{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Все комплектующие импортные, ПО — тоже: как из-за «спецоперации» Россия «лишилась» беспилотников и есть ли у них будущее Статьи редакции

Главное из материала The Bell.

  • Россия могла закрепиться на рынке беспилотных автомобилей как один из лидеров, но этого шанса она лишилась после начала «спецоперации». Компании готовились к «большому прорыву» весь 2021 год, а главное препятствие исчезло в январе 2022-го, когда правительство утвердило экспериментальный правовой режим (ЭПР) для беспилотных такси.
  • ЭПР бы позволил «Яндексу» запустить коммерческое беспилотное такси — но запуск, который планировался на март, так и не состоялся. А иностранные проекты — испытания беспилотников в США и доставку роботами-курьерами — компания прекратила. Возникли и проблемы с компонентами: работать с «Яндексом» отказалась Nvidia — ведущий поставщик процессоров, без которых беспилотные машины не сделать.
  • Но «главный удар» по планам компании нанёс отказ от партнёрства крупного автопроизводителя. Как говорят источники, в подразделение Yandex Self Driving Group при оценке в $5 млрд должен был «зайти» Hyundai.
  • Как дела у того же SberAutoTech — не совсем ясно: компания тестировала беспилотные машины в Санкт-Петербурге, также у неё есть закрытый сервис для сотрудников. К тому же «Сбер» нарастил и парк автомобилей в 2022 году — у банка их 180 против 160 машин у «Яндекса». Тестовых километров меньше: 1 млн км у SberAutoTech против 23 млн км.
  • Но пополнение было запланировано ещё в 2021-м, говорят источники, а сейчас с перспективами на будущее у компании «не всё так однозначно». Например, до «спецоперации» она планировала выйти в ОАЭ, но от этого пришлось отказаться. «Сбер» сейчас «в замешательстве», а разработка идёт скорее «по инерции».

Беспилотные грузовики

  • Шансы на запуск беспилотных легковых машин уменьшаются — не только из-за проблем с запчастями, но ещё и потому, что для россиян покупка даже нового автомобиля стала «задачей нетривиальной». Вместо него Россия может сосредоточиться на беспилотных грузовиках.
  • Для них на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург в 2023 году хотят запустить «беспилотные логистические коридоры». По задумке по трассе будут передвигаться машины от разных российских разработчиков. С помощью них планируется сократить время доставки груза из Москвы в Петербург на час и снизить себестоимость поездки на 10% — но только к концу десятилетия.
  • Для грузовиков выделят отдельную полосу, а в Твери — построят объезд. Весь проект построен по принципу v2x (vehicle to everything). Это подразумевает, что автомобиль беспрерывно обменивается информацией с «умными» дорогами, светофорами и знаками. А значит, всю трассу придётся оцифровать — оборудовать передатчиками, с которыми будет связываться грузовик. Объём вложений в проект оценивался почти в 8 млрд рублей.
  • У такого подхода много проблем: слишком дорогой каждый километр дороги и необходимость постоянной поддержки инфраструктуры. Ещё нужно подвести питание — это увеличит нагрузку на сотовых операторов, у которых и так проблемы с поставками оборудования. А комплектующие для таких систем либо импортные, либо сделаны из иностранных компонентов. Неясно также — кому и зачем нужен этот проект: бизнес режет расходы, а беспилотники — «дорогая игра на будущее».
  • Но он может стать «звёздным часом» для «КамАЗа», который ещё в 2015-м получал миллиардные гранты на создание собственного автономного грузовика.

Проблема в том, что государство уже много лет тратило по 2 млрд в год на беспилотник «КамАЗа». И теперь, пока он его не сделает, ничего другого никто делать не будет. У «КамАЗа» не получается? Ничего, подождём», — говорит один из участников рынка. И хотя у конкурентов уже могут быть работающие решения, это никак на ситуацию не влияет. Миллиарды рублей же куда-то потрачены. Спрашивать куда — вопрос очень неудобный.

один из участников рынка
  • Проект «КамАЗа» — это скорее сегмент дешёвых машин с тиражом всего 40 тысяч в год. При этом он столкнётся с теми же проблемами, что и другие, — например, заменой импортных компонентов. Особенно на самых современных грузовиках, у которых сделанного в России нет «практически ничего».

  • В гонку за беспилотный грузовик ввязался и «Сбер» — и даже нашёл себе партнёра: белорусский «МАЗ». Дорабатывать существующую модель банк не хочет, а собирается проектировать новую — сразу беспилотную. В SberAutoTech полагают, что это позволит зарабатывать на беспилотниках. Но «МАЗ» — слишком маленький производитель, чтобы запустить с ним массовое производство, которое когда-либо окупится, считает источник The Bell.

Беспилотники «Яндекса»

  • За беспилотный грузовик не борется только «Яндекс», у которого беспилотное подразделение фактически разделилось на два — это компания подтвердила в ноябре, заявив, что в ходе реорганизации международную часть беспилотников выделят в самостоятельную компанию.
  • В России беспилотники останутся — но с международной частью их судьба никак не будет связана. Амбиции продолжать разработку у оставшейся части есть, непонятно только, сможет ли «Яндекс» продолжать это делать «на уровне мировых лидеров», с которыми он пытался конкурировать в США.
  • Главная проблема — комплектующие. Лидары, радары, процессоры и компьютеры для беспилотников в России не производят, их нужно ввозить из-за границы. К тому же оборудование требует постоянных обновлений, а получить поддержку от производителей в России сейчас нельзя. Строить беспилотник на «пиратском» ПО — идея «сомнительная».

