем много кем.
А дальше начинаются уже "микро-моменты". Причем часто для отдельных сегментов. Совокупность таких "микро-фишек" - это то что отличает условный "telegram" от условного "icq". Но "продавать" это очень сложно.

Примерами таких фишечек может быть:
1)Интеграция и дальнейшее развитие сервиса "оплаты без выхода из машины".+Там наверняка есть возможность поиграть с лояльностью и сетями АЗС
2)Учет расходов на а/м (алиса увидела что мы заехали на азс или побывали в автосервисе) - некоторым категориям автовладельцев это важно (целые кучи xls и приложений для учета расхода бензина)
3)разумные тарифы на интернет-трафик заграницей - некоторым (опять же насколько велика эта прослойка) это актуально
4)Цена на бензин на маршруте следования (кому-то это актуально)
5)Советы по уходу для тех кто собирается продать машину через 3 года и для тех, кто нет.
6)Своевременно предложить оформить полис осаго. И допродать расширенное осаго.
7)Ненавязчиво предупредить о приближении к аварийно-опасному участку (статистика ведь есть), возможно, предложить снизить скорость.
8)shared-список покупок доступный и с телефона и из машины. Голосом добавить/удалить
9)Комплект органов управления. Аккуратные плоские кнопки/джойстики эрогономичной формы. Наклеить на руль или еще куда-то и привязать выполняемые действия по нажатию на них. Для тех, у кого нет штатных и/или хочется дополнительного функционала.
10)Запись на мойку/шиномонтаж. В инфраструктуре яндекса появится централизованный такой навык + возможность для моек и шиномонтажей туда подключаться - тоже вполне себе направление.

И таких "микрофишек" - можно придумать очень много. Другой вопрос, что это влоб не продать + требует усилий на продумывание и реализацию.
В любом случае - удачи им на этом пути

Ответить
–1

1)Интеграция и дальнейшее развитие сервиса "оплаты без выхода из машины".+Там наверняка есть возможность поиграть с лояльностью и сетями АЗС

Это уже сделано через приложения АЗС.

2)Учет расходов на а/м (алиса увидела что мы заехали на азс или побывали в автосервисе) - некоторым категориям автовладельцев это важно (целые кучи xls и приложений для учета расхода бензина)

Это реализовать крайне непросто, множество чисто бизнес препонов.

3)разумные тарифы на интернет-трафик заграницей - некоторым (опять же насколько велика эта прослойка) это актуально

Выезжают на авто за границу - пара процентов максимум.

4)Цена на бензин на маршруте следования (кому-то это актуально)

Тому, кому это акутально и так знают, где дешевле.

5)Советы по уходу для тех кто собирается продать машину через 3 года и для тех, кто нет.

Те, кто берут новую машину и через 3 года продают - просто ездят к дилеру на ТО. Остальные - перед продажей наводят марафет или просто продают как есть.

6)Своевременно предложить оформить полис осаго. И допродать расширенное осаго.

За полисом все равно надо ехать в страховое агентство. + нужна диагн. карта.

7)Ненавязчиво предупредить о приближении к аварийно-опасному участку (статистика ведь есть), возможно, предложить снизить скорость.

Это предупреждение надо размещать перед вьездом на границу РФ, тут везде аварийно-опасный участок, особенно весной.

8)shared-список покупок доступный и с телефона и из машины. Голосом добавить/удалить

В машине-то он зачем, если есть в телефоне?

9)Комплект органов управления. Аккуратные плоские кнопки/джойстики эрогономичной формы. Наклеить на руль или еще куда-то и привязать выполняемые действия по нажатию на них. Для тех, у кого нет штатных и/или хочется дополнительного функционала.

"Наклеить на руль"???

10)Запись на мойку/шиномонтаж. В инфраструктуре яндекса появится централизованный такой навык + возможность для моек и шиномонтажей туда подключаться - тоже вполне себе направление.

Так это в телефоне актуально, в медиасистеме авто нах не надо.

