«В Хабаровске для машин спускают удлинители с балконов»: почему на востоке России больше электромобилей, чем по стране Статьи редакции
Более 20% всех электромобилей, импортированных в Россию с января по май 2021 года, купили в Хабаровске: там Tesla можно увидеть даже в соседнем дворе, рассказывает Bloomberg.
Свой первый электромобиль 31-летний владелец автомастерской Дмитрий Унагаев купил ещё пять лет назад. Тогда покупке хабаровчанина удивились все друзья и соседи, а сегодня электротранспорт в городе «почти на каждом шагу».
Более 20% всех электромобилей, импортированных в Россию с января по май 2021 года, купили в Хабаровске и других районах восточной части России. При этом, по данным аналитического агентства «Автостат», в регионе проживает всего 4% населения страны.
Дальний Восток России, рассуждает Bloomberg, не самый богатый регион страны и вряд ли служит «оплотом борьбы за экологию». Поэтому электромобили популярны там по другими причинами.
Причина первая — соседство региона с Азией. По словам издания, местные жители нередко перевозят уценённые подержанные автомобили из Японии. Так, первым электромобилем Унагаева стал Nissan Leaf — на рынке б/у модели 2011-2013 годов в среднем стоят по 400-600 тысяч рублей. Позже Унагаев купил и Tesla.
Причина вторая — доступная электроэнергия и дорогое топливо. Электроэнергия на Дальнем Востоке одна из самых дешёвых по стране — государство предлагает потребителям субсидии, чтобы стимулировать местную экономику, пишет издание.
При этом топливо там стоит дороже, чем в других регионах страны, — из-за недостаточных мощностей местных нефтеперерабатывающих заводов. По данным Федеральной службы статистики, цена на топливо была на 6% выше, чем в среднем по России.
Руководительница иркутской строительной фирмы Ольга Иванова тратит на подзарядку подержанного электромобиля 500 рублей в месяц. Бензин для её второй машины ежемесячно обходится семье почти в 10 тысяч.
По данным Vygon Consulting, водитель подержанного Nissan Leaf потратит на 40-50 тысяч рублей в год меньше, чем если бы он ездил на Lada Granta отечественного производства.
Основная причина, почему электромобили не так популярны в других регионах, — их высокая стоимость. И это может скоро измениться, поскольку подешевеют аккумуляторы.
Ещё в 2010 году средняя цена литий-ионного аккумулятора составляла $1191 за киловатт-час. В 2020 году она упала до $137. По прогнозам BloombergNEF, к 2024 году цена опустится ниже $100 за киловатт-час, а к 2030 — до $58.
Стоимость электроэнергии и топлива будет по-прежнему зависеть от конкретной страны, а также государственной политики, субсидий и состояния «углеродного рынка».
И пример Хабаровска показывает — на электромобили будет спрос, если они станут доступнее, отмечает Bloomberg.
Ребят хватит писать бред про "электромобиль это коптящая угольная электростанция". Для угля незначительна и постоянно снижается. Как только указываешь на данный факт начинается вой "утилизация это боль"
еще и к прилагательному "коптящая" можно докопаться: у китайцев технологии ТЭЦ на угле опережают наши раза эдак в 2 по калоражу с тонны сжигаемого угля, а выбросы ниже. У немцев есть проекты где и выбросы чуть ли не ноль т.к. системы улавливания всё фильтруют и в твердом виде пакуют вредные выбросы. Т.е. есть еще задел на уголь если не давить их зелеными налогами/квотами.
ТЭЦ одинаковые, просто в Китае уголь воруют меньше. Это же объясняет почему с тонны нефти у нас выход бензина вдвое меньше чем у европейцев.
э-э, кто ворует - работяги? и зачем сырая нефть/уголь энергетический кому-то нужны в подсобном хозяйстве?
Вы не фантизируйте, у нас технологии угольной энергетики застряли в позднем СССР, у китайцев/американцев/немцев разработки не останавливались и там теперь и выше температуры, и какие-то адские давления пара, и перемешивание равномерное угля в топке для сжигания грамотного. Ну и фильтры/уловители всякие.
Есть мнение - это потому что у нас госкорпорации нет угольной :) в атоме/нефти/газе есть и там более-менее дела, а в угле - нет и там каменный век.