{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Субсидии на развитие электрического транспорта — зачем?

В 2021 году правительство Китая снизило размер субсидий, выделяемых на покупку и развитие электромобилей. Это результат становления китайского производства транспорта на «новой энергии», уровень которого сегодня таков, что финансовой помощи компаниям от государства нужно все меньше.

В результате базовая субсидия снижена на 20 % для личного (электрокары и гибриды) и на 10 % для коммерческого транспорта (городские и магистральные автобусы, такси, машины скорой помощи, грузовой транспорт). Генеральная линия партии ясна: рынок страны признан «выведенным на орбиту» и субсидирование, как двигатель первой ступени, сокращено. Однако, местным властям разрешено субсидировать точечные закупки и обновление инфраструктуры из своего бюджета, если это будет вписано в программы регионального развития. Электромобили показывают устойчивый рост продаж, даже в период мировой пандемии, а это в свою очередь ведет к удешевлению каждого автомобиля.

А вот Европа в 2020 году показала ошеломительные результаты. Объемы продаж в отдельных странах выросли в несколько раз в сравнении с показателями предыдущего года. И все это несмотря на коронакризис и общее падение продаж в области традиционного автомобилестроения. Достичь таких результатов удалось, в том числе, с помощью активного государственного субсидирования и вложений в развитие инфраструктуры. По итогу, ЕС даже удалось обойти своего главного конкурента – Китай. На ключевых европейских рынках зарегистрирована продажа 1,33 млн новых электромобилей и гибридов, в то время как в Китае - 1,25 млн. Похоже, что нам нужно привыкать к ежегодным отчетам, в которых будет сообщаться об очередном рекорде продаж электрических автомобилей.

Субсидии – ключ к качественному изменению отрасли

Мировая практика доказала: электромобили активно продаются там, где есть широкомасштабная государственная поддержка. Там, где конечному покупателю компенсируют часть затрат, предоставляют льготы по транспортному налогу, обеспечивают качественные зоны зарядки, бесплатные стоянки и разрешают езду по выделенным полосам.

Но государственная поддержка не может и не должна длиться вечно. При четкой маршрутной карте субсидий коммерческий электротранспорт встанет на ноги примерно за 15-18 лет. Первоначальная зависимость от субсидий не делает электрокары не конкурентоспособными, просто без государственной поддержки качественные изменения отрасли невозможны, это правила рынка. Не будем забывать, что лобби двигателей внутреннего сгорания слишком сильно проецирует свои интересы на многие экологические отрасли нашей жизни: от велосипедов до электрического транспорта. И это на фоне того, что тот же Евросоюз ужесточает экологические нормы. Возможно, благодаря этому продажи электромобилей росли на фоне катастрофически обвалившегося европейского авторынка. Хотя тут свою долю рынка взяли на себя гибриды. Но в сегменте личного автотранспорта это вполне понятная ситуация: сокращение субсидий поднимает цены на электромобили и покупательский спрос может упасть. В коммерческом же сегменте от субсидий зависит только старт. Далее рынок выходит на самоокупаемость при минимальной, уже не финансовой, поддержке властей. Китайский подход выглядит наиболее перспективным и проверенным, так как он подразумевает электрификацию в первую очередь крупных потребителей: автобусов, такси, грузовых перевозок, технического транспорта в портах, на ж/д вокзалах и в аэропортах. В этом плане подход Москвы и Санкт-Петербурга по замене дизельного автопарка электробусами выглядит разумным шагом. Тем более, что полный срок использования электрической коммерческой техники уже сейчас оказывается дешевле, чем у дизельных аналогов.

Государство должно не просто одобрять развитие электротранспорта, оставляя его на самотек. Власти обязаны спланировать и обеспечить контроль этого процесса. Причем транспортные компании заинтересованы в этом не менее, и готовы начать активное освоение рынка даже при минимальных подвижках. Стоить лишь показать заинтересованность и готовность к диалогу. Такие меры послужат стимулом для создания производств, которые в свою очередь принесут бонусы в виде: новых рабочих мест, инновационных разработок, развития конкурентной среды. Немаловажно и то, что, вложившись в перспективную отрасль сегодня, завтра в бюджете появится строка дохода от дополнительных налоговых поступлений.

Международный опыт применения субсидий

Австралийская государственная финансовая корпорация «Чистая энергия», созданная в 2012 году для развития сектора зеленой энергетики, в 2018 году объявила об инвестиции в размере €94 миллиона в инфраструктурный фонд IFM Australian Infrastructure Fund на развитие таких инициатив, как установка солнечных батарей, решения для хранения аккумуляторных батарей, а также развитие инфраструктуры для электромобилей.

Правительство Великобритании создает фонд для развития зарядной инфраструктуры для электрического транспорта. Объем фонда составит £400 миллионов, из них половина – средства частных инвесторов. Данный фонд будет стимулировать бизнес строить зарядные станции для электромобилей, что приведет к распространению автомобилей с низкими выбросами углекислого газа, улучшит качество воздуха и защитит окружающую среду. Кроме того, фонд поможет стране стать мировым лидером по количеству автомобилей с электрическими двигателями. Согласно государственной стратегии «Дорога к нулю», британские власти планируют к 2040 году полностью прекратить продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей и микроавтобусов.

Германия планирует вдвое увеличить субсидии покупателям электромобилей в течение пяти лет, начиная с 2021 года. Субсидии должны ускорить переход на экологически чистые транспортные средства. Правительство хочет, чтобы к 2030 году на дорогах было 10 миллионов электромобилей – это часть программы, призванной изменить восприятие немецкого автопрома как отстающего в процессе электрификации от США и Китая. О внимании, которое государство уделяет этой теме, говорит тот факт, что канцлер Ангела Меркель лично выступила с речью на заводе Volkswagen в Цвиккау, где началось серийное производство электромобиля ID.3 стоимостью около 30 000 евро.

В конце марта 2021 года правительство Байдена объявило о пакете на 2 триллиона долларов, «План создания рабочих мест в Америке», в котором предлагается инвестировать 174 миллиарда долларов в рынок электромобилей США. Инвестиции направлены на прямое продвижение рынка электрических автобусов, создание новых рабочих мест и усиление внутреннего рынка автомобилестроения.

А что в России?

Несмотря на активное внимание к электрическому наземному транспорту в крупных городах, в целом, тема электрокаров в нашей стране остается непопулярной. Последний раз электротранспорт обсуждался на исходе 2017 года, когда министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в VIII Международном конгрессе «Дорожное движение в Российской Федерации». В своем выступлении Соколов обратил внимание на то, что в ближайшее время будут развиваться такие виды транспорта, как электромобиль и гибридный автомобиль, которым предполагается давать приоритет на дорогах страны, особенно в зонах, где особенно необходим чистый воздух (жилые зоны, места массового отдыха, заповедники). С тех пор – тишина. И это с учетом того, что частные отечественные компании уже сейчас показывают не только заинтересованность в данной теме, но и готовые решения: от комплектующих до готовых электромобилей.

И вот появилось распоряжение правительства от 5 ноября 2020 года. Минтрансу, Минпромторгу, Минприроды и рабочей группе «Автонет» Национальной технологической инициативы поручено подготовить федеральный закон, предусматривающий «создание системы мер по стимулированию использования экологически чистого транспорта». Не позднее июня 2021 года законопроект должен быть представлен правительству и спустя три месяца внесен в Госдуму. К экологическому относят электротранспорт, а также автомобили с двигателями внутреннего сгорания, использующие в качестве топлива газ и водород. Привилегии владельцам такого транспорта могут включать: снижение стоимости проезда по платным дорогам, бесплатное использование парковочного пространства, проезд по выделенным полосам для общественного транспорта и снижение транспортного налога. Также, в приложенном к распоряжению правительства плане говорится, что к маю 2022 года кабмином должны быть утверждены указания субъектам РФ «по разработке и утверждению комплексных документов стратегического планирования по распространению электрического транспорта и развитию инфраструктуры для него».

Ну что же, время покажет. Одно остается неизменным: правительству необходимо бросить силы на форсирование данного вопроса, чтобы не отстать от других государств и не упустить всю отрасль. Тем более, что рынок в нашей стране уже созрел.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Слава Коженевский

Рынок электротранспорта созрел. Оч. смешно. 
Как вы представляете организацию заряда авто в условиях многоэтажного строительства? Учитывая что в ЕС и США много частного сектора и малоэтажного строительства, а в крупных российских городах это недоступная опция.
Получается вы предлагаете субсидировать отрасль,  которая рассчитана только на богатых?  У кого есть возможность иметь частный паркинг или много времени. 
Зачем субсидировать то, что будет невостребованно у 90% россиян?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

Вполне решаемо, та же америка хоть и мало этажная местами, но и с районами небоскребов... 
И тем не менее развивает сеть заправок

Ответить
Развернуть ветку
Uuno Turhapuro

Ну расскажите, хотя бы в общих чертах, как именно решаемо? На примере Москвы, где припарковаться это один квест, второй квест- нужно будет припарковаться рядом с розеткой зимой. Я-то ответ знаю, но большинству, я думаю, он очень не понравится..

