Как посадить дрон массой 600 кг и не облажаться — авторская технология отечественных разработчиков
Разработать дрон, способный поднять двух взрослый людей на высоту 16-этажного дома, — задача не из простых.
Создатели коптера BRAERON (проект Национальной технологической инициативы «Аэронет») из ОКБ «Авиарешения» рассказали о сложностях, с которыми столкнулись во время проектирования и производства первого индустриального дрона грузоподъемностью свыше 200 кг.
Летать — просто, а вот приземляться
Казалось бы, что сложного в посадке? Если кратко, то все. В авиационной физике описан «эффект воздушной подушки». Он заключается в следующем: вблизи земли летательный аппарат находится в сложной аэродинамической среде и может быть снесен в сторону. Этот эффект начинает проявляться с высоты двух диаметров винта и усиливается с приближением к земле.
С такой проблемой сталкиваются все без исключения производители дронов, однако существуют способы преодолеть эту сложность. Аппарату нужно зависнуть над воздушной подушкой и затем просто быстро сесть, чтобы как можно меньше находиться в такой сложной области. Но есть и другие методы.
Например, создатели DJI Phantom решают вопрос с воздушной подушкой так: коптер использует ускоренное приземление и к тому же посажен на высокое шасси. За счет такой конструкции винты дрона расположены относительно высоко, однако производители не готовы брать на себя ответственность даже за вероятность неудачи. Поэтому на высоте 10-15 см от земли дрон «просит» пилота свайпнуть по дисплею то есть принять решение о посадке и произвести ее в специальном режиме.
Способ интересный, вот только нам он не подошел. Масса нашего дрона составляет 600 кг, поэтому резко посадить его нельзя. Соответственно, вырисовывались две проблемы:
- «свайпать» приходилось бы где-то на высоте трех-четырех метров, а ускоренная посадка с этой высоты привела бы к катастрофе;
- Особенность геометрии нашего дрона — это винты, близко расположенные к земле.
Подробнее. Дело в том, что зона воздушной подушки постоянно отражает создаваемые коптером воздушные потоки, а это влияет на воздушные массы — они становятся неоднородными и «неустойчивыми». Представьте себе шарик для пинг-понга, который лежит в стакане, а в него льется вода. Мячик швыряет из стороны в сторону, удержаться на одном месте он не способен. Малые аппараты могут просто «проскочить» эту зону, но машине грузоподъемностью 200 кг нужно было другое решение.
Мы пойдем другим путем
Существовало два решения этой задачи: высокое шасси и создание отдельного режима полета. Решив, что шасси высотой в несколько метров — не лучшая идея (с транспортировкой тоже возникли бы проблемы), мы остановились на втором варианте. Проблема заключалась в том, что наша разработка сильно отличалась от уже существовавших на тот момент и не было готовых простых способов научить наш аппарат летать. Пришлось все делать самим, включая программно-аппаратную часть.
Для этого мы обратились к нашему математическому отделу, где сидели талантливые специалисты, умеющие считать и моделировать законы управления. Эти несколько человек в течение двух лет создавали и выверяли модель управления, тестировали ее на цифровом двойнике дрона и вносили правки.
В итоге мы достигли полного соответствия электронного двойника и реальной жизни, получив два режима управления. Первый — для работы в зоне воздушной подушки (взлета-посадки), второй — для обычного полета.
Первый режим полета заключается в следующем: после того как наш коптер оказывается на высоте четырех метров над подстилающей поверхностью, включается особый режим автопилота. Он позволяет плавно переключаться с одних законов управления на другие (настроенные с учетом специфики нашей воздушной подушки и плавно изменяющиеся с высотой) и таким образом преодолевать неоднородные воздушные массы и безопасно и точно приземлять аппарат. С учетом размера дрона, погрешность посадки приятно удивила — 30 см.
Для беспилотного летательного аппарата посадка на ограниченном клочке земли — особое преимущество. Разработанный нами режим позволяет свободно перемещаться на ограниченных территориях, расширяя диапазон действия. Дрон становится более устойчивым и безопасным. На практике это выглядит так: оператор указывает место посадки и наш летательный аппарат приземлится точно в заданную точку.
План на сегодня - написать статью об алгоритме посадки и не раскрыть ни единой детали.
Алгоритм посадки - сядем, если не разбились, напишем статью.
