Города без водителей: грядущие изменения рынка недвижимости
До того момента, когда мир больше не будет прежним, осталось примерно 8-10 лет. Какая недвижимость станет убыточной, а какая — принесёт прибыль в городах без водителей?
Google уже тестирует автономные машины в Калифорнии, а Uber — в Питсбурге. Лидеры индустрии (например, Ford, Toyota и Volkswagen), обещают вывести беспилотные автомобили на рынок к 2020 году.
Такая машина может стать основным средством передвижения уже к 2023 году по прогнозам Morgan Stanley, 2025 году, как считает основатель Lyft Джон Циммер, или только к 2040 году по мнению консервативной McKinsey. Однако управляющий директор Menlo Ventures Венки Гейнсан уверен: рынок недвижимости адаптируется к самоуправляемым машинам уже через 8–9 лет.
Возможные последствия этой адаптации таковы:
- Стоимость жилья в новостройках уменьшится.
- Дома на окраинах с неразвитой инфраструктурой станут менее ликвидными.
- Снизится спрос на краткосрочную аренду и отели.
- Спрос на торговую недвижимость уменьшится, на склады — вырастет.
- Склады будут строить ещё дальше от центра.
- Парковки в деловых кварталах переместятся на периферию.
Жильё в новостройках
Специалисты KPMG подсчитали: стоимость владения автомобилем за $21 тысячу за пять лет вырастает до $40 тысяч (при среднем пробеге чуть больше 24 тысяч километров). И это для машины, которая не используется примерно 22 из 24 часов.
Появление беспилотных автомобилей подтолкнёт людей скорее к краткосрочной аренде, чем к покупке транспорта: это дешевле, удобнее и эффективнее. Как следствие, потребность в личных гаражах снизится.
Во-первых, это приведёт к увеличению жилой площади недвижимости на 15-20%: по подсчётам CNBC, если средняя площадь дома в США — 280 кв. м, то размер гаража — 45 кв. м.
Во-вторых, строительство домов без гаражей будет обходиться дешевле. По данным CBRE, парковочные места в Вашингтоне увеличивают стоимость жилых объектов в среднем на 25%. Поэтому с отказом от парковок цена покупки или аренды недвижимости снизится.
Неразвитая инфраструктура
Отдельный вид автономного транспорта — самоуправляемые дома на колёсах, жильцы которых смогут по пути на работу принимать душ, читать или заниматься чем-то ещё.
Исследования показывают: самоуправляемые автомобили будут пользоваться большим спросом в отдалённых районах, нежели в центре города, где, чтобы добраться до условного пункта Б, достаточно пройти несколько минут пешком или проехать на велосипеде. Можно предположить, что такие машины снизят ликвидность недвижимости в отдалённых или неблагополучных районах: там дома на колёсах смогут заменить традиционное жильё и позволят парковаться ближе к месту работы или проводить время в пути с пользой.
Квартиры в центре останутся востребованными, поскольку расположены в пешей доступности от офисов, торговых центров и ресторанов. Та же ситуация — с недвижимостью на окраинах с развитой инфраструктурой и налаженным транспортным сообщением.
Краткосрочная аренда
Согласно исследованию Майкла Сивака и Брэндона Шоттла, учёных из Мичиганского университета, молодые люди начнут путешествовать чаще: во-первых, такую возможность получат те, у кого нет водительских прав (их число, кстати, значительно выросло за последние 30 лет), во-вторых, стоимость путешествий снизится благодаря возможности работать в пути.
Старший специалист по вопросам стратегии компании Audi Свен Шувирт прогнозирует, что к 2035 году беспилотные автомобили «подорвут» гостиничную индустрию: путешественники перестанут останавливаться в отелях и будут ночевать прямо в дороге.
Писатель и блогер Эндрю М. Райан подсчитал: для того, чтобы посетить 48 американских штатов, придётся оплатить 30 номеров в отелях и 60 счетов в ресторанах. Такое путешествие на обычном автомобиле обойдётся примерно в $6,2 тысячи, а в самоуправляемом мобильном доме — $2,3 тысячи, то есть в два с половиной раза меньше.
Самоуправляемые дома на колёсах действительно могут стать выгодной альтернативой отелям и квартирам, которые туристы снимают на несколько дней. Однако такой вариант не подойдёт для путешествия на другой материк, поэтому гостиницы и краткосрочная аренда останутся востребованными в таких крупных туристических центрах, как Лондон, Нью-Йорк или Париж.
Торговая недвижимость
Цена любого продукта на 20-30% состоит из расходов на перевозки, менеджмент, зарплаты продавцов и аренду торговой недвижимости. Поэтому стоимость товаров в онлайн-магазинах чаще ниже, чем в торговых центрах. Когда самоуправляемые грузовики и дроны начнут перевозить товары самостоятельно (и, кажется, ждать осталось совсем недолго), срок доставки сократится. Беспилотные грузовики изменят правила игры на рынке.
Это станет серьёзным вызовом для торговой недвижимости через 10-15 лет. Супермаркеты и уличная розничная торговля будут вытеснены онлайн-магазинами, а число складов и распределительных центров, наоборот, увеличится.
Склады
В США водителям запрещено находиться за рулём дольше 11 часов подряд и проезжать больше 640-800 км в день, поэтому склады обычно расположены в относительной близости от жилых районов.
Грузовики без водителей смогут ездить круглосуточно. Это позволит не только доставлять больше грузов, но и сократит затраты: продавцы и производители смогут экономить на аренде и выбирать помещения на окраинах.
Парковки
По расчётам Old Urbanist, 65% площади делового центра в Хьюстоне занимают дороги и автомобильная инфраструктура, а 30% площадей в зданиях Вашингтона используются для парковки машин.
С появлением беспилотных автомобилей потребность в стоянках рядом с офисами отпадёт. Исследование учёных Джейсона Хендерсона и Джейсона Спенсера из Корнеллского университета показало: площадь парковок в американских городах уменьшится на 42% или 5,7 тысяч кв. м. После сокращения парковочных мест и сужения автомобильных дорог (а это прогнозируют не только Хендерсон и Спенсер, но и Эндрю Мондшайн из университета Вирджинии) застройка в городах может стать более плотной.
Уже существующие многоэтажные парковки будут перестраиваться в офисные или торговые помещения. Энди Коэн, совладелец Gensler, рассказал CNBC: компания уже начала строить парковки с ровными, а не покатыми полами, чтобы здания в случае необходимости можно было переоборудовать в офисы.
В результате наиболее ликвидными станут парковки, расположенные на окраинах или близко к крупным транспортным развязкам.
Новые технологии делают уязвимыми многие типы недвижимости. Разумнее будет инвестировать в склады на периферии и жилую недвижимость в центральных районах: такие объекты получат преимущество перед парковками и уличными торговыми точками уже через 10–20 лет.
Разброс прогноза "автомашины-автоматы станут доминировать "в 2023, 2025, 2040 году" выдает легкую нереалистичность массового внедрения технологии.
Либо выделять спец. полосу для робо-машин, либо что ехать по хайвею в окружении многотонных грузовиков, не зная, кто там за рулем?
Ограничение скорости на хайвее - 55 / 65 mph (88/104 км/ч), при этом поток в основном идет быстрее на 5/10 миль в час.
Одно из важных свойств водителя на тяжелом грузовике с прицепом - это его опыт и способность после часов рутинного пути по пустой дороге адекватно среагировать на _внезапное_ изменение дорожной ситуации, причем формально нарушая правила.
Меня так однажды дядечка-дальнобой в попутном направлении спас - уехал от меня на обочину на полном ходу, предоставив 1.5 секунды на то чтобы проскочить и увернуться от встречной машины (я не рассчитал обгон, не увидев серый бмв на сером асфальте).
А если бы за рулем был робот? Я бы не писал этот коммент :)
Ну да, конечно, ведь вы же венец творения. Будь за рулём вместо вас робот, большегруз не улетел бы на обочину.
Вообще прикол, - " не рассчитал обгон" кусок мяса, а виноват робот.
Дальнобои у нас еще пускают, когда обгон возможен, и не пускают, когда издали видят встречных.
