Аэротакси в Москве и запрещенные грузовые дроны. Интервью с основателем Hoversurf
Люди всегда хотели летать, а петербуржец Александр Атаманов хочет подарить им крылья: ховербайки, грузовые дроны и аэротакси. Их разрабатывает стартап Атаманова Hoversurf, участник AeroNet НТИ. По разным причинам дела у проекта пока идут сложно, но подвижки есть. Об этом мы и поговорили с Александром.
Почему вы увлеклись аэротранспортом?
Меня вовлек в это дело отец. Он конструировал и испытывал легкие летательные аппараты, когда я был маленький. Поэтому я никогда не боялся летать.
Вы не боитесь, а у многих людей аэрофобия. Согласятся ли они пересесть на воздушный транспорт?
Да, такие люди есть, но мы смотрим на ситуацию по предзаказам наших ховербайков. Рынок есть и он огромен.
Сколько на данный момент вы уже продали ховербайков?
Мы не производим байки и не продаем их. Мы технологическая компания, мы проводим разработки, испытания, производим прототипы, патентуем новые решения. Для серийного производства и продаж мы планируем объединиться с производственным партнером с сетью дилерских центров, логистикой и постпродажным обслуживанием.
Кто ваши клиенты?
Люди со всего света, которые мечтают летать. У нас предзаказы со всех континентов - 3500 предзаказов (столько же было в 2019 — Ред.).
То есть, пока ни у кого нет ховербайков?
У полиции Дубая есть, мы им продали один ховербайк. Ни у кого больше нет.
Какие у них впечатления?
Мы с ними подписали долгосрочный контракт на 6 лет, они хотят участвовать в прогрессе.
Как так случилось, что ваш ховербайк на днях упал? Как раз в Дубае. В чем проблема?
Это случилось в 2017 году. Был отказ барометра, который привел к сбою системы. Мы делимся сейчас, потому что хотим показать, что заботимся о безопасности. Мы постоянно улучшаем систему. Особенно это касается нашего дрона-такси.
А кто в России интересуется ховербайками?
Госорганы — МЧС, Минобороны, Минздрав, а еще частные клиенты.
Когда будете запускать производство? Вы сейчас в поиске партнеров?
Да, мы ищем производственного партнера, планируем за один год найти и наладить выпуск. Ищем и в России, и за рубежом.
Что сейчас происходит с вашим аэротакси?
Мы уже завершили разработку, дрон-такси сейчас проходит первые летные испытания в Сколково, закрытые и открытые. Также проводим испытания в ОАЭ.
То есть, уже можно увидеть аэротакси в небе?
Это закрытые испытания, мы до официального релиза аэротакси (он состоится в июле — Ред.) не будем показывать. Но в нашем последнем ролике есть немного машины.
Что планируете делать после презентации?
Мы будем проводить пилотные проекты с правительством Москвы на предоставленных для полетов участках. Нарабатывать опыт и знания по эксплуатации. Разрабатывать приложения для заказа и управления дронами-такси. Резервировать участки в городе для взлета/посадки. Возможно, будет пилотный проект и в Иннополисе, если город нам это предложит.
В перспективе кто будет у вас покупать эти такси?
Не у нас, а у производственного партнера с дилерской сетью и массовым производством. Мы продаем технологии для этого. И, скорее всего, это будут агрегаторы услуг перевозки или новые игроки на этом новом рынке.
Вы заявляли, что та же летающая машина может использоваться как скорая помощь. Уже есть желающие ее потестировать в этом амплуа?
Министерство здравоохранения заинтересовалось. А также, скорее всего, сноубордист, сломавший ногу на горном перевале и ждущий помощи, очень мечтает, чтобы за ним прилетела летающая машина и отвезла его в больницу.
Чем вы еще занимаетесь? Помимо аэротакси и ховербайка.
У нас есть грузовой дрон, который может использоваться для доставки товаров. Полезная нагрузка составляет 90 кг, максимальная дальность полета — 20 км. Он у нас уже давно испытан, это разработка 2017 года.
Вы уже продаете его кому-то?
Пока не продаем. Продадим только Минобороны, возможно, поскольку есть законодательные ограничения на использование таких устройств. А вот для ховербайков препятствий нет, на них можно летать в зоне G, это легитимное свободное пространство для полетов.
В чем вообще преимущества воздушного транспорта? Он меньше вредит окружающей среде?
Воздушный транспорт более экологичен из расчета на достижение точки в мегаполисе в режиме загруженности магистралей, поскольку преодолевает расстояние гораздо быстрее. Плюс он решает основную проблему — сохранение невосполнимого и самого ценного ресурса человека — времени.
Если вы тоже хотите менять будущее, то присоединяйтесь к форсайту НТИ.
Меня всегда пугали пропеллеры у их ховербайка. Оступишься, когда будешь слезать с него и минус ноги.