Ответить
1

Хорошо когда готов ответ на любой вопрос) Определенно стоит предложить свои услуги яндексу в качестве продакта

Ответить
–1

Не хочется лишать Андрея Василевского такой интересной работы :)

Ответить
0

2 - яндексу под силу такое
6 - и это яндекс может протолкнуть
7 - шутки шутками, а идея действительно хорошая
9 - технически можно действительно привязать BT кнопки к головному устройству и хоть куда прикрепить. Но это бред, да и в будущем у большинства автомобилей будут эти кнопки. Даже в случаях когда комплектация не включает эти кнопки, проводка под них как правило есть, можно просто купить эти кнопки и иногда перепрошить ГУ, и они заработают

Ответить
0

2 - там много нюансов по интеграции с продажами, надо работать с каждым бизнесом в отдельности, а это очень трудоемко

6 - ну вот сейчас можно купить полис электронно, а какой смысл, если нужна диагн.карта и сам полис на бумажке?

7 - если это будет так, как у яндекса с заторами - то ценность будет почти нулевая

Ответить
0

«Вы проехали 15 тысяч километров, пора заменить масло и колодки. Записаться на сервис?» - лол.
У меня так BMW показывает, что масло надо каждые 20 тыс. менять, но мы то знаем к чему это приведет.

Ответить
0

к замене масла раз в 20 тыс?

Ответить
2

к нерабочему двигателю

Ответить
2

ну для секты свидетелей смены масла в межсервисном интервале сделают настройку. Думаю, это недорого

Ответить
0

Пока весь функционал этого устройства есть в смартфоне, музыка, навигатор, Алиса.
Как только добавят статистику, подключатся ко всем датчиками авто. Тогда это будет мастхэв.

Ответить
0

Могу ошибаться, но здесь речь о так называемом ГУ - и оно в современных а/м уже много куда подключено + есть куча адаптеров чтобы завести недостающую информацию.

Ответить
0

Крупным нефтяным компаниям сервис Яндекс.Заправки не особо нужен - "все они пилят свои приложения, заточенные под распил топливной маржи" ©

Ответить
0

На поверхности - да, так и есть.
Но под капотом там много вопросов которыми можно "играть".
Приложения лояльности АЗС выглядят не слишком популярными. У яндекса шансов гораздо больше "вовлечь" и "управлять потреблением".
Процент за карточный эквайринг vs % за оплату "без выхода из машины".
Статистические и маркетинговые данные об аудитории конкретной заправки
Наверняка есть еще куча аспектов в которых можно "поиграть", вместо того чтобы пилить топливную маржу "влоб".

Ответить
0

Они "в лоб" и не пилят. Эквайрингом занимаются домашние процессинговые операторы, они же управляют бюджетами топливных бонусов. Операторы работают в интересах высокопоставленных физиков, которые никогда не возьмут от Я ни копейки. Все остальное мало кому интересно, т.к. не улучшает благосостояние участников распила.

Ответить
0

"Алиса, какая коляска поместится в мой багажник"

Ответить
0

Ооо, Яндекс-авто... Из Новосибирска уезжаешь в Кудряши, 15 км всего, пытаешься составить маршрут обратно - фиг вам, точка назначения не определена.
Вернешься в город, проедешь немного - вот тогда можно опять составлять маршруты.
Уехал куда подальше на охоту или рыбалку - обратно будь готов возвращаться без навигатора.

Так бы и писали сразу что система для города исключительно, нафига вы её в X-trail впихнули?

Ответить
0

>В каршеринге можно бы было подстраивать кресло под водителя ещё до того, как он сел в машину.

Всё именно к этому и идёт. Мы думали над тем, что надо не просто запоминать настройки водительского кресла для конкретного автомобиля, а вычислять расстояния до руля, педалей и так далее — чтобы с этими данными можно было адаптировать под пользователя кресло в любом автомобиле.

Перед арендой, к машине будет подбегать специально обученный челик в жёлтом пальто "Яндекс Еда". Челик набирает оператора по телефону, оператор дистанционно открывает машину, и произносит: рычажок вверх два раза, сидушку вперёд на 10 сантиметров, спинку под углом 35 градусов, приём! Как слышно?! Сокол сокол я земля, как слышно?!

Яндекс о чём вы вообще говорите? Какие параметры кресел?! У вас галимые поло со шкодами и поделка французского автопрома - это я про питер.
Да чтобы просто найти ваш авто, который не всегда стоит там где показано на карте, надо звонить живому оператору, который услужливо бибикнет вам. В 2019 году? Вы серьзно?
Развивайтесь, идите дальше! Вот вам сценарий вашего развития: Мужчина 27 лет, хочет взять авто в краткосрочную аренду, дабы встретить свою возлюбленную в аэропорту. Берёт в руки яблочное изделие №12, набирает короткий номер и говорит: "Алё, машинку можно заказать? К трём часам дня, требуется Хёндэ Солярис доставьте пожалуйста машину на улицу Пушкина, дом Колотушкина, 2 парадная, спасибо". И заставка такая: Яндекс драйв, каршеринг номер 1 в России.

РАУНД!

Ответить

0

Тем временем, Мерседес делает это: https://youtu.be/Sr4h4di5KAQ

Ответить
0

Чтобы что-то сделать в индустрии, её надо знать изнутри. Очень детально.

Касаемо цен на АЗС есть уже приложения, один из сайтов таких https://mimobaka.ru , там же кстати недолив на азс замеряют.

Ответить
0

Хм, интересная задумка! Уже давно восхищаюсь Алисой в каршерингах, а если её научат полноценно следить за автомобилем, то будет вообще круто.

Ответить
0

На каршерингах не езжу. У меня свой автомобиль. Соответсвенно из яндекса пользуюсь только картами и навигатором. Уже наверное лет 10 если не соврать. Всегда нравилась их точность, как-то пробовал пересесть на другие маршруты и карты, но всегда наворачивал круг или пропускал поворот. Прочитал данную новость и реально начал понимать, что ребята продумывают каждую мелочь. От размера кнопок до точности маршрутизации. За полноценный Car PC в стоимостью в 30к - я бы задумался о таком.

Ответить
0

Приятно, что умные вещи придумывают за тебя :) я вот раньше удивлялся в каршерингах, что Алиса может и музыку выключить и радио переключить и даже маршрут проложить и все это не используя руки, а сейчас еще научиться и сидение настраивать и багажник открывать. Реально ведь удобно. Остается только открытый вопрос - финальная стоимость данных возможностей? Будет ли он превышать среднюю зарплату Москвича, или останется гуманным?

Ответить
0

Вполне неплохая задумка. В каршерингах уже давно себя зарекомендовала, видел, что даже некоторые автомобили прям с автосалона устанавливают уже яндекс авто. Странно, что все новое так воспринимается в штыки. Лично меня больше беспокоит то чтобы цена на такой бортовой компьютер не выросла. Ибо 30к за все описанные функции - более чем годно!

Ответить
0

В целом неплохая задумка, сложная, но действительно неплохая и интересная. Полное управление через голосовой помощник. Только представьте, что не нужно доставать ключи из куртки или иметь специальный доп который реагирует на ноги под багажником. Достаточно просто будет сказать телефону в кармане "алиса, открой багажник" и сразу сколько удобства. Непонятно конечно как это технически реализовывается, хочется все потыкать, попробовать, поиграться, а вообще задумка очень годная!

Ответить
0

Очень хорошая задумка, к сожалению большая часть навигационных систем и бортовых компьютеров за частую оказываются бесполезными. Яндексу в этом плане (во всяком случае навигаторам и картам) я доверяю куда больше! Надеюсь, что проект будет иметь успех!

Ответить
–1

Идей много, половина полный бред, но это ладно.
Зачем вы делаете планшеты ценой гнилой экземпляр автоваза? Это похоже на какой-то идиотизм как в салонах. Мы вам за 20к дадим навигацию, которая хуже в сотню раз чем яндекс карты.

Развивайте приложение, контачте его со всеми автомобильными системами и т д.
Но пожалуйста, не надо лезть в в сами "магнитолы" это же принудиловка уже.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }