Работа по 12 часов в день и поминутные планы
Как работают люди в компаниях Элона Маска, каких сотрудников он ищет и что он от них требует.
Элон Маск — инвестор и основатель проектов SpaceX, PayPal, Zip2 и глава совета директоров Tesla Inc. Собрали информацию о том, как живется его сотрудникам.
Как проходит собеседование
Эшли Вэнс в книге «Элон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее» пишет, что Маск лично собеседовал почти каждого из первой тысячи сотрудников SpaceX, включая уборщиков и лаборантов. Теперь компания выросла, и он собеседует только инженеров. Те, кто прошли собеседования, пишут эссе о том, почему хотят работать в SpaceX, а перед встречей с Маском получают памятку:
Собеседование может длиться от 30 секунд до 15 минут. Во время него Маск задает вопросы, просит решить инженерные задачи и головоломки. Вэнс пишет, что у Маска есть любимая загадка: «Вы стоите на поверхности Земли. Вы прошли одну милю на юг, одну милю на запад и одну милю на север. Вы оказались на том же самом месте, откуда отправились в путь. Где вы?»
Маска меньше заботит, удалось ли собеседнику найти ответ, чем то, как инженер описывает проблему и подход к ее решению.
По словам самого Маска, во время интервью он просит «рассказать о самых больших трудностях, с которыми кандидат столкнулся: как он их преодолел и какие решения принял». Маск говорит:
Несмотря на то что, что SpaceX ищет сотрудников в лучших университетах, при собеседовании Маск не ставит в приоритет образование кандидата:
Рабочий режим
Сотрудники Tesla и SpaceX должны справляться с высоким уровнем требований Маска.
Подневные, почасовые планы и поминутные планы
В книге Вэнс пишет, что Маск требует планы, где всё расписано по минутам. Из-за этого в компаниях создается «двойной» менеджмент. Один план показывают Маску, а по второму работают:
В книге Вэнса Кевин Броган, инженер SpaceX, говорит о нереалистичности сроков:
Броган рассказывает, как Маск заставляет сотрудников брать ответственность за сроки:
Работа по 12 часов в день
Маск работает по 80—90 часов в неделю. Он отдается делу полностью и ожидает того же от сотрудников.
На сайте indeed.com, где люди оставляют отзывы о местах работы, нынешний сотрудник SpaceX пишет:
Обязательная работа по выходным
Маск работает по субботам и воскресеньям и требует того же от сотрудников и партнеров. Вэнс приводит слова члена совета директоров Tesla Стива Джарветсона:
Маск хочет, чтобы его сотрудники понимали, какое великое дело творят, и были погружены в него полностью. Когда сотрудник Tesla пропустил совещание из-за рождения ребенка, Маск якобы послал ему электронное письмо примерно такого содержания:
«Это не оправдание. Я очень разочарован. Вам нужно пересмотреть приоритеты. Мы меняем мир и историю, и вы либо с нами, либо нет».
Имя сотрудника в книге не раскрывается, а сам Маск отрицает, что он писал что-то подобное: после выхода книги появилась его запись в Twitter о том, что эта история – выдумка, и что его это задело.
Готовность браться за «невозможное»
Маск признает, что сделать что-то невозможно, только если это противоречит законам физики. Эшли Вэнс пишет со слов Али Явидана, одного из главных технических специалистов Tesla:
Явидан говорит и о том, что Маску мало сказать о проблеме, нужно предоставить подробный отчет о том, что ты будешь делать дальше:
Джереми Холлман, сотрудник SpaceX, рассказывает, как в его проекте что-то пошло не так и Маск устроил ему «допрос»:
Вот какой случай произошел с Стивом Дэвидсом, директором по инновационным проектам в SpaceX.
SpaceX искала специальное устройство для системы управления верхней ступенью ракеты Falcon 1. Дэвис начал искать поставщиков, которые могли бы изготовить его по заказу. Поставщики запросили 120 тысяч долларов. «Элон рассмеялся, — вспоминает Дэвис. — Он сказал: “Да эта штука не сложнее, чем автоматические гаражные ворота. Твой бюджет пять тысяч долларов. Иди и сделай“»
Дэвис работал над этой задачей девять месяцев. Закончив, он три часа писал Маску подробный отчет: как разрабатывал устройство, почему выбрал тот или иной путь разработки и какими будут затраты на производство. Дэвис совершил то, за что не взялся бы ни один другой инженер.
На отчет Маск ответил: «Ок».
«Я вложил в письмо каждый грамм своего интеллектуального багажа, а через минуту пришел этот простой ответ, — говорит Дэвис. — Похожую историю может рассказать любой в компании. Что мне нравится в Элоне, так это его способность очень быстро принимать судьбоносные решения».
Ради чего всё это
На вопрос о том, как он вдохновляет людей, Маск говорит:
На сайте indeed.com сотрудники SpaceX пишут:
Сотрудники также отмечают «потрясающую еду» и «невероятных, вдохновляющих людей рядом». Основные упреки в сторону огромных нагрузок и плохого менеджмента.
По данным сайта Glassdoor инженерам SpaceX платят от $77,350 в год до $123,055. Tesla — от $92,397 до $99,416.
Что сотрудники думают о Маске
Кевин Уотсон присоединился к SpaceX в 2008 году после 24 лет в NASA. Вот как он отзывается о Маске:
Джеффри Штробель, сооснователь и технический директор Tesla, говорит:
Один из бывших сотрудников SpaceX, имя которого не разглашается в книге Вэнса, сказал:
Долли Сингх пять лет проработала в SpaceX в должности начальника отдела по найму сотрудников. Чтобы описать, каков Маск в работе, она приводит в пример неудачный запуск Falcon 1. Этот день должен был стать для компании определяющим, но произошел сбой и ракета потерпела крушение. На сайте Quora Сингх пишет о реакции Маска:
Как пишет Эшли Вэнс, под руководством Элона Маска люди «творят невозможное» и «создают историю». Маск настолько фанатично требователен к остальным, к их ритму жизни, к их степени погружения в работу, насколько требователен к себе. Эшли Вэнс пишет:
Долли Сингх пишет на Quora:
Чем больше я читаю про затеи Маска, тем больше прихожу к выводу, что фактически это пирамида. Каждый "прожект" делается на средства, вырученные при поднятии денег на последующий. Ни один из проектов не приносит прибыли. Ни один из проектов не завершен технически. Да, есть Тесла, но и она убыточна как бизнес. С нетерпением ожидаю следующих мегаглобальных инициатив, типа использования скорости вращения земли (чем не генератор) или "космического лифта". Уверен, что все проекты не проживут и 10 лет.
Ну палка же не убыточна?
Комментарий удален модератором
Наверное, а может потому что тогда создавали бизнес , а не «отмывали бабло»?