В алгоритме посадки нет ни одной хитрости:
1. Медленно снижать высоту пока не коснулся земли.
2. Вырубить тягу.
Комментарий удален модератором
Все названия есть - гуглишь и сажаешься на landing/лэндинг/посадочную страницу. Вот и весь план))
Что же касается сложности этой задачи, то она с легкостью решена у вертолетов, даже при том, что у вертолетов один несущий винт, а не 2/4 как здесь (не заметил точно по видео), а значит момент инерции существенно выше. И с приемистостью у вертолетов все тяжелее - характеристики ДВС ни в какое сравнение по управляемости не идут с электродвигателями, используемыми здесь.
Так что серьезность проблемы мне кажется надуманной отделом маркетинга. Хотя, примененная схема со смещенными к центру несущими винтами может быть причиной этой проблемы - это уже к проектировщикам вопрос, почему они их так расположили. Но в любом случае вообще не вижу причины 2 года разрабатывать САУ для этого кейса. Хорошие студенты справляются с моделированием за несколько лабораторных работ.
А вообще гораздо интереснее было бы посмотреть подробный технический обзор на созданный дрон. Это зашло бы даже на виси(лучше на хабре и в несколько статей)
Напомнило
https://www.youtube.com/watch?v=gp-4B3vC0Fw
Реквестирую статью про рынок для таких дронов и особенности данного стартапа как бизнеса.
Ребята решили заново изобрести ̶в̶е̶л̶о̶с̶и̶п̶е̶д̶ вертолет. В мире полно сверхлегких вариантов, включая легендарный Robinson R22, которые не весят 600 кг и имеют куда большую грузоподъемность. Опять же на тех же Робинзонах R44 есть автопилот Genesys Aerosystems HeliSAS в качестве дополнительной опции, а также (пока экспериментально) можно сделать его электрическим.
Под вертолет инвесторы денег не дадут
Только намного дешевле чем вертолёт
Думал что такие дроны называются вертолетами :)
Как уже отметили выше, звучит (и смотрится!) круто, но из статьи ничего не понятно 😊
Не проще ли на вертолёте?
Дороже, да и вертолёт не при всех погодных условиях может летать
С нуля софт писали или допилили iNav ?
С нуля
Ерунда полная. Игрушка. Ничего особенного. На канале nik navish на Ютубе полно полностью автоматических посадок дрона. Крайние видео тому свидетельства.
У этих деятелей ворованный патент. При первой продаже этого пепелаца - пойдут по статье УК. Жуков из Аэронета это прекрасно знает. Удачи, детишки!
Нужны подробности!
Можете подробнее, что за патент?
Я конечно совсем не с этой темы. Но что мешает сделать не два винта а восемь. Тем самым уменьшить длину винта - в 3-6 раз. И уменьшить высоту полушки в такой же размер.
Или все же это правило не действует ?
Чем больше винт, тем эффективнее.
Это чисто Российский путь?
хотелось бы больше информации про сам дрон. из интернета увидел только что работает на двс с 95м бензином.
https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82:Braeron_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD)
Никогда не думал что это так сложно и что может взять столько времени
Даю одну из моих новых идей (о размере доната договоримся...)
Надо основные винты (которые от ДВС) включать на максимум, а электромоторы на реверс и регулируемо прижимать дрон к земле "откачивая" воздушную подушку. Мат модель вполне рабочая.
Это несомненно следующий грандиозный шаг, в области того дебилизма, который у нас имеет название Поддержка Инноваций. Если предыдущие имели как-бы локальный бизнес-план, типа мы- неизвестно откуда выскочившие, сейчас реально сядем на деньги, и все хорошее к нам в миг слетятся. А до этого как бы ничего не было? А нам останется только на деньгах хорошо сидеть и нос воротить в смысле - много тут таких Эйштейнов тут шляется. Да у меня Вас по 20 000 в день. То теперь явно пошли еще дальше. Типа в мировую авиацию. Никакой авиации до нас разумется не было и Братьев Райт тоже.
,
Дроны базируются на технологиях 19 века - использование воздуха в качестве основной отталкивающей среды.
А где же технологии антигравитации, которые подразумевают отталкивание от магнитного поля Земли или Солнечной системы?
Уже как бы пора их изобретать осваивать...
Фапать на бочки с керосином и пропеллеры в 21 веке это дно днищенское.
так изобретай