Городу нужно, чтобы было меньше личных машин: как устроен «народный каршеринг» от мэрии Москвы и кто его строит Статьи редакции
И почему верит, что люди согласятся платить за подписку, чтобы сдать свой автомобиль в аренду.
С мая 2021 года департамент транспорта Москвы тестирует «Рули» — сервис, через владельцы автомобилей могут сдавать их в аренду другими водителям. Если несколько человек будут пользоваться одним автомобилем, то в городе будет меньше «вечно стоящих» машин и больше свободных мест на парковках, убеждены в департаменте.
Во время тестирования сервис будет бесплатным, а затем планирует запустить подписку. Идея интересная и полезная, но автовладельцев ещё надо убедить подключиться к сервису, указывают эксперты. Даже если люди готовы делиться своей машиной и установить нужное оборудование, останется объяснить, почему они должны платить за сервис, который делает город на бюджетные деньги.
На этот и другие вопросы ответили руководитель проекта «Рули» Антон Проскурин и менеджер продукта Илья Паршуков. До прихода в Дептранс оба работали в частных компаниях, в том числе в каршеринге.
«Если есть машина друзей, зачем покупать свою?»
Дептранс хочет, чтобы на городских парковках стояло как можно меньше машин, а жители отказались от покупки автомобиля и выбрали другой транспорт: общественный, такси или каршеринг.
«Есть машина друзей, которую я могу взять на выходные и съездить за город. А если друзья уехали в отпуск, я возьму её на две недели. Зачем мне покупать свою?» — рассуждает Антон Проскурин.
Сначала команда планировала сделать подобие маркетплейса, на котором владельцы будут сдавать свои машины всем желающим в поминутную аренду. Но создатели остановились на сценарии, когда человек делится автомобилем с родственниками и друзьями.
Владельцы смогут отслеживать поездки и состояние автомобиля через приложение: местонахождение, длительность аренды и расход топлива. Информацию будет собирать оборудование, которое установят в машине для бесконтактного доступа. Для каждой поездки владелец определяет:
- Стоимость аренды — он может указать определённую сумму или вообще предложить взять машину просто так.
- Куда вернуть машину.
- Нужно ли заправлять и мыть автомобиль после поездки.
Сейчас команда занимается кастдевом и выясняет основные сценарии использования — а затем будет дорабатывать продукт. Дептранс изучает ещё две модели развития сервиса:
- Поиск и аренда автомобилей поблизости через приложение — в радиусе 300-500 метров. В этом случае владелец машины решает, давать её другому человеку или нет и на каких условиях.
- Сдача и аренда автомобилей на регулярной основе. Сценарий похож на тот, по которому сейчас работают сервисы каршеринга. Но для этого нужно большое количество пользователей — как автовладельцев, так и тех, кто ищет машину.
Полноценный запуск запланирован на осень 2021 года. До тех пор сервис подключит 100 владельцев автомобилей и их друзей для закрытого тестирования. После запуска «Рули» планируют подключить минимум тысячу автомобилей в течение полугода или года.
За два месяца сервис получил 150 заявок от автовладельцев и 500 от потенциальных арендаторов. Сколько из них одобрили и подключили, в департаменте не говорят.
Привлечение аудитории — главная проблема для любого сервиса шеринга, указывает сооснователь каршеринга YouDrive и сервиса Butler Борис Голиков. «Остальные вопросы чисто технические: страховка, пользовательское соглашение, установка телеметрии — они сложные, но решаемые», — рассуждает он.
«Рули» рассчитывают убедить автовладельцев и арендаторов, что сервис помогает экономить время: машину можно сдавать и возвращать в любом месте, для этого не нужны ключи.
Подписка и маркетплейс — чтобы окупить оборудование, страховку и другие расходы
После полноценного запуска осенью «Рули» перейдут на модель подписки: владелец автомобиля будет платить от одной до трёх тысяч рублей в месяц за оборудование, доступ к сервису и поддержку.
Сервис обещает не ограничивать собственников, когда те будут назначать стоимость аренды для других водителей. Теоретически так можно окупить подписку. Однако «Рули» не хотят содействовать развитию микропроката, когда человек покупает машину специально для сдачи в аренду. Поэтому сервис не подключает новые автомобили, купленные меньше чем полгода назад.
Кроме того, команда думает о запуске маркетплейса с дополнительными услугами от партнёров: поминутное страхование поездок, мойка, удалённая заправка, перегон автомобиля. «Рули» смогут брать комиссию с партнёров, но это долгосрочные планы и команда пока не говорит о сроках создания маркетплейса.
У города нет цели заработать на сервисе, уверен издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев. По его мнению, подписка нужна, чтобы покрыть стоимость оборудования и страховки, а маркетплейс — чтобы дать пользователям полезные и удобные услуги при помощи партнёров.
Кто стоит за проектом и что думают про работу внутри госструктуры
Илья Паршуков и Антон Проскурин оба перешли в Дептранс из частного бизнеса.
Проскурин возглавлял подразделение консалтинга в ИТ-интеграторе Manzana Group, которая разрабатывает программы лояльности и аналитику для бизнеса. А до этого, по его словам, занимался системами телеметрии для автомобилей.
«Илья спроектировал все элементы приложения, его логику, создал дизайн, интерфейс», — так Дептранс описывает работу Паршукова на официальном сайте. До проекта «Рули» он работал продактом в каршеринге YouDrive, ещё раньше — в дизайн-командах «Яндекса», «Студии Лебедева» и Aviasales.
Команда полностью сосредоточена на продукте, а сопутствующие процессы, такие как бухгалтерия или перевозка автомобилей, взяли на себя другие структуры Дептранса.
Хотя ресурсы помогли высвободить время, работа в государственных структурах или с ними связана с бюрократией. Проскурин и Паршуков это признают, но называют «Рули» стартапом. Несмотря на ограничения, команда смогла запустить тест за полгода, заявил руководитель проекта.
С какими сложностями может столкнуться проект
Недоверие пользователей из-за возможной слежки
Чтобы подключить автомобиль к сервису, владелец должен установить оборудование от партнёров Дептранса. «Рули» уже получали отзывы пользователей, которые опасаются слежки или утечки персональных данных.
Сервис «трепетно относится к вопросам безопасности хранения данных» и следует требованиям закона «О персональных данных», заявил Проскурин.
Команду беспокоит другая проблема — насколько правильно давать собственнику право следить за перемещением пользователя, который арендовал его машину. Возможно, со временем в приложении появится возможность отключить эту функцию по взаимному согласию.
«Каршеринг без бесплатной парковки»
Ещё до запуска источники РБК рассказывали, что пользователи сервиса не получат бесплатную парковку, которая предусмотрена для каршерингов. В своём объяснении команда ссылается на отличающиеся сценарии у этих сервисов:
- На автомобиле каршеринга в течение дня могут проехать до десяти человек.
- Через «Рули» машину будут брать на несколько часов или на день, то есть машиной воспользуются один или пара человек. При таком раскладе бесплатная парковка не поможет решить проблему простоя автомобилей.
«Мы не хотим спровоцировать фрод, когда половина Москвы подключает сервис, чтобы передать машину "самому себе" и воспользоваться бесплатной парковкой. Когда наши пользователи начнут сдавать автомобили нескольким людям в течение дня, мы обязательно проработаем вопрос с парковками», — объяснили представители «Рули».
Один из возможных вариантов — автоматическая оплата парковки со скидкой в определённых зонах и во время аренды. Деньги будут автоматически списываться с карты арендатора, которую он привязал в приложении.
Конкуренция с другими каршерингами и риски, связанные с ростом
Создатели не видят в своём сервисе прямого конкурента другим приложениям каршеринга. «Делимобиль», «Яндекс.Драйв», BelkaCar и остальные — это сервисы с большими парками и дополнительными функциями. «Мы же делаем p2p и закрытое сообщество автолюбителей и их друзей», — объяснил Проскурин.
Однако если сервис станет популярным, в него может перейти часть аудитории существующих каршерингов. А вместе с пользователями «Рули» получат и риски — например, необходимость скоринга большого числа водителей.
«Это возможно, только если мы действительно выйдем на большую аудиторию, если люди станут пользоваться сервисом именно для краткосрочной аренды», — заключил Проскурин.
Менталитет автовладельцев — самый большой риск, который может помешать развитию проекта, считает Николаев.По его мнению, команда «Рули» это понимает и настроена «играть в долгую».
Почему в России нет подобных коммерческих сервисов
Голиков считает, что департамент транспорта — единственный, у кого сейчас есть возможность запустить и поддерживать такой сервис. Если подобное будет делать стартап на свои деньги, то его шанс дойти до масштабного запуска «не очень большой», рассуждает сооснователь YouDrive.
«У нас была такая идея, когда мы делали YouDrive, но мы быстро поняли, что слишком много операционных сложностей», — рассказал Голиков. В Дептрансе заявили, что департамент готов помогать частным компаниям, если кто-то решит сделать похожий сервис.
Проект мертворожденный, главную сложность не указали: людей которые готовы отдать личное - в публичное пользование (тем более такой недешевый продукт, как автомобиль) - единицы. Можно так ушатать тачку, что владелец не сразу обнаружит косяк.. а потом вылезут проблемы.
Главное, чтобы команда получала достойную зп, и небольшой кейс себе в портфолио. Они ни чем не рискуют - под крылом же Дептранса.
Согласен чушь какая-то, то же самое что квартиру дать погонять когда она пустует на буднях ))
А мне интересно, почему это государство вмешивается если уже есть р2р каршеринг, напр. рентрайд и т.п.?
«Создатели не видят в своём сервисе прямого конкурента другим приложениям каршеринга. «Делимобиль», «Яндекс.Драйв», BelkaCar и остальные — это сервисы с большими парками и дополнительными функциями. «Мы же делаем p2p и закрытое сообщество автолюбителей и их друзей», — объяснил Проскурин.» — 🤦♂️
Где набрали этих сказочников и фантазёров?! Либо там продакт в упор не слышал про теорию JTBD, либо нам просто ссут в уши с целью весело попилить очередной мёртворожденный стартапчик на госбаблишке.
Зуммеров пристроили на работу, и вот он прорыв по всем областям! Ждем новых чудесных идей, например как выращивать тыквы на крышах жк, ведь в Маскве так мало земли под сельское хозяйство))
Getaround и Turo существуют не первый год, а французский OuiCar входит в мега-систему логистики Oui SnCF. Просто в РФ пока не развита шеринговпя экономика, потому что владеть дёшеле, чем пользоваться
Очень сомнительно для менталитета наших граждан, дать свою машину покататься незнакомому человеку, ну, не знаю)))
А не наших? А где-то в мире существуют прям целый страны восторженных альтруистов, которые спят и видят как бы дать окружающим поюзать своё имущество? 🙄
А вы хоть статью читали?
Комментарий недоступен
Дело не в менталитете а в том, что отношение к чужому будет пренебрежительное
Предлагаю машины чиновников сдавать в аренду, чтобы не простаивали. Раз уж дептрансу так нужно чтобы было меньше машин.
Регулярно в центре эти машины стоят на тротуарах, хоть бы раз эвакуировали
Единственное здравое применение этому проекту. Пока синьор решает проблемы обыватель на его бмв за досками в леруа сгонять сможет.
А ты в курсе, что у большинства чиновников нет машин? И они их как раз арендуют по каким-то совершенно конским ценам
Существует пара человек, которым я смог бы дать свой авто, но с этих людей я, разумеется, никогда не возьму деньги, так как они мне близки. Остальным я либо просто не доверяю, либо не стану рисковать. И так, я думаю, абсолютно у всех, можно закрывать проект.
Перевод: "Богатым людям и чиновникам надоело быдло, которое путается под ногами на своих вёдрах с болтами, поэтому хотя бы из центра их надо выгнать, чтобы можно было проехать и запарковаться"
Из центра ща и так большинство выгонят - ибо хотят тачки у которых экологический класс не проставлен в центр тупо не пускать.
Об этом было известно и 15лет назад, ничего нового, просто кто то вырос из колготок с шортами, давай всякую хрень повторять
Ахаха верный способ потерять друга дать ему свою тачку 😂
Начал читать начало, а потом просто пробежался глазами. Главная проблема — ОСАГО. Чтобы кому-то передать свой ТС без нарушений законодательства, необходимо иметь открытое ОСАГО.
Мало того, что люди просто не будут готовы отдать свою собственность в пользование, так ещё придётся платить больше за страховку.
да там главных проблем - выше крыши. От "кто поставил эту царапинку на ручке двери" до "машину эвакуировали на штрафстоянку неделю назад, кто будет платить?"
Даже не представляю, как без этого «стартапа» обходились те, кто хотели дать свою машину друзьям «погонять»?
Страдали и безмолвствовали, не иначе!
Комментарий недоступен
Другу и без сервиса машину дам. Брать деньги с друзей - зашквар.
Это еще так должно совпасть, чтобы мой отпуск совпал с потребностью друга в машине.
Такая это все херня... 🤦♂️
Если начнёшь так раздавать свою машину, то можешь с ней попрощаться! Я вижу, как эксплуатируют каршеринговые машины, как из убивают! (
К тому же есл авто стоит оно меньше дешевеет
по лежакам и люкам на 60+ км/ч, а еще ямы обьезжать не обязательно, если лень))
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Потому что МОЯ машина это МОЁ удобство, у мне удобно когда мой автомобиль чистый и исправный. Никто кроме меня не будет поддерживать эти 2 пункта в шеринговой машине
конечно, зато казявку можно повесить куда угодно, а не искать бумажку)))
Реально не понимаю, почему чиновники всегда лезут в коммерческий сектор со своими госуслугами. Ну если востребована услуга будет, то рынок это сделает. Вы делайте дороги, законы, парковки по человеческим ценам.
Хорошо, когда можно выписать себе зарплату из бюджета и не париться насчет окупаемости, долга и налогов. Но пора уже менять подход к пилежу бюджета, ау?
То есть в принципе, идея распила бюджета вас устраивает? Осталось договориться в размерах🤣
А что в Москве с дорогами и парковкой не так, простите?
Лютый бред выдают сверху.
Еще и за народные деньги.
..Весна вроде прошла.
После абзаца про родственников и друзей всерьез воспринимать последующее уже не получалось. Эти ребята всерьез считают, что для того, чтобы дать автомобиль родственникам, люди будут скачивать приложение?
Какая-то странная идея. Если я хочу одолжить свою машину своим же родственникам, мне для этого специальное приложение не нужно.
Сначала выглядело шляпой, но теперь, когда озвучили свои подходы - все вполне может получиться. Размер предсказать сложно, но какую-то нишу найдет. Среди моих знакомых такие люди есть.
Один вопрос - они сами уже делятся своими авто друг с другом?
Это тоже самое как девушкой своей поделиться ))) отдельные извращенцы конечно найдутся, но…)
Зачем это же потребляди, у них и нет своего, зачем такая ответственность. Взял чужое за копейку жми все соки, как же ты же заплатил.
Я думаю когда реально захотят убрать лишний транспорт - просто сделают пошлину на владение личным авто как половина стоимости самого авто и всех делов
Глядя на то, как многие наши граждане пользуются каршерингом, сдавать свой автомобиль нет примерно никакого желания. А с родственниками как-то можно договориться и без приложения
Бюджеты попилят, разрабы посидят на хорошей зп, проект закроют. Профит для всех заинтересованных.
Комментарий недоступен
Звучит непривлекательно.
Городу нужна другая мэрия
Штрафы с камер кому будут приходить, интересно? Каршеринг может списать штраф с карты юзера сам, а у физлиц таких прав нет.
Физлицо может написать в гаи чтобы штраф перевесили на того, кто фактически управлял машиной. Но это все гемор лишний
То есть, я буду сдавать машину в аренду, платить за это, а окупится оно или нет - вилами по воде писано. Правильно понимаю?
имхо карпуллинг перспективнее, эдакое локальное блаблакар с подписками там все такое. Я б например за 3к месяц соседа и его супругу возил утром на работу, почти по пути.
Долларов я надеюсь ? )
Есть несколько проблем:
1. Отдавать личный авто кому-то готовы единицы процентов владельцев недорогих не новых авто, которые не жалко.
2. Круг друзей еще более ограничивает потенциальный рынок. Поездок будет не мало, а очень мало.
3. Если поездок будет мало, т.к. друзья будут ездить редко, то владельцу это вообще нафиг не надо. Заработаешь 5 тр в месяц с риском угробить авто. И тачка не всегда доступна.
Возможно, сработал бы вариант совместного владения автомобилями на несколько человек/семей.
Покупают авто 3 человека, живущих в одном дворе. Вместо 1,5 млн каждый вкладывает по полмиллиона.
Далее каждый является главным в течение недели по очереди. То есть он решает, кто едет. Остальные запрашивают нужное время и главный одобряет или отклоняет.
Новый владелец покупает долю по текущей оценке стоимости, или продает свою долю другим.
В этом случае у всех есть некая ответственность за состояние авто, т.к. это их деньги.
Стоимость обслуживания распределяется пропорционально пробегу (а лучше расходу топлива) каждого. Виновник повреждений / поломок оплачивает их за свой счет, или сумма вычитается из стоимости его доли.
но подвеску в три раза менее жалко тогда
Кто этот загадочный город, которому нужно, чтобы было меньше машин? ))
любой нормальный человек, живущий в столице. власти любых городов заинтересованы в том, чтобы выдавливать из них личные автомобили. жители тоже
"С мая 2021 года департамент транспорта Москвы тестирует «Рули-Хули» — сервис"
ПС. COVID-19 может серьезно влиять на психику — у инфицированных пациентов наблюдаются такие симптомы, как галлюцинации, бред и другие нарушения восприятия.
Источник: https://www.gazeta.ru/social/2020/05/06/13073761.shtml
"есть каршеринг, зачем мне брать машину друзей" рассуждают все остальные
Комментарий недоступен
Ну не сдают через такие сервисы автомобили друзьям или знакомым. Могу экспертно заявить. Все подобные сервисы работают на 90 % с прокатами, небольшими парками автомобилей.
В Москве и в России уже много лет работают подобные сервисы, multiprokat.com, rentride.ru - устанешь перечислять.
В нашей стране, где автомобиль это "ласточка" где "машину и жену не давай никому" такие сервисы не скоро полетят, хотя какую-то небольшую долю рынка займут.
Хорошая идея. Но пока авто является для многих роскошью, а не только средством передвижения, желающих сдавать свою ласточку будет найти нелегко. С другой стороны это же Москва
Непонятна ценность для конечного пользователя.
- я могу сам договориться с другом об аренде, зачем приложение?
- нет бесплатной парковки. Кстати, почему просто исключить возможность сдачи самому себе? Неужели нельзя поставить ограничение? Это же одно из ключевых преимуществ. ( думаю тут что-то не так, дептранс наверное не может обрабатывать номера физиков)))
Остаётся как раз таки «незнакомая» аудитория. Нужно научиться работать с ней.
Например: у меня стоит машина в Ясенево, я бы хотел ее сдать.
Вокруг Ясенево полно районов куда неудобно добираться на общественном транспорте. Что бы меня сподвигло сдать машину незнакомцу?
Наверное уверенность, что даже если что-то случиться, я получу свою машину обратно, либо достойную компенсацию.
Подписка, это вообще))) ну возьмите процент с оборота, хотябы на первое время, сразу подписку врубать непонятно за что, это провал!
Зачем городить огород?
1. Проработайте риски.
2. Апка простая, без подписки
3. Скоринг арендаторов
Если совсем тяжелый случай, Приору в подарок))