Ответить
Развернуть ветку
Sava Ivanov

Рано или поздно зарядить авто можно будет на зарядной станции по времени аналогично заправке.

Ответить
Развернуть ветку
Uuno Turhapuro

Вполне возможно. Например можно менять аккумулятор. Но без решения проблемы со временем зарядки тема электромобилей тупиковая. Без субсидий жить не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

А электиричество для заряда на таких станциях будет генерировать атомный реактор, который находиться в соседнем здании? Иначе как вы представляете как передать такое большое количество энергии за несколько секунд?

Ответить
Развернуть ветку
Sava Ivanov

зарядки с каждым годом всё быстрее и быстрее становятся, аккумуляторы вместительнее. подземное хранилище энергии под заправкой сделать не составит труда. мы придем к этому, технологии есть и развиваются. не даром триллионы в этот бизнес потекли

Ответить
Развернуть ветку
Матвиевский Дмитрий

обычный инвертор АС DC в виде быстрой зарядки на постоянном токе. Уже присутствуют в большинстве городов РФ, хоть и в единичных экземплярах

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

Быстрая зарядка / зарядка в офисе /зарядка у торгового центра / зарядка длинным шнуром...

Вы считаете что в условном Бутово где яблоку негде упасть все перейдут на электрокары стандартных размеров? Люди которые там покупают квартиры не располагают лишними деньгами, у них будут или двс или гибриды (приусы бу сейчас дешевле солярисов) или иные транспорты... 

А жители условно ТриумфПаласа на паркинге зарядятся.. у них скорее проблемы будут с выделенем мощности, на 500 авто разом это сколько надо проводов..

Давайте больше вводных

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский
 Люди которые там покупают квартиры не располагают лишними деньгами

Ну я и говорю, что электротранспорт для богатых, зачем вы предлагаете чтобы мы скинулись, чтобы богатым было еще лучше?  

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

Лично я против любых субсидий, вы меня с кем то путаете.. 

Ответить
Развернуть ветку
Матвиевский Дмитрий

не будет проблем с одновременной зарядкой. это решается на уровне софта управления зарядными станциями, не говоря уже о том, что в домашних условиях стандартный сценарий - использование зарядки переменным током, который по мощности еще и из авто регулировать можно

Ответить
Развернуть ветку
Uuno Turhapuro

Ну где тут решения? Сплошные проблемы. Вот представьте, 80-85% машин, которые вы видите на улице, будут подключены проводом к розетке. Стоимость зарядной инфраструктуры представляете? Как это скажется на стоимости электричества, надеюсь, понятно? Вы будете приезжать в торговый центр и сидеть там 4 часа, чтобы зарядить авто? Вся жизнь в поисках свободной розетки. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Расход электрокара около 150Вт на км. Если вы приехали в магазин за пару км то машине нужно будет 300вт чтобы заполнить батарею. Даже на медленной зарядке это возьмём 5 минут а не 4 часа.

Ответить
Развернуть ветку
Uuno Turhapuro

Вы вообще о чём? Бензин вы тоже добавляете после каждой поездки в 1-2 км? Или в мире электрокаров будет считаться нормальным, при каждой остановке бежать с проводом в руке к ближайшей розетке? Весь этот геморрой с многочасовыми зарядками лишает автомобиля главного его преимущества - удобства эксплуатации. Вышел из дома, сел в авто и уехал за 100 км. Если нужно-заправился по дороге, за 5 минут. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Это было к тому что чел утверждал что в тц надо 4 часа заряжаться. Я заряжаюсь дома, каждое утро у меня полная батарея. 

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Ватт - не Ватт в час. Или Ватт в секунду.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Не надо к словам цепляться, и без ваших уточнений понятно про какие единицы измерения речь. 

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

А если ты по физике шестого класса - двоечник?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Я по физике отлчник. Я б.ть в комментах пишу а не в лабараторной работе. Если тебе нравится дрочить клавиатуру, валяй. Если тебе нравится выискивать каждую ошибку тогда вали работать в школу или аудитором в налоговую. 

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"Я по физике отлчник."

Кстати, по "школя" я тоже "отлчник".
По институт-университет - нет. Чот малость заколебался от этих (бестолковых, в целом) дедлайнов семестровых.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Оно и понятно. Если сидеть на vc и поправлять каждый комментарий что там Ватт неправильно написали то время на учёбу не останется.  :-)

Ответить
Развернуть ветку
Матвиевский Дмитрий

очень легко. Заряжаться можно раз в несколько дней на публичных зарядках. Посмотрите опыт Приморья) он уже вполне репрезентативен

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда