{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кэшбек за поездки на такси от «Яндекс.Плюс» ненастоящий?

Дабы не быть обвиненным в клевете: выводы, полученные в статье, строятся лишь на базе выполнения простейших расчетов, а также на основании изучения моей собственной ситуации. Не утверждаю, что суммы поездок и комиссии всегда рассчитываются схожим образом. Возможно, имел место лишь единичный сбой.

У меня нет информации обо всех поездках, совершаемых в данном сервисе, равно как и о механизмах ценообразования.

Несколько месяцев назад я подключил себе «Яндекс.Плюс», так как периодически езжу на такси, каршеринге, заказываю продукты в «Лавке» и доставку еды. Особенно часто пользуюсь такси и езжу на достаточно большие расстояния (по 1,5-2 часа), обычно на машинах класса «Комфорт» или иногда «Комфорт +».

Как мне казалось, логика окупаемости подписки для «Яндекса» достаточно простая. Во-первых, она платная. Соответственно, большое количество людей узнает про потенциальный кешбэк, возможность пользоваться «Музыкой» и «Кинопоиском» бесплатно, и далеко не все станут высчитывать, насколько действительно эта подписка выгодная – все равно не станут ее отключать, а компания сможет получить постоянный немаленький (и относительно прогнозируемый, что важно) поток средств.

Во-вторых, «Яндексу» выгодно поделиться маленькой частью своего дохода для того, чтобы мотивировать пользователей пользоваться именно их продуктами. Условно говоря, имея маржу на поездку на такси 30% (точного числа не знаю, но суть не в этом), почему бы не отдать пользователю 10% в виде кешбэка, который он потом потратит опять же внутри экосистемы «Яндекса».

Таким образом можно подсадить пользователя на свои собственные сервисы, и в следующий раз при необходимости вызвать такси, он отдаст предпочтение именно сервису «Яндекса», так как там ведь можно потратить уже накопленные баллы и таким образом получить скидку (даже если в другом такси поездка будет дешевле даже с учетом этой самой скидки).

Другими словами, мне казалось, что «Яндекс.Плюс» очень выгодна и что я, и так пользуясь продуктами «Яндекса» в большинстве случаев, останусь только в дополнительном плюсе.

Однако, после очередной поездки, совершенной вчера, я уже так не думаю.

Дело было так. Вчера я заказал поездку на машине класса «Комфорт», расчетное время поездки составило 2 часа, а стоимость примерно 1930 рублей.

Обычно я не очень люблю разговаривать с водителями и занимаюсь во время поездки своими делами на заднем сиденье. Однако вследствие предновогодних пробок и еще больше выросшего времени поездки (фактически ехал 2,5 часа), я совсем уже утомился и решил немного поболтать с водителем, узнать, растут ли их заработки перед Новым Годом и все в таком духе.

Водитель ответил, что заработки особо не растут, что даже эта поездка ему не сильно выгодна, ведь он получит всего около 1700 рублей минус комиссия Яндекса за 2,5 часа поездки. На что я поспешил его успокоить, что эта сумма уже с учетом комиссии, ведь я помнил, что моя поездка стоит больше 1900 рублей.

В это время мы как раз доехали до места назначения и водитель показал мне свое приложение, в котором было указано, что общая стоимость поездки составляет 1700 рублей.

Дальше, после завершения заказа мы увидели, что была списана комиссия «Яндекса» (порядка 350 рублей, точно не помню), а зачислено на аккаунт было 1700 рублей. Таким образом, 200 рублей (разница между 1900 рублями, которые были списаны у меня, и 1700 рублями, которые поступили на аккаунт водителя) где-то растворились. Я в свою очередь показал водителю свое приложение и ту стоимость поездки, которая была списана с моей карты.

Водитель, естественно, разозлился и стал рассказывать, что в последнее время «Яндекс» часто ворует у них деньги, что другие водители тоже замечали подобное поведение (что с клиента списывается большая сумма, а водителю отображается меньшая) и все в таком духе. Я же был уверен, что это просто какая-то ошибка и согласился поприсутствовать при его звонке в службу поддержки.

Водитель заказал обратный звонок от службы поддержки, и практически тут же перезвонил оператор. Водитель описал ситуацию, с которой мы столкнулись, а я подтвердил все его слова. Дальше последовал странный на первый взгляд вопрос от оператора: «А у пассажира подключен Яндекс.Плюс?»

На что я ответил, что да, «Яндекс.Плюс» подключен. Оператор, в свою очередь сказал, что в этом все и дело. Что у пассажира происходит накопление баллов и именно поэтому с его карты списывается сумма больше, чем приходит вам. Таким образом, получается, что кэшбек от поездок на такси оплачивает сам пассажир со своей собственной карты!

Если кто не понял – поясню, как, по данным службы поддержки самого «Яндекса», работает начисление баллов «Яндекс.Плюс» за поездки на такси.

При заказе такси рассчитывается стоимость поездки (около 1700 рублей в моем случае). К ней прибавляется около 10% и эта сумма объявляется пассажиру как сумма поездки, она же будет списана с карты (около 1900 рублей). Водитель получает 1700 рублей минус комиссия «Яндекса», а мои же собственные дополнительные 10% возвращаются в виде кэшбека на аккаунт «Яндекса» в виде баллов.

Я конечно не знаю, но мне кажется, что это не вполне честно и правильно. Для меня это выглядит так же дико, как если бы при покупке, например, пакета молока по банковской карте, при стоимости молока в 100 рубль, с карты бы сначала списывался 101 рубль, а потом этот лишний рубль возвращался бы обратно в виде кешбэка.

К сожалению, пруфов не будет, так как я не догадался попросить водителя сделать скриншот своего приложения. Есть скриншот моего, но от него одного толку мало. Я предлагаю всем, кто пользуется «Яндекс.Плюсом» в качестве способа получения скидки на поездки на такси, понаблюдать за соответствием цены на поездку для них, и для водителя.

В результате возникает резонный вопрос – а нужен ли нам такой кешбэк?

Интересное дополнение

Один из комментаторов заметил, что при этом при всем, когда поездка оплачивается баллами – ее сумма не пересчитывается. То есть например, имеем 1000 баллов на аккаунте (которые, как я выяснил, просто переведены с моей карты, фактически). Собираемся выполнить поездку, которая без наценок за «Плюс» стоила бы 900 рублей.

С учетом наценки (которая должна пойти на баланс баллов), стоимость составит 1000 рублей. Оплачивая поездку баллами, новые баллы не будут начислены. То есть получается, что в этот раз наценка не пойдет даже в баллы, а просто будет оплачена мною в пользу «Яндекса».

По поводу разницы в стоимости поездки у меня и жены

Тут были скриншоты, на которых я пытался проверить, как это работает, и сравнивал стоимости поездки на моем аккаунте и аккаунте жены (без Плюса). Я допустил ошибку, оказалось, что действительно к аккаунту жены была привязана старая моя премиальная кредитка, из-за нее и была скидка. Признаю свою неправоту и приношу Яндексу извинения за недостоверную информацию.

Однако, это не отменяет вопросов по сути самой статьи.

1. Разница в стоимости поездки для меня и водителя имела место.

2. В разговоре с оператором поддержки он пояснил, что эта разница возникает, так как подписчик Плюса платит больше.

3. В пользовательском соглашении есть пункт, в котором сказано, что подписчик Плюса дополнительно оплачивает 10% от стоимости перевозки.

Соответствующие пункты пользовательского соглашения

В комментариях процитировали пользовательское соглашение:

п. 3.1.: Оформляя Подписку с 12.08.2020 г. Пользователь соглашается с оформлением заказа Расширенного уровня Подписки Яндекс.Плюс.п.

3.4.: Пользователь соглашается со списанием платы за Расширенный уровень Подписки Яндекс.Плюс при каждом размещении запроса на перевозку пассажиров и багажа по тарифам «Комфорт», «Комфорт+», «Водитель», Business, Premier, Élite, Cruise с выбором безналичного способа оплаты.

п. 3.7.: Плата за Расширенный уровень Подписки Яндекс.Плюс составляет 10 % от стоимости услуг перевозки пассажиров и багажа.

0
864 комментария
Написать комментарий...
Михаил Бабушкин

Товарищи, что за фигня 
Я не работаю в Яндексе, но тут же чистейшая логика 
Гоу делит «товар» на два, ну таки все верно. Представьте, если будет все в рамках одного. То есть, вы едете за 100 рублей, из которых 10 рублей идут в кэшбек, но ваш «текущий» таксист видит именно 100 рублей. Тогда: 
1) Сначала «текущему» таксисту нужно выплатить комиссию в том числе за десять рублей, которые у вас уйдут в кэшбек
2) Вы вызываете следующий такси за баллы, с которых Яндекс также оплачивает комиссию таксисту. 
В итоге, я не знаю как у них там выручка считается, но подозреваю, что Яндекс уйдёт в минус (комиссии двум таксистам с «одних» десяти рублей). Странноватая была бы программа. 
А так они делают норм - делают скидку на поездку, которая идёт на кэшбек. Первый таксист не видит «ушедших на кэшбек» денег. Но блин это же нереально сделать, если в чеке в одном юните будет 100 рублей. Поэтому они и чек делят, и в договоре прописали. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

Давайте попробуем посчитать. даже на примере, где вся сумма второй поездки оплачивается баллами. 
1 поездка, допустим, стоимостью 1000 рублей. Мы платим 1000, из которых таксист отдаёт от 20% комиссии (будем считать что ровно 20) яндексу. В итоге у нас ноль, у таксиста 800, у яши 200р.
Яндекс возвращает нам кешбек 10%, т.е. 100р. Ещё стольник остаётся у них.
В следующей поездке мы едем мало, всего на 100 рублей и оплачиваем баллами.
В итоге у таксиста 100, с которых он платит яндексу 20, оставляет себе 80.

Итого мы потратили на 2 поездки чистую тысячу, таксист получил 880, яндекс 120
Без плюса кто-то потратит 1100, таксист получит 880, яндекс 220
Таксист не в обиде от плюса, яндекс заработал меньше, мы потратили меньше. В этом и есть смысл маркетинговых акций.

Какой-то минус мог бы образоваться только если кешбек будет больше комиссии яндекса, а это далеко не так.
Так что про логику вы совершенно зря упомянули.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Семниев

Мое разочарование связано с тем, что за Продукт "Доставка из пункта А в пункт Б" пользователь с подпиской Плюса заплатит больше. Моя жена вообще расстроилась, она думала, что экономит на Плюсе, а оказалось что переплачивает.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

мне излишне, я то как раз согласен с тем, что тут вероятное наедалово происходит ))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Семниев

)))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Бабушкин

Да, согласен, считал briefly, действительно в минус Я не выходит 
При этом, если в чеке на всех водителей «бросать» полную сумму, то:
1) С первого заказа Яндекс получит вместо 100 рублей, которые уйдут в баллы, только 20 рублей (80 уйдёт водителю) 
2) Со второй, балльной поездки, с предыдущих полученных 20 рублей Яндекс возьмёт себе только  4 рубля...

Если Первому водителю не показывать пресловутые 100 рублей, Яндекс бы взял себе 20 рублей от наших баллов. 

Итого - сокращение доходов от использования программы лояльности клиентом в 5 раз и единственным проигравшим звеном является Яндекс, т.к. по существу их маржа (с учетом как обычных поездок, так и использования программы лояльности) будет не 20%, а 12%. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

Так на то она и программа лояльности, чтобы нести по ней затраты (а уменьшение прибыли даже != затраты) и делать пользователей лояльными. А конкретные цифры - это уже детали.
Но, вероятно, что в данном примере решили и рыбку съесть и не подавиться.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Бабушкин

Пардон, как это != затраты?) Программа лояльности подразумевает рост базы/повышение частоты поездок, но какой бы крутой ни была программа лояльности, она не отобьёт практически двукратное падение маржи. Тогда какой в этом смысл? 
Disclaimer: я понимаю, что эти баллы и вся программа формируется за счёт водительского кармана. Это не круто. Прорабатывать такие системы точно нужно за счёт бюджета в том числе компании.
Но мой поинт именно в том, что говорить о нечестности Яндекса по отношению к клиентам именно в этих баллах - точно нельзя 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

!= потому, что затраты на программу лояльности надо понести сразу (например реклама плюса), а уменьшение прибыли будет когда-то потом, когда я по этой подписке может поеду, а может и нет.
с первой частью дисклеймера согласен. про вторую - так вот речь и идёт о том, чтобы как-то получить возможность разобраться. Но когда приводятся в пример два скрина с разными ценами, а ответ может быть получен только один - "это алгоритмы", разобраться конечно не просто, можно только поверить на слово или не верить.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Бабушкин

1) Опять же, все не ради спора, но разобраться интересно 
2) Алгоритм не ясен, согласен. И скорее всего, от кейса к кейсу. Но я специально сейчас зашёл с двух телефонов (с плюсом и без) и цены на все тарифы были идентичными. То есть, ни рубля разницы. Единственное мое объяснение тех двух скринов:
  а) заказали не одновременно, что поставило второй заказ ниже по приоритету и, соответственно, выше по деньгам (спрос уже не Х, а Х+1) 
  б) в этот же промежуток времени поступило ещё какое-то количество конкурирующих заказов (путь может быть не идентичен, но конкуренция за тех же водителей) 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Бабушкин

P.S. Через 20 секунд обновил путь на телефоне с плюсом - цена поднялась на 2 рубля

Ответить
Развернуть ветку
861 комментарий
Раскрывать всегда