Нет, все понятно что 4-6 полос в одну сторону позволяют об этих проблемах не думать - но и неадекватов у них за рулем (а значит и необходимости думать на непредсказуемые ситуации) - тоже сколько угодно.
Один робот уже убил человека, перепутав фуру с мостом на фоне неба.
Видимо, Вы имеете в виду эту историю
https://www.theguardian.com/technology/2016/jul/01/tesla-driver-killed-autopilot-self-driving-car-harry-potter
(Попутно попалась другая, где производственный робот в отладочном режиме убил техника, внезапно запустившись).
По первой - удивительная, пожалуй, типично американская беспечность - по сути, им предложили "робота" для движения в пробке (хорошая штука), но они стали проверять его в уличном потоке и вот - на большой скорости на хайвее - создавая опасность прежде всего для других участников движения.
Странно что не запретили это каким-то образом (хотя тетя Илона успела высказаться против "такого" использования авто-водителя)
Относительно свежие новости сообщают про судебный процесс
http://www.miamiherald.com/news/local/article147542899.html
в котором пробуют доказать что Tesla "dangerously defective" в плане автопилота, и что другим водителям лучше держаться от Tesla подальше в потоке, потому что их автопилот может вести себя непредсказуемо.
Чтоб доверить жизни людей автопилотам, нужно лет 10 испытаний и отладки, что бы там не говорили те, кто пытается эти автопилоты втюхать уже сейчас/в ближайшие годы.
В самолетах они есть и работают - с одной стороны обсчитывая на порядок больше данных, чем в автомобиле, с другой стороны - точно также требуя помощи (ручного вмешательства пилота), в случае нештатных ситуаций.
Взлеты и посадки, наверное, автопилот мог бы делать сам, но поскольку возм. возникновения нештатной ситуаици в этих режимах гораздо выше, ограничиваются макс. количеством авто-подсказок пилоту.
Забыл сказать еще про погоду - для автопилотов машин может оказаться невозможно вести в условиях среднего дождя, снега, легкого обледенения дороги ... да даже особо не видная лужа на дороге - которую водитель объедет на всякий случай - автопилотом может быть проигнорирована, а зря.
В-целом, хотел бы вспомнить впечатления от Volvo, реагирующего на разметку - водители За Рулем объективно смеялись от попыток системы нащупать следы разметки в зимней каше на дороге, и попыток обуздать водителя (рывками руля обратно в свою полосу) - многократно пересекавшего разметку вместе с потоком в пробке (объезжая припаркованных, поворачивающих и прочие препятствия)
Если совсем глупо, то
Это оказывается был не просто прикол, а целый эксперимент
https://techcrunch.com/2017/03/17/laying-a-trap-for-self-driving-cars/
Фильм "Тупой и еще тупее" несет больше информации, чем этот ролик.
Был рассказ нашего человека про городок в Германии, где на тихом перекрестке сломался светофор.
Через 10-15 минут скопилась небольшая пробка - во-первых немцы законопослушные, во-вторых все всех знают (городок небольшой), нельзя ломануться на красный - настучат.
В-общем, ежу уже понятно что светофор сломался, а время идет. В коней пробки приезжает наш человек, постояв 5 минут идет выяснять в чем дело ... выяснил, развернулся через сплошную и уехал ... немцы стали по одному сдавать задом и повторять его маневр.
Хотя могли спокойно проехать на красный, при желании.
P.S. Камер наблюдения там не было (по истории так). Просто круговая кхм порука и нежелание нарушать закон.
Комментарий недоступен
а) маленький городок (не то что без приезжих, но и без ossie)
б) сейчас должно быть еще камер наблюдения везде понатыкано, а штрафы в Германии в сотнях евро ...
в) расскажите о Вашем опыте передвижения на автомобиле в Германии сегодня - мне действительно интересно - я-то там все больше на велосипеде ездил :)
мне кажется аварий будет заничтельно меньше, машины будут двигаться согласно пдд автоматически, ведь только венцам творения правила движения не писаны
Самый простой тест - поворот налево на оживленном перекрестке. Робот его сделать не сможет, по крайней мере, пока - текущая техника выполнения таких поворотов нарушает действующие правила.
Другой пример, разворот на дороге с оживленным движением - живой водитель убеждается что его пропускают или просто рискует - а автопилот будет стоять, стоять и стоять, пока скопишиеся за ним не станут объезжать его по встречке ...
Хороший пример поведения автопилота - это машины с "У", действующие строго по правилам и собирающие за собой хвосты на любом маневре ...
Это временные проблемы, пока роботов меньше, чем людей за рулём.
Игорь, когда женщины стали появляться за рулем, сколько времени заняло привыкание мужчин к тому - что вот этот громадный черный джип поедет, затормозит или повернет совсем не так как должен, потому что там за рулем может быть девушка?
Теперь, более-менее попривыкли (женщины адаптировались к россиской манере езды, по большей части), но в потоке до сих пор лучше держаться от женщин за рулем подальше, неспокойно рядом с ними.
Ну давайте добавим роботов в поток, вот повеселимся то.
Я не против автомобилей на автопилоте - но на отдельных полосах движения и с обозначением такого авто специальным хорошо различимым знаком.
Я понимаю о чём вы говорите, но ваши (будущие) проблемы на самом деле тоже временные, потому что в идеальном мире для автопилотов, людям будет вообще запрещено водить машину в городе.
Умные машины всегда смогут между собой договориться, кто и где кого пропускает.
Ну давайте добавим роботов в поток, вот повеселимся то.Пока это выглядит как протест кучеров против машин.
Лошадей пугают, ездят быстро, ужас какой!
Переход на автомобильный транспорт в городской черте развитых стран занял 40-50 лет ...
Гужевой транспорт сохраняется в автомобильных правилах до сих пор, потому что появление его в 100-150 км от любого города вполне возможно.
Справедливо, при выделении спец. полос (автобусные подойдут, на первых порах автопилотных автомобилей будет мало), и ограничении скорости передвижения и маневрирования таких автомобилей (т.е. поставил его в свою полосу, задал маршрут, и отпустил руль).
В ином случае (как я уже писал выше) - при изменении дорожной ситуации, непогоде, любых нештатных обстоятельствах - автопилот не будет справляться ..
всегда есть что совершенствовать, так и с автопилотными автомобилями будет. но я смотрела видео с автомобилем от гугл, то там пока картина не лучше чем у водителя не на трезвую голову
Угу :(
По логике прогресса, у нас в 2017 не то что машины с автопилотом должны быть, а летающие машины с автопилотом и возможностью слетать в Крым на викенд за 2-3 часа, но на деле техника застряла в 60-х.
Хоть сколько блютузов, экологии, адаптивных АКП и "рекуперации энергии" напихай, а все равно будет старый добрый дедушка автомобиль Генри Форда.
неплохой замысел)
а если политика создания машин с автопилотом, будет схожа с политикой Генри Форда, тогда у каждого у нас будет по хорошей машине)
с недвижимостью на окраинах с развитой инфраструктурой и налаженным транспортным сообщением.
В Ростове есть уже. На окраинах стоят мега, Ашан и касторама. Месяцы я в центр не езжу. Ростов - город настоящего будущего. Правда очень много мусора, все рощи загажены, дороги разбиты и много бутылочных горлышек на магистралях
Сейчас многие так живут в крупных городах.
Сознательно ищут работу ближе к дому, или в соседнем спальнем районе - чтобы не ездить в центр.
да, но многие не понимают ЭТОГО и ездят в центр или даальше - за зп +3тр от зп рядом с домом
Стоимость аренды в центре выше, и часто больше связанных с этим перспектив и "пересечений" в центре - это по крайней мере к Питеру относится.
Стоить 1-2 года прожить на окраине, и ты выпадаешь из 80% жизненных связей.
красивые истории и прогнозы, но по факту не сбудется и половина
Прогнозы еще из 60-х, но зачем консалтинговые компании смахнули с них пыль и подновили краски - неясно.
Вот заметка об этом
http://blog.caranddriver.com/future-past-self-driving-cars-have-actually-been-around-for-a-while/
Вот видео про автомобиль 1971 года