«Компании сознательно работают в минус»: на чём строится бизнес каршеринговых сервисов в России
Статьи редакции
И получится ли у нового сервиса занять долю рынка — мнения представителей BelkaCar, YouDrive, «Яндекс.Драйва» и других компаний.
Рынок каршеринга сегодня
В исследовании от 20 сентября 2018 года компания JPMorgan назвала московский рынок каршеринга самым быстроразвивающимся в мире. На один автомобиль приходится 1082 москвича. За 2018 год пользователи совершили более 12 млн поездок (около 60 тысяч в день), что почти в два раза больше, чем за весь 2017 год.
Сегодня в Москве работает 15 сервисов, общий автопарк составляет около 11,5 тысяч машин. В исследовании говорится, что московское правительство планирует увеличить парк автомобилей до 25 тысяч машин.
Сколько стоит каршеринг в России
Как работают сервисы в Москве
По словам экспертов, основная бизнес-модель, по которой работают сервисы, — плата пользователей за аренду автомобиля. Дополнительная монетизация — размещение рекламы на авто, однако это доли процентов от общей выручки.
Чтобы максимизировать выручку с автомобиля, необходимо постоянно увеличивать количество поездок на каждом юните, сокращая время простоя автомобиля между арендами, рассказали в YouDrive.
По мнению представителей YouDrive, основной показатель для определения успешности бизнеса — время использования автомобиля в течение суток. Так как все поездки в среднем короткие, на первый план выходит минимальное время простоя. Остальные факторы, например, плотность движения, погодные условия, спрос, играют меньшее значение.
По словам экспертов, в большинстве случаев операторы берут автомобили в операционный лизинг. Некоторые сервисы совмещают операционный с финансовым лизингом по схеме 50 на 50.
В зависимости от договоренности с автодилерами у каждого сервиса своя скидка на машины от 10 до 15%, возможны другие индивидуальные условия при покупке большого количества автопарка. Есть также небольшое количество сервисов, которые покупали машины на старте.
Стоимость парковки для одного автомобиля большинства сервисов в Москве фиксированная, составляет около 30 тысяч рублей в год. Однако некоторые компании смогли приобрести льготные разрешения на парковку в столице. Сейчас цена такого разрешения для владельцев сервисов — 24 тысячи рублей. Для пользователей сервисов парковка бесплатна.
Согласно требованиям к автомобилям каршеринга со стороны департамента транспорта, срок службы не может превышать трёх лет. После этого срока их выставляют на продажу либо лизинговые компании, либо сами операторы. В регионах такие ограничения пока не действуют, потому сервисы могут использовать машины дольше трех лет.
Оптимизация бизнес-процессов у операторов
По мнению экспертов, самый дешевый вариант использования сервиса для пользователей — поездки в вечернее и ночное время, когда пробок нет. При свободном движении время в пути сокращается, а значит, клиент платит меньше.
Владение собственным автомобилем дороже, чем использование каршеринга, так как необходимо учитывать все затраты, включая налоговую нагрузку, сервисное обслуживание, страхование, амортизацию автомобиля и так далее, считают эксперты.
Цены на каршеринг в период акций начинаются от 3 рублей за минуту, отмечают эксперты. Средний тариф составляет 9 рублей в минуту — то есть около 500 рублей в час. Стоимость двадцатиминутной поездки — 180 рублей, что ниже стоимости поездки на такси.
Для оптимизации бизнеса операторам каршеринга необходимо постоянно думать о нескольких факторах: о ремонте автомобилей — обслуживаться у официальных или неофициальных дилеров либо брать механиков в штат, как уже делают некоторые сервисы, — а также о скидках и индивидуальных договоренностях с топливными компаниями.
Большое значение для эффективности бизнеса имеет развитие и разработка внутренней технологической платформы.
В «Делимобиле» рассказали, что большую часть сервисных работ они производят сами. Потому в штате сервиса есть механики, заправщики и мойщики, перегонщики автомобилей. По словам компании, это позволяет оптимизировать обслуживание парка автомобилей, держать большую часть машин в городе, а не в очереди на ремонт у партнера.
Некоторые сервисы вводят ограничения по пробегу в суточные тарифы, лимиты на расстояние. Например, «Делимобиль» ввел лимит на утреннее время — арендовать машину за 3 рубля можно только с шести до восьми часов утра.
Как будет меняться рынок
Размер мирового рынка каршеринга в 2017 году составил более $1,5 млрд, а размер парка — более 100 тысяч автомобилей. В период с 2018 по 2024 год число компаний вырастет на 20%.
Согласно исследованию Global Market Insights, совместное использование автомобилей, а также переход на электрокары и гибридные автомобили позволяют сократить выброс углекислого газа в воздух на 10%.
По данным исследования, интеграция передовых технологий в автомобили для повышения качества услуг будет способствовать росту рынка. Сервисы каршеринга работают в таких направлениях, как смарт-карты и RFID-метки, позволяющие идентифицировать водителей.
Эксперты отмечают, что сервисы каршеринга зависят от политики правительства, которое может ввести дополнительные налоги на имущество или изменить законодательство, исходя из складывающейся динамики рынка. Потому государственная поддержка этого направления важна на локальных и федеральных уровнях.
За границей в отрасли уже появляются отраслевые органы, которые выступают в качестве посредников между властью и компаниями. Например, CarSharing Association, BCS и Car Plus. Эти органы устанавливают правила и принципы, регулирующие отношения между операторами и правительством, сообщается в отчете Global Market Insights.
Что нужно для своего каршеринга
По словам представителей ГК «АвтоСпецЦентр», оптимальный период окупаемости: 10-20 месяцев. Весь полученный доход будет уходить на лизинговые платежи, рекламные кампании и так далее. По мнению экспертов, в каршеринге на прибыль негативно влияют вандализм и возможный угон автомобиля, серьезные аварии, поломки и ремонт.
Запустить сейчас еще один каршеринг в Москве будет сложно, так как рынок уже перенасыщен, считают в YouDrive.
Будущее каршеринга за крупнейшими производителями авто и их дочерними компаниями, предоставляющими подписку на весь модельный ряд. Что им могут противопоставить компании вроде Юдрайва? Ничего
Совершенно верно. Когда рынок будет готов на него выйдут основные авто-производители. Но скорее всего они просто поглотят такие компании как ЮД, нежели будут запускать свои решения. При этом будет взаимодействие Авто-гигантов и IT-гигантов вроде Яндекса.
Светлое будущее каршеринга здорового человека - быть купленным автопроизводителем за свою экспертизу в управлении парком и работу с клиентами. Каршеринги курильщиков попадут в ад.
Сравнивать с Европой удобно - потому что это самое дорогое место в плане машин. Там гос. политика такая в отношении машин - чтобы всё что с ними связано, было дорого. Как то разрабатывал агрегатор, а-ля экспедиа, там аренда любой машины и любой фичи связанной с машиной в США стоила в два раза дешевле, чем в Европе. Поэтому для ораторов неудивительно, что ораторы из статьи сравнивают с Европой.
Каршеринг в России дешевле, потому что у нас машины и бензин дешевле стоят. В Европе многие каршеринговые сервисы используют только электрокары (наши дешевые Рио, Каптюры). Городские машины есть только у YouDrive и МатрешКар – Smart и Picanto.
Компании получают субсидии и льготы от правительства Москвы, например платят за парковку 72 000 рублей за ТРИ года, вместо 300 за ОДИН год.
По загруженности автопарка можно очень легко ее оценить, если парсить цифры с сайта https://sharedcars.live , посмотрев несколько раз количество машин вечером, я сделал вывод, что на дорогах примерно 9700 автомобилей, в час пик доступно около 5500 свободных автомобилей, уровень загрузки не очень высокий.
всё так. В Париже был довольно неплохой сервис Autolib, автопарк которого состоял из электрокаров. Но в этом году субсидирование всем надоело и его прикрыли. Продержался почти 7 лет
За последний год часто наблюдаю диких водятлов на каршеринговых автомобилях, в основном БелкаКар - нарушают правила, несутся на красный свет светофора, чуть не сбивая пешеходов, и прочий ужас. Как планируете с ними бороться?
Да и машины внутри часто убитые, мусор внутри, грязный руль и стёкла...
Верните нам старый добрый рента кар!
Каршеринг должен умереть
В среднем, каждый третий на этих машинах играет в шашки, вылезает на встречку, пролетает на красный. Понятно, что экономят время, но бесят. Екатеринбург, если что.
С нарушениями бороться штрафами. Яндекс уже считает где нарушил, юдрайв просто телематику снимает. При должном желании просто включается во время поездки коэффициент и внезапно хотел как дешевле, а заплатил в два раза больше.
В Европе в каршеринге периодически используются электрокары, в России же практически нет. То есть более высокая стоимость может частично объясняться моделями машин (частично, конечно, более дорогой жизнью вообще).
странная математика : как это каршеринги работают в убыток если ежесуточная прибыль с автомобиля 3240 руб. в то время как таксопарки таксистам сдают свои лизинговые авто за 1100-1500 р. в сутки и не убыточны.
Таксопарку не нужно держать коловерти, службу безопасности, заключать договора со страховыми, разрабатывать и обновлять моднейшие приложенъица, ставить железо для дистанционного открытия-закрытия... вроде ничего не упустил?
Мысль, конечно, интересная. Но глупая. Таксопарков как таковых в РФ нет с конца 14 года. Это просто конторы которые сдают всем желающим авто под названием такси. В виду диктата цен на поездки агрегаторами таксопарки шли следующим путем: отказ от каско-отказ от страхования пассажиров на время поездки-экономия на ремонте-вывод водителей за штат и перевод на аренду как ип-кидок водителей на заработок-кидок водителей на залог взятого в таксопарке авто.
И на картинке неверная информация по стажу. Сейчас есть каршеринги в России со стажем от 0 лет (Lifcar/Карусель, Car4you) и от 1 года (Anytime, Делимобиль, Timcar).
А почему на рынке нет приложения агрегатора по всем 15 сервисам? Разве не было бы удобно находить абсолютно все автомобили рядом с собой и бронировать их через одно приложение, а не перепрыгивать из одного приложения в другое.
Как думаете это было бы интересно для существующих каршеринговых сервисов? Они платили бы фиксированную коммиссию за лид, либо % от чека и уменьшали бы % простаивающих автомобилей.
Как думаете это интересная идея или я что-то упускаю?
Так хотел сделать яндекс. Но все кш ему отказали, так как у них был пример - яндекс такси. Где все начиналось хорошо, а потом яндекс стал сам устанавливать тарифы
Такие приложения уже были. Но потом из них стали выходить крупные игроки, например Делимобиль. Он просто запретил отображать там свои машины, так как терял клиентов в виду большой конкуренции на общей карте. Ему выгодно, что бы заходили именно в его приложение
Было бы здорово привязать Тройку к каршерингу. Делать скидки на поездки каршеринг - метро - каршеринг. Не знаю как вам, мне после 18 в центре (Новослободская) ни разу не удавалось найти свободный каршеринг. Уже вот неделю как.
Если судить по цифрам, учитывая все затраты на покупку автомобиля (пусть даже в лизинг), обслуживание ПО приложений, техобслуживания, затрат на бензин, содержание штата сотрудников, аренды офисов, амортизации автомобилей - проект каршеринга в России полностью убыточный. Почему он развивается при этом? Остается только догадываться:-)
И это я молчу про Ворона премиального, ладно уж. Тут есть сомнения, каршеринг он или нет.
И еще 2 каршеринга только через ю-драйв пул работают и прекрасно себя чувствуют. CheryDrive и LifanDrive. О них тоже почему-то не слово, хотя как раз этот формат очень перспективен для мелких компаний.
Будущее каршеринга за крупнейшими производителями авто и их дочерними компаниями, предоставляющими подписку на весь модельный ряд. Что им могут противопоставить компании вроде Юдрайва? Ничего
Совершенно верно. Когда рынок будет готов на него выйдут основные авто-производители. Но скорее всего они просто поглотят такие компании как ЮД, нежели будут запускать свои решения. При этом будет взаимодействие Авто-гигантов и IT-гигантов вроде Яндекса.
Светлое будущее каршеринга здорового человека - быть купленным автопроизводителем за свою экспертизу в управлении парком и работу с клиентами. Каршеринги курильщиков попадут в ад.
Сколько стоит каршеринг? - Все представители: Гораздо дешевле чем в Европе
в России бензин и обслуживающий персонал стоят дешевле чем в Европе
Сравнивать с Европой удобно - потому что это самое дорогое место в плане машин. Там гос. политика такая в отношении машин - чтобы всё что с ними связано, было дорого. Как то разрабатывал агрегатор, а-ля экспедиа, там аренда любой машины и любой фичи связанной с машиной в США стоила в два раза дешевле, чем в Европе. Поэтому для ораторов неудивительно, что ораторы из статьи сравнивают с Европой.
Каршеринг в России дешевле, потому что у нас машины и бензин дешевле стоят. В Европе многие каршеринговые сервисы используют только электрокары (наши дешевые Рио, Каптюры). Городские машины есть только у YouDrive и МатрешКар – Smart и Picanto.
Компании получают субсидии и льготы от правительства Москвы, например платят за парковку 72 000 рублей за ТРИ года, вместо 300 за ОДИН год.
По загруженности автопарка можно очень легко ее оценить, если парсить цифры с сайта https://sharedcars.live , посмотрев несколько раз количество машин вечером, я сделал вывод, что на дорогах примерно 9700 автомобилей, в час пик доступно около 5500 свободных автомобилей, уровень загрузки не очень высокий.
А еще 30 октября будет заседание суда по поводу дискриминации каршерингами водителей без стажа
https://mos-gorsud.ru/rs/lefortovskij/services/cases/civil/details/b014a7dd-443c-4fb9-bf10-2555899d3346
всё так. В Париже был довольно неплохой сервис Autolib, автопарк которого состоял из электрокаров. Но в этом году субсидирование всем надоело и его прикрыли. Продержался почти 7 лет
Готов платить как в Европе, но и оплату труда будьте любезны сделать как в Европе...
Комментарий недоступен
Было бы интересно тестировать не по минутам, а по «пакетам»:
15 минут, 30 минут. Сделать какую усреднённую стоимость.
Комментарий недоступен
За последний год часто наблюдаю диких водятлов на каршеринговых автомобилях, в основном БелкаКар - нарушают правила, несутся на красный свет светофора, чуть не сбивая пешеходов, и прочий ужас. Как планируете с ними бороться?
Да и машины внутри часто убитые, мусор внутри, грязный руль и стёкла...
Верните нам старый добрый рента кар!
Каршеринг должен умереть
В среднем, каждый третий на этих машинах играет в шашки, вылезает на встречку, пролетает на красный. Понятно, что экономят время, но бесят. Екатеринбург, если что.
да многие как упоротые ездят, время видите ли экономят
тоже часто вижу такое, в основном хачатуряны в пятером забьются в тачку и гоняют, что внутри в салоне после таких покатушек - страшно представить
С нарушениями бороться штрафами. Яндекс уже считает где нарушил, юдрайв просто телематику снимает. При должном желании просто включается во время поездки коэффициент и внезапно хотел как дешевле, а заплатил в два раза больше.
Уточните комментарий Гришкевича - полная путаница в выручке / доходе / прибыли.
В Европе в каршеринге периодически используются электрокары, в России же практически нет. То есть более высокая стоимость может частично объясняться моделями машин (частично, конечно, более дорогой жизнью вообще).
странная математика : как это каршеринги работают в убыток если ежесуточная прибыль с автомобиля 3240 руб. в то время как таксопарки таксистам сдают свои лизинговые авто за 1100-1500 р. в сутки и не убыточны.
Таксопарку не нужно держать коловерти, службу безопасности, заключать договора со страховыми, разрабатывать и обновлять моднейшие приложенъица, ставить железо для дистанционного открытия-закрытия... вроде ничего не упустил?
Мысль, конечно, интересная. Но глупая. Таксопарков как таковых в РФ нет с конца 14 года. Это просто конторы которые сдают всем желающим авто под названием такси. В виду диктата цен на поездки агрегаторами таксопарки шли следующим путем: отказ от каско-отказ от страхования пассажиров на время поездки-экономия на ремонте-вывод водителей за штат и перевод на аренду как ип-кидок водителей на заработок-кидок водителей на залог взятого в таксопарке авто.
Так так. А может сделать фиксированные тарифы на каршеринг? Чтобы народ не носился на кш
И на картинке неверная информация по стажу. Сейчас есть каршеринги в России со стажем от 0 лет (Lifcar/Карусель, Car4you) и от 1 года (Anytime, Делимобиль, Timcar).
А почему на рынке нет приложения агрегатора по всем 15 сервисам? Разве не было бы удобно находить абсолютно все автомобили рядом с собой и бронировать их через одно приложение, а не перепрыгивать из одного приложения в другое.
Как думаете это было бы интересно для существующих каршеринговых сервисов? Они платили бы фиксированную коммиссию за лид, либо % от чека и уменьшали бы % простаивающих автомобилей.
Как думаете это интересная идея или я что-то упускаю?
Так хотел сделать яндекс. Но все кш ему отказали, так как у них был пример - яндекс такси. Где все начиналось хорошо, а потом яндекс стал сам устанавливать тарифы
Такие приложения уже были. Но потом из них стали выходить крупные игроки, например Делимобиль. Он просто запретил отображать там свои машины, так как терял клиентов в виду большой конкуренции на общей карте. Ему выгодно, что бы заходили именно в его приложение
Агрегаторы со всеми сервисами сейчас есть, например на https://sharedcars.live/ все 18 каршерингов Москвы и области
"существует довольно высокая вероятность выхода российских каршерингов за рубеж"
куда, в Беларусь и Казахстан?
В Алматы уже зашли. Anytime.
Было бы здорово привязать Тройку к каршерингу. Делать скидки на поездки каршеринг - метро - каршеринг. Не знаю как вам, мне после 18 в центре (Новослободская) ни разу не удавалось найти свободный каршеринг. Уже вот неделю как.
вы во всех 15 сервисах зарегистрированы?)
Если судить по цифрам, учитывая все затраты на покупку автомобиля (пусть даже в лизинг), обслуживание ПО приложений, техобслуживания, затрат на бензин, содержание штата сотрудников, аренды офисов, амортизации автомобилей - проект каршеринга в России полностью убыточный. Почему он развивается при этом? Остается только догадываться:-)
Распишите ваши предположения по цифрам? :)
Ну понятно, что скоро таких тарифов не будет.
Почему про страховку нет ничего?)
MatreshCar где ?!
есть информатор (без возможности аренды)
www.cars-sharing.ru
Кто что думает на тему агрегатора по каршерингу с возможность брони и аренды автомобиля?
Все мечтают, один YouDrive уже делает))
почему 14 каршерингов? А МатрешCar вы куда дели?
И это я молчу про Ворона премиального, ладно уж. Тут есть сомнения, каршеринг он или нет.
И еще 2 каршеринга только через ю-драйв пул работают и прекрасно себя чувствуют. CheryDrive и LifanDrive. О них тоже почему-то не слово, хотя как раз этот формат очень перспективен для мелких компаний.