  • Автопарка в полторы сотни машин вполне хватит для испытаний. Но если речь о коммерциализации — нужно серийное производство, а значит и контракт с крупным автопроизводителем. Для российского «Яндекса» это сейчас «практически невозможно». Но и у отделившейся части могут быть проблемы: если им удастся снова договориться с Hyundai — это уже будет «большая победа».
«Яндекс»
0
334 комментария
Написать комментарий...
Gorbun iz Notr Dama
«Все комплектующие импортные, ПО — тоже»

Ничё, щас поставим производство собственного. Раньше просто не надо было, но теперь точно запустим всё своё. В общем, только выиграли, как обычно. Гойда!

Ответить
Развернуть ветку
Mrak

Даже специально загуглил что такое Гойда. В мире мемов прибыло, посмотрим сколько времени мем проживет :-)

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Унылый forced-мем, продвигаемый почему-то исключительно либеральной общественностью.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Помидоров

Так это теперь символ...ммм, даже не знаю какой общественности. Если назвать какая она на самом деле, то посадят, а патриотами неправильно называть, искажать смысл хорошего слова не хочется.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Cree

forced-мем, это мем, который был создан одним или группой людей изначально с целью создания и навязывания нового мема. Как думаешь, Охлобыстин лично придумал и зафорсил? Не знал, что он либерал.

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Не обязательно. Создал Охлобыстин, но форсят его именно что либеральная общественность. От ватников его не слышно от слова совсем, ибо уныл как экскременты.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Cree

Если создал Охлобыстин без цели форса нового мема, то это уже не форсед мем. Рекомендую обтекать в этой ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Петр П

Да ладно. То есть если взять рандомный говномем, о котором знало полтора анона, и начать его форсить, эт тип не форсед мем будет? Та же кричалка про деда, крайне популярная в соседней стране, возникла естественным путем, но остается форсед-мемом и по сей день. Я уж не говорю про всякое, что протекало (при помощи форса пикабушниками) с условного пикабу в нормальный интернет.

Впрочем, Гойда действительно заслужила огромную популярность в самых различных сообществах сразу с релиза, поэтому это, конечно же, не форсед мем.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Макаров

Главное не перепутать, форсед мем это мем который нам не нравится и тревожит манямирок, а мемы которые нравятся они не форсед мемы, все изи. Гойда, братцы!

Ответить
Развернуть ветку
Петр П

Кстати, различные "агентства интернет-исследований" и правда предлагают форсед-мемы на любой вкус, так что вполне можно найти под свой манямирок. Такие очень удобно использовать в качестве маркера (видишь где-нибудь комментарий, например, про употребление веществ президентом соседнего государства и с автором сразу все ясно).

Но чтобы кто-то обвинял в таком ироничную гойду - такое я впервые вижу, если честно, может новая методичка (мем-то не очень удобный, прямо скажем)

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

А что не так с гойдой? По мне так отличный маркер. В пропутински настроеных сообществах этот "мем" не прижился от слова совсем.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Помидоров

Какая разница, что там приживается в этих сообществах, там ведь разум и логика тоже не приживаются, но это не значит, что их нет. А вот гойда с товарищами путинистами уже навсегда)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Макаров

Надо брать оружие врага и использовать его против него же самого! Это Сунь-цзы, а не охлобыстни всякие

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Где вы увидели огромную популярность гойды?

Ответить
Развернуть ветку
Петр П

Двач (настоящий и ньюсач), пикабу, хабр, совершенно несвязанные с политикой конфы в телеге, я ее много где встретил. Не говоря уж о разборах "гойды", которая на поверку оказалась... не совсем древнерусским призывом к немедленному действию, так скажем. Со временем, конечно, слово стало встречаться реже, но тем не менее мем вполне натуральный сам по себе, даже если сейчас его использует более узкий круг лиц.

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Я полагаю, что вы пытаетесь выдать свои домыслы за истину.
Форс - это продвижение, а не создание. Если мем распространяется не естественным образом (вследствие его забавности, остроумности или нелепости), а целенаправленно определенным кругом лиц, то это и есть forced-мем. И совершенно все равно кто его и для чего придумал. Как правило такие мемы малоизвестны и быстро забываются.

Ответить
Развернуть ветку
Бро

ну как унылый? исконно-русский, традиционный, какой уж есть.

Ответить
Развернуть ветку
MadRat96

Не знал, что Сорокин и Охлобыстин теперь либералы, каждый день новое открытие

Ответить
Развернуть ветку
wlad

Сумасшедшие вещают на Красной площади. Реально болъной.

https://www.youtube.com/watch?v=FMECmLXXPrs

Ответить
Развернуть ветку
Mrak

да тысячи их. бункерный, дед, что еще вспоминать лень)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Макаров

Ты акуел? Ты что, не присутствовал на том самом митинге его величества? Не патриот? Иноагент? Родитель номер 2?

Ответить
Развернуть ветку
331 комментарий
Раскрывать всегда